Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Знакомство с понятиями приставка и суффикс" УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Загоскина Ирина Николаевна

Тип урока :изучение нового материала.При подготовке к уроку были учтены программные требования по изучению новых частей слова,по работе над орфограммой,по развитию письменной и устной речи ,орфографической зоркости.Выбранный ход урока логичен и наиболее оптимален.В конце урока была проведена разноуровневая самостоятельная работа .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx674.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

Знакомство с понятиями приставка и суффикс.

1) Познакомиться с понятием приставка и суффикс;

2) Наблюдать за ролью приставок и суффиксов.

Послушайте стихотворение.

Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет!

  • О каком цветке стихотворение? (о подснежнике);
  • Что вы знаете об этом цветке? (первые весенние цветы, которые начинают еще расти под снегом);
  1. Сложите слово подснежники из частей, как из деталей конструктора;
  2. Приклейте на листок;
  3. Выделите знакомы части слова.

Предлагаю это задание выполнить в парах.

  • Какие знакомые части слова вы выделили? (корень, □←окончание);
  • Назовите корень.

Какую работу он выполняет? (хранит в себе общее для всех родственных слов значение);

  • Объясните, как находили корень? (подобрать однокоренные слова, выделить общую часть родственных слов)
  • Назовите однокоренные слова

Корень снег, а у нас снеж, почему?;

  • Какую еще часть слова выделили?

Что такое окончание?

(изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом).

  • Есть ли в этом слове другие части, речи, кроме ⁀ и □ ?

Где они находятся? (перед корнем и после корня);

  • Откройте учебники и прочитайте тему нашего урока.

 (Знакомься: другие части слов);

  • Давайте наметим план работы;
  • Когда мы начинаем изучать новую тему, с чем сначала знакомимся? (с правилом);
  • Как мы работаем с новым правилом? (вырабатываем алгоритм действия, т.е. как применять правило);
  • После того, как выработаем алгоритм действия, что делаем дальше? (выполняем упражнения);
  • Как можем выполнять упражнения? (самостоятельно, в парах, коллективно)
  • А конечный этап работы? (проверка и оценивание результатов);
  • Как можем оценивать результаты? (сами, т.е. самооценивание, оценивание результатов других, учителем);
  • Какую учебную цель поставили на уроке? (знакомство с новыми частями слова);
  • С чего начнем знакомство (посмотрите на план работы) (С ПРАВИЛА);

  • Давайте узнаем, как называются эти части. Учебники с.106, читаем правило, ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА ЧИТАЕМ ХОРОМ.
  • Что узнали из правила?

  • Есть другие части слова: приставка и суффикс.

Для чего они служат? (для образования слов);

Что такое приставка? А суффикс?

          Как договорились их обозначать?

  • Давайте обозначим еще не указанные части слова в слове подснежник;

ПОДСНЕЖНИКИ

  • Какие новые части слова вы выделили?
  • Дети, как вы думаете, почему приставку так назвали?
  • Эти слова пришли в наш язык из древнего иностранного языка – латинского. В переводе на русский язык они значат: приставка – приставленный впереди, а суффикс – подставленный;
  • Давайте уточним место расположения приставки и суффикса по отношению к корню (встаньте, покажите руками);
  • Как по другому можно назвать тему урока? (знакомство с приставками и суффиксами);

Для чего служат приставки и суффиксы?

  • Какие этапы урока вы выполнили?
  • Какой следующий этап урока? (упражнения)

Давайте выполним упражнение №511, из печатной тетради;

  • Прочитайте задание.

Повторите, алгоритм выполнения упражнения (что нужно сделать?). Заменить высказывания – на одно слово и записать эти слова, обозначив в них все части.

  • Я предлагаю работать так, в парах: первый ряд –

первые три слова;

второй ряд – следующие три;

третий ряд – последние три слова.

Тигренок

Дошкольник

Березовый

Лётчик

Дубок

Морской

Школьник

Березка

Классная

  • Давайте проверим. Кто хочет к доске? Прочитайте, какие слова у вас получились?

Назовите и обозначьте части слова в таком порядке (один называет, второй обозначает)

1) □

2) ⁀

3) ¬

4) ˄

  • Поднимите руку, кто согласен с таким обозначением частей слова?
  • С помощью каких частей слова образовались новые слова? Где находится приставка? А суффикс?
  • Оцените работу этой пары по критерию правильность. Я вам ставлю по 5, потому что вы на высоком уровне.

Давайте проверим следующие три слова.

С помощью каких частей слова образуются новые слова? Где находится приставка? А суффикс?

Встаньте те, кто записал правильно три слова и выделил верно части?

  • Для чего служат приставка и суффикс?
  • На каком этапе урока находимся?

Я предлагаю выполнить еще одно упражнение.

  • Прочитайте задание

Повторите алгоритм выполнения упражнения. (Я должен вставить буквы и дописать слова антонимы)

  • О чем говорит значок?

В чем заключается помощь авторов?

  • Давайте вспомним, что такое антонимы?

Я предлагаю вам работать тоже в парах.

Прочитайте слова парами.

Какие части слов помогли образовать антонимы?

А какие орфограммы в этих словах?

Как проверить?

  • Какой этап урока выполняли?

Переходим к следующему этапу.

Какой следующий этап? (проверка)

  • На этапе проверки я предлагаю вам поработать самостоятельно и выбрать один из уровней, которые даны на листочках.(Приложение 1)

Прочитайте задание 1-го уровня.

Как вы догадались 1 – уровень простой …

Кто выбрал 1 уровень?

Какое слово получилось? ПЕРЕДЕЛКА

Назовите части этого слова.

Для чего служат ¬ и ˄?

Кто выбрал 2 уровень? Назовите части слова?

3 уровень.

  • Всегда ли в словах есть ¬ и ˄?

А какая часть слова должна быть всегда в слове?

  • Какая тема нашего урока? Цель?

Со всеми ли мы этапами справились?

Мне понравилось...

Мне будет легко…

Мне хотелось больше узнать…

Я бы посоветовал (а)

ЗАДАЧИ:

ХОД УРОКА:

ПРОВЕРКА В ПАРАХ:

ПОДСНЕЖНИКИ

чередование

уч. с. 105

уч. с. 106

Рукой

На доске ¬ ˄

Физ.минутка

Печ.т. упр. 511

Проверка

выс. (5)

ср. (4)

низкий (3)

Печ.т. упр. 512

Проверка

Проверка

Рефлексия

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Урок русского языка 2 класс Тема. Развитие умения различать приставки и предлоги.

Урок русского языка по программе Школа 2100 Тип урока. Открытие новых знаний...

Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".

Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....

Урок русского языка, 2 класс. Тема: "Знакомство с понятием «текст»

Данный урок учит находить отличия текста от предложения и от набора предложений. На уроке обучающиеся учатся ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, самооценку...

Конспект урока русского языка по теме "Суффикс. Введение нового понятия". 2 класс

Урок русского языка  "Суффикс. Введение нового понятия" для учащихся 2 класса. УМК "Перспектива"...

Конспект урока русского языка 3 класс «Применение правил правописания: приставки, оканчивающиеся на з/с»

Способствовать развитию умения писать и анализировать слова с приставками, оканчивающимися на з//с, применять алгоритм правила. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, ...