«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Конспект группового логопедического занятия
по коррекции смешанной дисграфии
с обучающимися коррекционного 31 класса
(с интеллектуальной недостаточностью)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr_gr._log.zan_._3_kl_2021_g.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия
по коррекции смешанной дисграфии
с обучающимися коррекционного 31 класса
(с интеллектуальной недостаточностью) на тему:
«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»
Цель: закрепить связь между фонемой - артикулемой - графемой – кинемой на материале букв, слогов, слов.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- учить выделять «опорные» признаки букв ж-х;
- соотносить звук с соответствующей буквой;
- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов;
- дифференцировать оптически сходные буквы х-ж в слогах;
- Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику, зрительный гнозис и праксис, тактильное восприятие;
- активизировать и расширять словарный запас учащихся;
- развивать связную речь.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать культуру устной и письменной речи:
- воспитывать умение осуществлять самоконтроль, взаимопомощь;
Ход занятия
1.Организационный момент
- Сегодня на наше занятие просто так не попасть. Вам нужен пропуск-билетик. Сейчас я вам их раздам. Посмотрите на картинки на билетике, слушайте внимательно задание по ним.
- Называйте предмет, выделяйте 1-ый звук в слове и проходите на своё место. (картинки: жук, хомяк, хорёк, жираф, жаба). Запоминайте, пожалуйста, какой звук вы называли.
2.Речевая разминка.
- Посмотрите на доску, где записаны слова.
жук, жаба, жираф
мох, муха, хомяк
- Выполним задание:
- Прочитаем хором эти слова
- Вдохнем и на выдохе сказали слова первой строчки
- Опять вдохнем и на выдохе скажем слова второй строчки
- Громко назовем, прочитаем слова, написанные на первой строчке.
Слова второй строчки прочитаем тихо.
- Какая буква встречается во всех словах 1 строчки? (Ж, вывешиваю плакат с печатной и письменной буквой)
- А какая буква встречается во всех словах 2 строчки? (Х, вывешиваю плакат с печатной и письменной буквой)
- А теперь я проверю, как вы запомнили звуки, которые выделяли в названии картинки на проходном билетике. (Какой первый звук по картинке выделял Владик?….. и т.д.)
- Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего занятия.
Итак, мы сегодня будем учиться различать буквы Х-Ж на письме и определять место звуков Х,Хь,Ж в словах.
3. Характеристика звуков Ж, Х.
Соотнесение звуков Ж, Х с буквами и сравнение букв
- Давайте вспомним и назовем, в чем сходство звуков Ж, Х? Чем они похожи? Вам могут помочь воздушные шарики на досках (оба согласные).
- Назовем теперь признаки, отличающие один звук от другого. Чем же они различаются? (звук Ж – только твёрдо; звук Х может произноситься твёрдо и мягко;
Ж – звонкий, Х – глухой).
- Звук Ж обозначаем письменной буквой ….Ж, звуки Х, Хь обозначим письменной буквой….– буквой Х.
- Что общего в написании этих букв? (полуовалы, направленные в левую и правую стороны)
- В чём различие? (у буквы Ж есть молния между овалами, у Х - нет)
- Сколько элементов у буквы Х? (2) (обозначим // полосочками)
Х – //
- Сколько элементов у буквы Ж? (3) (обозначим /// полосочками)
Ж – ///
Вывод: наши опоры.
Звук Ж – губы округлены и выдвинуты вперед, язык вверху в виде чашечки, работает «моторчик».
Буква Ж – пишется с зигзагом внутри (зигзаг как бы показывает работу «мотора»).
Звуки Х, Хь – губы приоткрыты, язык внизу, только корень языка поднят к нёбу, «мотора» нет.
Буква Х – пишется без зигзага (мотора нет).
4. Игры с буквами
- Напишем букву Х в воздухе, затем - букву Ж. Дети пишут буквы в воздухе вместе с логопедом.
- В подставках лежат элементы букв. Выложите букву Х из элементов. Переконструируйте букву Х в Ж.
5.Физкультминутка с хомячком Жорой. «Хомка, Хомка, хомячок…»
Физ. минутка. «Салки со звуками Ж и Х».
- Поможем нашему хомячку. Ваше задание такое:
если услышите звук Х - греем ручки,
если услышите звук Ж – крутим кулачками.
Приготовились:
1)ах, ру, жа, оз, хи, сы, ех, жу.
2) кошка, халат, замок, морж, пасха, сок, холод, журавль.
6. Определите место звуков Ж, Х в слове и обозначьте их буквами.
- Откройте тетради. Найдите хомячка Жору. Выполним вместе с ним задание.
- Обведите по точкам наши контрольные буквы. Буквы Х большую и маленькую по 2 раза. А буквы Ж большую и маленькую на 1 раз больше.
- Следующее задание: из диктуемых слогов, записывайте только те, в которых есть звуки Х,Ж:
ха, уп, жо, хи, ам, жу, ти, хо.
- Посмотрите на картинки.
Вспомним, как графически обозначается слово (_____).
Начертите графическую схему слова и покажите место контрольной буквы в слове.(картинки: хлеб, муха, петух, орехи, жук, ёжик, жираф, баклажан)
7. Пальчиковая гимнастика
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
8. Дифференциация букв Ж-Х в слогах, словах.
1) Игра «Расшифруй слоги».
///а, ///и, //а, ту//, ///ок, //о
- Запиши получившиеся слоги, не забывай, что /// полоски это буква Ж, а // полоски это буква Х.
2) Игра «Соотнеси и запиши»
- Ученикам предлагается прочитать зашифрованные слоги, назвать предметные картинки, соотнести зашифрованный слог с нужной картинкой.
На доске заранее выставлены слоги: ///а, ту//, ///и, //о //а
и предметные картинки: жаба, ножи, халат, петух, хомяк.
Вызванные к доске учащиеся соотносят слоги с картинками.
Логопед предлагает записать слова в тетрадь в два столбика: в левый с буквой Ж, а в правый с буквой Х.
9.Заключительная часть. Итог.
1) - Какие звуки и буквы были у нас на занятии сегодня главными?
- Чем различаются звуки Х и Ж?
- Чем похожи и чем различаются буквы Х и Ж?
- Молодцы! Спасибо всем.
2) Оценка работы и настроения детей на занятии: какой цвет радуги выберут дети.
- При выходе из кабинета посадите жучков на любую полоску радуги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Согласные звуки [с] , [с\']. Буква с. Написание букв и слогов с буквой с»
Шкатова Виктория Николаевна2МБОУ «СОШ №20»3Учитель начальных классов4Русский язык. Литературное чтение (Обучение грамоте)5класс6Тема и номер урока в теме: 33 урок. «Согласные звуки [...
«Согласные звуки [с] , [с\']. Буква с. Написание букв и слогов с буквой с»
Урок с применением ЦОР...
Открытый урок по письму на тему: Письмо строчной буквы т. Письмо слогов с буквой т.
Формирование навыка письма, разбор изучаемой буквы, ее письмо, составление и запись слогов....
Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.
Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...
Письмо строчной и прописной буквы Ш,ш. Слоги с буквой ш. Урок письма в 1 классе коррекционной школе 8 вида.
Урок письма в 1 классе коррекционной школе 8 вида.Тема: Письмо строчной и прописной буквы Ш,ш. Слоги с буквой ш.Тип урока: Урок изучение нового материала.Образовательные задачи: Учить писать строчную ...
«Согласные звуки [ м ], [ м, ], буквы «М», «м». Написание строчной буквы «м». Чтение и письмо слов с изученной буквой».
Урок обучения грамоте в первом классе. Комбинированный урок.Познакомить учащихся с новыми звуками и буквами....
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...