конспект урока по русскому языку Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок-путешествие в сказку "Колобок". Герои сказок дают детям различные задания, которые они выполняют. Очень много наглядного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_bukvy_ya_ya_oboznachayushchie_zvuki_ya.docx | 26.64 КБ |
konspekt_urok_bukvy_ya_ya_oboznachayushchie_zvuki_ya.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]
Тип урока: «Открытие» нового знания
Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи, логического мышления, памяти.
Задачи: Знакомство с гласными буквами Я, я, обозначающими два звука; учить изображать данные звуки на звуковой схеме; воспитывать чувство любви к сказкам, к людям.
Планируемые результаты (предметные): узнают, что буква я в начале слова и после гласной обозначает два звука. Научатся:обозначать слияние [й’а] буквой я, объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике; осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, вести учебный диалог, оценивать границы своего знания и незнания.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Буква Я в начале слов и после гласных. Буква Я после согласных; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ.
Оборудование:
для учителя: проектор, компьютер, слайд-презентация, набор букв, слоговые схемы, предметные картинки яблок, яблоневое дерево, лента букв, алфавит, карточки со слогами
для обучающихся: сигнальные карточки, Азбука, слоговые схемы, набор слогов.
Сценарий урока.
Мотивация.
Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям, улыбнитесь мне. Улыбка поднимает настроение. Я желаю вам успехов на уроке!
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Мы должны им показать,
Как умеем рассуждать,
Думать, мыслить и читать,
На вопросы отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Наш девиз:
Мы дружные!
- Мы умные!
- Мы в первом классе учимся!
- Всё у нас получится!
Ребята, а вы любите сказки?
Один герой русской народной сказки очень часто говорил эту букву. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушёл: Какую букву он говорил в каждом предложении? ( букву Я). Значит о какой букве мы сегодня будем говорить? А как называется сама сказка? (КОЛОБОК). О какой черте характера это говорит? Каким был Колобок? (ХВАСТЛИВЫМ). Что случилось с Колобком в конце сказки? Какой можно сделать вывод? Хорошо ли хвастаться? ( Нужно быть скромным ).
Хоть и Колобок был хвастливым, мы должны помочь ему. Мы должны спасти его. Вы же не хотите, чтобы лиса его съела? А для этого мы должны выполнить задания сказочных героев.
Колобок от бабушки ушёл и от дедушки ушёл. Покатился по дорожке, а навстречу ему буквы
А Н К У О Е И З С Т Р Л |
- Назовите буквы, которые встретились колобку?
Жили буквы в домике, пошли гулять да заблудились. Надо им помочь. Поможем, дети, буквам?
Расселите буквы в два домика.
(На доске рисунки с домиками. Домики с крышами разного цвета: красного и сине-зелёного)
-Какие буквы поселите в дом с красной крышей?
-А какие буквы поселите в домик с сине- зелёной крышей?
- Какие буквы называются гласными?
-Какие буквы называются согласными? (Выходит ученик и «расселяет» буквы).
-Назовите буквы, обозначающие согласные звуки.
-Какие из гласных букв показывают мягкость согласных звуков?
Обрадовались гласные буквы, что попали домой и запели. Давайте споём с ними. (Пропевание гласных а, у, е, о, и)
Обрадовался колобок и от радости закрыл глаза.
Добавляю букву Я
Что изменилось?
В какой домик поселим букву Я?
Колобок сбежал с окошка,
Деда с бабкой огорчил.
Покатился по дорожке
В лапы к зайцу угодил. (Физкультминутка «Зайка»)
Заяц съесть его хотел.
Только на помощь колобку прискакал зверёк. Угадайте кто?
На быка похож,
Шерстью весь оброс,
Вьючным считается,
Как рогатый называется? Як
Сделать слого-звуковой анализ слова ЯК ( на партах и на доске)
Надо быстро колобка спасать, помочь от зайца убежать. Для этого выполним задание.
Нужно отгадать загадки
Круглое, румяное
С дерева достану я
На тарелку положу
«Кушай, мамочка» скажу (яблоко)
Сколько звуков в этом слове? Сколько букв?
Если б не было его,
Не сказал бы ничего (язык)
Сколько звуков в этом слове? Сколько букв?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода, а уже лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Обратите внимание: Где стоит буква Я? Сколько она даёт звуков? Почему в слове январь одинаковое количество букв и звуков?(я- даёт 2 звука, ь-не даёт звука)
Круглобока, желтолица,
Может с солнышком сравниться.
А душистая какая,
Мякоть сладкая такая!
Мы поклонники отныне
Королевы поля...(Дыня)
Составляем схему слова дыня. Где находится буква Я? Сколько звуков она даёт?
Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!»
Ответ: Маяк
Где стоит буква Я? Сколько она даёт звуков?
Убежал колобок от зайчика.
Физминутка.
Вот навстречу серый волк,
В колобках он знает толк.
Чтобы волк его не съел,
Колобочек спеть хотел,
Только волк наш засопел:
-С песней лучше не спеши,
Ты мне лучше почитай
Чтение по учебнику стр.112.
– Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку.
– В парах задайте друг другу вопросы по содержанию текста.
– Почему на море стало темно?
– Куда торопятся суда?
– Что им встречается на пути?
– Что помогает судам смело идти в порт?
Покатился колобок дальше.
Не попал он волку в лапы.
Вдруг навстречу косолапый
(Физкультминутка «Медведь»)
Колобочек испугался,
На пенёк скорей забрался.
А медведь как заревёт:
«Ты не пой мне, колобок,
Лучше ты реши, дружок,
Трудную задачу
И сложи слова в придачу».
Из слогов составить слова:
Какое сейчас время года? Все слова на эту тему.
ЗИ ДЕ СНЕ МА ЖОК РОЗ КАБРЬ МО
(Парами составляют слова)
Вот и лисонька идёт (Физкультминутка «Лиса»)
И такую речь ведёт:
«Съем тебя я, колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
На яблоне висят яблоки. Нужно сорвать яблоки и составить из них слово.
(На доске висит яблоня с яблоками. На яблоках слоги. Дети составляют слово «Дружба» )
Колобочка мы спасли,
От лисицы унесли.
А спасти его от зла
Дружба наша помогла.
Время зря мы не теряли,
Всё заданья выполняли.
-Как вам это удалось?
-Что же сделать нам пришлось?
-Кому трудно было? В чём?
Вы сегодня молодцы!
Отвечали как бойцы!
Рефлексия
Понравилось ли вам спасать колобка?
-Довольны ли вы концом сказки?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что особенно вам понравилось?
- Колобок благодарит вас за помощь и хорошую работу.
- Кому урок понравился, кому было интересно и понятно, поднимет зелёный сигнал. Кто в чём-то затруднялся – красный.
- Всем спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Тема урока: Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]
Тип урока: «Открытие» нового знания
Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи, логического мышления, памяти.
Задачи: Знакомство с гласными буквами Я, я, обозначающими два звука; учить изображать данные звуки на звуковой схеме; воспитывать чувство любви к сказкам, к людям.
Планируемые результаты (предметные): узнают, что буква я в начале слова и после гласной обозначает два звука. Научатся:обозначать слияние [й’а] буквой я, объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике; осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, вести учебный диалог, оценивать границы своего знания и незнания.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Буква Я в начале слов и после гласных. Буква Я после согласных; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ.
Оборудование:
для учителя: проектор, компьютер, слайд-презентация, набор букв, слоговые схемы, предметные картинки яблок, яблоневое дерево, лента букв, алфавит, карточки со слогами
для обучающихся: сигнальные карточки, Азбука, слоговые схемы, набор слогов.
Сценарий урока.
Мотивация.
Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям, улыбнитесь мне. Улыбка поднимает настроение. Я желаю вам успехов на уроке!
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Мы должны им показать,
Как умеем рассуждать,
Думать, мыслить и читать,
На вопросы отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Наш девиз:
Мы дружные!
- Мы умные!
- Мы в первом классе учимся!
- Всё у нас получится!
Ребята, а вы любите сказки?
Один герой русской народной сказки очень часто говорил эту букву. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушёл: Какую букву он говорил в каждом предложении? ( букву Я). Значит о какой букве мы сегодня будем говорить? А как называется сама сказка? (КОЛОБОК). О какой черте характера это говорит? Каким был Колобок? (ХВАСТЛИВЫМ). Что случилось с Колобком в конце сказки? Какой можно сделать вывод? Хорошо ли хвастаться? ( Нужно быть скромным ).
Хоть и Колобок был хвастливым, мы должны помочь ему. Мы должны спасти его. Вы же не хотите, чтобы лиса его съела? А для этого мы должны выполнить задания сказочных героев.
Колобок от бабушки ушёл и от дедушки ушёл. Покатился по дорожке, а навстречу ему буквы
А Н К У О Е И З С Т Р Л |
- Назовите буквы, которые встретились колобку?
Жили буквы в домике, пошли гулять да заблудились. Надо им помочь. Поможем, дети, буквам?
Расселите буквы в два домика.
(На доске рисунки с домиками. Домики с крышами разного цвета: красного и сине-зелёного)
-Какие буквы поселите в дом с красной крышей?
-А какие буквы поселите в домик с сине- зелёной крышей?
- Какие буквы называются гласными?
-Какие буквы называются согласными? (Выходит ученик и «расселяет» буквы).
-Назовите буквы, обозначающие согласные звуки.
-Какие из гласных букв показывают мягкость согласных звуков?
Обрадовались гласные буквы, что попали домой и запели. Давайте споём с ними. (Пропевание гласных а, у, е, о, и)
Обрадовался колобок и от радости закрыл глаза.
Добавляю букву Я
Что изменилось?
В какой домик поселим букву Я?
Колобок сбежал с окошка,
Деда с бабкой огорчил.
Покатился по дорожке
В лапы к зайцу угодил. (Физкультминутка «Зайка»)
Заяц съесть его хотел.
Только на помощь колобку прискакал зверёк. Угадайте кто?
На быка похож,
Шерстью весь оброс,
Вьючным считается,
Как рогатый называется? Як
Сделать слого-звуковой анализ слова ЯК ( на партах и на доске)
Надо быстро колобка спасать, помочь от зайца убежать. Для этого выполним задание.
Нужно отгадать загадки
Круглое, румяное
С дерева достану я
На тарелку положу
«Кушай, мамочка» скажу (яблоко)
Сколько звуков в этом слове? Сколько букв?
Если б не было его,
Не сказал бы ничего (язык)
Сколько звуков в этом слове? Сколько букв?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода, а уже лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Обратите внимание: Где стоит буква Я? Сколько она даёт звуков? Почему в слове январь одинаковое количество букв и звуков?(я- даёт 2 звука, ь-не даёт звука)
Круглобока, желтолица,
Может с солнышком сравниться.
А душистая какая,
Мякоть сладкая такая!
Мы поклонники отныне
Королевы поля...(Дыня)
Составляем схему слова дыня. Где находится буква Я? Сколько звуков она даёт?
Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!»
Ответ: Маяк
Где стоит буква Я? Сколько она даёт звуков?
Убежал колобок от зайчика.
Физминутка.
Вот навстречу серый волк,
В колобках он знает толк.
Чтобы волк его не съел,
Колобочек спеть хотел,
Только волк наш засопел:
-С песней лучше не спеши,
Ты мне лучше почитай
Чтение по учебнику стр.112.
– Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку.
– В парах задайте друг другу вопросы по содержанию текста.
– Почему на море стало темно?
– Куда торопятся суда?
– Что им встречается на пути?
– Что помогает судам смело идти в порт?
Покатился колобок дальше.
Не попал он волку в лапы.
Вдруг навстречу косолапый
(Физкультминутка «Медведь»)
Колобочек испугался,
На пенёк скорей забрался.
А медведь как заревёт:
«Ты не пой мне, колобок,
Лучше ты реши, дружок,
Трудную задачу
И сложи слова в придачу».
Из слогов составить слова:
Какое сейчас время года? Все слова на эту тему.
ЗИ ДЕ СНЕ МА ЖОК РОЗ КАБРЬ МО
(Парами составляют слова)
Вот и лисонька идёт (Физкультминутка «Лиса»)
И такую речь ведёт:
«Съем тебя я, колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
На яблоне висят яблоки. Нужно сорвать яблоки и составить из них слово.
(На доске висит яблоня с яблоками. На яблоках слоги. Дети составляют слово «Дружба» )
Колобочка мы спасли,
От лисицы унесли.
А спасти его от зла
Дружба наша помогла.
Время зря мы не теряли,
Всё заданья выполняли.
-Как вам это удалось?
-Что же сделать нам пришлось?
-Кому трудно было? В чём?
Вы сегодня молодцы!
Отвечали как бойцы!
Рефлексия
Понравилось ли вам спасать колобка?
-Довольны ли вы концом сказки?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что особенно вам понравилось?
- Колобок благодарит вас за помощь и хорошую работу.
- Кому урок понравился, кому было интересно и понятно, поднимет зелёный сигнал. Кто в чём-то затруднялся – красный.
- Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку по теме: "Гласные звуки и буквы"
Данный урок формирует умение отличать буквы от звуков....
Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс...
Конспект урока по русскому языку 2 класс" Согласный звук [й], буква и краткая."
Конспект урока по русскому языку....
Конспект урока по русскому языку. 2 класс.Тема "Звуки и буквы. Повторение"
Целью данного урока является повторение изученного материала по теме «Звуки и буквы».Планируемые результаты: обучающиеся научатся различать гласные и согласные ; твёрдые и мягкие, глухие и звонкие зву...
Конспект урока по русскому языку на тему "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Беглые гласные"
УМК "ПНШ"...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...