Знакомство с понятиями приставка и суффикс.
1) Познакомиться с понятием приставка и суффикс; 2) Наблюдать за ролью приставок и суффиксов.
Послушайте стихотворение. Выглянул подснежник В полутьме лесной - Маленький разведчик, Посланный весной; Пусть еще над лесом Властвуют снега, Пусть лежат под снегом Сонные луга; Пусть на спящей речке Неподвижен лед, - Раз пришел разведчик, И весна придет!
- О каком цветке стихотворение? (о подснежнике);
- Что вы знаете об этом цветке? (первые весенние цветы, которые начинают еще расти под снегом);
- Сложите слово подснежники из частей, как из деталей конструктора;
- Приклейте на листок;
- Выделите знакомы части слова.
Предлагаю это задание выполнить в парах. - Какие знакомые части слова вы выделили? (корень, □←окончание);
- Назовите корень.
Какую работу он выполняет? (хранит в себе общее для всех родственных слов значение); - Объясните, как находили корень? (подобрать однокоренные слова, выделить общую часть родственных слов)
- Назовите однокоренные слова
Корень снег, а у нас снеж, почему?; - Какую еще часть слова выделили?
Что такое окончание? (изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом).
- Есть ли в этом слове другие части, речи, кроме ⁀ и □ ?
Где они находятся? (перед корнем и после корня);
- Откройте учебники и прочитайте тему нашего урока.
(Знакомься: другие части слов); - Давайте наметим план работы;
- Когда мы начинаем изучать новую тему, с чем сначала знакомимся? (с правилом);
- Как мы работаем с новым правилом? (вырабатываем алгоритм действия, т.е. как применять правило);
- После того, как выработаем алгоритм действия, что делаем дальше? (выполняем упражнения);
- Как можем выполнять упражнения? (самостоятельно, в парах, коллективно)
- А конечный этап работы? (проверка и оценивание результатов);
- Как можем оценивать результаты? (сами, т.е. самооценивание, оценивание результатов других, учителем);
- Какую учебную цель поставили на уроке? (знакомство с новыми частями слова);
- С чего начнем знакомство (посмотрите на план работы) (С ПРАВИЛА);
- Давайте узнаем, как называются эти части. Учебники с.106, читаем правило, ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА ЧИТАЕМ ХОРОМ.
- Что узнали из правила?
- Есть другие части слова: приставка и суффикс.
Для чего они служат? (для образования слов); Что такое приставка? А суффикс? Как договорились их обозначать?
- Давайте обозначим еще не указанные части слова в слове подснежник;
ПОДСНЕЖНИКИ - Какие новые части слова вы выделили?
- Дети, как вы думаете, почему приставку так назвали?
- Эти слова пришли в наш язык из древнего иностранного языка – латинского. В переводе на русский язык они значат: приставка – приставленный впереди, а суффикс – подставленный;
- Давайте уточним место расположения приставки и суффикса по отношению к корню (встаньте, покажите руками);
- Как по другому можно назвать тему урока? (знакомство с приставками и суффиксами);
Для чего служат приставки и суффиксы? - Какие этапы урока вы выполнили?
- Какой следующий этап урока? (упражнения)
Давайте выполним упражнение №511, из печатной тетради; Повторите, алгоритм выполнения упражнения (что нужно сделать?). Заменить высказывания – на одно слово и записать эти слова, обозначив в них все части. - Я предлагаю работать так, в парах: первый ряд –
первые три слова; второй ряд – следующие три; третий ряд – последние три слова.
Тигренок | Дошкольник | Березовый | Лётчик | Дубок | Морской | Школьник | Березка | Классная |
- Давайте проверим. Кто хочет к доске? Прочитайте, какие слова у вас получились?
Назовите и обозначьте части слова в таком порядке (один называет, второй обозначает) 1) □ 2) ⁀ 3) ¬ 4) ˄
- Поднимите руку, кто согласен с таким обозначением частей слова?
- С помощью каких частей слова образовались новые слова? Где находится приставка? А суффикс?
- Оцените работу этой пары по критерию правильность. Я вам ставлю по 5, потому что вы на высоком уровне.
Давайте проверим следующие три слова. С помощью каких частей слова образуются новые слова? Где находится приставка? А суффикс?
Встаньте те, кто записал правильно три слова и выделил верно части? - Для чего служат приставка и суффикс?
- На каком этапе урока находимся?
Я предлагаю выполнить еще одно упражнение.
Повторите алгоритм выполнения упражнения. (Я должен вставить буквы и дописать слова антонимы) В чем заключается помощь авторов? - Давайте вспомним, что такое антонимы?
Я предлагаю вам работать тоже в парах. Прочитайте слова парами. Какие части слов помогли образовать антонимы? А какие орфограммы в этих словах? Как проверить? - Какой этап урока выполняли?
Переходим к следующему этапу. Какой следующий этап? (проверка) - На этапе проверки я предлагаю вам поработать самостоятельно и выбрать один из уровней, которые даны на листочках.(Приложение 1)
Прочитайте задание 1-го уровня. Как вы догадались 1 – уровень простой … Кто выбрал 1 уровень? Какое слово получилось? ПЕРЕДЕЛКА Назовите части этого слова. Для чего служат ¬ и ˄? Кто выбрал 2 уровень? Назовите части слова? 3 уровень. - Всегда ли в словах есть ¬ и ˄?
А какая часть слова должна быть всегда в слове? - Какая тема нашего урока? Цель?
Со всеми ли мы этапами справились?
Мне понравилось... Мне будет легко… Мне хотелось больше узнать… Я бы посоветовал (а)
|