РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Острикова Елена Дмитриевна

«Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Ритм». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [Т.Г. Рамзаева.]. — М.: Дрофа, 2020.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4a_.doc342 КБ

Предварительный просмотр:

   Приложение к ООП НОО

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1

городской  округ Люберцы Московской области

«УТВЕРЖДАЮ»

   Директор МОУ гимназии №1    

___________  Н.Н.Соловьева

    Приказ №______ от  _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету

«Русский язык»

4 класс «А»

Учитель: Острикова Елена Дмитриевна,

стаж работы -  20 лет,

категория – высшая

Срок освоения программы, учебный год: 1 год, 2020- 2021 уч. г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Русский язык»  для 4 класса на уровне основного общего образования составлена на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);  

-  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 06.10.2009 № 373

 - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный  государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

-  основной образовательной программы основного общего образования МОУ гимназия №1, утвержденной приказом от 30.08.2019 № 273;

- авторской программы по русскому языку для 4 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Авторы программы: Рамзаева Т.Г, 2020 год.

 

При изучении курса используется учебник:

Русский язык 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.  Авторы: Рамзаева Т.Г. Учебник в 2-х частях. – М.: Дрофа, 2020.  (Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования на 2019-2020 учебный год, утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018г №345 (с последующими изменениями))

Место курса в учебном плане

Согласно учебному плану МОУ гимназия №1 на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 170 часа в год (5 часов в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 4 классе являются:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
  4. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  5. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  6. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  7. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».

В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:

-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

-сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

-овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

-умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

-способность проверять написанное.

В результате изучения курса «Русский язык» 4 класс ученик научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • разбирать простое предложение с однородными членами;
  • ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • писать обучающее изложение доступного текста;
  • списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;
  • производить разбор слова по составу;
  • подбирать однокоренные слова;
  • распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз);
  • определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;
  • производить морфологический разбор доступных слов;
  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
  • понимать влияние ударения на смысл слова;
  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
  • понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;
  • устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
  • производить элементарный синтаксический разбор предложения;
  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).

Четвероклассники получат возможность научиться-.

  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;
  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
  • производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова;
  • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

  • изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
  • производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
  • интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
  • вычленять в предложении основу и словосочетания;
  • производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя  и  самостоятельно составлять план текста;
  • определять тип текста;
  • писать изложение и сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

                                     Содержание  учебного предмета

Содержание  учебного предмета.

                               

№ п\п

Тема

Кол-во часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

Повторение изученного

21

21

Однородные члены предложения

7

7

Текст

2

2

Имя существительное

39

38

Имя прилагательное

33

32

Местоимение

9

9

Глагол

33

32

Повторение в конце учебного года

26

12

Итого:

170часов

153 часов

Содержание программы (153 часов)

Повторение (21 ч)

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки; парные и непарные звонкие и глухие, парные и непарные, твердые и мягкие согласные звуки, обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме; алфавит; слоги. Слово, лексическое значение слова как сумма значений значимых частей слова; синонимы, антонимы, состав слова (корень, приставка, суффикс, основа, окончание); одноко-ренные слова; правописание значимых частей слова. Части речи в русском языке. Основные грамматические характеристики имени существительного, имени прилагательного, глагола; роль в предложении именных частей речи и глагола; правописание ь после шипящих у имен существительных; правописание безударных окончаний различных частей речи; склонение имен существительных; падежные окончания имен существительных и прилагательных; родовые (в прошедшем времени) окончания глагола; словосочетание по типу согласования «имя существительное + имя прилагательное». Предложение как единица речи, виды предложений по цели высказывания, знаки препинания в конце предложения, главные и второстепенные члены предложения, связь слов в предложении, словосочетание. Текст, типы текста (описание, повествование, рассуждение); тема и основная мысль текста; заголовок текста; структурные части текста; связь между частями текста.

Контрольный диктант (90 слов) с грамматическими заданиями. одиннадцать, дорога, библиотека, аллея, прекрасный, здравствуйте, жёлтый, здесь, костёр, восток, сентябрь, декабрь, февраль, карандаш, картина, газета, коллектив, пассажир, хозяйство, назад, автомобиль, вчера, потом

 Однородные члены предложения (7 ч)

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения; интонация перечисления и сочинительные союзы — средства связи однородных членов в предложении; знаки препинания в предложениях с однородными членами. Повествовательный текст с однородными членами предложения. Диктант (37 слов) с грамматическими заданиями, комбайн

Текст (2 ч)

Текст: основная мысль и тема текста, заголовок текста, структурные части текста, план текста

Имя существительное (38 ч)

Имя существительное: падеж имени существительного; значение падежа, вопросы падежей, предлоги, употребляемые с падежами; роль предложно-падежной формы имени существительного в предложении; несклоняемые имена существительные; правописание падежных окончаний имен существительных. Повествовательный текст: тема и основная мысль повествовательного текста; план повествовательного текста. шоссе, самолёт, лагерь, дежурный, песок, одежда, обед, овощи, работа, район, ракета, жилище, агроном. Имя существительное: лексическое значение имени существительного; род и число имен существительных; падеж имени существительного (значение падежа, вопросы падежей, предлоги, употребляемые с существительными в различных падежах; роль предложно-па-дежной формы имени существительного в предложении); склонение имен существительных (три типа склонения). Словосочетание как слова, объединенные подчинительной связью; предложение, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения. Структурные особенности повествовательного текста, особенности повествовательного текста с элементами описания; связь между частями текста. Контрольный диктант (70 слов), диктанты (95 и 78 слов) с грамматическими заданиями.

гореть, горизонт, около, календарь, берег, издалека, шестнадцать, сейчас, теперь, сегодня, погода, восток, комната, квартира, адрес, вокзал, троллейбус, инженер, директор, килограмм, восемь

Имя прилагательное (32 ч)

Имя прилагательное; лексическое значение; грамматические признаки имени прилагательного: склонение имен прилагательных, изменение по родам и числам. Зависимость имени прилагательного от имени существительного; роль имен прилагательных в предложении. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных. Текст, тема, основная мысль и заголовок текста; структура повествовательного текста с элементами описания. Контрольные диктанты (75 и 84 слова) с грамматическими заданиями, электричество, электростанция, медленно, Россия, салют, трамвай, картина,вагон, пассажир, пальто, завтра, календарь, километр, электровоз, расстояние, металл, двенадцать, шофёр, слева, направо

Местоимение (9 ч)

Местоимение; тексто-образующая роль местоимений в речи; личные местоимения; грамматические особенности личных местоимений; изменение личных местоимений по падежам; изменение личных местоимении 3-го лица по родам; правописание местоимений; раздельное написание личных местоимений в косвенных падежах с предлогами. Текст, основная мысль текста, композиция повествовательного текста, экскурсия.

Глагол (32ч)

Глагол как часть речи: лексическое значение глагола; глагольные вопросы: глаголы, отвечающие на вопрос что д елать? (несовершенный вид) и отвечающие на вопрос что сделать? (совершенный вид); начальная форма глагола (инфинитив); изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола; изменение глаголов по лицам; изменение глаголов по родам в прошедшем времени; изменение глаголов по лицам в настоящем времени(личные окончания глаголов); изменение глаголов по числам; I и II спряжение глаголов. Текст-повествование; композиция текста-повествования. Структура повествовательного текста с элементами описания.

корабль, желать, газета, телевизор, чёрный. Изменение глаголов по лицам в будущем времени(личные окончания глаголов): изменение глаголов по числам, I и II спряжение глаголов; правописание личных окончаний глаголов;глаголы-исключения; правописание суффиксов глаголов в неопределённой форме и в форме прошедшего времени. Текст, заглавие текста, структура текста-описания, план текста-описания, путешествие, космонавт, справа, сверху, снизу, везде, фамилия, газета, квартира, овощи, морковь, помидор, капуста, картофель, завтрак.

Повторение в конце учебного года (12 ч)

Предложение: виды предложений по цели высказывания, по интонации; главные члены предложения; второстепенные члены предложения; однородные члены предложения. Слово;состав слова; значимые части слова(корень, приставка, суффикс, окончание); однокоренные слова; безударные гласные в корне, приставке, суффиксе. Правописание безударных гласных в корне, приставке. Правописание суффиксов (тель-, -овн-, -еви-, -очк-, -еньк-, -ость-, -от-, -изн-, -оват-). Имя существительное; склонение имен существительных;  правописание безударных гласных в окончаниях, корнях, приставках и суффиксах имен существительных. Имя прилагательное; склонение имен прилагательных. Местоимение. Глагол; глаголы I и II спряжения, неопределенная форма глагола, правописание личных окончаний глагола.

Текст: типы текста; тема; основная мысль текста.

Контрольный диктант (92 слова) с грамматическими заданиями, сверкать, победа, столица, свобода, оборона, хлебороб, до свидания.

В результате изучения русского языка в четвёртом классе дети научатся:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • разбирать простое предложение с однородными членами;
  • ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • писать обучающее изложение доступного текста;
  • списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;
  • производить разбор слова по составу;
  • подбирать однокоренные слова;
  • распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз);
  • определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;
  • производить морфологический разбор доступных слов;
  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
  • понимать влияние ударения на смысл слова;
  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
  • понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;
  • устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
  • производить элементарный синтаксический разбор предложения;
  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).

Четвероклассники получат возможность научиться-.

  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;
  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
  • производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова;
  • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
  • изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
  • производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
  • интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
  • вычленять в предложении основу и словосочетания;
  • производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя  и  самостоятельно составлять план текста;
  • определять тип текста;
  • писать изложение и сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

 Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

по плану

по факту

Повторение изученного (21 ч)

1

Слово. Предложение. Текст.    Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Различают гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки. Характеризуют особенности гласных и согласных звуков. Определяют звук по его характеристике. Соотносят звук и его качественную характеристику. Оценивают правильность характеристики звука, находят ошибки в характеристике звуков. Группируют слова с общим корнем, с одинаковыми приставками и суффиксами. Контролируют правильность объединения слов в группу (исключая синонимы и омонимичные морфемы слов). Анализируют заданную схему состава слова и подбирают к ней слова. Анализируют текст с точки зрения наличия родственных слов, слов с заданными приставками, суффиксами. Объясняют значение слов с опорой на состав его основы. Определяют состав слова, приводя доказательства наличия или отсутствия той или иной морфемы. Определяют в корне слова наличие изученных орфограмм (безударные гласные, глухие, звонкие, непроизносимые и двойные согласные, разделительные ь и ъ, слитное написание приставок.) Объясняют и доказывают написание слов. Группируют слова по типу орфограмм. Моделируют в ходе коллективной работы алгоритм применения орфографических правил. Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Оценивают собственный диктант. Анализируют  допущенные ошибки. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Определяют грамматические характеристики частей речи, формы словоизменения существительных, прилагательных, глаголов. Анализируют, сравнивают и сопоставляют грамматические признаки различных частей речи. Осваивают алгоритм распознавания частей речи (Что обозначает?

На какие вопросы отвечает? Какие имеет постоянные свойства? Как изменяется? Каким членом предложения чаще всего бывает?). Находят орфограммы на безударные падежные окончания имен прилагательных и безударные родовые окончания глагола и объясняют их написание. Классифицируют предложения по цели высказывания. Находят в тексте и распознают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Различают распространенные и нераспространенные предложения. Анализируют деформированные предложения и тексты. Выбирают знак для постановки в конце предложения. Составляют схемы предложений. Выделяют грамматическую основу и второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство). Устанавливают связь слов в предложении. Составляют предложения из данных слов на определенную тему, по схеме. Определяют тему текста. Объясняют заголовок. Различают тексты разных типов (описание, повествование, рассуждение). Анализируют и сопоставляют содержание текстов. Воспроизводят текст. Составляют текст по картинке и по опорным словам. Озаглавливают собственный текст. Анализируют и корректируют созданный текст, оценивают его, находят в нем ошибки.

01.09-04.09

2

Главные и второстепенные члены предложения.

01.09-04.09

3

Словосочетания.

01.09-04.09

4

Звуки и буквы. Слог. Ударение.        

01.09-04.09

5

Состав слова

07.09-11.09

6

Обобщение  знаний о составе слова.    

07.09-11.09

7

Правописание гласных и согласных в корне слова.

07.09-11.09

8

Упражнение в правописании корней слов.

07.09-11.09

9

Правописание слов с непроизносимыми и удвоенными согласными.

14.09-18.09

10

Правописание приставок и предлогов.

14.09-18.09

11

Разделительные ъ и ь.

14.09-18.09

12

Части речи в русском языке.

14.09-18.09

13

Входной контрольный диктант №1..

14.09-18.09

14

Анализ контрольного диктанта.   Имя существительное.

21.09-25.09

15

Склонение имен существительных.

21.09-25.09

16

Имя прилагательное.

21.09-25.09

17

Род  имен прилагательных.

21.09-25.09

18

Глагол.

28.09-02.10

19

Изменение глагола по временам.

28.09-02.10

20

Обучающее изложение.(упр. 82)

28.09-02.10

21

Анализ изложения.  Тест по итогам повторения.

28.09-02.10

Однородные члены предложения (7 ч)

22

Однородные члены предложения (общее понятие)

Наблюдают за употреблением и связью однородных членов в предложении. Классифицируют члены предложения с точки зрения выполняемой функции (главные и второстепенные члены предложения). Анализируют предложение и текст с точки зрения наличия в них однородных членов. Распознают предложения с однородными членами в тексте. Соблюдают интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами. Расставляют знаки препинания в предложениях с однородными членами. Составляют предложения с однородными членами, в том числе по схеме. Передают содержание текста с однородными членами предложения по вопросам, по опорным словам. Анализируют и корректируют созданный текст. Оценивают текст, находят в нем ошибки

28.09-02.10

23

Связь однородных членов предложения с помощью союзов, интонации перечисления.

05.10-09.10

24

Запятая между однородными членами.

05.10-09.10

25

Предложения с однородными членами, соединёнными союзами а, но, да.

05.10-09.10

26

Упражнение в правильном построении  предложений с однородными членами.

05.10-09.10

27

Диктант №2  по теме «Однородные члены предложения»

12.10-16.10

28

Анализ контрольного диктанта. Закрепление изученного.

12.10-16.10

Текст (2 ч)

29

Тема и основная мысль текста.

Определяют тему и основную мысль текста. Передают содержание текста, опираясь на его тему и основную мысль. Озаглавливают текст, опираясь на тему и основную мысль. Определяют наличие изученных орфограмм в тексте, объясняют написание слов. Составляют тексты, исходя из темы и опираясь на основную мысль. Составляют план текста, опираясь на тему и основную мысль текста. Пишут зрительно-слуховые диктанты.

12.10-16.10

30

План  текста. Изложение по самостоятельно составленному плану

12.10-16.10

Имя существительное (38 ч)

31

Анализ изложения. Склонение имен существительных.

Наблюдают за особенностями падежей. Определяют падеж имени существительного, пользуясь вопросами и предлогами, систематизированными в таблице. Сопоставляют и сравнивают синтаксическую роль имен существительных в именительном и косвенных падежах. Склоняют имена существительные. Знакомятся с несклоняемыми именами существительными. Определяют связь слов в предложении для распознавания падежей имен существительных. Наблюдают за употреблением имен существительных в косвенных падежах. Знакомятся со значениями косвенных падежей и их синтаксической ролью. Учатся осознанно употреблять их в речи. Отгадывают загадки, записывают их и отгадки к ним. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Определяют в тексте изученные орфограммы. Составляют повествовательный текст по иллюстрации, плану и опорным словам Классифицируют слова — имена существительные по принадлежности к роду, к склонению. Анализируют имена существительные по грамматическим признакам: род, число, падеж в тексте (предложении). Изменяют имена существительные по падежам и числам при создании собственных текстов (предложений). Определяют синтаксическую функцию имен существительных в начальной форме (именительный падеж) и имен существительных в форме косвенных падежей (главные и второстепенные члены предложения). Соотносят слово и набор его грамматических характеристик, выбирают из ряда имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками. Определяют наличие орфограмм в тексте: безударных падежных окончаний имен существительных, безударных гласных в корне слова. Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Анализируют повествовательный текст: выделяют в нем структурные части, делят текст на части, передают содержание текста по плану и по заголовку. Анализируют и корректируют созданный текст. Оценивают текст, находят в нем ошибки. Создают продолжение исходного текста.

12.10-16.10

32

Упражнение в склонении имен сущ.. Несклоняемые имена существительные.

19.10-23.10

33

Именительный падеж.

19.10-23.10

34

Родительный падеж.

19.10-23.10

35

Дательный падеж.

19.10-23.10

36

Винительный падеж.

26.10-30.10

37

Творительный падеж.

26.10-30.10

38

Предложный падеж.

26.10-30.10

39

Повторение. Именительный и винительный падежи.

26.10-30.10

40

Винительный и предложный падежи.

26.10-30.10

41

Контрольный диктант №3 по теме «Склонение имен существительных».

02.11-06.11

42

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о падежах имен существительных.

02.11-06.11

43

Обучающее изложение (упр. 163)

02.11-06.11

44

Анализ изложения. Три типа склонения имен существительных

09.11-13.11

45-46

Упражнение в определении склонения имен существительных.

09.11-13.11

09.11-13.11

47

Ударные и безударные падежные окончания существительных.

09.11-13.11

48

Правописание  безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения.

09.11-13.11

49

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

16.11-20.11

50

Обучающее изложение. (упр. 191)

16.11-20.11

51

Анализ изложения. Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже.

16.11-20.11

52

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

16.11-20.11

53

Правописание окончаний имен существительных 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах.

23.11-27.11

54

Контрольный диктант №4  по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных»

23.11-27.11

55

Анализ диктанта. Имена существительные в родительном и винительном падежах 1 и  2 склонения..

23.11-27.11

56

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.

23.11-27.11

57

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже.

23.11-27.11

58-60

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

30.11-04.12

30.11-04.12

30.11-04.12

61

Имена существительные во множественном числе. Именительный падеж  множественного числа.

30.11-04.12

62

Имена существительные в именительном и винительном падежах множественного числа.

07.12-11.12

63

Имена существительные в родительном падеже множественного числа.

07.12-11.12

64

Упражнение в правильном употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа.

07.12-11.12

65

Дательный, творительный  и предложный  падежи существительных во множественном числе.

07.12-11.12

66

Упражнение в правописании окончаний существительных во множественном числе.

07.12-11.12

67

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе»

14.12-18.12

68

Анализ диктанта.  Обобщение по теме «Имя существительное»

14.12-18.12

Имя прилагательное (32ч)

69

Имя прилагательное как часть речи.

Наблюдают за ролью прилагательных в речи. Подбирают максимальное количество имен прилагательных к заданному имени существительному, в том числе и близкие по смыслу. Соотносят форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».  Определяют род, число и падеж имени прилагательного. Распознают падежи имен прилагательных в тексте, предложении, словосочетании на основе определения рода и падежа имен существительных. Склоняют имена прилагательные, используя таблицу в учебнике. Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения. Определяют в тексте (предложении) наличие орфограмм на безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных. Анализируют текст с точки зрения наличия в нем имен прилагательных, имеющих орфограммы с безударными гласными в окончаниях. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Анализируют тексты, выделяя в них структурные части. Определяют тему текста. Правильно употребляют имена прилагательные в текстах. Соотносят заголовок с темой и основной мыслью текста. Передают содержание текста по вопросам. Кратко передают содержание по предварительно составленному плану. Составляют повествовательный текст с элементами описания, озаглавливают его. Создают текст-описание картины, корректируют созданный текст, исправляют в нем ошибки.

14.12-18.12

70

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

14.12-18.12

71

Склонение имен прилагательных.

21.12-25.12

72-73

Правописание безударных падежных окончаний  имен прилагательных мужского и среднего рода.

21.12-25.12

21.12-25.12

74

Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

21.12-25.12

75-76

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

21.12-25.12

11.01-15.01

77

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

11.01-15.01

78

Творительный и предложные падежи имен прилагательных  мужского и среднего рода.

11.01-15.01

79

Обучающее изложение текста- описания (упр. 311)

11.01-15.01

80

Анализ изложения. Закрепление изученного.

18.01-22.01

81

Развитие речи. Письмо.

18.01-22.01

82

Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода»

18.01-22.01

83

Анализ контрольного диктанта. Склонение имен прилагательных женского рода.

18.01-22.01

84-85

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

18.01-22.01

25.01-29.01

86-87

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода.

25.01-29.01

25.01-29.01

88

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и мужского рода.

25.01-29.01

89

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

01.02-05.02

90

Обучающее изложение (упр. 339)

01.02-05.02

91

Анализ изложения. Закрепление изученного.

01.02-05.02

92

Контрольное списывание №1.

01.02-05.02

93

Склонение  имен прилагательных во множественном числе.

01.02-05.02

94

Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных.

08.02-12.02

95

Правописание окончаний прилагательных в родительном и предложном  падежах во множественном числе.

08.02-12.02

96

Правописание окончаний прилагательных в дательном и творительном  падежах во множественном числе.

08.02-12.02

97

Повторение знаний об именах прилагательных и именах существительных

08.02-12.02

98

Текст-описание. Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри».

15.02-19.02

99

Анализ сочинения.

15.02-19.02

100

Закрепление изученного.

15.02-19.02

Местоимение (9ч)

101

Понятие о местоимении.

Знакомятся с ролью местоимений в речи. Наблюдают за личными местоимениями. Определяют наличие в тексте местоимений. Распознают местоимения в тексте. Заменяют повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Определяют в тексте наличие орфограмм на правописание местоимений с предлогами. Передают содержание повествовательного текста с опорой на ключевые слова, соблюдая его композицию. Редактируют тексты, заменяя имена существительные местоимениями, анализируют и оценивают созданный текст. Наблюдают за композицией повествовательного текста (завязка, кульминация — момент наивысшего напряжения, развязка). Пишут изложение повествовательного текста.

15.02-19.02

102

Местоимения  1,2, 3 лица.

15.02-19.02

103

Правописание личных местоимений с предлогами.

22.02-26.02

104

Изменение личных местоимений 1 и 2 лица по падежам. Правописание местоимений с предлогами.

22.02-26.02

105

Изменение личных местоимений 3 лица по падежам.

01.03-05.03

106

Изложение по репродукции картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

01.03-05.03

107

Анализ изложения. Закрепление изученного.

01.03-05.03

108

Контрольный диктант №7 по темам«Имя прилагательное»

« Местоимение»

01.03-05.03

109

Анализ контрольного диктанта. Закрепление изученного.

01.03-05.03

Глагол (32ч)

110

Глагол как часть речи. (повторение)

Распознают глагол среди других частей речи, отличают глагол от именных частей речи, прямое и переносное значение глаголов, различают глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Соотносят начальную форму и временные формы глаголов, ставят вопросы к неопределенной форме глагола (что делать? что сделат ь?), дифференцируя их по видам глагола. Распознают временные формы глаголов, распознают лицо глагола; осознанно употребляют глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах, изменяя глаголы по временам и числам, изменяя глаголы по лицам в настоящем времени, по родам в прошедшем времени. Составляют план составляемого текста, пишут изложение по диафильму с использованием плана и опорных слов, определение темы и структуры повествовательного текста с элементами описания, исправляют ошибки и недочеты собственного текста  Наблюдают за спряжением глаголов в форме настоящего времени. Спрягают глаголы в форме настоящего и будущего времени. Распознают спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы. Группируют найденные в тексте глаголы, записывая их в нужную колонку таблицы (I и II спряжение глаголов). Моделируют (создают, конструируют) в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Составляют собственные считалки с глаголами-исключениями. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Определяют в тексте наличие слов с орфограммами на безударные гласные в личных окончаниях и в суффиксах прошедшего времени глаголов. Применяют алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Овладевают навыком правописания безударных гласных в личных окончаниях глагола. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Анализируют тексты диктантов, находят и исправляют ошибки. Определяют тему и основную мысль текста. Озаглавливают текст. Составляют план текста. Различают типы текстов (описание, рассуждение, повествование, смешанные тексты: повествовательный с элементами описания, повествовательный с элементами рассуждения). Передают содержание текста по памяти, по опорным словам, по плану. Составляют текст-описание пейзажной картины. Кратко передают содержание диафильма, опираясь на понимание композиции, главные слова и план. Составляют по пословице текст-рассуждение, самостоятельно передают содержание текста-описания. Трансформируют текст, изменяя время глагола (замена в тексте глаголов в форме настоящего времени на глаголы в форме прошедшего или будущего времени). Анализируют и корректируют созданный текст. Оценивают текст, находят в нем смысловые ошибки.

08.03-12.03

111

Изменение глаголов по временам.

08.03-12.03

112

Изменение  глаголов прошедшего времени.

08.03-12.03

113

Текст. Использование глаголов прошедшего и настоящего времени.

15.03-19.03

114-115

Неопределенная форма – начальная форма глагола.

15.03-19.03

15.03-19.03

116

Обучающее изложение текста воспринятого на слух.

15.03-19.03

117

Анализ изложения. Закрепление изученного.

15.03-19.03

118

Изменение глаголов по лицам и числам  (спряжение).

29.03-02.04

119-120

2 лицо глаголов единственного числа.

29.03-02.04

121

I  и II  спряжение глаголов.

29.03-02.04

122

Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. (упр. 444).

29.03-02.04

123

Анализ изложения. Закрепление изученного.

05.04-09.04

124

I  и II  спряжение глаголов будущего времени.

05.04-09.04

125

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем  и  будущем времени.

05.04-09.04

126

Определение спряжения глаголов по неопределенной форме.

05.04-09.04

127

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем  времени.

05.04-09.04

128

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем  и  будущем времени.

12.04-16.04

129-130

Глаголы-исключения.

12.04-16.04

12.04-16.04

131

Контрольный диктант №8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

12.04-16.04

132

Анализ контрольного диктанта. Закрепление изученного.

19.04-23.04

133

Сочинение по картине с элементами описания (упр.487)

19.04-23.04

134

Анализ сочинения. Правописание глаголов в прошедшем времени.

19.04-23.04

135

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание глагольных суффиксов.

19.04-23.04

136

Контрольное списывание №2

19.04-23.04

137

Анализ изложения. Изменение глаголов по временам.

26.04-30.04

138

Обобщение знаний о глаголе

26.04-30.04

139

Обучающее изложение (упр. 508)

26.04-30.04

140

Контрольный диктант № 9по теме «Глагол»

26.04-30.04

141

Анализ изложения и контрольного диктанта.

Повторение в конце учебного года (12ч)

142

Предложение (повторение)

Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения. Анализируют текст, находят в тексте предложения с однородными членами, соотносят предложение со схемой предложения. Определяют в тексте наличие орфограмм на безударные гласные в разных частях слова (в корне, суффиксе, приставке, окончании). Распознают приставки и предлоги, анализируют текст с точки зрения наличия в нем орфограмм. Контролируют правильность записи текста. Находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Сопоставляют части речи по существенным признакам. Распознают части речи в тексте, правильно их употребляют в речи. Распознают типы склонения имен существительных. Склоняют имена существительные. Подбирают имена прилагательные к именам существительным. Определяют род, число и падеж имен прилагательных в словосочетании «имя существительное + имя прилагательное». Склоняют имена прилагательные, употребляют имена прилагательные в тексте в нужной форме. Отличают местоимения от имен существительных. Определяют в тексте формы времени, лица, числа и рода (в прошедшем времени) глаголов. Спрягают глаголы, различают I и II спряжение глаголов. Изменяют глаголы прошедшего времени по родам. Подбирают заголовок к тексту. Передают по памяти содержание описательного текста. Составляют текст-описание по картинке с опорой на план и ключевые слова. Анализируют и корректируют созданный текст, оценивают текст. Находят в нем смысловые ошибки.

03.05-07.05

143-144

Состав слова.

03.05-07.05

03.05-07.05

145

Части речи.

10.05-14.05

146

Имя существительное

10.05-14.05

147

Имя прилагательное

10.05-14.05

148

Местоимение

17.05-21.05

149-150

Глагол

17.05-21.05

151

Итоговый контрольный диктант № 10.

17.05-21.05

152

Анализ контрольного диктанта.

17.05-21.05

153

Повторение.

24.05-25.05

«Программа рассмотрена на заседании кафедры»            

«        »                       2020г.

Протокол №

Руководитель кафедры                           Пронкна Ю.И.

«Программа согласована на заседании научно-методического совета»

«     »                         2020 г.

Зам. директора по УМР                         Пронкина И.Б.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...