Конспект урока по русскому языку «Суффикс» (УМК «Перспектива», 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Квашнина Елизавета Александровна

Цель деятельности учителя: продолжить формировать представление  учащихся о суффиксе как значимой части слова; показать роль суффикса в передаче оттенков знания слова и образовании новых слов; показать единообразное написание одного и того же суффикса; выработать умения составлять слова с предложенными суффиксами.

Планируемые результаты:

Предметные:

- закрепить представление о суффиксе как значимой части слова;

- определять значение, которое придаёт слову суффикс и его роль в образовании новых слов;

- иметь представление о единообразном написании одного и того же суффикса;

- уметь образовывать слова с определённым суффиксом

Личностные:

- формировать навыки речевого этикета;

- обогащать словарный запас словами-названиями специальностей.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование урока: учебник русский язык, 2 класс, 2 часть. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_suffiksy.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 09.04.2019 г.

                        ФИО учителя: Слуднова Наталья Викторовна

Школа: № 104

                        ФИ студента: Квашнина Елизавета

Класс: 2

                        ФИО методиста: Колотухина Яна Александровна

Кабинет: 103

Время занятия:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Суффикс»

Цель деятельности учителя: продолжить формировать представление  учащихся о суффиксе как значимой части слова; показать роль суффикса в передаче оттенков знания слова и образовании новых слов; показать единообразное написание одного и того же суффикса; выработать умения составлять слова с предложенными суффиксами.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- закрепить представление о суффиксе как значимой части слова;

- определять значение, которое придаёт слову суффикс и его роль в образовании новых слов;

- иметь представление о единообразном написании одного и того же суффикса;

- уметь образовывать слова с определённым суффиксом

Личностные: 

- формировать навыки речевого этикета;

- обогащать словарный запас словами-названиями специальностей.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование урока: учебник русский язык, 2 класс, 2 часть. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., презентация к уроку.

Этапы урока, методы и приёмы

Время

(мин.)

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Самоопределение к деятельности

1 мин

-Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Елизавета Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка

- Посмотрите на свои парты.  Готовы ли вы  начать урок? Всё на месте? Всё в порядке? Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили?

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

-Приветствуют учителя

-Проверяют готовность к уроку

Л: мотивация к учебной деятельности

2.

Актуализаций знаний и мотивация.

Словесный, беседа

4-5 мин

 Словарно – орфографическая работа

 - Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл ?

 - Спишите понравившуюся, вставляю пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

- Какие орфограммы мы повторили ?

Слайд 1

  • Кр…сна птица оп…ренье, а человек учен…ем.
  • Д…рога ложка к обеду.

-Отвечают на вопросы

- Работают с пословицей.

П: извлечение необходимой информации из пословиц .

К: аргументация своего мнения и позиции, строить речевые высказывания в устной форме.

3.

Постановка учебной задачи.

Словесный, беседа

4-5 мин

Постановка цели и темы урока

- Вы уже умеете составлять слова из частей слова. Но все ли частили слова хорошо сочетаются друг с другом?

Презентация 

Слайд 2 

В одном столбике записаны корни тигр - , гус - , слон - ,

В другом суффиксы – иц (а), - ын (я), их(а)

- Какие из них могут соединится и образовать новое слово, а какие нет ?

- Как вы думаете, чему мы будем учится на уроке ?

- Назовите тему урока.

Слайд 3

- Слушают учителя, смотрят презентацию.

- Отвечают на вопросы.

 

- Экспериментируют и соединяют части слов по-разному.

- Сегодня мы будем учится составлять слова с разными суффиксами

- Суффиксы

 

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;


Р.: саморегуляция

Р.: целеполагание

4.

«Открытие» нового материала

1.Словесный,

Беседа

2.Работа по учебнику

7-8 мин

Работа по теме

Прослушайте сказку.

Понаблюдай за работой суффикса – чик. 

                              Ласковый и добрый –чик

Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, колокола, огурцы и другие подобные им слова.

        Но вот появился суффикс – чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса – чик была ещё одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного колокола получался чудно звенящий колокольчик. Даже большой зелёный огурец превращался в  изящный огурчик.

        С годами суффикс – чик приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их добрыми, ласковыми, нежными, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет суффикс –чик образовал слово лётчик, из слова переплёт-переплётчик.

        Сейчас суффикс – чик уже немолодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. И действительно, человеку без него не обойтись! Ведь он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует названия профессий. Вот какой труженик этот – чик

        А самое главное, что он познакомил нас со своими друзьями, после которых –чик всегда стоит в словах, - буквами т, ж, д, з, с. «Как же нам запомнить твоих друзей?» - поинтересовались мы. «Да очень просто, это первые буквы слов предложения: Ты Же Должен Знать Суффикс – чик!»

Вот как интересно! Уж теперь-то мы запомним навсегда.

Слайд 4

Ребята для чего  служит суффикс – чик -  ?

Какой оттенок значения он придаёт словам?

Какое правило ты вынес из рассказа?

 

Открываем учебник на стр., 65 упражнение 86.

- Понаблюдаем за работой суффикса - чик – 

Запишите слова с данным суффиксом в столбик.

Таблица

Слайд 5

Слова с уменьшительное – ласкательными значением.

Слова, называющие профессию людей.

                          …

                        …

- Выделите в словах обеих групп суффикс - чик – 

Упражнение 87 стр., 65

(По  заданию. Фронтальная работа с комментирование. Дополнительное задание: подчеркните все известные орфограммы)

- Слушают информацию

- Отвечают на вопросы

- Суффикс – чик – уменьшает предметы, делает их добрыми, ласковыми, образует названия профессий. Суффикс – чик –стоит после букв т,ж,д,з,с (лётчик, переводчик, резчик, счастливчик)

П.: выделение необходимой информации

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Физкультурная минутка

1 мин

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

-Повторение движений за учителем

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

5.

Первичное закрепление.

Практический, игра

Продолжение работы по теме на уроке.

Игра «Назови детёнышей»

Коза ( козлёнок), утка ( утёнок), лось (лосёнок), олень (оленёнок), тигр (тигрёнок), лев (львёнок), кошка (котёнок).

- С помощью каких суффиксов вы смогли называть детёнышей животных? Выделите этот суффикс.

Слайд 6

Игра «Образуй слово»

Слайд 7

- От каждого слова образуйте новое  слово с помощью одного из данных суффиксов. Выделите этот суффикс.

Суффиксы: -ник, -ышк, -ик, - очк, -н, -ечк, -ок, -ек, -еньк, -к, -ушк, -ист,

-ов, - ин, - чик, - ищ.

Слова: звезда, еж, путь, слово, мёд, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, берёза, груз, баян.

 

Слушаю слова, отвечают.

- Суффикс -ёнок- 

- Образовывают новые слова с помощью суффиксов.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П.: анализ

6.

Включение в систему знаний, повторение.

Практический, упражнение

7-8 мин

- Спишите слова, распределите их на три группы. Выделите корень и суффикс.

- Какое значение привносит суффикс в записанные слова?

Слайд 8

Слова: столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.

- Записывают слова, разделяют их на три группы.

П: извлечение необходимой информации из текста.

К: строить речевые высказывания в устной форме

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

Дом.задание

1 мин

-Запишите три слова с суффиксом -тель. Обозначьте в словах этот суффикс. Слайд 10

-Записывают

Р: осуществление итогового контроля;

8.

Рефлексия деятельности

2-3 мин

- Ребята для чего служит суффикс?

- Какие суффиксы вы запомнили? Какой оттенок значиния они придают словам?

Оцените свою работу на уроке.

«!» - я собой доволен.

«+» выполнял задания с небольшим затруднением.

Спасибо за урок.

До свидания!

-…

-…

-…

-Берут карандаши

-Оценивают свою работу

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"  по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 2 класса по теме: «Суффикс».

Вашему вниманию предлагается конспект урока по русскому языку для обучающихся 2 класса по теме: "Суффикс". Данный конспект урока написан в рамках гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амонашвили, цель ко...

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме: "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-" (Блок «Правописание»)...

Конспект урока по русскому языку "Суффикс" + презентация к конспекту

1. Тема урока: Суффикс.2. Тип урока: Урок открытия нового знания.3. Цель:  актуализировать знания о части слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Ввести понятие &laq...