лексика и фразеология
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

Оксана Витальевна Масанова

презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon leksika_i_frazeologiya.ppt278.5 КБ
Office presentation icon frazeologizmy.ppt549.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Масанова О. В. МКОУ «Ястребовская СШ» ЛЕКСИКА и фразеология

Слайд 2

Лексикология - раздел науки о языке, изучающий Л.З., употребление и происхождение слов. Лексика - все слова языка, образующие его словарный состав. Лексикон - словарный запас одного человека.

Слайд 3

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКА . Слова, имеющие одно Л.З., называются однозначными (мольберт, осанка, сундук, фиксаж, языковед). Слова, имеющие несколько Л.З., называются многозначными (караван, линейка, автомат, журавль, рукав).

Слайд 4

Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. В полудневный зной на Сене Я искал напрасно сени, Вспомнив Волгу, где на сене Лежа, слушал песню Сени: «Ах вы, сени мои, сени!"

Слайд 5

Синонимы - слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения . Термометр - градусник Осьминог-спрут Болезненный-хлипкий Сияло солнце, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река.

Слайд 6

Антонимы - слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением . Радость ползет улиткой, у горя бешеный нрав. Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли- Москва! Черный вечер . Белый снег.

Слайд 7

Метафора - переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета другому. 1 Зябнет осинка. Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, мерзнет в жару. 2 Если б дали березке расческу, Изменила б березка прическу: В речку, как в зеркало, глядя, Расчесала б кудрявые пряди, И вошло б у нее в привычку По утрам заплетать косичку. Выпишите синонимы к слову мерзнуть, найдите глаголы, которые употреблены в переносном значении.

Слайд 8

Лексика общеупотребительная необщеупотребительная бурак мшара сугрев колча профессионализмы диалектизмы зеленый идти вода земля палитра штифт гуашь эстамп

Слайд 9

Диалектные слова встречаются в художественной литературе Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз… Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко… (С.Есенин) Драчена- кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами. Дежка- деревянная кадка для теста. Паз- узкая щель между кирпичами и досками. Махотка- крынка, горшок, кувшин.

Слайд 10

Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются Этимология - раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов. заимствованными. Какие слова называются исконно русскими?

Слайд 11

Чем объяснить, что одни слова выходят из употребления, другие появляются в языке? историзмы архаизмы устаревшие неологизмы Чем архаизмы отличаются от историзмов? зело(очень) выя(шея) длань(рука) ингредиент компьютер покемон Боярин камзол аршин алтын стрельцы кафтан

Слайд 12

Фразеологизмы Заморить червячка. Играть первую скрипку. Отложить дело в долгий ящик. Беречь как зеницу ока. Гора с плеч свалилась. Дать стрекача. Прикусить язык. Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы? устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

Слайд 13

С ног до головы. Сколько фразеологизмов в тексте? - Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой. Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет. - Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давать. Он перестанет распускать руки. - Спору нет - горячая голова! Но мы отвечаем за него головой. У меня голова идет кругом, я не знаю, что мы должны сделать в первую голову. А вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы Автор: Митрясова Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 140», г.Омск. Программа «Начальная школа 21 век». Русский язык. 4 класс.

Слайд 2

Вот так ситуация ! Дедушка, это безжалостно! Внучок пойдем заморим червячка. Почему внук и дедушка не поняли друг друга?

Слайд 3

Что такое фразеологизмы ? ФРАЗЕОЛОГИЗМ (фразеологическая единица, идиома), устойчивое словосочетание, значение которого невыводимо из значений составляющих его компонентов, например: “собаку съесть” (в чем, на чем и т.п.) — быть знатоком в каком-либо деле, иметь большой навык, опыт в чем-либо.

Слайд 4

Шуточные вопросы Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? бежать со всех ног

Слайд 5

Есть ли ноги у газеты, книги, журнала? Есть, когда их держат "вверх ногами"

Слайд 6

В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? знать как дважды два

Слайд 7

В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? делать из мухи слона

Слайд 8

Что это? Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у путаников. каша

Слайд 9

Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими вода

Слайд 10

Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дергают, настойчиво заставляя выказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего язык

Слайд 11

Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело нос

Слайд 12

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные уши

Слайд 13

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит ветер

Слайд 14

Спасибо за работу !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Фразеология".

Урок по данной теме я проводила в ноябре 2009 года с 4 «А» классом. Этот урок я считаю интересным не только потому, что основная деятельность детей – работа в парах и в группах. Развивающая система «Ш...

Фразеология (презентация)

Эта презентация поможет учителям в проведении уроков русского языка (Дидактически материал к урокам русского языка)....

Факультатив по русскому языку "Лексика и фразеология"

Факультатив для одаренных детей. Содержит рабочую программу, тематическое планирование занятий, разработки занятий, дополнительный материал для практической работы....

Программа кружка "Страна лексики и фразеологии"

В составе программы пояснительная записка, тематическое планирование...

Лексико-спортивные игры. Повторение лексики на тему «Школа». Введение темы «Спортивные игры народов Англии». 1 класс

Работа выполнена в соавторстве: Рубцовой Анной Анатольевной, учителем английского языка, Прогимназии НГДУ «Ямашнефть» г. Альметьевск и Косовой Марией Петровной, учителем физкультуры, Прогимназии НГДУ ...

Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников.

Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....