Конспект урока по рус.языку. Буква ь
план-конспект урока по русскому языку
Тема: «Буква Ь»
Цели:
-Создать условия для знакомства с написанием буквы «мягкий знак».
-Сформировать умения писать букву каллиграфически правильно.
-Научить писать слова с этой буквой.
-Познакомить с особенностью этой буквы и её ролью в словах.
Оборудование:
1.Презентация по теме «Буква Ь».
2.Мультимедийный проектор.
3.Карточки с заданиями.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Универсальные учебные действия:
Личностные
1.Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка.
2.Иметь общее представление о моральных нормах поведения.
3.Осознавать личностный смысл учения, желать учиться.
Познавательные
1.Проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление).
2.Самостоятельно проводить краткий анализ объектов.
3.Под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятия.
Регулятивные
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2.Следовать режиму организации учебной деятельности.
3.понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
4.оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Коммуникативные
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Воспринимать мнение других людей.
3.Понимать задаваемые вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_rus.yazyku._bukva_.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока по русскому языку
«Буква Ь»
Тема: «Буква Ь»
Цели:
-Создать условия для знакомства с написанием буквы «мягкий знак».
-Сформировать умения писать букву каллиграфически правильно.
-Научить писать слова с этой буквой.
-Познакомить с особенностью этой буквы и её ролью в словах.
Оборудование:
1.Презентация по теме «Буква Ь».
2.Мультимедийный проектор.
3.Карточки с заданиями.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Универсальные учебные действия:
Личностные
1.Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка.
2.Иметь общее представление о моральных нормах поведения.
3.Осознавать личностный смысл учения, желать учиться.
Познавательные
1.Проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление).
2.Самостоятельно проводить краткий анализ объектов.
3.Под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятия.
Регулятивные
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2.Следовать режиму организации учебной деятельности.
3.понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
4.оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Коммуникативные
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Воспринимать мнение других людей.
3.Понимать задаваемые вопросы.
Ход урока.
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. |
Ι. Мотивация к коррекционной деятельности. - Здравствуйте! Меня зовут Анна Алексеевна, и сегодня ваше занятие проведу я! Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Ребята, улыбнитесь друг другу, ΙΙ. Актуализация знаний и пробное учебное действие. -Ребята, к нам сегодня пришли герои одного мультфильма. Посмотрите на слайд и скажите, кто это? -Правильно. Медведь хочет повторить с Машей буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, но Маша уже все забыла. Поможем Маше вспомнить? -Ребята, посмотрите на доску. Вы видите ленту букв. -А какие это звуки? -Каким цветом эти звуки выделены? -Почему? -А буквы, которые выделены синим цветом какие обозначают звуки? -А зеленым? -А если пополам? -А как мы найдем на ленте звонкие звуки? -А глухие? ΙΙΙ. Локализация индивидуальных затруднений. -Ребята, а кто мне может сказать, почему мягкий знак стоит в стороне и выделен белым цветом? -Кто-нибудь может произнести звук, который обозначается буквой Ь? -А писать эту букву вы умеете? - Так давайте с вами познакомимся с буквой Ь и научимся его писать. - А кто-нибудь догадался, какая у нас тема нашего урока? - Кто сможет мне ее произнести? -Верно. И у нас сегодня новая тема урока, которая называется буква мягкий знак. ΙV. Построение проекта выхода из затруднений. -Посмотрите на букву Ь. Из скольких элементов состоит эта буква? - С написанием какой буквы схоже написание буквы Ь? - Я тетрадь свою открою И как надо положу. Я, друзья мои, не скрою, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
-Давайте с вами откроем тетради на стр. 3, 5 и напишем букву мягкий знак. Но сначала я вам покажу. Смотрим внимательно -Итак…Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх до середины строки, закругляем влево и закрываем овал на прямой. - Теперь потренируемся вы в воздухе, а я на доске. - Молодцы, пишем в прописях мягкий знак. -Пишем с вами вторую строчку, где мягкий знак схож с написанием буквы Ы. -Ребята, зачем нужен Ь? -Посмотрите в пропись. Вы видите там слова, давайте их прочитаем: Был- быль Пыл- пыль Кон- конь Угол- уголь -Ребята, что вы заметили в этих словах? - Давайте возьмем ручки и покажем с помощью цветов синего и зеленого, где буква обозначающая твердый согласный звук , а где буква обозначающая мягкий согласный звук. -Напишем эти слова. -Для чего в этих словах написали в конце мягкий знак? -Ребята, прочитаем слова на строчке ниже. Прочитаем первую пару слов. Что вы заметили? А где в слове окуньки написан мягкий знак? -Для чего в этих словах мягкий знак? Остальные слова допишите самостоятельно. Мягкие согласные подчеркните зеленым карандашом. -Итак, для чего служит мягкий знак? Где он пишется? Приведите примеры. -Ребята, посмотрите на стр. 3,5. Какие слова вы видите? Это предложение? Почему? -Давайте с вами составим правильное предложение. Посмотрите на цифры, которые над словами. -Какое слово должно быть первым? -Какое вторым? -Какое третьем? -Какое четвертым? -Какое у нас получилось предложение? Запишем его. -Молодцы! Подчеркните мягкий знак. -Сделаем с вами звуко - буквенный анализ слов гусь, лось, олень, лень. -Какое слово лишнее? -Молодцы! -Сейчас я прочитаю вам сказку, а вы внимательно слушайте. Сказка: Однажды пришел мягкий знак в Азбуку и увидел, что буквы живут дружно, согласные всегда соглашаются с гласными. И ему захотелось там жить. Но буквы удивились: «Что же ты будешь с нами делать? Ведь ты не обозначаешь никакого звука!» Стал мягкий знак их просить, умолять. И буквы сжалились. Они придумали для него целых 2 работы… - Какая первая у него мы узнали. -Для чего служит мягкий знак? V. Реализация проекта выхода из затруднений. -Теперь внимательно посмотрите на стр.3,6. Прочитайте слова. -Почему слово Коля написано с большой буквы? -Чем различаются эти слова? -Сделаем звуко- буквенный анализ этих слов. -Сколько звуков обозначает буква Ю в слове солю? А в слове солью? -Почему? Сколько звуков обозначает буква Я? -Почему? -Вы догадались, зачем здесь нужен мягкий знак? -Правильно. В этих словах Ь отделяет одну букву от другой и выполняет разделительную функцию. -Запомните: разделительный Ь пишется после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И, которые будут обозначать 2 звука, первый из которых [Й’] -Ребята, посмотрите на слова, давайте прочитаем их. Фасоль- вьюга Дельфин- тополь Письмо- платье Тюльпан- вольер Семья- воробьи -Молодцы! - Запишите эти слова по столбикам: 1-й столбик, где Ь-смягчающий, а второй столбик, где Ь-разделительный. -Ребята, давайте эти слова поделим на слоги. -Что вы заметили, когда поделили слова на слоги? -Запомните: - При переносе мягкий знак не отрывается от согласной. Физкультминутка VΙ. Обобщение во внешней речи. Миша предлагает Маше поиграть в игру, поиграем вместе с Машей? Игра «Найди пару» (антонимы) работа здоровье свет безделье болезнь тьма скука польза враги веселье вред друзья -Подчеркните Ь. -Где в этих словах мягкий знак смягчающий, а где разделительный? - Составь пословицу из слов: Без (1), ученья(2), уменья(4), нет(3). -Как вы ее понимаете? VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ребята, выполним с вами задания самостоятельно. 1 ряд - запиши слово, чтобы обозначало много предметов. 2 ряд – образуй имена по образцу. Проверка по экрану: Дерево -деревья Наташа - Наталья Брат – братья Даша - Дарья Сук - сучья Таня- Татьяна Тестирование Выберите правильный ответ. 1. Выбери слово, в котором (Ь) – показатель мягкости: А) пальчики; Б) вьюга; В) глазунья. 2. Укажи слово с правильным переносом: А) вь-юга; Б) крыль-я; В) маль-чик. 3. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка: А) друзья; Б) стуля; В) очки. Самопроверка. VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение. -Ребята, посмотрите на слова в рамочке. Прочитайте их. -Ребята, какие это слова? -Правильно и в них присутствует Ь. -Запишите эти слова и подчеркните опасное место. -Ребята, запомните эти слова. ΙХ. Рефлексия. - Теперь Машенька научится правильно писать Ь? -А вы научились? - Что нового узнали? -Что вам было интересней всего? -Проанализируйте свою работу на уроке. Закрасьте кружок таким цветом, который соответствует вашим знаниям: зелёный, желтый, красный. Красный цвет: Стоп! Вперед нельзя! Повторять усядусь я! Жёлтый цвет: Здесь – внимание! Сомневаюсь ещё я! Зелёный цвет: А теперь вперёд! В знаниях уверен я! -Спасибо вам за урок! До новых встреч! | - Здравствуйте! Эмоциональный настрой на работу. Маша и Медведь Да Гласные и согласные Синим, зеленым и красным. Так как гласный звук выделяется красным, а согласный синим или зеленым. Твердые Мягкие Буква может обозначать как мягкий, та и твердый согласный звук. Звонкие согласные расположены на первой строчке. Глухие согласные расположены на второй строке. Он не обозначает звуков. Нет Нет Да Буква Ь Из 2-х С буквой Ы Открывают тетради. Дети тренируются в воздухе. Для обозначения мягкости предшествующего согласного В первом слове буква Л обозначает твердый согласный звук, а во втором слове буква Л- обозначает мягкий согласный звук. Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.
Окунь – окуньки. В этих словах есть общая часть – корень окунь. В середине слова, в корне. Для обозначения мягкости предшествующего звука. Для обозначения мягкости предшествующего звука. Пишется после согласных перед согласными или в конце слова коньки день Дождь(4) лил(3) весь(1) день(2) Нет. Слова не связаны по смыслу. Весь День Лил Дождь Весь день лил дождь. Гусь-син.,кр.,зел. Лось-син., кр.,зел. Олень-кр.,зел.,кр.,зел. Лень-зел.,кр.,зел. Лень- так как три животных, а это слово имеет другое значение Олень- так как во всех слова 3 звука, а в этом слове 4 звука. Для обозначения мягкости предшествующего звука. Солю- солью Полю- полью Коля-колья Так как это имя, а имена мы пишем с большой буквы. Мягким знаком 1 и 2 Т.к. мы пишем букву Ю, а слышим Й и У 2 Т.к. мы пишем букву Я, а слышим Й и А Ответы детей Смягчающий Разделительный Фасоль Вьюга Дельфин Платье Письмо Вольер Тюльпан Воробьи Тополь Семья Фа-соль Вью-га Дель-фин То-поль Пись-мо Пла-тье Тюль-пан Воль-ер Се-мья Во-ро-бьи Что Ь не отрывается от согласной. Да Работа- безделье Свет- тьма Болезнь- здоровье Скука- веселье Враги-друзья Вред- польза Смягчающий Разделительный Болезнь Здоровье Тьма Безделье Польза Веселье Друзья Без ученья нет уменья. Человек ничего не будет знать , если не будет учиться. Дети проверяют по слайду слова. А В Б Словарные Учи́тель Да Да Что мягкий знак не обозначает звук и служит для обозначения мягкости предшествующего звука. Разделительный мягкий знак показывает, что буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Буквы "В" и "Д""
данное занятие предназначено для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. цель данного занятия: профилактика и коррекция оптической дисграфии. задачи: 1)учить детей давать характеристику звука...
Конспект урока по русскому язык "Буква безударного гласного в корне слова."
Цель урока: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова....
Конспект урока по русскому языку"Буквы Мм, Нн"
Данный материал для учителей начальных классов...
Конспект урока по русскому языку "Буква Ё" + самоанализы
Конспект урока по русскому языку "Буква Ё"...
Конспект урока по русскому языку. Буквы Й, Ь при переносе слов
Конспект урока по русскому языку. Буквы Й, Ь при переносе слов...
конспект урока по русскому языку Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]
Урок-путешествие в сказку "Колобок". Герои сказок дают детям различные задания, которые они выполняют. Очень много наглядного материала....
Конспект урока по рус.языку. Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме
Цель:Учить различать гласные первого и второго ряда в слогах, словах, предложениях.Учить сравнивать согласные по твёрдости-мягкости на уров...