Рабочая программа по русскому языку для 3 класса Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. -М.: Просвещение, 2020
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса соответствует требованиям:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)
-Разработана на основе программы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы "Школа России". 1 - 4 классы. Под редакцией Канакина В.П., Горецкий В.Г.-М:Просвещение. 2014г.)
-Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_po_russkomu_yazyku_3v.docx | 84.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «27» августа 2020 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 28 августа 2020г. | «Утверждена» Приказом от 28 августа 2020 г. № 205/01-04 Директор _________/ Безрученкова С. П. |
Рабочая программа
начального общего образования
по русскому языку
для 3 В класса
«Согласована» Заместитель директора ____________ / Мехадюк Т. А. «28» августа 2020 г. |
Составитель: Полупан учитель начальных классов |
пгт Верхнеднепровский
2020 г.
Рабочая программа по русскому языку для 3 В класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями
- Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. №1576
- Примерной программы начального общего образования: (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Авторской программы: Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. https://catalog.prosv.ru/attachment/bf73153b-a66f-11e2-a97f-0050569c0d55.pdf (Русский язык. 1-4 классы. Предметная линия учебников системы "Школа России")
- Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. -М.: Просвещение, 2020
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 28. 12. 2018 г. № 345
Данная программа составлена на 173 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2020-2021 уч. год.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, организации, передачи информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров .
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение.
- Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
- соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
II.Содержание учебного предмета
Язык и речь
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Для реализации этого содержания учащиеся должны:
Знать:
- типы текстов по цели высказывания и интонации
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
Уметь:
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
Развитие речи:
|
Слово в языке и речи
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Для реализации этого содержания учащиеся должны:
Знать:
- понятия синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы и их роль в речи;
- признаки однокоренных слов, подбирать их, выделять корень.
Уметь:
- определять лексическое значение слов;
- распознавать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы и наблюдать, как они используются в тексте;
- находить в тексте однокоренные слова;
определять части речи данного слова;
- работать со словарями русского языка;
- грамотно писать слова с изученными орфограммами.
Состав слова, правописание частей слова
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- правила проверки корневых орфограмм.
Уметь:
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;
- писать слова с разделительным Ъ;
- правильно писать гласные и согласные в приставках.
Части речи
Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Знать:
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог.
Уметь:
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по
родам.
Повторение изученного за год
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Формы контроля:
Текущий контроль по русскому языку можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме, в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, словарных диктантов, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Итоговый контроль по русскому языку проводится в форме контрольных работ комбинированного характера.
Типовые задания и формы работы по формированию УУД:
С целью реализации образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования в полном объёме использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
III.Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Коли чество часов | Конт рольный диктант | Сочи нение | Изло жение | Конт рольное списы вание | Слова рный дик тант | Прое кты |
1 | Язык и речь. | 2 | ||||||
2 | Текст, предложение, словосочетание. | 14 | 1 | 1 | ||||
3 | Слово в языке и речи. | 19 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | |
4 | Состав слова. | 18 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | |
5 | Правописание частей слова | 30 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
6 | Части речи. | 2 | 1 | |||||
7 | Имя существительное | 32 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | |
8 | Имя прилагательное | 19 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
9 | Местоимение | 4 | 1 | |||||
10 | Глагол | 22 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
11 | Повторение | 11 | 1 | 1 | 1 | |||
Итого: | 173 | 10 | 5 | 7 | 4 | 15 | 5 |
IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | Название темы (раздела) | Кол-во часов | Дата | ||
План | Факт | ||||
1. Язык и речь (2 ч) | |||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Виды речи и их назначение. | 1 | 01.09 | ||
2 | Для чего нужен язык? Назначение языка. | 1 | 02.09 | ||
2. Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) | |||||
3 | Текст как единица языка и речи | 1 | 03.09 | ||
4 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | 1 | 04.09 | ||
5 | Предложение. | 1 | 07.09 | ||
6 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные | 1 | 08.09 | ||
7 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 09.09 | ||
8 | Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные | 1 | 10.09 | ||
9 | Обращение. Предложения с обращением. Словарный диктант. | 1 | 11.09 | ||
10 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 14.09 | ||
11 | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам предложения | 1 | 15.09 | ||
12 | Простое и сложное предложения | 1 | 16.09 | ||
13 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении | 1 | 17.09 | ||
14 | Словосочетание. Главное и зависимое слово | 1 | 18.09 | ||
15 | Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень» | 1 | 21.09 | ||
16 | Контрольный диктант по теме «Текст. Предложение. Словосочетание» | 1 | 22.09 | ||
3. Слово в языке и речи (19ч) | |||||
17 | Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные | 1 | 23.09 | ||
18 | Синонимы и антонимы. Словарный диктант. | 1 | 24.09 | ||
19 | Омонимы. Использование омонимов в речи | 1 | 25.09 | ||
20 | Слово и словосочетание | 1 | 28.09 | ||
21 | Фразеологизмы | 1 | 29.09 | ||
22 | Обучающее изложение с языковым анализом текста. | 1 | 30.09 | ||
23 | Работа над ошибками. Части речи. | 1 | 01.10 | ||
24 | Имя существительное. Местоимение | 1 | 02.10 | ||
25 | Имя прилагательное | 1 | 05.10 | ||
26 | Глагол | 1 | 06.10 | ||
27 | Имя числительное как часть речи | 1 | 07.10 | ||
28 | Однокоренные слова. Словарный диктант. | 1 | 08.10 | ||
29 | Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | 09.10 | ||
30 | Контрольное списывание. | 1 | 12.10 | ||
31 | Согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | 13.10 | ||
32 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне | 1 | 14.10 | ||
33 | Разделительный мягкий знак | 1 | 15.10 | ||
34 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». | 1 | 16.10 | ||
35 | Проект «Рассказ о слове» | 1 | 19.10 | ||
4. Состав слова (18 ч) | |||||
36 | Корень слова. Однокоренные слова | 1 | 20.10 | ||
37 | Правописание корня в однокоренных словах. Чередование звуков в корне слова | 1 | 21.10 | ||
38 | Сложные слова. Соединительная гласная в сложных словах | 1 | 22.10 | ||
39 | Формы слова. Окончание. Словарный диктант. | 1 | 23.10 | ||
40 | Как найти в слове окончание? Нулевое окончание | 1 | 26.10 | ||
41 | Обобщение знаний о корне и окончании. Слова, которые не имеют окончания | 1 | 27.10 | ||
42 | Контрольный диктант по теме «Состав слова». | 1 | 28.10 | ||
43 | Приставка – значимая часть слова | 1 | 29.10 | ||
44 | Как найти приставку в слове? | 1 | 30.10 | ||
45 | Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставок | 1 | 09.11 | ||
46 | Суффикс как значимая часть слова. Как найти в слове суффикс? | 1 | 10.11 | ||
47 | Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов | 1 | 11.11 | ||
48 | Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе» | 1 | 12.11 | ||
49 | Основа слова. Словарный диктант. | 1 | 13.11 | ||
50 | Обобщение знаний о составе слова. Разбор слов по составу | 1 | 16.11 | ||
51 | Подробное изложение повествовательного текста | 1 | 17.11 | ||
52 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа по теме «Состав слова» | 1 | 18.11 | ||
53 | Проект «Семья слов» | 1 | 19.11 | ||
5. Правописание частей слова (30 ч) | |||||
54 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова | 1 | 20.11 | ||
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | 23.11 | ||
56 | Правописание слов проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова | 1 | 24.11 | ||
57 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне | 1 | 25.11 | ||
58 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями –оло-, -оро-, -ере- | 1 | 26.11 | ||
59 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне | 1 | 27.11 | ||
60 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Словарный диктант. | 1 | 30.11 | ||
61 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне | 1 | 01.12 | ||
62 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 1 | 02.12 | ||
63 | Контрольное списывание. | 1 | 03.12 | ||
64 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | 1 | 04.12 | ||
65 | Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука. | 1 | 07.12 | ||
66 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | 08.12 | ||
67 | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» | 1 | 09.12 | ||
68 | Правописание слов в удвоенными согласными | 1 | 10.12 | ||
69 | Правописание слов в удвоенными согласными | 1 | 11.12 | ||
70 | Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» | 1 | 14.12 | ||
71 | Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ик,-ек в словах, их правописание | 1 | 15.12 | ||
72 | Правописание суффиксов в словах. Словарный диктант. | 1 | 16.12 | ||
73 | Правописание приставок в словах | 1 | 17.12 | ||
74 | Правописание значимых частей слова | 1 | 18.12 | ||
75 | Правописание приставок и предлогов в словах | 1 | 21.12 | ||
76 | Правописание приставок и предлогов в словах | 1 | 22.12 | ||
77 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 | 23.12 | ||
78 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове | 1 | 24.12 | ||
79 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) в слове | 1 | 25.12 | ||
80 | Правописание слов с разделительным твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) | 1 | 28.12 | ||
81 | Урок развития речи. Изложение повествовательного деформированного текста | 1 | 29.12 | ||
82 | Проверочная работа по теме: «Правописание частей слова» | 1 | 30.12 | ||
83 | Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | 11.01 | ||
6. Части речи (2 ч) | |||||
84 | Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. Словарный диктант. | 1 | 12.01 | ||
85 | Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам | 1 | 13.01 | ||
7. Имя существительное (32 ч) | |||||
86 | Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном | 1 | 14.01 | ||
87 | Значение и употребление имён существительных в речи | 1 | 15.01 | ||
88 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | 18.01 | ||
89 | Изложение повествовательного текста. | 1 | 19.01 | ||
90 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных | 1 | 20.01 | ||
91 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных | 1 | 21.01 | ||
92 | Проект «Тайна имени» | 1 | 22.01 | ||
93 | Число имён существительных. Изменение имен существительных по числам. | 1 | 25.01 | ||
94 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. Словарный диктант. | 1 | 26.01 | ||
95 | Род имен существительных: мужской, женский, средний | 1 | 27.01 | ||
96 | Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах | 1 | 28.01 | ||
97 | Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения | 1 | 29.01 | ||
98 | Мягкий знак на конце имен существительных женского рода после шипящих | 1 | 01.02 | ||
99 | Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце | 1 | 0202 | ||
100 | Изложение повествовательного текста | 1 | 03.02 | ||
101 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | 04.02 | ||
102 | Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении) | 1 | 05.02 | ||
103 | Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных. Словарный диктант. | 1 | 08.02 | ||
104 | Неизменяемые имена существительные. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | 09.02 | ||
105 | Именительный падеж имён существительных | 1 | 10.02 | ||
106 | Родительный падеж имён существительных | 1 | 11.02 | ||
107 | Дательный падеж имён существительных | 1 | 12.02 | ||
108 | Винительный падеж имён существительных | 1 | 15.02 | ||
109 | Упражнение в распознавании изученных падежей имён существительных | 1 | 16.02 | ||
110 | Творительный падеж имён существительных | 1 | 17.02 | ||
111 | Предложный падеж имён существительных | 1 | 18.02 | ||
112 | Подробное изложение повествовательного текста | 1 | 19.02 | ||
113 | Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном | 1 | 22.02 | ||
114 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». Словарный диктант. | 1 | 24.02 | ||
115 | Контрольный диктант по теме «Правописание имён существительных» | 1 | 25.02 | ||
116 | Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | 26.02 | ||
117 | Работа над ошибками, допущенными при написании диктанта и сочинения. | 1 | 01.03 | ||
8. Имя прилагательное (19 ч) | |||||
118 | Имя прилагательное. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном | 1 | 02.03 | ||
119 | Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные имена прилагательные (общее представление) | 1 | 03.03 | ||
120 | Контрольное списывание. | 1 | 04.03 | ||
121 | Текст-описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании | 1 | 05.03 | ||
122 | Составление текста-описания в научном стиле | 1 | 09.03 | ||
123 | Сравнение текста И.Долгополова с репродукцией картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | 10.03 | ||
124 | Изменение имен прилагательных по родам | 1 | 11.03 | ||
125 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 1 | 12.03 | ||
126 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 1 | 15.03 | ||
127 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Составление текста-описания о животном | 1 | 16.03 | ||
128 | Число имён прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Словарный диктант. | 1 | 17.03 | ||
129 | Число имён прилагательных. Сравнительное описание Составление объявления описательного характера | 1 | 18.03 | ||
130 | Изменение имен прилагательным по падежам | 1 | 19.03 | ||
131 | Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного | 1 | 30.03 | ||
132 | Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном | 1 | 31.03 | ||
133 | Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | 01.04 | ||
134 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 | 02.04 | ||
135 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | 05.04 | ||
136 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | 06.04 | ||
9.Местоимение (4 ч) | |||||
137 | Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений. | 1 | 07.04 | ||
138 | Изменение личных местоимений 3-го лица по родам. Словарный диктант. | 1 | 08.04 | ||
139 | Употребление личных местоимений для замены повторяющихся имён существительных | 1 | 09.04 | ||
140 | Проверочная работа по теме «Местоимение». Обучение составлению письма | 1 | 12.04 | ||
10. Глагол (22 ч) | |||||
141 | Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе | 1 | 13.04 | ||
142 | Значение и употребление глаголов в речи | 1 | 14.04 | ||
143 | Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов | 1 | 15.04 | ||
144 | Составление текста по сюжетным рисункам | 1 | 16.04 | ||
145 | Контрольное списывание. | 1 | 19.04 | ||
146 | Неопределённая форма глагола | 1 | 20.04 | ||
147 | Неопределённая форма глагола | 1 | 21.04 | ||
148 | Изменение глаголов по числам | 1 | 22.04 | ||
149 | Изменение глаголов по числам | 1 | 23.04 | ||
150 | Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее | 1 | 26.04 | ||
151 | Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени | 1 | 27.04 | ||
152 | Изменение глаголов по временам. Словарный диктант. | 1 | 28.04 | ||
153 | Время и число глаголов | 1 | 29.04 | ||
154 | Выборочное подробное изложение повествовательного текста | 1 | 30.04 | ||
155 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Родовые окончания глаголов | 1 | 04.05 | ||
156 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам | 1 | 05.05 | ||
157 | Правописание частицы не с глаголами | 1 | 06.05 | ||
158 | Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов | 1 | 07.05 | ||
159 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | 11.05 | ||
160 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | 12.05 | ||
161 | Проверочная работа по теме «Глагол» | 1 | 13.05 | ||
162 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | 14.05 | ||
11. Повторение (11 ч) | |||||
163 | Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Словарный диктант. | 1 | 17.05 | ||
164 | Местоимение. Имя числительное. | 1 | 18.05 | ||
165 | Предложения по цели высказывания и по интонации. Правописание родовых окончаний имён прилагательных | 1 | 19.05 | ||
166 | Имя числительное. Имя существительное | 1 | 20.05 | ||
167 | Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с изученными орфограммами | 1 | 21.05 | ||
168 | Правописание безударных гласных | 1 | 24.05 | ||
169 | Однокоренные слова. Правописание изученных орфограмм | 1 | 25.05 | ||
170 | Промежуточная аттестация. Контрольный диктант | 1 | 26.05 | ||
171 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 27.05 | ||
172 | Повторение изученного материала | 1 | 28.05 | ||
173 | Итоговый урок. «Знатоки русского языка» | 1 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 1 класс
Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Составлена на основе авторской программы, учебно-методического комплекта и учебного плана школы. Включает в себя: планируемые результаты освоения учебного...
Рабочая программа по русскому языку. 1-4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В.
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 2 класс (УМК «Школа России»)
Программа разработана в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий...
Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение» включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...