Звуки [р'], [р] и буква р
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Звуки [р'], [р] и буква р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_rr.pptx | 1.89 МБ |
zvuk_i_bukva_rr.docx | 489.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
… одина … оссия … усь … усский Р Р Р р
Звуки [ р ] и [ р ’] . Буквы Р,р Тема урока:
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ : ПОЗНАКОМИМСЯ С … ОХАРАКТЕРИЗУЕМ ЗВУК… НАУЧИМСЯ ОТЛИЧАТЬ … НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ …
з вонкий глухой
с огласный
з вонкий глухой
звонкий
С. 32
, . .
[ р ´] [ р ] , . .
Физкультминутка Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки вытянул, согнул, И по улице шагнул.
Прочитай Ра ар аро рама рыли Ро ор ару рана УРА РУ ур ора РУЛИ МАЛИНА Ры ыр ору МОр рАНИЛ Ри ир ори рАНО Мир Р а р о р у р и р ы
Буква Р обозначает согласные звонкие звуки, которые бывают твёрдый [ р ] и мягкий [ р ’]. Обобщение
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1-м классе по УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока «Буква Р, звуки [р ] [ р’]
Учитель: Закирова Залиля Лябибовна
Предмет: Обучение грамоте
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цель урока: Познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.
Задачи урока:
Предметные:
-формировать умение выделять звуки [р ] [ р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; соотносить все изученные буквы со звуками.
Метапредметные:
Регулятивные:
-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
-действовать по образцу и заданному правилу.
Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели
Рефлексия способов и условий действия
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.
Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.
Обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [р], [р’] обозначаются буквой Р, научиться читать слова с изученными буквами.
Оборудование: мультимедийная презентация, образцы печатных элементов букв.
1этап
Организационный момент.
-Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают.
Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат.
И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.
Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко, какое оно?
Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…
Скажите, а у вас хорошее настроение?
Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, с солнышком.
А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.
2 этап
Подготовительный
Подготовим артикуляционный аппарат к работе.
- Чтоб нам на уроке было легко читать, свободно дышать и произносить звуки проведем разминку.
Упражнение 1. И.П. (исходное положение) Встать ровно, расправить плечи (не поднимать в процессе дыхания!), голову держать прямо, улыбаться. По сигналу учителя – глубокий вдох (учитель поднимает руку ладонью вверх). Задержка дыхания – ладонь переворачивается книзу, выдох – рука опускается вниз.
«Подуй на листочек!». И.П. то же. Представьте, что у вас на ладошке лежит маленький березовый листочек. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.
- Задуйте свечу.
-Задуйте много свечей.
-Представьте, что перед вами воздушный шарик. Надуйте его, завяжите и отпустите к солнышку.
Давайте отчётливо произнесём чистоговорки.
Цы-цы-цы мы ребята молодцы
Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок
Ать-ать-ать – будем дружно мы читать
На вопросы отвечать!
3 этап. Актуализация ранее полученных знаний.
- Ребята, с помощью чего люди общаются?
Назовите помощников речи
- С помощью жестов покажите мне:
а) у нас отличное настроение;
б) на уроке мы будем соблюдать тишину;
в) мы выполним все задания и победа будет за нами
- Молодцы!
- Какая бывает речь?
- Из чего состоят предложения?
- Из чего состоят слоги?
- Какие бывают звуки? (Гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки “петь”; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом)
- Чем на письме мы обозначаем звуки?
На все мои вопросы вы ответили правильно. Молодцы! И мы можем отправляться дальше
4 этап. Постановка учебной задачи.
-Ребята, я приготовила для вас слова, но первые буквы пропали. Посморите, может быть вы догадались, что это за слова?
( подсказки:
Нет в мире краше Родины нашей.
Одна у человека мать,одна у него и Родина.
Как называется наша страна?
Как называли её раньше ?
На каком языке мы общаемся?) Молодцы!
- Мы живем с вами в самой большой стране мира-в России. Мы-россияне,нас очень много и все мы разные. Русский язык нас объединяет,
Россия – наша родина. Под словом родина так много спрятано. Родина – это наш дом, наша улица. Под родиной каждый из нас понимает все то, что дорого ему, что он любит в мире больше всего. Наши предки жили на этой земле. Они передали нам эту святую землю, которая является нашим домом, нашим богатством.
Каждый человек должен любить свою родину. Ведь родина – наш родной край. Это земля, где мы всегда можем спокойно жить. Каждый ребенок вырастает и выполняет свою обязанность перед родиной. Мы все должны защищать наш родной край. Ведь наши предки так много сил потратили, что сохранить ее и передать нам.
- А какую букву мы поставили на свое место? (р)
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
-Итак, тема урока: Звуки"р и рь"букваРр, которая обозначает эти звуки
-Определите тип урока.У нас сегодня урок закрепление полученных знаний или урок новых знаний?
5 этап. Целеполагание и постановка цели и задач
- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы
должны научиться на уроке?
1) Познакомиться с буквой (эр).
2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.
3) Упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой.
4) Составление схем слов
(Познакомимся сегодня с новой буквой, научимся читать слоги и слова с ней, а на втором уроке мы научимся и писать ее. Это и есть цель нашего урока.)
6 этап. ОНЗ
-характеристика звука Слайды
Произнесите слово хор, выделяя последний звук.
-Как проходит воздух?
Губы: открыты. Зубы: разомкнуты. Язык: кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, переднесредняя часть спинки языка слегка прогибается, задняя часть приподнимается к мягкому небу. Воздушная струя: проходит посередине и с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать.
-Приложите ладошку к горлышку. Что происходит?
-Звук [р] твердый или мягкий?
индивидуальная работа анализ слов с помощью моделей звуков (рысь, рис) проверка на доске. СЛАЙД №2 (работа по тройкам)
- Кто это?
Сделай те модель слова -хорь
-Назовите последний звук в слове хорь.
-Дайте характеристику этому звуку:
- Согласный или гласный? Почему?
- Звонкий или глухой? Почему?
- Мягкий или твердый? Почему?
-Что узнали о звуках Ррь?
(согласный, звонкий, может быть и твердым и мягким)
Физминутка игра мягкий твердый
Игра "Поймай звук".
[р] - хлопают мальчики. [р']- хлопают девочки.
Радость,Рита,,рука,рыба,речка,рысь,рак,враг, Рим,рисунок,брюки,дрова,трава,черемуха, рот,речь,репа,ребенок,букварь,дружба.
-Мы с вами уже доказали, что звук Р бывает твердый и мягкий. Два звука (твердый и мягкий) обозначаются одной буквой эР. Буква эР может быть маленькой и большой.
Слайд 4. Показ буквы на слайде
- На что похожа буква Р?
Слайд 5
Дрожу от страха До сих пор ! – Воскликнуло полено,- Похожа буква на топор! Расколет непременно!
Буква «Р»– на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь
- Выложите букву эР. (Используем счетные палочки).
- Ребята, в каких случаях мы будем писать маленькую букву, а в каких – большую?
Чтение слогов и слов с буквой с экрана.
- Назовите слоги с твёрдым согласным звуком [р].
- Назовите слоги с мягким согласным звуком [р’].
-Дополните слоги до слов.
ФИЗМИНУТКА
Чтение текста Крот.
-Перед вами лежат листочки с текстом.
Читающие дети внимательно прочитайте текст,потому что потом по тексту будете отвечать на вопросы.
Не читающие дети -вам нужно сосчитать сколько раз вы встретите букву р в тексте.
7 этап закрепление
работа в группах.
помогите звуку найти свои слова (картинками)
1 группа звуку Р в начале слова
2 группа звуку рь в начале слова
3 группа звуку р в конце слова
4 группа звуку рь в конце слова
отчет групп у доски
составление предложений по рисункам и схемам в тройках
рефлексия
-
КРОТ.
Крот - маленький, одетый в черную шубку зверек, ведущий подземный образ жизни. Нос вытянут и похож на хоботок. Глаза крохотные и ничего не видят, они прикрыты пленкой. Зато обоняние и осязание развито очень хорошо. Рот полон зубов.
Всю свою жизнь он строит подземные коридоры.
Рысь – это лесная кошка. Крупная, ловкая, на высоких ногах, с красивыми длинными кисточками на ушах.
Рысь –зверь с очень острым зрением. Существует даже выражение: «рысий взгляд», то есть острый, зоркий.
Место обитания рыси – густой лес, чем дальше от жилья человека, тем лучше. Рысь – прирождённый охотник. Она может подолгу пребывать в засаде, выслеживая потенциальную жертву.
Дневное время для рыси – не самое любимое. Днём она, как правило, пребывает в своём логове – яме, или расщелине, ловко спрятанной в лесных зарослях. А лишь только стемнеет, выходит на охоту. Добычей рыси может стать заяц, тетерев, косуля, оленёнок, лисёнок, енотовидная собака. На жертву с дерева никогда не прыгает.
Лишних звуков рысь издавать не любит. Но весной, когда в природе всё поёт и воркует, она громко и резко урчит, мяукает, кричит. Рысь с трудом, но поддаётся приручению.
«Рысь пестра сверху, а человек лукав изнутри».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ
Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...
Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я
Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...
Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)
Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...
Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...
«Безударные проверяемые гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»
Конспект группового логопедического занятияпо коррекции смешанной дисграфиис обучающимися коррекционного 31 класса(с интеллектуальной недостаточностью)...