Программа кружка "Страна лексики и фразеологии"
рабочая программа на тему
В составе программы пояснительная записка, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoeobrazovatelnoe_uchrezhdenie_beloyarskogo_rayona.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА П. СОСНОВКА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР Директор школы
__________ М.В.Царегородцева _____________М.В. Иванов
«____»_______________2013 г. «____»____________2013 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на _________ учебный год
Название предмета «Страна лексики и фразеологии»
Класс 5 А, 5 Б
Учитель Полынкова Карина Александровна
Общее количество часов на предмет по учебному плану 35 часов, запланировано 35
| 1 четверть - ч | 2 четверть - ч | 3 четверть - ч | 4 четверть - ч. |
Практические работы | 8 | 8 | 9 | 10 |
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 35
Методическое пособие: Баранов, М.Т. Русский язык : справочные материалы/ М.Т.Баранов, Т.Д.Косталев.– М.: Просвещение, 2000.
Одобрен на заседании МО _______________________________________________________________ «_____»__________2013 г.
Протокол № ______________ Руководитель МО:_________________________________________________________________
Цель: создать педагогические условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Задачи: 1.Расширить знания учащихся о лексике и фразеологии русского языка.
2.Обучить учащихся работе с различными источниками информации.
3.Познакомить с основами научно-исследовательской деятельности.
4.Расширить и обогатить активный словарь детей.
Учащиеся должны знать:
1.Специфику слова как единицы языка.
2.Лексическое значение слова, группы слов по разным основаниям (многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы).
3.Лингвистические словари.
4.Основные признаки фразеологизмов.
5.Основные фразеологические словари.
Уметь:
1.Определять в несложных случаях лексическое значение слова, правильно употреблять их в речи.
2.Находить в тексте многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы.
3.Выделять в тексте фразеологизмы, использовать их в речи.
4.Формулировать учебную задачу, возможные варианты решения
5. Осуществлять сбор необходимой информации, делать выводы.
6. Пользоваться различными словарями.
7.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Пояснительная записка
Язык – духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка.
Мировой практикой доказано, что родной язык в начальных классах – главный предмет. Через овладение языком: его лексикой, содержащей десятки, сотни общеупотребительных слов, его фразеологией – меткой, образной, поэтичной, его грамматикой формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Постоянные занятия языком обогащают интеллект.
Данный факультатив разработан для способных детей, которые нуждаются в специальных условиях организации обучения и развития, так как характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления. Факультатив посвящен лексике и фразеологии. В нем рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм. Через слово и фразеологизм язык соотнесен с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями реалий, эмоций, отношений.
Факультатив по лексике и фразеологии имеет большое познавательное и воспитательное значение. Изучение слов и фразеологизмов расширяет знания учащихся о языке, формирует эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас. Факультатив имеет практическое значение: повышает культуру речи, развивает умение пользоваться дополнительной литературой. Программа ориентирована на языковое, эмоциональное и интеллектуальное развитие учащихся.
Программа факультатива предназначена для учащихся 4 классов, рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в виде практической работы, а также нетрадиционных форм: занятие – путешествие, занятие – исследование, занятие – игра, лингвистический эксперимент, творческие мастерские.
В ходе реализации факультатива будут осуществляться 2 проекта: «Путешествие по стране «Лексика» и «Фразеологизмы – это интересно!» после изучения разделов «Лексика» и «Фразеология». Работа осуществляется по группам. Каждая группа выбирает продукт своей деятельности самостоятельно или с помощью учителя. Для детей, владеющих компьютером и умеющих работать в программе Word и Office Power Point, возможно создание компьютерной слайд - презентации.
Календарно-тематический план
Класс 5б
№ | Дата | Тема | Форма занятия | Кол. часов |
I четверть | ||||
1. | 02.09.13 | В мире слов, или Что такое лексика. | Беседа. Лингвистический эксперимент. | 1 |
2. | 09.09.13 | Многозначные слова. | Презентация | 1 |
3. | 16.09.13 | Однозначные слова. | Практическая работа. | 1 |
4. | 23.09.13 | Прямое и переносное значение слов. | Практическая работа. | 1 |
5. | 30.09.13 | Слова-близнецы, Или в гостях у омонимов. | Практическая работа. | 1 |
6. | 07.10.13 | Словари омонимов. | Практическая работа. | 1 |
7. | 14.10.13 | Когда много общего, Или как дружат слова. | Практическая работа | 1 |
8. | 21.10.13 | Словари синонимов. | Практическая работа. | 1 |
II четверть | ||||
9. | 11.11.13 | Упрямые барашки, или кое-что об антонимах. | Творческая мастерская. | 1 |
10. | 18.11.13 | Словари антонимов. | Практическая работа. | 1 |
11. | 25.11.13 | Все ли слова для всех? (Профессионализмы). | Занятие-исследование. | 1 |
12. | 02.12.13 | Сокровища живой народной речи. (Диалектные слова). | Занятие-исследование. | 1 |
13. | 09.12.13 | Когда старость бывает в радость? (Устаревшие слова). | Занятие-путешествие. | 1 |
14. 15. | 16.12.13 23.12.13 | Салют новичкам! (Неологизмы) | Занятие-исследование. | 2 |
16. | 30.12.14 | Фразеологизмы. | Творческая мастерская. | 1 |
III четверть | ||||
17. | 13.01.14 | Откуда они пришли? | Занятие-исследование. | 1 |
18. | 20.01.14 | Крылатые слова. | Презентация | 1 |
19. | 27.01.14 | Пословицы и поговорки. | Практическое занятие. | 1 |
20. | 03.02.14 | Работа над проектом «Путешествие по стране «Лексика» | Практическое занятие. | 1 |
21. | 10.02.14 | Работа над проектом «Путешествие по стране «Лексика» | Практическое занятие. | 1 |
22. | 17.02.14 | Работа над проектом «Путешествие по стране «Лексика» | Практическое занятие. | 1 |
23. | 24.02.14 | Работа над проектом «Путешествие по стране «Лексика» | Практическое занятие. | 1 |
24. | 03.03.14 | Работа над проектом «Путешествие по стране «Лексика» | Практическое занятие. | 1 |
25. | 10.03.14 | Работа над проектом «Путешествие по стране «Лексика» | Практическое занятие. | 1 |
IVчетверть | ||||
26 | 24.03.14 | Работа над проектом «Путешествие по стране «Лексика» | Практическое занятие. | 1 |
27 | 07.04.14 | Защита проекта « Путешествие по стране « Лексика» | Практическое занятие. | 1 |
28 | 14.04.14 | Работа над проектом « Фразеологизмы –это интересно!» | Практическое занятие. | 1 |
29 | 21.04.14 | Работа над проектом « Фразеологизмы –это интересно!» | Практическое занятие. | 1 |
30 | 28.04.14 | Работа над проектом « Фразеологизмы –это интересно!» | Практическое занятие. | 1 |
31 | 05.05.14 | Работа над проектом « Фразеологизмы –это интересно!» | Практическое занятие. | 1 |
32 | 12.05.14 | Работа над проектом « Фразеологизмы –это интересно!» | Практическое занятие. | 1 |
33 | 16.05.14 | Работа над проектом « Фразеологизмы –это интересно!» | Практическое занятие. | 1 |
34 | 19.05.14 | Работа над проектом « Фразеологизмы –это интересно!» | Практическое занятие. | 1 |
35 | 26.05.14 | Защита проекта « Путешествие по стране « Лексика» . Итоговый урок | Практическое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Фразеология".
Урок по данной теме я проводила в ноябре 2009 года с 4 «А» классом. Этот урок я считаю интересным не только потому, что основная деятельность детей – работа в парах и в группах. Развивающая система «Ш...
Факультатив по русскому языку "Лексика и фразеология"
Факультатив для одаренных детей. Содержит рабочую программу, тематическое планирование занятий, разработки занятий, дополнительный материал для практической работы....
Лексико-спортивные игры. Повторение лексики на тему «Школа». Введение темы «Спортивные игры народов Англии». 1 класс
Работа выполнена в соавторстве: Рубцовой Анной Анатольевной, учителем английского языка, Прогимназии НГДУ «Ямашнефть» г. Альметьевск и Косовой Марией Петровной, учителем физкультуры, Прогимназии НГДУ ...
Программа для 3 класса "Фразеология русского языка"
Занятия по данному курсу в 3 классе призваны развивать словарный и фразеологический состав языка.Новизна данной программы факультативного курса заключаетсяв пременении, как основанного, проектно...
Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников.
Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников....
лексика и фразеология
презентации...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....