Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс)

Мозговая Наталья Леонидовна

Данный файл соответствует программе по русскому языку к УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_russkiy_yazyk_2kl.doc265.5 КБ
Microsoft Office document icon pz_k_ktp_po_russkomu_yazyku_2kl.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

 Дата

1 четверть (44 часа)

по плану

по факту

  1.

        2.

Наша речь (3ч.)

Знакомство  с учебником. Какая бывает речь.            

1-2.09

   3.

Что можно узнать о человеке по его речи?                  

3.09

         4.

Диалог и монолог.

4.09

          5.

Текст (4ч.)

Что такое текст?

7.09

          6.

Текст. Тема и главная мысль текста.              

8.09

         7.

Построение текста.    

9.09

         8.

 Диктант по теме «Правописание гласных после шипящих». Составление рассказа по рисунку.

10.09

    9.

Предложение (12 ч)

Работа над ошибками диктанта. Предложение как единица речи

11.09

        10.

Знаки препинания в конце предложения.              

14.09

        11.

Как составить из слов предложение

15.09

        12.

Диагностическая контрольная работа.

16.09

        13.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками..

17.09

        14.

Главные члены предложения (основа)

18.09

        15.

  Второстепенные члены предложения

21.09

  16.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

22.09

17.

Распространённые и нераспространённые предложения .Связь слов в предложении..            

23.09

18.

Связь слов в предложении. Составление устного  рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова  «Золотая осень».  

24.09

19.

Контрольный диктант по теме: «Текст. Предложение. Правописание».

25.09

20.

Работа над ошибками.

28.09

21.

Слова, слова, слова.(20 ч)

Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова.  

29.09

22.

Слово как общее название многих однородных предметов.      

30.09

23.

Однозначные и многозначные слова .

1.10

24.

Прямое и    переносное значения слов.                          

2.10

25.

Синонимы.

Работа со словарём синонимов

5.10

26.

Антонимы  Работа со словарём антонимов.      

6.10

27.

Диктант по теме «Слово. Правописание».    

7.10

28.

Работа над ошибками. Развитие речи. Изложение текста воспринятого зрительно по данным  к нему вопросам

8.10

29.

Родственные (однокоренные) слова.                        

9.10

30.

Корень слова.

12.10

31.

Однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.  

13.10

32.

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

14.10

33.

Слог как минимальная произносительная единица. Ударение.

15.10

34.

Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения.

16.10

35.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского  языка.                                                                        

19.10

36.

Перенос слов. Правила переноса.    

20.10

37.

  1. Контрольный диктант   «Правописание»

21.10

38.

Работа над ошибками. Развитие речи. Составление рассказа по серии   сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

22.10

39.

 Проверочная работа по теме «Слово и его значение».

1ч.

23.10

40.

  1. Работа над ошибками.

26.10

41.

Звуки и буквы.(61ч)

Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме.                  

27.10

42.

Алфавит. Значение алфавита.

28.10

43.

Как мы используем алфавит.

1 ч

29.10

44.

Какие слова пишутся с заглавной буквы.

30.10

  1.                2 четверть (35 часов)

45.

Гласные звуки  и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

09.11

46.

Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

10.11

47.

Контрольный диктант по теме «Правописание изученных орфограмм».

11.11

48.

Работа над ошибками                        

12.11

49.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

13.11

50.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

16.11

51.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

17.11

52.

Способы проверки безударных гласных в корне.

18.11

53.

Упражнения в написании слов с безударными гласными.

19.11

54.

Упражнения в написании слов с безударными гласными.                                    

20.11

55.

Упражнения в написании слов с безударными гласными.

23.11

56.

Упражнения в  правописании слов с непроверяемыми безударными гласными, проверяемыми ударением.

24.11

57.

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

25.11

58.

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

26.11

59.

Развитие речи.

Составление  сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

27.11

60.

Контрольный  диктант  по теме «Правописание безударной гласной в корне слова».

30.11

61.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1.12

62.

Согласные   звуки  их признаки. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

2.12

63.

Согласный звук [и'] и буква «и краткое».

3.12

64.

Согласный звук [и'] и буква «и краткое».                    

1 ч

4.12

65.

Слова с удвоенными согласными.

7.12

66.

Развитие речи.

 Составление устного  рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.

8.12

67.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

9.12

68.

Обозначение   мягкости согласных звуков   на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

10.12

69.

Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед согласными.          

11.12

70

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

14.12

71.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

15.12

72.

Контрольный диктант «Правописание изученных орфограмм»

1

16.12

73.

Работа над ошибками.

1

17.12

74.

Обобщающий урок  по теме "Правописание"

1

18.12

75.

Учебник часть 2

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

Орфоэпические   нормы   произношения   слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но).

21.12

76.-77.

Развитие речи. Обучающее изложение.

22 – 23.12

78.

Работа над ошибками.

1 ч

24.12

79.

Закрепление изученных правописаний

1 ч

25.12

     3четверть  (47 часов)

80.

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.

11.01

81.

   Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.

1 ч

12.01

82.

 Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.

1 ч

13.01

83.

Звонкие и глухие согласные звуки.

14.01

84.

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

15.01

85.

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного  согласного звука на конце слова и перед согласным.

18.01

86.

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне.

19.01

87.

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне.

20.01

88.

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

21.01

89.

Работа над ошибками. Обобщение изученного.

22.01

90.

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова.

25.01

91.

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова.

26.01

92.

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова.

27.01

93.

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.                                  

28.01

94.

Проверка знаний .

29.01

95.

Диктант по теме «Правописание парных согласных»

1.02

96.

Работа над ошибками. Обобщение изученного

2.02

97.

Разделительный мягкий знак (ь).

3.02

98.

Правописание слов с  разделительным  мягким  знаком.

4.02

99.

Правописание слов с  разделительным  мягким  знаком.

5.02

100.

Контрольное списывание

8.02

101.

Развитие речи. Обучающее сочинение «Зимние забавы»

9.02

102.

Проверка знаний.

1 ч

10.02

103

 Части речи (58ч)

Общее представление о частях речи.

11.02

104

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

12.02

105-

106.

Имя существительное(17 ч)

 Имя существительное.

15.02

16.02

107-

108.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

17.02

18.02

109.

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.          

19.02

110.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

24.02

111.

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей.

25.02

112.

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

26.02

113.

Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи.

01.03

114.

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях).

02.03

115.

Диктант по теме «Правописание имен собственных»

03.03

116.

 Число им. сущ.  Работа над ошибками.

Число имён существительных. Изменение существительных по числам.  

04.03

117

Упражнение в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе.

05.03

118.

Обобщение знаний об им. сущ Упражнение в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе.

09.03

119.

Развитие речи.

Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста. Обобщение  знаний  по теме "Имя существительное"

10.03

120.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

11.03

121.

  Работа над ошибками. Обобщение  знаний  по теме "Имя существительное"

12.03

122.

Глагол (12 ч).

Что такое глагол?

15.03

123.

Что такое глагол.

16.03

124.

Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста.

17.03

125.

Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам.                    

18.03

126.

Число глагола. Единственное и множественное число глаголов.

19.03

4 четверть ( 41 час)

127.

Единственное и множественное число глаголов.

29.03

128.

Не с глаголами. Правописание частицы не с глаголом.

30.03

129.

Обобщение знаний по теме "Глагол".

31.03

130.

Текст-повествование и роль в нём глаголов. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.                            

01.04

131.

Обобщение знаний по теме «Глагол».            

02.04

132.

Контрольный диктант. Тема «Глагол»

1 ч

05.04

133.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1 ч

06.04

134.

Имя прилагательное (10ч).

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Обобщение пройденного материала. Части речи.

07.04

135.

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании.  

08.04

136.

Прилагательные, близкие и противоположные по значению.

09.04

137.

Единственное и множественное число имен прилагательных.

12.04

138.

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе.

13.04

139.

Текст-описание. Понятие о тексте-описании.

14.04

140.

Проверка знаний  по теме "Имя прилагательное"    

1 ч

15.04

141.

Обобщение о прилагательном. Обобщение знаний об имени прилагательном

16.04

142.

Развитие речи.

Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».    

19.04

143.

Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений.

20.04

144.

Местоимение (3 ч.)

Местоимение  (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление).

21.04

145.

Местоимение.    

22.04

146. –

       147.

Текст-рассуждение. Текст-рассуждение.

Структура текста-рассуждения.

2 ч

23.04

26.04

148.

Комплексная контрольная работа.

1 ч

27.04

149.

Предлоги(7 ч).

Предлог как часть речи. Ознакомление  с  наиболее  употребительными предлогами.

28.04

150.

Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи.  

29.04

151.

Промежуточная аттестационная работа.

30.04

152.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками .Проверка знаний.

1

03.05

153.

Правописание предлогов с именами существительными.

04.05

154.

Развитие речи.

Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок».    Упр.192Проверь себя.

05.05

155 .–

156.

Повторение(13 ч).

Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст.

06.04

07.05

157.

Предложение.  Знаки препинания в конце предложений.

11.05

158.

Главные члены предложения. Связь слов в предложении.

12.05

159.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

13.05

160.

Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи.

14.05

161.

Части речи их различение. Разбор слова как части речи.

17.05

162.

Контрольное списывание

18.05

163.

Работа над ошибками.

Части речи их различение. Разбор слова как части речи.

19.05

164.

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов.

20.05

165.

Обобщение знаний об изученных правилах правописания.

21.05

166.

Упражнения в применении изученных правил правописания

24.05

167.

Повторение и закрепление изученного материала по курсу русского языка за 2 класс.

25.05



Предварительный просмотр:

      Пояснительная записка
Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы ФГОС

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Минобразования России и науки РФ от 18.05.2015 N 507   "О внесении изменений в  федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования, утвержденный приказом Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373"
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,            приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241)  
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию  при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 05.07.2017 № 629, от 8.05.2019 № 233);
  • Основная образовательная программа начального общего образования   Новошахтинской школы-интерната на 2020-2021 учебный год

       Рабочая программа по русскому языку  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования и авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г.  (Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: Просвещение, 2012)..

      Для реализации программы используется учебник авторов: программы Канакина В.П., Горецкий В.Г.  Русский язык. М.:   «Просвещение», 2020.

 Программа рассчитана на 4 часа – федеральный компонент, 1 час - из части, формируемой участниками образовательных отношений.

       В соответствии с годовым календарным графиком  на 2020-2021  год 167 часов.

                                                                   Цели изучения предмета  «Русский язык»:

  • ознакомление воспитанников с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а так же навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

   Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений;
  • формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
  • совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции;
  • формирование заботливого отношения к качеству своей речи;
  • формирование культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

                                                                     Задачи предмета:

  • Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
  • Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.
  • Формирование у детей чувства языка.
  • Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  • Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке

                    Планируемые результаты освоения программы (предметные, метапредметные, личностные).

                           Предметные результаты освоения  основных содержательных линий программы

        Развитие речи

        Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  1. участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  2. строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
  3. (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
  4. пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
  5. различать устную и письменную речь;
  6. различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
  7. отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  8. анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  9. понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
  10. читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
  11. составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

            Система языка

        Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
  • определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
  • определять ударный и безударный слоги в слове;
  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
  • использовать знание алфавита при работе со словарями;
  • определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

           Лексика

        Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
  • иметь представление о синонимах и антонимах;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
  • наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

           Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

            Морфология

Обучающийся научится:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

           Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
  • устанавливать связи слов между словами в предложении;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • восстанавливать деформированные предложения;
  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
  • находить предложения с обращениями.

           Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять изученные правила правописания:
  • раздельное написание слов в предложении;
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных  ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
  • разделительный мягкий знак (ь);
  • знаки препинания конца предложения (. ? !);
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • — применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
  •  безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;
  •  писать(печатать) под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.

    Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

Учитывая особенности ученика, все работы по развитию речи запланированы в устной форме.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

      Учащийся научится:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

Учащийся получит возможность научиться:

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

           Познавательные УУД

     Учащийся научится:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

     Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

           Коммуникативные УУД

      Учащийся научится:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

Учащийся получит возможность научиться:

  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Личностные результаты

Учащийся научится:

  • представление о своей этнической принадлежности;
  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
  • положительное отношение к языковой деятельности;
  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

Учащийся получит возможность научиться:

  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Содержание курса

 Наша речь (4 ч.)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст (4 ч.)

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

Предложение (12 ч.)

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова… (20 ч.)

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы. (33 ч.)

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. 

Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила.  Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками  ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА (28 ч.)

Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь.

Части речи. (48 ч)

Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран,  городов,  деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение ( 21ч.)

 Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.  Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

График выполнения практической части программы.

№ п/п

Изучаемый материал

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль

Диагностическая контрольная работа

Тематический диктант  

Контрольный диктант

Промежуточная аттестационная работа

Комплексная работа

Контрольное списывание

1

Наша речь.

3 часа

2

Текст.

4 часа

10.09

3

Предложение.

12 часов

16.09

4

Слова, слова, слова.

20 часов

25.09

07.10

21.10

5

Звуки и буквы.

61 час

11.11, 30.11,

16.12

6

Части речи.

54 часа

01.02, 03.03

    11.03

05.04

30.04

27.04

18.05

7

Повторение пройденного материала за год

13 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...