Урок русского языка в 3 классе по теме: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_znachenie_i_upotreblenie_imyon_prilagatelnyh_v_rechi.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
(Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Класс: 3
Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: карточки-задания, конверты, цветные карандаши, мяч.
Цель: знакомство учащихся с именем прилагательным и его ролью в речи; создание условий для формирования следующих планируемых результатов.
Планируемые результаты:
Предметные:
-повторить знания учащихся об имени прилагательном;
-сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;
-учить выделять имена прилагательные среди других частей речи;
-развивать орфографическую зоркость.
Личностные:
-мотивация к учебной деятельности;
-самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
-формулировать цели своей деятельности, делать выводы;
-формулировать и удерживать учебную задачу;
-соотносить выполненное задание с образцом;
-оценка выполнения своего задания.
Познавательные:
-находить нужную информацию в учебнике;
-самостоятельно делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
-уметь передать содержание изученного правила.
Коммуникативные:
-отвечать на вопросы учителя;
-активно участвовать в диалоге на уроке.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Создание положительного и эмоционального фона урока.
Прозвенел звонок - начинается урок.
Улыбнемся мы друг другу,
Пожелаем всем удачи и добра!
-А вы знаете, кто делает научные открытия?
(Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.)
Мотивация учебной деятельности.
-Давайте же сегодня на уроке мы будем научными исследователями. Итак, поехали по дорогам знаний.
2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.
Станция «Определительная»
- На доске записаны слова. Прочитайте их.
Ос..нь, к..рова, в..селые, с..пог, сла..кий,
р..бята, ..рбуз, сам..лет, су..ота, поз...няя
- Какую работу вы предложили бы выполнить с этими словами?
(на столах карточки со словами)
( * Составить предложения • Разобрать слова по составу • Найти все орфограммы в словах • Разбить на группы • Разделить для переноса • Составить словосочетания)
- Много идей возникло, молодец. Я предлагаю разбить все слова на две группы и вставить пропущенные орфограммы.
- Что же у вас получилось? Объясните пропущенные орфограммы.
-Как вы объединили слова?
(Осень, корова, сапог, ребята, арбуз, самолет, суббота - это имена существительные).
-Докажите свое мнение.
(Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные).
-Почему вы так решили? (слова разбились на 2 группы)
-Отгадайте, какая из этих частей речи так о себе рассказала:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
– Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?
Тема нашего урока: Значение и употребление имён прилагательных в речи.
Проблемный вопрос:
-Скажите, а зачем в нашей речи употребляются имена прилагательные? (Они украшают нашу речь).
- Как вы думаете, над каким разделом мы начали сегодня работать?
( на с. 63 учебника название раздела. (Имя прилагательное)
- Чему мы будем учиться, при изучении этого раздела? (Ответы детей).
- Будем учиться:
- распознавать имена прилагательные;
- определять род, число и падеж имён прилагательных;
- изменять имена прилагательные по родам (в единственном числе), числам и падежам;
- определять роль имени прилагательного в тексте;
- грамотно писать имена прилагательные;
- разбирать имена прилагательные как части речи.
- Вот, что нам предстоит узнать, и над чем мы будем с вами работать, изучая этот раздел.
3. Усвоение новых знаний.
1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.
- Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном?
(Прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении прилагательное является второстепенным членом предложения)
2. Введение термина «имя прилагательное».
- Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название?
- Оказывается, название этой части речи произошло от латинского «присоединение, прибавление».
- Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
(К имени существительному).
- Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
3. Установление связи прилагательного с существительным.
- А теперь присоедините к существительным подходящие имена прилагательные.
- Составьте словосочетания из данных слов.
(поздняя осень, веселые ребята, сладкий арбуз)
- Запишем словосочетания в тетрадь вместе с вопросом.
(Записывают с комментированием и анализируют, выделяя главное крестиком и зависимое стрелкой.)
- Составьте предложения с этими словосочетаниями. Запишем с комментированием одно из них.
- Что мы хотели показать? (имя прилагательное связано с именем существительным)
- Молодец!
4. Роль прилагательных в описании предметов, явлений природы.
Индивидуальная работа по карточкам.
* Деформированное предложение.
Прочитайте, из данных слов составьте предложение.
Ветер, с, листья, деревьев, срывает.
Ветер срывает листья с деревьев.
-Какую картину себе представили?
Даны слова: золотые, холодный, высокая
-Прочитайте слова, на какие вопросы отвечают?
- Используя эти слова, распространите предложения. Окончания слов можно менять.
Холодный ветер срывает золотые листья с высоких деревьев.
- Какое предложение вам больше понравилось? Почему?
- Так для чего нужны в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, помогают лучше представить предметы и явления).
4. Физкультминутка.
- Настало время отдохнуть. Встали все в кружок. У меня в руках мяч.
Игра называется «Отгадай предмет»
- Я называю признак, а вы добавляете к нему подходящий по смыслу предмет. Например:
Красное…(платье) Безоблачное…(небо)
Добрый…(человек) Яркое…(солнце)
Душистая…(роза) Надежный…(друг)
Дождливая…(погода) Грибной …(суп)
- А теперь наоборот, я называю предмет, а вы добавляете признак.
5. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
Упр. 109 (с. 64)
- Прочитайте стихотворение. О чём в нём идёт речь?
- Какой вы представили берёзу?
- В какое время года автор описывает берёзу?
- Какую роль выполняют прилагательные?
- Подготовьтесь к письму по памяти.
- Подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.
(Письмо по памяти)
-Прочитайте ниже правило. Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов.)
- На какие вопросы отвечают?
- С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? Приведите примеры.
6. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
Упр. 110 (с. 64 – 65)
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Прочитайте, что у вас получилось.
- К какой части речи относятся слова, которые вы вставили?
- Как изменился текст с иенами прилагательными?
- Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)
Проблемный вопрос.
- Подумайте, на какие группы по лексическому значению вы могли бы разделить эти имена прилагательные, ведь они обозначают разные признаки предметов, характеризуя их:
ЗАПАХ, ЦВЕТ, ВКУС, ФОРМУ, РАЗМЕР И ДРУГИЕ.
-Назовите прилагательное, которое обозначает признак:
По запаху – душистая;
По цвету – оранжевый, синее;
По величине – большое;
По весу – тяжёлая;
По звуку – громкий;
По температуре – прохладная.
- Вывод: Прилагательные описали характерные признаки предмета.
7. Подведение итогов урока.
- Наш урок подходит к концу.
- У вас на столах лежат конверты. На листочках неполный текст. Закончите предложения, вставляя подходящие слова.
1. Имя прилагательное – это ……. (часть речи)
2. Имя прилагательное обозначает ….. (признак предмета)
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы …(какой? какая? какое? какие?)
4. Имена прилагательные тесно связаны с какой частью речи? ( с сущ.)
5. С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (делают речь более полной, точной, яркой, красочной)
6. Как мы подчёркиваем мена прилагательные? (волнистой линией)
8. Домашнее задание.
Правило стр. 64, упр. 111 с. 65.
9. Рефлексия.
- Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке мне было интересно, потому что…
- Возьмите в руки те цветные карандаши, которые выражают ваше настроение.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Значение и употребление имён прилагательных в речи"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Значение и употребление имён прилагательных в речи"...
Урок русского языка в 3 классе по теме :"Значение и употребление имён прилагательных в речи"
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе....
Урок русского языка в 4 кл. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных"
Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи....
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Значение и употребление имён прилагательных в речи".
Интегрированный урок по русскому языку (русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир). УМК "Школа России"...
Урок русского языка в 3 классе на тему: Значение и употребление имен прилагательных в речи".
Урок русского языка в 3 классе на тему: "Имя прилагательное"....
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс «Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи»
Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи...