Звуки [р'], [р] и буква р
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Звуки [р'], [р] и буква р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_rr.pptx1.89 МБ
Файл zvuk_i_bukva_rr.docx489.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

… одина … оссия … усь … усский Р Р Р р

Слайд 3

Звуки [ р ] и [ р ’] . Буквы Р,р Тема урока:

Слайд 4

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ : ПОЗНАКОМИМСЯ С … ОХАРАКТЕРИЗУЕМ ЗВУК… НАУЧИМСЯ ОТЛИЧАТЬ … НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ …

Слайд 5

з вонкий глухой

Слайд 7

с огласный

Слайд 8

з вонкий глухой

Слайд 9

звонкий

Слайд 10

С. 32

Слайд 11

, . .

Слайд 12

[ р ´] [ р ] , . .

Слайд 13

Физкультминутка Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки вытянул, согнул, И по улице шагнул.

Слайд 15

Прочитай Ра ар аро рама рыли Ро ор ару рана УРА РУ ур ора РУЛИ МАЛИНА Ры ыр ору МОр рАНИЛ Ри ир ори рАНО Мир Р а р о р у р и р ы

Слайд 17

Буква Р обозначает согласные звонкие звуки, которые бывают твёрдый [ р ] и мягкий [ р ’]. Обобщение



Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1-м классе по УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока «Буква Р, звуки [р ] [ р’]

Учитель: Закирова Залиля Лябибовна

Предмет: Обучение грамоте

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель урока: Познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.

Задачи урока:

 Предметные:

-формировать умение выделять звуки  [р ] [ р’],  характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой,  читать слоги и слова с изученными буквами; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Ожидаемый  результат: дети должны усвоить, что звуки [р], [р’] обозначаются буквой Р, научиться читать слова с  изученными буквами.

Оборудование: мультимедийная презентация, образцы печатных элементов букв.

1этап

Организационный момент.

 

 -Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают.

Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат.

И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко, какое оно?

Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…

Скажите, а у вас хорошее настроение?  

Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, с солнышком.

А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.

2 этап

Подготовительный

Подготовим артикуляционный аппарат к работе.

  •  Чтоб нам на уроке было легко читать, свободно дышать и произносить звуки проведем разминку.

Упражнение 1. И.П. (исходное положение) Встать ровно, расправить плечи (не поднимать в процессе дыхания!), голову держать прямо, улыбаться. По сигналу учителя – глубокий вдох (учитель поднимает руку ладонью вверх). Задержка дыхания – ладонь переворачивается книзу, выдох – рука опускается вниз.

«Подуй на листочек!». И.П. то же. Представьте, что у вас на ладошке лежит маленький березовый листочек. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.

- Задуйте  свечу.

-Задуйте  много свечей.

-Представьте, что перед вами воздушный шарик. Надуйте его, завяжите и отпустите к солнышку.

Давайте отчётливо произнесём чистоговорки.

Цы-цы-цы мы ребята молодцы
Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок
Ать-ать-ать – будем дружно мы читать
На вопросы отвечать!

3 этап.  Актуализация  ранее полученных знаний.

- Ребята, с помощью чего люди общаются?

Назовите помощников речи

- С помощью жестов покажите мне:

а) у нас отличное настроение;

б) на уроке мы будем соблюдать тишину;

в) мы выполним все задания и победа будет за нами

- Молодцы!

- Какая бывает речь?

- Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слоги?

- Какие бывают звуки? (Гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки “петь”; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом)

- Чем на письме мы обозначаем звуки?

На все мои вопросы вы ответили правильно. Молодцы! И мы можем отправляться дальше

4 этап.  Постановка учебной задачи.

-Ребята, я приготовила для вас слова, но первые буквы пропали. Посморите, может быть вы догадались, что это за слова?

 ( подсказки:

Нет в мире краше Родины нашей.

Одна у человека мать,одна у него и Родина.

Как называется наша страна?

Как называли её раньше ?

На каком языке мы общаемся?) Молодцы!

- Мы живем с вами в самой большой стране  мира-в России. Мы-россияне,нас очень много и все мы разные. Русский язык нас объединяет,

Россия – наша родина. Под словом родина так много спрятано. Родина – это наш дом, наша улица. Под родиной каждый из нас понимает все то, что дорого ему, что он любит в мире больше всего. Наши предки жили на этой земле. Они передали нам эту святую землю, которая является нашим домом, нашим богатством.

Каждый человек должен любить свою родину. Ведь родина – наш родной край. Это земля, где мы всегда можем спокойно жить. Каждый ребенок вырастает и выполняет свою обязанность перед родиной. Мы все должны защищать наш родной край. Ведь наши предки так много сил потратили, что сохранить ее и передать нам.

- А какую  букву мы поставили на свое место? (р)

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Итак, тема урока: Звуки"р и рь"букваРр, которая обозначает эти звуки

-Определите тип урока.У нас сегодня урок закрепление полученных знаний или урок новых знаний?

5 этап. Целеполагание и постановка цели и задач

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы

 должны научиться на уроке?

1) Познакомиться  с  буквой (эр).

2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) Упражняться в чтении  слогов  и слов  с новой буквой.

4) Составление схем слов

(Познакомимся  сегодня с новой буквой, научимся читать слоги и слова с ней, а на втором уроке мы научимся и писать ее. Это и есть цель нашего урока.)

6 этап. ОНЗ

-характеристика звука Слайды

Произнесите слово хор, выделяя последний звук.

-Как проходит воздух?

Губы: открыты. Зубы: разомкнуты. Язык: кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, переднесредняя часть спинки языка слегка прогибается, задняя часть приподнимается к мягкому небу. Воздушная струя: проходит посередине и с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать.
-Приложите ладошку к горлышку. Что происходит?

-Звук [р] твердый или мягкий?

 индивидуальная работа анализ слов с помощью моделей звуков (рысь, рис) проверка на доске. СЛАЙД №2 (работа по тройкам)

- Кто это?

Сделай те модель слова -хорь

-Назовите последний звук в слове хорь.

-Дайте характеристику этому звуку:

- Согласный или гласный? Почему?

- Звонкий или глухой? Почему?

- Мягкий или твердый? Почему?

-Что узнали о звуках Ррь?

(согласный, звонкий, может быть и твердым и мягким)

Физминутка игра мягкий твердый 

Игра "Поймай звук".
[р] - хлопают мальчики. [р']- хлопают девочки.

Радость,Рита,,рука,рыба,речка,рысь,рак,враг, Рим,рисунок,брюки,дрова,трава,черемуха, рот,речь,репа,ребенок,букварь,дружба.

-Мы с вами уже доказали,  что звук Р бывает твердый и мягкий.  Два звука (твердый и мягкий) обозначаются одной буквой эР. Буква эР может быть маленькой и большой.

Слайд 4.  Показ буквы  на слайде

- На что похожа буква Р?

Слайд 5

 Дрожу от страха                                                                                                                                                                                           До сих пор ! –                                                                                                                                                              Воскликнуло полено,-                                                                                                                                                          Похожа буква на топор!                                                                                                                                                      Расколет непременно!

Буква «Р»– на мачте парус,

Вдаль плывёт, небес касаясь

- Выложите букву эР. (Используем счетные палочки).

 - Ребята, в каких случаях  мы будем писать маленькую букву, а в каких  – большую?

Чтение слогов и слов с буквой с экрана.

- Назовите слоги с твёрдым согласным звуком [р].

- Назовите слоги с мягким согласным звуком [р’].

-Дополните слоги до слов.

ФИЗМИНУТКА

Чтение текста Крот.

-Перед вами лежат листочки с текстом.

Читающие дети внимательно прочитайте текст,потому что потом по тексту будете отвечать на вопросы.

Не читающие дети  -вам нужно сосчитать сколько раз вы встретите букву р в тексте.

7 этап закрепление

работа в группах.

 помогите звуку найти свои слова (картинками)

1 группа звуку Р в начале слова

2 группа звуку рь в начале слова

3 группа звуку р в конце слова

4 группа звуку рь в конце слова

отчет групп у доски

составление предложений по рисункам и схемам в тройках

рефлексия

  -

http://www.ncca.ru/file?images&9979

http://home.weeklysale.ru/img/products/17951-kartina-po-nomeram-roza-mini-raskraska-ot-artventura.jpg 

http://e-ecodb.bas.bg/rdb/drawings/vol2/Lylynx.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0355/00051fec-62b274dc/4/hello_html_m5b5974b8.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0355/00051fec-62b274dc/3/hello_html_19291290.jpg

КРОТ.

Крот - маленький, одетый в черную шубку зверек, ведущий подземный образ жизни. Нос вытянут и похож на хоботок. Глаза крохотные и ничего не видят, они прикрыты пленкой. Зато обоняние и осязание развито очень хорошо. Рот полон зубов.

  Всю свою жизнь он строит подземные коридоры.

Рысь – это лесная кошка. Крупная, ловкая, на высоких ногах, с красивыми длинными кисточками на ушах.

Рысь –зверь с очень острым зрением. Существует даже выражение: «рысий взгляд», то есть острый, зоркий.

Место обитания рыси – густой лес, чем дальше от жилья человека, тем лучше. Рысь – прирождённый охотник. Она может подолгу пребывать в засаде, выслеживая потенциальную жертву.

Дневное время для рыси – не самое любимое. Днём она, как правило, пребывает в своём логове – яме, или расщелине, ловко спрятанной в лесных зарослях. А лишь только стемнеет, выходит на охоту. Добычей рыси может стать заяц, тетерев, косуля, оленёнок, лисёнок, енотовидная собака. На жертву с дерева никогда не прыгает.

Лишних звуков рысь издавать не любит. Но весной, когда в природе всё поёт и воркует, она громко и резко урчит, мяукает, кричит. Рысь с трудом, но поддаётся приручению.

«Рысь пестра сверху, а человек лукав изнутри».

https://avatanplus.com/files/resources/original/569f9fb29c1571525f87d1cf.pnghttp://www.clipartbest.com/cliparts/9cp/bLo/9cpbLoRcE.pngУчимся правильно рисовать морковь карандашом (+ раскраска) .https://i.ytimg.com/vi/_qagA23u1c0/maxresdefault.jpghttp://funforkids.ru/paint/zebra/zebra031.gifhttp://detskiy-sad.com/wp-content/uploads/2011/11/raskraska-cvety-9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»

Конспект группового логопедического занятияпо коррекции смешанной  дисграфиис  обучающимися коррекционного 31 класса(с интеллектуальной недостаточностью)...