Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Данная Рабочая программа предназначена для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk_3_klass.docx | 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Русский язык»
3 класс
для обучающихся с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями)
I вариант
.
Автор-составитель: Медведева Светлана Васильевна, учитель начальных классов
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса составлена на основе требований к личностным и предметным возможным результатам освоения АООП; программы формирования базовых учебных действий с учётом:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 0 – 4 классы, под редакцией к.п.н., профессора. И.М.Бгажноковой – М.: «Просвещение», 2011г.
Цели предмета:
- выработка у детей навыков грамотного письма;
- повышение уровня общего и речевого развития учащихся;
- социальная адаптация и реабилитация.
Общая характеристика учебного предмета
Данный предмет, «Русский язык» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Обучение русскому языку носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
В основу программы по русскому языку взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество контрольных и проверочных работ.
Обучение русскому языку в коррекционной (специальной) школе имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по русскому языку предусматривается концентрическое изучение предмета.
Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют обучающимся овладеть ими сознательно и прочно. Активное использование элементов опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем не только способствует осмысленному освоению обязательного материала, но и создает основу для введения простейших элементов исследовательской деятельности в процесс обучения как на уровне отдельных упражнений.
В процессе обучения письма и развития речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием основной акцент делается на осознанное усвоение полученных ими предметных знаний.
Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках русского языка. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку. По мере развития и коррекции познавательных способностей школьников показана необходимость заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключений, переноса знаний в новые или нестандартные ситуации, а также заданий практического характера. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.
Структура программы представлена следующими разделами:
- Повторение.
- Звуки и буквы
- Слово .
- Предложение.
- Повторение
Место учебного предмета в учебном плане
На предмет «Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования выделяется в 3 классе 136 часов: (4 часа в неделю, 34 учебные недели)
Личностные планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык» в 1-4 классе:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 3 классе
Минимальный уровень:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст по слогам;
- писать под диктовку текст (20 слов), включающий изученные орфограммы.
Достаточный уровень:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Содержание учебного предмета.
3 класс
- Повторение
Простое предложение. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
- Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу,щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
- Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от,под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
- Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
- Повторение Простое предложение. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Ударение. Согласные твердые и мягкие. Шипящие согласные. Парные звонкие и глухие согласные. Предлог. Разделительный ъ.
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | К-во часов | Название раздела, темы | \ Основные виды учебной деятельности |
1 | 12 | Повторение. | Составляют предложения из двух-трёх слов. Слушают небольшие тексты и отвечают на вопросы. Списывают слова после предварительного разбора. Списывают предложения рукописного и печатного текста. Составляют предложения по схемам. Завершают начатое предложение. Меняют окончания в слове по вопросам. Составляют предложения, изменяя слова по смыслу. |
2 | 52 | Звуки и буквы. | Выполняют звукобуквенный анализ слов. Сравнивают слова, различающиеся одним звуком и количеством звуков. Образовывают новые слова. Пишут под диктовку отдельные слова. Различают парные звонкие и глухие, шипящие и свистящие, твёрдые и мягкие согласные. Объясняют правописание пропущенных букв. Объясняют орфограмму с опорой на таблицу. Делят слова на слоги. Выделяют ударный слог в слове. Упражняются в постановке знака ударения в двух-трёх сложных словах. Записывают слова в алфавитном порядке. Упражняются в правописании звонких и глухих согласных на конце слова. |
3 | 38 | Слово. | Различают основные части хорошо знакомых предметов. Сравнивают два предмета и определяют признаки различия и сходства. Группируют действия по признаку их однородности. Различают слова по их отношению к родовым категориям. Переносят слова по слогам. Изучают слова, обозначающие предметы и действия предметов. Согласовывают слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Дифференцируют слова, отвечающие на вопросы кто? и что? Дифференцируют слова, отвечающие на вопросы, что делает? и что делают? Подбирают названия действий к названиям предметов. Упражняются в написании имён собственных. Выделяют предлог в предложении. |
4 | 20 | Предложение. | Выделяют предложения из речи и текста. Отличают предложение от набора слов. Составляют предложения по схемам. Строят предложения из данных в разбивку слов. Завершают начатое предложение. Составляют предложения по вопросу, по предметной картинке, по сюжетной картинке, по заданной теме. Составляют предложения-вопросы и предложения-ответы. Подбирают предложения к рисункам. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста и по иллюстрациям к тексту. |
5 | 14 | Повторение. | Дифференцируют звонкие и глухие, шипящие и свистящие, твёрдые и мягкие согласные. Списывают предложения со вставкой пропущенных букв. Пишут слова с ь на конце слова. Делят слова на слоги. Упражняются в переносе слов по слогам. Составляют и списывают предложения после предварительного разбора. Упражняются в правильном построении предложения. Выделяют в предложении названия и действия предметов. |
Учебно-методическое материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечани |
Программы | |
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0 – 4 классы, под редакцией к.п.н., профессора. И.М.Бгажноковой – М.: «Просвещение», 2011г. | |
Учебники | |
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык 3 класс: учебное пособие для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2018г. | |
Рабочие тетради | |
Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку 3 класс: учебное пособие для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2017г. | |
Дидактические материалы | |
Кассы букв и слогов. Веера с гласными и согласными буквами. Схемы предложений и слов Трафареты письменных букв. Таблицы письменных букв. Картинный словарь русского языка. | |
Дополнительная литература для учащихся | |
Методические пособия для учителя | |
Русский язык. Методические рекомендации. 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская. — М. : Просвещение, 2017. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить.- М.: Просвещение, 1991г. Занимательное азбуковедение. Авт.- сост. В. В. Волина. – М. Просвещение, 1994г. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы— М. : Просвещение, 1991. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы (1-4 кл) Пособие для учителей.. М.: «Просвещение», 1980г. | |
Печатные пособия | |
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения | |
Компьютер, интерактивная доска. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебным курсам, 2 класс ("Школа 2100")
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС, для 2 класса, Образовательная система "Школа 2100"....
Рабочая программа по учебным курсам ( 3 класс "Школа 2100)
Рабочая программа разработана для 3 класса по Образовательной системе "Школа 2100"...
Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс
Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс...
Рабочие программы по учебным предметам 4 класс фгос
Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии и ОРКСЭ....
Рабочие программы по учебным предметам. 1 класс УМК "Гармония".
Материал содержит рабочие программы и их аннотации по учебным предметам для 1 класса УМК "Гармония"....
Рабочие программы по учебным предметам 4 класс
Данный материал содержит рабочие программы по предметам, 4 класс...
Рабочие программы по учебным предметам 1 класс
УМК "Школа России"...