конспект урока по русскому языку Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Джеранова Марина Харитоновна

Урок-путешествие в сказку "Колобок". Герои сказок дают детям различные задания, которые они выполняют. Очень много наглядного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урокаБуквы Яя, обозначающие звуки [й’а]

Тип урока: «Открытие» нового знания

Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи, логического мышления, памяти.

Задачи: Знакомство с гласными буквами Яя, обозначающими два звука; учить изображать данные звуки на звуковой схеме; воспитывать чувство любви к сказкам, к людям.

Планируемые результаты (предметные): узнают, что буква я в начале слова и после гласной обозначает два звука. Научатся:обозначать слияние [й’а] буквой я, объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике; осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, вести учебный диалог, оценивать границы своего знания и незнания.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Буква Я в начале слов и после гласных. Буква Я после согласных; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ.

 

Оборудование:

для учителя: проектор, компьютер, слайд-презентация, набор букв, слоговые схемы, предметные картинки яблок, яблоневое дерево, лента букв, алфавит, карточки со слогами

для обучающихся: сигнальные карточки, Азбука, слоговые схемы, набор слогов.

                        Сценарий урока.

Мотивация.

Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям, улыбнитесь мне. Улыбка поднимает настроение. Я желаю вам успехов на уроке! 

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы должны им показать,

Как умеем рассуждать,

Думать, мыслить и читать,

На вопросы отвечать.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Наш девиз:

 Мы дружные!

- Мы умные!

- Мы в первом классе учимся!

- Всё у нас получится!

Ребята, а вы любите сказки?

Один герой русской народной сказки очень часто говорил эту букву. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушёл: Какую букву он говорил в каждом предложении? ( букву Я). Значит о какой  букве мы сегодня будем говорить? А как называется сама сказка? (КОЛОБОК). О какой черте характера это говорит? Каким был Колобок? (ХВАСТЛИВЫМ). Что случилось с Колобком в конце сказки? Какой можно сделать вывод? Хорошо ли хвастаться? ( Нужно быть скромным ).

Хоть и Колобок был хвастливым, мы должны помочь ему. Мы должны спасти его.  Вы же не хотите, чтобы лиса его съела? А для этого мы должны  выполнить задания сказочных героев.

Колобок от бабушки ушёл и от дедушки ушёл. Покатился по дорожке, а навстречу ему буквы

А Н К У О Е И З С Т Р Л

- Назовите буквы, которые встретились колобку?

Жили буквы в домике, пошли гулять да заблудились. Надо им помочь. Поможем, дети, буквам?

Расселите буквы в два домика.

(На доске рисунки с домиками. Домики с крышами разного цвета: красного и сине-зелёного)

-Какие буквы поселите в дом с красной крышей?

-А какие буквы поселите в домик с сине- зелёной крышей?

- Какие буквы называются гласными?

-Какие буквы называются согласными? (Выходит ученик и «расселяет» буквы).

-Назовите буквы, обозначающие согласные звуки. 

-Какие из гласных букв показывают мягкость согласных звуков?

Обрадовались гласные буквы, что попали домой и запели. Давайте споём с ними. (Пропевание гласных а, у, е, о, и)

Обрадовался колобок и от радости закрыл глаза.

Добавляю букву Я

Что изменилось?

В какой домик поселим букву Я?

Колобок сбежал с окошка,

Деда с бабкой огорчил.

Покатился по дорожке

В лапы к зайцу угодил. (Физкультминутка «Зайка»)

Заяц съесть его хотел.

Только на помощь колобку прискакал зверёк. Угадайте кто?

 

На быка похож,

Шерстью весь оброс,

Вьючным считается,

Как рогатый называется? Як

 

Сделать слого-звуковой анализ слова ЯК ( на партах и на доске)

Надо быстро колобка спасать, помочь от зайца убежать. Для этого выполним задание.

Нужно отгадать загадки

Круглое, румяное

С дерева достану я

На тарелку положу

«Кушай, мамочка» скажу (яблоко)

Сколько звуков в этом слове? Сколько букв?

Если б не было его,

Не сказал бы ничего (язык)

Сколько звуков в этом слове? Сколько букв?


Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода, а уже лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Обратите внимание: Где стоит буква Я? Сколько она даёт звуков? Почему в слове январь одинаковое количество букв и звуков?(я- даёт 2 звука, ь-не даёт звука)

Круглобока, желтолица,
Может с солнышком сравниться.
А душистая какая,
Мякоть сладкая такая!
Мы поклонники отныне
Королевы поля...
(Дыня)

Составляем схему слова дыня. Где находится буква Я? Сколько звуков она даёт?

Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!»

Ответ: Маяк

Где стоит буква Я? Сколько она даёт звуков?

Убежал колобок от зайчика.

Физминутка.

Вот навстречу серый волк,

В колобках он знает толк. 

Чтобы волк его не съел,

Колобочек спеть хотел,

Только волк наш засопел:

-С песней лучше не спеши,

Ты мне лучше почитай

Чтение по учебнику стр.112.

– Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку.

– В парах задайте друг другу вопросы по содержанию текста.

–  Почему на море стало темно?

– Куда торопятся суда?

– Что им встречается на пути?

– Что помогает судам смело идти в порт?

Покатился колобок дальше.

Не попал он волку в лапы.

Вдруг навстречу косолапый

(Физкультминутка «Медведь»)

Колобочек испугался,

На пенёк скорей забрался.

А медведь как заревёт:

«Ты не пой мне, колобок,

Лучше ты реши, дружок,

Трудную задачу

И сложи слова в придачу».

Из слогов составить слова:

Какое сейчас время года? Все слова на эту тему.

ЗИ ДЕ СНЕ МА ЖОК РОЗ КАБРЬ МО

(Парами составляют слова)

Вот и лисонька идёт (Физкультминутка «Лиса»)

И такую речь ведёт:

«Съем тебя я, колобок,

Но прежде дам тебе я срок:

На яблоне висят яблоки. Нужно сорвать яблоки и составить из них слово.

(На доске висит яблоня с яблоками. На яблоках слоги. Дети составляют слово «Дружба» )

Колобочка мы спасли,

От лисицы унесли.

А спасти его от зла

Дружба наша помогла.

Время зря мы не теряли,

Всё заданья выполняли.

-Как вам это удалось?

-Что же сделать нам пришлось?

-Кому трудно было? В чём?

Вы сегодня молодцы!

Отвечали как бойцы!

Рефлексия

Понравилось ли вам спасать колобка?

-Довольны ли вы концом сказки?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно вам понравилось?

- Колобок благодарит вас за помощь и хорошую работу.

- Кому урок понравился, кому было интересно и понятно, поднимет зелёный сигнал. Кто в чём-то затруднялся – красный.

- Всем спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Тема урокаБуквы Яя, обозначающие звуки [й’а]

Тип урока: «Открытие» нового знания

Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи, логического мышления, памяти.

Задачи: Знакомство с гласными буквами Яя, обозначающими два звука; учить изображать данные звуки на звуковой схеме; воспитывать чувство любви к сказкам, к людям.

Планируемые результаты (предметные): узнают, что буква я в начале слова и после гласной обозначает два звука. Научатся:обозначать слияние [й’а] буквой я, объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике; осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, вести учебный диалог, оценивать границы своего знания и незнания.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Буква Я в начале слов и после гласных. Буква Я после согласных; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ.

 

Оборудование:

для учителя: проектор, компьютер, слайд-презентация, набор букв, слоговые схемы, предметные картинки яблок, яблоневое дерево, лента букв, алфавит, карточки со слогами

для обучающихся: сигнальные карточки, Азбука, слоговые схемы, набор слогов.

                        Сценарий урока.

Мотивация.

Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям, улыбнитесь мне. Улыбка поднимает настроение. Я желаю вам успехов на уроке! 

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы должны им показать,

Как умеем рассуждать,

Думать, мыслить и читать,

На вопросы отвечать.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Наш девиз:

 Мы дружные!

- Мы умные!

- Мы в первом классе учимся!

- Всё у нас получится!

Ребята, а вы любите сказки?

Один герой русской народной сказки очень часто говорил эту букву. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушёл: Какую букву он говорил в каждом предложении? ( букву Я). Значит о какой  букве мы сегодня будем говорить? А как называется сама сказка? (КОЛОБОК). О какой черте характера это говорит? Каким был Колобок? (ХВАСТЛИВЫМ). Что случилось с Колобком в конце сказки? Какой можно сделать вывод? Хорошо ли хвастаться? ( Нужно быть скромным ).

Хоть и Колобок был хвастливым, мы должны помочь ему. Мы должны спасти его.  Вы же не хотите, чтобы лиса его съела? А для этого мы должны  выполнить задания сказочных героев.

Колобок от бабушки ушёл и от дедушки ушёл. Покатился по дорожке, а навстречу ему буквы

А Н К У О Е И З С Т Р Л

- Назовите буквы, которые встретились колобку?

Жили буквы в домике, пошли гулять да заблудились. Надо им помочь. Поможем, дети, буквам?

Расселите буквы в два домика.

(На доске рисунки с домиками. Домики с крышами разного цвета: красного и сине-зелёного)

-Какие буквы поселите в дом с красной крышей?

-А какие буквы поселите в домик с сине- зелёной крышей?

- Какие буквы называются гласными?

-Какие буквы называются согласными? (Выходит ученик и «расселяет» буквы).

-Назовите буквы, обозначающие согласные звуки. 

-Какие из гласных букв показывают мягкость согласных звуков?

Обрадовались гласные буквы, что попали домой и запели. Давайте споём с ними. (Пропевание гласных а, у, е, о, и)

Обрадовался колобок и от радости закрыл глаза.

Добавляю букву Я

Что изменилось?

В какой домик поселим букву Я?

Колобок сбежал с окошка,

Деда с бабкой огорчил.

Покатился по дорожке

В лапы к зайцу угодил. (Физкультминутка «Зайка»)

Заяц съесть его хотел.

Только на помощь колобку прискакал зверёк. Угадайте кто?

 

На быка похож,

Шерстью весь оброс,

Вьючным считается,

Как рогатый называется? Як

 

Сделать слого-звуковой анализ слова ЯК ( на партах и на доске)

Надо быстро колобка спасать, помочь от зайца убежать. Для этого выполним задание.

Нужно отгадать загадки

Круглое, румяное

С дерева достану я

На тарелку положу

«Кушай, мамочка» скажу (яблоко)

Сколько звуков в этом слове? Сколько букв?

Если б не было его,

Не сказал бы ничего (язык)

Сколько звуков в этом слове? Сколько букв?


Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода, а уже лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Обратите внимание: Где стоит буква Я? Сколько она даёт звуков? Почему в слове январь одинаковое количество букв и звуков?(я- даёт 2 звука, ь-не даёт звука)

Круглобока, желтолица,
Может с солнышком сравниться.
А душистая какая,
Мякоть сладкая такая!
Мы поклонники отныне
Королевы поля...
(Дыня)

Составляем схему слова дыня. Где находится буква Я? Сколько звуков она даёт?

Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!»

Ответ: Маяк

Где стоит буква Я? Сколько она даёт звуков?

Убежал колобок от зайчика.

Физминутка.

Вот навстречу серый волк,

В колобках он знает толк. 

Чтобы волк его не съел,

Колобочек спеть хотел,

Только волк наш засопел:

-С песней лучше не спеши,

Ты мне лучше почитай

Чтение по учебнику стр.112.

– Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку.

– В парах задайте друг другу вопросы по содержанию текста.

–  Почему на море стало темно?

– Куда торопятся суда?

– Что им встречается на пути?

– Что помогает судам смело идти в порт?

Покатился колобок дальше.

Не попал он волку в лапы.

Вдруг навстречу косолапый

(Физкультминутка «Медведь»)

Колобочек испугался,

На пенёк скорей забрался.

А медведь как заревёт:

«Ты не пой мне, колобок,

Лучше ты реши, дружок,

Трудную задачу

И сложи слова в придачу».

Из слогов составить слова:

Какое сейчас время года? Все слова на эту тему.

ЗИ ДЕ СНЕ МА ЖОК РОЗ КАБРЬ МО

(Парами составляют слова)

Вот и лисонька идёт (Физкультминутка «Лиса»)

И такую речь ведёт:

«Съем тебя я, колобок,

Но прежде дам тебе я срок:

На яблоне висят яблоки. Нужно сорвать яблоки и составить из них слово.

(На доске висит яблоня с яблоками. На яблоках слоги. Дети составляют слово «Дружба» )

Колобочка мы спасли,

От лисицы унесли.

А спасти его от зла

Дружба наша помогла.

Время зря мы не теряли,

Всё заданья выполняли.

-Как вам это удалось?

-Что же сделать нам пришлось?

-Кому трудно было? В чём?

Вы сегодня молодцы!

Отвечали как бойцы!

Рефлексия

Понравилось ли вам спасать колобка?

-Довольны ли вы концом сказки?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно вам понравилось?

- Колобок благодарит вас за помощь и хорошую работу.

- Кому урок понравился, кому было интересно и понятно, поднимет зелёный сигнал. Кто в чём-то затруднялся – красный.

- Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку по теме: "Гласные звуки и буквы"

Данный урок формирует умение отличать буквы от звуков....

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс.Тема "Звуки и буквы. Повторение"

Целью данного урока является повторение изученного материала по теме «Звуки и буквы».Планируемые результаты: обучающиеся научатся различать гласные и согласные ; твёрдые и мягкие, глухие и звонкие зву...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...