Конспект урока русского языка по теме "Суффикс. Введение нового понятия". 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка "Суффикс. Введение нового понятия" для учащихся 2 класса. УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_suffiks._vvedenie_novogo_ponyatiya._2_klass.docx | 84.77 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока русского языка во 2 классе
Тема урока: Суффикс. Введение понятия.
Цель урока: актуализировать знания о части слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Ввести понятие «суффикс».
Задачи урока:
дать представление о суффиксе, как значимой части слова; показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; писать слова с известными орфограммами; проверять результат выполненного задания; организовать рефлексивную деятельность учащихся;
развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Программное обеспечение:
флипчарт «Суффикс»
электронное приложение к учебнику «Азбука. 1 класс»
электронное приложение к учебнику «Русский язык. 2 класс»
Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:
-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);
-личностные УУД (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);
-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника);
Этап урока | Содержание урока | Примечания |
орг. момент | Учитель: Прозвенел и смолк звонок. Будем мы сейчас учиться, |
Учащиеся проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД). |
минутка чистописания | Учитель: - О каком месяце говорится в моей загадке: Снега меньше, он уж тает, - Сегодня 3 марта, давайте на минутке чистописания мы повторим написание заглавной и строчной буквы Мм. -Вспомним сначала правильное написание этой буквы (образец написания из электронного приложения к «Азбуке»; ребята повторяют написание букв «в воздухе») - Работа для вас будет немного усложнена – мы добавим ещё вот такие соединительные элементы (образец на доске); обратите внимание на чередование букв (слайд). - А теперь оцените, пожалуйста, свою работу по нашим критериям на полях тетради (появляется таблица самооценки) - Кто оценил свою работу по первому критерию? По второму? А кто думает, что ещё надо постараться? Спасибо. | Электронное приложение «Азбука» 1 класс. Оценка выполненной работы по критериям по таблице самооценки. (регулятивные УУД). |
актуализация знаний | Учитель: - Продолжаем нашу работу. Запишем слова с буквой М, вставляя пропущенные буквы. М_ро_, м_л_ток, мор_, м_сты, м_ря, м_две_ь. Проверяем, правильно ли вы записали эти слова и оцениваем свою работу на полях тетради по следующим критериям: - Кто выполнил работу на «5»; на «4» и т.д. - Прокомментируйте орфограммы в этих словах Мороз, молоток, морж, мосты, моря, медведь. Дети: - В слове мороз орфограммы: непроверяемая безударная гласная в корне слова и парная согласная в корне слова; В слове молоток орфограммы проверяемая и непроверяемая безударные гласные; В слове морж орфограмма парная согласная в корне слова; В слове мосты орфограмма безударная гласная в корне слова, проверочное слово мост; В слове моря орфограмма безударная гласная в корне слова, проверочное слово море; В слове медведь орфограммы: непроверяемая безударная гласная в корне слова, парная согласная в корне слова, ь – показатель мягкости. Учитель: -Все эти орфограммы в корне слова, а что такое корень слова? - Какое правило нам в этом поможет? (табличка «КОРЕНЬ») Дети: - Корень слова – это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. Учитель: - Как найти корень слова? Дети: - Чтобы найти корень слова, надо подобрать несколько однокоренных (родственных) слов и выделить их общую часть. Учитель: - Помогите, пожалуйста, подобрать однокоренные слова к словам, которые мы записали. (на слайде ниже записаны слова, которые надо распределить в группы однокоренных слов) Дети: Мороз – морозец (корень -мороз-) Молоток – молоточек (корень –молот-) Морж – моржонок (корень – морж-) Мосты – мостик (корень – мост-) Моря – моряк (корень – мор-) Медведь – медвежонок (корень –медвед-/-медвеж-) Учитель: - Я могу сказать, что у нас получились пары однокоренных слов? Докажите. Дети: Они близки по своему значению и у них общий корень. Учитель: - Я могу сказать, что эти пары слов абсолютно одинаковы? Дети: нет Учитель: Давайте, посмотрим, какие части слова в наших парах придают словам разные оттенки значения (я их подчеркну): Мороз – морозец (был мороз, а стал лёгкий морозец) Молоток – молоточек (был молоток, а стал молоточек) Морж – моржонок (был морж, а стал детёныш моржа) Мосты – мостик (был мост, а стал мостик) Моря – моряк (было слово моря, а стал моряк) Медведь – медвежонок (был медведь, а получился медвежонок, с помощью какой части слова) - Я могу сказать, что части слова, которые мы подчеркнули, это приставки? Ведь они служат для образования новых слов (табличка «ПРИСТАВКА»). Дети: нет Учитель: -Почему? Дети: - Потому что приставка стоит перед корнем, а эта часть слова стоит после корня. | Оценка выполненной работы по критериям по таблице самооценки. (регулятивные УУД). Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД). |
целепола- гание | Учитель: - Значит, есть ещё часть слова, которую мы пока не знаем и должны с ней познакомиться. - Какую же цель мы должны перед собой поставить на уроке? Дети: - Познакомиться с новой частью слова | |
открытие «нового» знания Двигательная разминка Зарядка для глаз | Учитель: - Где стоит новая часть слова? Дети: после корня Учитель: - Для чего она нужна в слове? Дети: для образования новых слов Учитель: - Эту часть слова мы будем называть «СУФФИКС» (табличка) Учитель: - Попробуйте сформулировать правило про новую часть слова (опора на слайде). Дети: - Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Учитель: - Проверим, совпадает ли сформулированное вами правило с правилом профессора Самоварова. (электронное приложение к учебнику «Русский язык») Разминка (проводит один из учеников). Учитель: - Обратите внимание, как будем обозначать суффикс – вот таким «уголком» - Послушаем, что ещё расскажет нам профессор Самоваров о суффиксе (часть 3,4) Раз –налево, два – направо, Взгляд направим ближе, дальше, | Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют правило (познавательные и регулятивные УУД). Электронное приложение «Русский язык» 2 класс. |
первичное закрепление | Учитель: Предлагаю выполнить задания, данные в учебнике на с. 62-63. Будем работать по вариантам. Ребята первого варианта должны образовать новые слова пользуясь иллюстрацией на с.62, второго варианта – на с. 63. Суффикс в новых словах выделяем обязательно. Дети: самостоятельная работа учащихся Учитель: - Проверим, какие слова у вас получились. 1 вариант: тигрёнок, котёнок, слонёнок, страусёнок, мамонтёнок. 2 вариант: домик, домище, домишко, домина Учитель: -Какие суффиксы выделили? (-ёнок-; -онок-; -ик-; -ин-; -ищ-; -ишк-) - Суффиксы – ёнок-, -онок- помогают образовывать слова – названия детёнышей; суффиксы -ик-; -ин-; -ищ-; -ишк- указывают на размеры предмета (маленькие и большие) Учитель: - Следующее упражнение мы сделаем у доски – упражнение 84. Дети: 3 ученика работают с комментированием у доски: Барабан – барабанщик; труба – трубач, гитара – гитарист. | |
подведение итогов рефлексия | Учитель: - С какой частью слова мы познакомились? Дети: - С суффиксом. Учитель: - Посмотрим, что вы уже сейчас знаете о суффиксе? На карточках, которые лежат у вас на столе, нужно подчеркнуть только правильные ответы. Дети: 1. Найди и подчеркни верное утверждение. Учитель: Поменяйтесь карточками. Проверим, какие ответы подчеркнули (комментирует учитель). - У кого все ответы правильные – ставит «5», 1 ответ не верен – «4», половина работы сделана с ошибками – «3». - Встаньте, кто поставил себе… - Так, как наш урок всё-таки был немножко весенним, а символ весны – подснежник, мне хотелось бы отметить ребят, которые очень активно работали на уроке и подарить вот такие подснежники. Домашнее задание у вас будет в рабочей тетради на с. 26 – упр. 146 Учитель: Тетради сдайте, пожалуйста. Спасибо за урок. | Учащиеся обобщают полученные знания (познавательные УУД). |
Список используемой литературы:
- Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М. 2008.
- Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Уроки русского языка. 2 класс»
- Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык. Учебник для 2 кл. Москва: «Просвещение» 2012.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Снега меньше, он уж тает, И подснежник расцветает. Открывать весну он рад. Радостный, журчащий….
М о ро з , м о л о ток, мор ж , м о сты, м о ря, м е двежья.
МОРОЗ – МОРОЗЕЦ МОЛОТОК – МОЛОТОЧЕК МОРЖ – МОРЖОНОК МОСТ – МОСТИК
С. 62 С. 63
Домашнее задание: с. 26 упр.146 ( р /т); с. 62 правило( уч .)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония
Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....
Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2-3 класс.
2 класс Тема «Раздельное написание предлогов со словами» 3 класс Тема «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...
Конспект урока русского языка по теме "Введение орфограммы "Удвоенные согласные в корне слова""
2 класс по системе Л.В.Занкова, программа Русский язык, Нечаева Н.В....
Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.
Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока русского языка. "Устная и письменная речь." 1 класс
Дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.Уметь различать речь устную и письменную...
Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс
Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...
Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых являетс...