Урок русского языка 3 класс "Обстоятельство"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Большакова Вероника Петровна

Представлены материалы урока русского языка по программе "Начальная школа XXI века" с использованием приемов технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx43.71 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx583.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Русский язык, 3 класс «А», учитель Большакова В.П., ГБОУ НОШ №689.

Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Часов на изучение темы: 2

Тип урока: «Открытие» нового знания и способа действий

Форма  проведения: урок с использованием ЭОР

В теме: первый урок

Цель урока

Знакомство обучающихся с второстепенным членом предложения - обстоятельством

Задачи урока:

(сформулированы через результат деятельности обучающихся)

  • Обучающиеся мотивированы к деятельности через личностные ценности
  • У обучающихся актуализированы имеющиеся знания, необходимые для успешного решения проблемы и открытия нового
  • Обучающиеся самостоятельно находят  пути решения проблемы через опыт решения учебных и практических задач
  • Обучающиеся умеют классифицировать предметы по заданным признакам и самостоятельно находить признак деления на группы
  • Обучающиеся умеют самостоятельно обобщать и делать выводы в ходе решения практических задач
  • Учащиеся умеют высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, способны к позитивному сотрудничеству
  • Учащиеся способны к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Новые термины и понятия:

Ввести понятия «обстоятельство»

Планируемые результаты:

Предметные: Находить в предложении обстоятельство; уметь задавать вопрос к второстепенному члену предложения – обстоятельству; видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания;

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; отличать новое от ранее изученного; проводить сравнение, сериацию и классификацию, выделять общее из ряда объектов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме  простых суждений; перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока; осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно и предстоит освоить; оценивать правильность выполнения  своих и чужих действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные:  сотрудничать со сверстниками, уметь выражать свои мысли, слушать друг друга и вступать в диалог, оформлять свои мысли в виде устного ответа. Понимать и принимать другие позиции, взаимодействовать в группах.

Личностные: осознавать чувства сопричастности, гордости за свой родной язык; формировать учебно-познавательный интерес  к новому материалу и способам решения новой задачи; проводить самооценку на основе критерия успешности; прислушиваться к чужому мнению, не бояться  собственных ошибок.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов: Включенное наблюдение, фронтальный опрос, методы  самооценки («Лесенка успеха»)

Оборудование

Формы работы

Современные методы и технологии

  • - учебник “Русский язык: 3 класс, Ч.1 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. -  М. : Вентана-Граф, 2016.-192с.;
  • карточки с заданиями;

-  интерактивная презентация к уроку с заданиями;

 - интерактивная доска, проектор;

Индивидуальная,

Фронтальная,

Парная,

  • Технологии ИКТ
  • Технология проблемного обучения 
  • Технология развивающего обучения
  • Игровые технологии
  • Сдоровьесберегающие

Ход урока

Этап урока

Задачи

Содержание взаимодействия с обучающимися

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Обучающиеся мотивированы к деятельности через личностные ценности

- Ребята, мы с Вами начинаем урок русского языка, на котором совершаем удивительные путешествия и открытия.

- Проверьте, все ли у Вас готово к нашему сегодняшнему путешествию. Учебники, тетради, пеналы?    

- Что нам необходимо для бодрого и делового настроения в процессе путешествия? (правильный настрой!)

- Давайте прочитаем наш девиз к уроку русского языка!

«Ты хочешь тайны открывать?

Учи язык, активным будь!

Скорее действуй, не зевай

И к знаниям откроешь путь!»

- Почему русский язык помогает открывать тайны и прокладывает путь к знаниям?

-Приветствует учащихся;

-Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку;

-Создаёт позитивную установку.

-Актуализирует личностно-значимый смысл урока

-Настраиваются на работу;

-Организуют свое рабочее место;

-Читают девиз к  уроку;

- Обращаются к собственному опыту изучения русского языка;

- Выражают личное отношение к русскому языку

Актуализация имеющихся необходимых знаний

У обучающихся актуализированы имеющиеся знания, необходимые для успешного решения проблемы и открытия нового

в этом учебном году мы с Вами успели побывать в таких странах как Фонетика, Графика, Словообразование. Сегодня мы тоже отправляемся за новыми открытиями, а вот в какой раздел Русского языка мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:

«Изучаю я не только построение,

Различных типов предложения

Еще их виды и значение.

А также словосочетаний поведение.

 (Синтаксис)

Верно, мы продолжаем путешествие по удивительной стране Синтаксис.

-Помогает актуализировать и систематизировать знания обучающихся;

-Выявляет знания по данной теме и готовность к восприятию нового материала.

-Отгадывают загадку;

-Отвечают на вопросы учителя;

- Формулируют задания, выделяя общее для ряда слов

Выявление проблемы

Обучающиеся самостоятельно находят  пути решения проблемы через опыт решения учебных и практических задач

- Вы уже знаете, что для того, чтобы совершать открытия приходится преодолевать различные препятствия. Преодоление трудностей помогает чувствовать себя успешным, испытывать радость. Я уверена, что вы будете пытливыми, находчивыми, а главное внимательными и у вас все получится! Итак, мы встречаемся с первым препятствием.

На слайде слова: Сонце, блистит, радосно, висеннее.

а) Сформулируйте задание, которое необходимо сделать, чтобы устранить препятствие (исправить грамматические ошибки).

б) Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки. Обоснуйте свое мнение

- Проверим у доски, с объяснением.

а) Какое задание можно предложить классу с этими словами? (Составить предложение).

Что такое предложение? (законченная мысль).

Давайте дадим ему характеристику. (повествовательное, невосклицательное)

О чем говорится в предложении? (о солнце) Каким членом предложения является? Что сказано о подлежащем? (Блестит).

Выделите грамматическую основу, по – другому, как мы ее называем? (главные члены). Отметьте грамматическую основу

Как называются остальные члены предложения, которые проясняют, дополняют, уточняют это предложение? (второстепенные)

Как мы называем предложение с второстепенными членами? Без них?

Ребята, на парте у Вас лежат лесенки успеха в изучении этой темы. Отметьте свой успех по одному из критериев.

- Организует приемы для мотивации к формулировке темы;

- Создает условия для формирования орфографической зоркости;

-Организует постановку заданий;

 

-Создает ситуацию формулирования проблемы, через выяснение, какого знания не хватает для ее решения.

-Отрабатывает умение детей самостоятельно определять критерии для классификации;

 - Делают выводы, обобщают;

- Подводят под понятие

- Определяют пути выхода из  затруднения;

 - Проявляют умение обобщать и самостоятельно находить критерии для классификации

 Организация «открытия» учащимися нового знания или организация познавательной деятельности.

Обучающиеся умеют классифициро-вать предметы по заданным признакам и самостоятельно находить признак деления на группы

 

На доске:

1.        Грибники пришли.

2.        Грибники пришли из леса.

3.        Грибники пришли из леса домой.

4.        Грибники пришли из леса домой вечером.

На какие два вида можно разделить эти предложения? (распространенные и нераспространенные)

Леша и Наташа, ученики соседней школы заспорили о том, в каком предложении содержится самая полная и точная информация о грибниках? Леша говорит, что в третьем, а Наташа, что в четвертом. Покажем сигнальные карточки.

Уточните, какую информацию мы получили о грибниках в четвертом предложении?

Т.Е. мы узнали, откуда пришли грибники, куда они пришли и когда они пришли…

Что помогло предложению стать более полным и подробным? (второстепенные члены). На какие вопросы эти второстепенные члены предложения отвечают? (Откуда? Куда, Когда?). Знаем ли мы как называется второстепенный член предложения, отвечающий на эти вопросы?

Где можем найти ответ?

- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Обстоятельство)

- Какую цель поставим? (Познакомиться с обстоятельством как с второстепенным членом предложения и научиться выделять обстоятельства в предложениях).

-Организует построение проекта выхода из затруднений;

- Подводит к решению проблемы через диалог;

- Побуждает учащихся к анализу и синтезу;

- сопровождает в нахождении способа деления на группы;

-Подводит к обобщению, полученной информации.

-Подводит к формулировке темы и цели урока.

-Участвуют в игре;

-Классифицируют по заданным критериям;

- Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- находят признак деления на группы;

-делают вывод, что все предметы делятся на три группы;

- определяют место предмета в конкретной группе

-Обобщают, делают выводы;

-Формулируют тему урока;

-Ставят цель;

-Планируют работу на уроке.

Первичное закрепление с элементами самоконтроля.

Обучающиеся умеют самостоятельно обобщать и делать выводы в ходе решения практических задач

Теперь мы поиграем в игру.

Я вам буду читать предложения, а вам нужно будет задать вопрос к выделенному на слайде слову, т.е. к второстепенному члену предложения, который Вы услышите. Например, Оля возвращалась (откуда?) из школы.  

•        Я гуляла по парку (где?)

•        Папа пошел в магазин (куда?)

•        Мама пришла вечером (когда?)

•        Сестра грустит из-за двойки. (почему?)

•        Она пошла навестить больного (зачем?)

•        Машина ехала быстро(как?)

Давайте еще раз посмотрим на эти вопросы и подумаем, какая часть речи может на них отвечать? Запомним считалочку.

Запомнить, как подчеркивается обстоятельство, Вам поможет физминутка

- Организует игру,

-Помогает систематизировать полученные знания;

-Организовывает самостоятельную деятельность обучающихся по освоению новых знаний;

-Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач;

-Устанавливают закономерности;

 - делают выводы;

Закрепление знаний и способов действия

Обучающиеся умеют высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге и способны к позитивному сотрудничеству.

Повторим правила работы в паре.

Упражнение №2. В паре с соседом прочитай записанные парами вопросы и ответы. Как думаете, к какому члену предложения заданы вопросы? Найди лишнюю пару. Почему она лишняя? Запишите в тетрадь ответы на второй и третий вопросы и подчеркни члены предложения.

Упражнение 3. Спишите предложения, письменно задайте вопрос к обстоятельству

На столах у вас лежат карточки. Определите в паре, на какие вопросы отвечают обстоятельства, которые называют:

время действия

причину действия

цель действия

каким образом совершается действие

- Создает ситуацию формулирования проблемы;

-Организует самопроверку и взаимопроверку в паре;

- Дает ориентир в различных вариантах  выполнения задания;

- Побуждает к подведению итога, обобщению;

-Осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

- Находят способ решения проблемы, установив аналогии и применив ранее полученные знания;

- Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

- Обобщают, делают выводы;

- Составляют алгоритм нахождения обстоятельства в предложении;

Домашнее задание

- Домашнее задание: с. 89 №5; чтение рубрики «Тайны языка» на с.87

-Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Принимают учебное задание;

 -Понимают цели, содержание и способы выполнения задания.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учащиеся способны к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Возьмите ваши Лесенки и отметьте свой успех в изучении темы в конце урока.

- Наш урок подходит к концу. Мы совершили еще одно открытие. Поделитесь своими мыслями, эмоциями, вопросами относительно него. Поможет нам в этом метод «6 шляп мышления». Листочки для рефлексии у вас на партах.  Примерьте на себя каждую шляпу. Вопросы на доске[1] 

- Кто бы хотел выйти и поделиться знаниями, эмоциями, мнением о достигнутом результате?

-Создает условия для самооценки обучающихся;

-Организует рефлексию;

-Стимулирует интерес, воображение, фантазию;

-Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урока русского языка 3 класс Подготовила и провела: Учитель начальных классов ГБОУ НОШ №689 Большакова Вероника Петровна

Слайд 2

« Ты хочешь тайны открывать? Учи язык, активным будь! Скорее действуй, не зевай И к знаниям откроешь путь!» 17.10.2018 2 Девиз к уроку

Слайд 3

Сонце , блистит , радосно , висеннее 17.10.2018 3 Радостно блестит весеннее солнце. Со л нце, б л е стит, р адос т но, в е сеннее

Слайд 4

Лесенка успеха

Слайд 5

Грибники пришли. Грибники пришли из леса. Грибники пришли из леса домой. Грибники пришли из леса домой вечером. 17.10.2018 5 Пришли (когда?) вечером Пришли (откуда?) из леса Пришли (куда?) домой

Слайд 6

Тема урока: Обстоятельство Цель: Познакомиться с обстоятельством как с второстепенным членом предложения и научиться выделять обстоятельства в предложениях 17.10.2018 6

Слайд 7

Я гуляла по парку. Папа пошел в магазин. Мама пришла вечером. Оля возвращалась из школы. Сестра грустит из-за двойки . Я сделал это назло . Машина ехала быстро. 17.10.2018 7 Игра «Задай вопрос» (где?) (куда?) (когда?) (откуда?) (почему?) (зачем?) (как?)

Слайд 8

Пришло время отдохнуть!

Слайд 9

Три золотых правила работы в паре: 17.10.2018 9

Слайд 10

Упражнение 3 Охотник возвратился (Откуда?) из леса. 17.10.2018 10 В воскресенье (когда?) пришли гости. Ученики прилежно (как?) занимаются.

Слайд 11

место действия время действия причину действия цель действия каким образом совершается действие Зачем? Куда? Когда? Где? Как? Откуда? Почему ?

Слайд 12

второстепенный член предложения, связан со сказуемым, Обстоятельство - это отвечает на вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?, подчёркивается так: _ . _ . _ . _ . _ . _ .

Слайд 13

Лесенка успеха

Слайд 14

Какие чувства у меня возникали в процессе изучения данной темы? Что мы узнали? Какой цели достигли? Почему это важно знать? В чем были трудности? Причины трудностей? Практическое применение полученных знаний. Где в жизни мне могут они пригодиться? Какие вопросы могут возникнуть или возникли в процессе Открытия новых знаний? Что мы узнали? Достигли ли мы поставленной цели? К чему б удем стремиться? 6 шляп мышления Какие чувства у меня возникали в процессе изучения данной темы? Что мы узнали? Какой цели достигли? Почему это важно знать? В чем были трудности? Причины трудностей? Практическое применение полученных знаний. Где в жизни мне могут они пригодиться? Какие вопросы могут возникнуть или возникли в процессе Открытия новых знаний? 6 шляп мышления

Слайд 15

17.10.2018 15 Домашнее задание. Учебник: с. 89 №5; чтение рубрики «Тайны языка» на с.87


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....