Конспект урока по русскому языку для 3 класса Школа России
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по программе Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока по русскому языку40.8 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАСС: 3

 Дата : 24.10.2020

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ:  русский язык

ТЕМА УРОКА:  «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»

ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова -  приставкой.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Предметные:

  • создать условия для  формирования  представлений детей о приставке как значимой части слова;
  • обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2014.
  • презентация к уроку;
  • мультимедийная установка;
  • карточки  для  групповой и индивидуальной  работы .

 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова;

научится находить приставку среди других частей слова; образовывать новые слова с помощью приставки.

Метапредметные:

  • познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
  • регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;  преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;

Личностные:

  • ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

I. . Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Цели: 

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

                               Слайд 1

-Прозвенел и смолк звонок.

Он позвал нас на урок!

Девочки тихонько сели,

Мальчики тихонько сели,

На меня все посмотрели.

- Проверим готовность к уроку!

Давайте поприветствуем друг друга

- Привет сосед, улыбнись мне в ответ, я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбки сегодня дарил!

Улыбаются друг другу.

Внутренне организуются, мобилизуются на работу.

личностные  

действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом;

коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности. 

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.

1)Минутка чистописания:

- Откройте тетради, пропустите 2 строчки и запишите:              Слайд 2

24 октября.

Классная работа.

-Сегодня у нас на уроке присутствует всем вам известный гость, отгадайте, как его зовут?

                                Слайд 3

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это?

- Буратино забыл, как писать букву Б, давайте ему напомним, возьмите в руки ручку и пропишите в воздухе заглавную и строчную буквы б.

- Охарактеризуйте звук б

                               Слайд 4

- А теперь пропишите  буквы в тетради.

- Какие словарные слова мы изучили на букву б?

- Составьте предложение с одним из словарных слов.

2) Работа с пословицей:

                               Слайд 5

Маленькое дело лучше большого безделья.

- Объясните смысл пословицы.

3) Актуализация знаний:

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

- Как вы думаете – может ли быть слово без корня?

-Что такое окончание?

- Как найти окончание?

- Смоделируйте на доске те части слова, которые мы уже изучили.

Записывают в тетради число

- согл., звонкий , парный(д)

Быстро, берёза

Составляют предложение.

Объясняют смысл пословицы.

-Нет.

-Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

- Чтобы найти окончание надо изменить форму слова.

На доске из магнитов моделируют части слова.

Давать характеристику звуков, понимать и объяснять смысл пословицы.

Обобщать ранее изученный материал о составе слова.

регулятивные

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию

познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной форме

III. Постановка  учебной  задачи.

 

Цель:

 организовать формулировку темы, цели урока.

-  Выпишите слово «безделья»- разберите его по составу

- Достаточно ли тех знаний, что мы имеем?

- О чём же мы будем говорить на уроке? Слайд 6

- Тема нашего урока «Что такое приставка?», и мы с вами ответим на главный вопрос урока:

 -что такое приставка?

- место приставки в слове;

- для чего служит приставка.

Один ученик у доски.

Разбирают слово по составу в соответствии с алгоритмом.  

Приходят к выводу, что им недостаточно знаний для решения данного задания.

Формулируют тему урока.

получат первоначальные знания о приставке;

познакомятся с местоположением приставки

регулятивные

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

познавательные

На основе анализа объектов делать выводы.

IV.  Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания и способов действия)

Цели:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.

Слайд 7

Приставки в языке у нас

Живут с древнейших пор.

И мы о них, дружок, сейчас

Начнём наш разговор.

Все достоинства обсудим

И похвалим от души,

Как использовать их будем,

Сам скорее расскажи!

Исследовательская  работа           слайд 8

1) Фронтальная работа.

На доске:

Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит

-Докажите, что данные слова являются однокоренными. Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов.       Слайды 9-10

- Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово?

- Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня?

- Как называется эта часть слова?

2)        Работа по учебнику

Стр. 84  Правило

Стр. 85Таблица приставок, которые всегда пишутся одинаково.

Высказывают предложения

 -пере,-под, -в,-вы,

-об,-у

- Перед корнем

-Приставка.

Читают правила на с. 84-85

научатся находить приставку среди других частей слова;

выяснят значение приставок

Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Работать в группе (коммуникативные УУД).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).

V. Первичное закрепление во внешней речи

Цели:

– организовать применение нового знания;

 организовать выполнение самостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку,

1)Фронтальный опрос

- Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?  

- Для чего она служит?

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать приставку?

2)Работа по карточке  № 1 (Устно)

- Ребята, вспомните, что такое антонимы. Сейчас я буду называть глагол с приставкой, а вы подбираете антоним к этому слову.

Ушёл – пришёл.

 Отбежал-подбежал.

 Открыл-закрыл.

 Принёс-унёс.

 Вошёл-вышел.

 Залез-слез.

Заклеил-отклеил.

Взял-отдал.

Развязать – завязать.

Вбежать – выбежать.

Внести – вынести.

Развернуть – завернуть.

Вползти - выползти.

-Приставка.

-Для образования новых слов.

-Подобрать  однокоренные слова с приставками.

Формулируют правило «Что такое антонимы?»

Составляют антонимы

Находить приставку в слове, понимать значение приставок, уметь работать со схемами.

регулятивные

Проговаривать последовательность действий на уроке, находить и исправлять ошибки самостоятельно 

коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других , умение работать в паре 

личностные

Формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Физминутка

Цель: здоровьесбережение

  Видеогимнастика

Выполняют действия в соответствии с видеогимнастикой

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

 Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

– организовать самопроверку;

1)Работа в паре

 

Гимнастика для глаз

2)Работа в группах

Вспомним правила работы в группе

«Вместе не трудно,

 вместе не тесно,

 вместе легко

 и всегда интересно!»

Группа – это значит вместе,

 Группа – все за одного.

 Здесь всё по совести и чести,

 Здесь не обидят никого.

 Группа нас объединяет

 Не испугаемся преград,

 Здесь каждый свое дело знает,

 Работает на результат.

 А если возникают споры,

 Они решаются тотчас,

 И никакие разговоры

 Не отвлекут от дела нас.

 В своей группе нам уютно

 Мы оказались в ней не вдруг,

 Когда кому-то станет трудно,

 Свое плечо подставит друг.

Карточки  № 2

Выполняют работу в паре, как закончили -  взялись за руки

Самопроверка.

Проговаривают в стихотворной форме правила работы в группе

Выполняют работу в паре.Самопроверка.

Уметь правильно выбирать приставки,  понимать значение приставок, писать слитно со словами.

коммуникативные

формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

познавательные

строить речевое высказывание в устной форме

регулятивные

принимать и сохранять учебную задачу

VII. Включение в систему знания и повторение

Цели:

– Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;

- организовать выполнение самостоятельной работы;

1) фронтальная работа

- Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы хлопаете в ладошки. Если покажу  слово, в котором нет приставки, вы сидите тихо.

делать, сделать,

вез, отвез, вывез,  занес, нес, принес, мороз, заморозил.

2) самостоятельная работа

Выполняют задание в рабочей тетради

Уметь выделять приставки в словах.

познавательные

строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

коммуникативные

аргументировать свою позицию;

регулятивные

 преобразовать практическую задачу в познавательную;

личностные

ученик получает возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

   VIII. Итог урока

Тест

1.        Приставка – это:

а) главная часть слова  

б) значимая часть слова  

2. Приставка стоит:

а) перед корнем  

б) после корня

 

3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении  

б) для образования новых слов

 

4. Приставка – это:

а) изменяемая часть слова  

б) неизменяемая часть слов

5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова

6. В каком слове есть приставка:

а) записка

б) замок

Ответы детей.

Знать, что такое приставка, её нахождение в составе слова, для чего она служит и её значение

коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной форме

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

– Закончите предложения:

•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

- Выберите, пожалуйста, тот смайлик, который  покажет, как вы поняли новую тему.

Проводят анализ своей собственной учебной деятельности

Показывают смайлики, обосновывают свой ответ.

Регулятивные

 Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

X. Домашнее задание

Цель:

– организовать выполнение д/з.

Правила с. 84-85 упр.156

 (Вставить приставки в слова,  списать словосочетания и выделить приставки)

Слушают пояснения учителя, записывают в дневник.

коммуникативные

Слушать и понимать речь других 

Приложение

Карточки для групповой работы

Задание для 1 группы

…бежал за угол

…бежал из дома                  

…бежал первым

          …бежал через дорогу          

                                                     …бежал от края

Подсказка:

За -     вы -    при -    пере -      от -       про -

Задание для 2 группы

…читал маме

…читал вслух

…читал снова

…читал в журнале

…читал до конца

Подсказка:

За -     про -     пере -   вы -  до -

Задание для 3 группы

...писал письмо

… писал рассказ

…писал в тетрадь

…писал красиво

…писал из словаря

Подсказка:

На -   до -      за -    пере -    вы -  

Карточки для работы в паре

Вставьте подходящие по смыслу приставки:

…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс Школа России

Цели:   повторить и совершенствовать знания учащихся о существенных признаках                             глагола; ...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Обучающее изложение

Цели урока:развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты:·        Предметные:•...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Именительный падеж.

Цели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Обучающее изложение+ презентация

Цели урока: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты:·        Предметные:•...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных»+ работа

Цели урока: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.Планируемые результаты:•         Предметные:•...