Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников.
статья по русскому языку (3 класс)
Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников.
КУДРЯШОВА С.В.
Россия, г. Гурьевск Кемеровской области,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
При изучении русского языка в 3 классе у моих школьников обнаружился повышенный интерес к слову как к единице языка. Ребятам было очень важно узнать, как рождаются слова, почему они «устаревают», почему одни и те же предметы и явления в разных местах нашей страны называются по-разному, почему неодушевленные предметы в произведениях действуют как живые и т.д.
Они просили более подробно узнать об этом. И я решила разработать для своих учеников факультативный курс по лексике и фразеологии.
Словарный состав языка, представляя определённую систему, включает разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих семантических признаков. Это дало основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, изучаемый в нашем случае в 3-4 классах. Изучение лексики в образовательно - познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить обучающихся со словом как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает условия для целенаправленного обогащения словарного запаса школьников. Такое изучение лексики открывает перед детьми ещё один уровень языковой системы.
Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных её направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
Программа курса утверждает, что методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основные линии:
- Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных обучающимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе.
- Уточнение словаря - это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности, выразительности, которая включает в себя:
- наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами;
- усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе и во фразеологизмах;
- усвоение иносказательных значений слова, многозначности слова;
- усвоение лексической синонимики.
- Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.
- Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный.
Все эти направления словарной работы идут в той или иной степени в 1-4 классах, но лишь на практической основе, без теоретических сведений, даже, как правило, без терминов. Факультатив призван углубить и систематизировать работу в этом направлении.
Программа обеспечивает использование разнообразных приемов работы над значениями нового слова:
- Словообразовательный анализ, на основании которого выясняется значение слова (почему так назвали подберезовик, луноход, подушка, оленина).
- Сопоставление паронимов (искусный - искусственный, золотой золотистый).
- Объяснение значения через контекст.
- Выяснение значения слова по справочным материалам (работа со словарем).
- Показ предмета, макета, чучела или действия (формулировка лексического значения).
- Способ подбора синонимов (смелый-отважный).
- Прием подбора антонимичных пар (вход-выход, смелый - трусливый).
- Развернутое описание, состоящее из группы слов или предложений.
- Раскрытие значения слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков (карт - спортивная машина).
Разнообразие приемов и повышение активности обучающихся в объяснении значений слов - важнейшая задача словарной работы.
Программа предусматривает разнообразные задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов.
В ней рассматриваются синонимы, которые различаются:
- оттенками лексического значения;
- эмоционально - экспрессивной окраской;
- стилистической принадлежностью;
- степенью употребительности;
- сочетаемостью с другими словами.
В начальных классах не дается теоретических сведений о синонимах и о других лексико-семантических группах слов, но программа факультатива предусматривает введение теоретических сведений о синонимах, антонимах, паронимах наряду с практической работой с ними, что формирует у обучающихся более точные понятия об этих лексико-семантических группах слов.
Система упражнений с синонимами, например, складывается из следующих элементов:
- теоретические сведения о синонимах, синонимических рядах;
- обнаружение синонимов в читаемых текстах;
- подбор синонимов, выяснение оттенков значений, различий;
- специальные упражнения с синонимами;
- использование синонимов в связной речи;
- исправление речевых ошибок (замена слова другим, синонимичным ему, более уместным).
Работа с антонимами начинается с анализа художественного текста, но затем вводятся теоретические сведения и специальные упражнения:
- Подбор антонимов к данным словам (смелый - ..., горячий-…).
- Составление предложений с антонимами.
- Подбор антонима в предложении (Заяц бегает быстро. Черепаха ползает...).
- Продолжение начатого предложения с антонимами.
- Подбор антонимов к многозначным словам (свежий хлеб - …; свежий ветер - …; свежие новости - …).
- Составление параллельных синонимических рядов (старый, ветхий - новый, крепкий).
Многозначность слова и омонимы. С многозначностью обучающиеся сталкиваются постоянно. Впервые с многозначностью слов дети встречаются в период обучения грамоте. Основой работы над многозначностью является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения.
Проводятся и специальные упражнения. На факультативных занятиях дети осваивают теоретический материал по многозначности слова и омонимам, формируются соответствующие понятия.
Программа начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Поэтому встречающиеся в текстах фразеологические единицы разъясняются детям без анализа их типов и внутренней структуры.
В данной программе дается понятие фразеологизмов, крылатых слов, рассматриваются фразеологические обороты, пришедшие из Библии, объясняются способы объяснения фразеологических единиц. Предусмотрено знакомство с фразеологическими словарями.
Программа рассматривает богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь, отличие пословиц от поговорок.
В программу факультатива включены материалы, позволяющие обучающимся начальной школы разграничить лексику русского языка с точки зрения её происхождения, с точки зрения употребления. Дети знакомятся на занятиях с собственно русскими и заимствованными словами, с диалектными, профессиональными, жаргонными словами. Знакомятся с различными типами словарей, учатся работать с толковым и фразеологическим словарями.
Цель факультатива: формирование у младших школьников научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о лексике и фразеологии русского языка, формирование учебно-языковых лексических и фразеологических навыков.
Задачи:
- развивать речь обучающихся;
- обогащать словарный запас обучающихся;
- формировать умения и навыки употребления слов в разных сферах применения языка;
- формировать понятия, связанные с развитием словарного состава русского языка;
- формировать понятия, отражающие смысловые связи слов;
- готовить младших школьников к обоснованному анализу текста;
- формировать универсальные учебные действия: метапредметные, регулятивные, личностные и коммуникативные.
Содержание и формы работы
- Создание банка данных о формировании учебно-языковых лексических и фразеологических навыков у младших школьников.
- Разработка и реализация специализированных индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития учащихся.
- Сотрудничество педагога и обучающихся предполагает следующие формы:
- индивидуальная и групповая работа обучающихся под руководством учителя и других специалистов на базе школы;
- олимпиады по русскому языку;
- организация интеллектуальных игр по лексике и фразеологии;
- подготовка сообщений и докладов обучающихся;
- организация научно-практических конференций.
Особенностью данной программы является то, что у обучающихся значительно обогатится словарный запас, будут сформированы учебно - языковые лексические и фразеологические умения.
В результате реализации данной программы дети будут иметь представление о том,
- что такое научное понятие;
- что такое словарный состав языка;
- что лексика членится по территориальному и социальному признакам.
Знать,
- что такое синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
- что такое фразеологический оборот;
- что такое диалектные и профессиональные слова;
- что такое неологизмы и устаревшие слова.
Уметь
- отличать однозначное слово от многозначного;
- определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в тексте;
- уметь подбирать к словам синонимы и антонимы;
- находить в тексте изученные лексические и фразеологические явления;
- пользоваться различными типами словарей.
Программа адресована учителям начальных классов для работы с обучающимися 3-4 классов, которые проявляют интерес к русскому языку.
Содержание программы.
Словарное богатство русского языка. Словари русского языка. Изменение словарного состава русского языка.
Слово и его лексическое значение. Толковый словарь русского языка. Нахождение лексического значения слова.
Многозначные слова. Однозначные и многозначные слова. Нахождение в словаре многозначного слова. Отличие многозначного слова от однозначного.
Прямое и переносное значение слова. Нахождение в словаре слов с переносным значением. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Использование тропов в художественных текстах.
Слова - близнецы. Омонимы. Нахождение омонимов в словаре. Отличие омонимов от многозначного слова.
Синонимы. Работа со словарем синонимов. Ряды синонимов. Стилистические синонимы. Контекстуальные синонимы.
Антонимы. Работа со словарем антонимов. Стилистические антонимы. Использование антонимов в речи.
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектные и профессиональные слова. Их роль в художественном тексте.
Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Нахождение этих слов в Толковом словаре. Употребление устаревших слов в художественных текстах.
Фразеологические обороты как единица языка. Употребление фразеологизмов в речи. Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Крылатые слова. Работа с фразеологическим словарем. Пословицы и поговорки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников
В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...
Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников
В статье освещены вопросы духовного формирования личности. Искусство родного края играет важную роль в становлении человека. Важнейшая роль в эстетическом воспитании младших школьников прин...
Занятие факультативного курса "Тайны текста" "Сказка ложь, да в ней намек..."
Занятие проводится с участием родителей.Цель: формирование представления у детей о поучительной роли сказок, формирование уважения к общечеловеческим нравственным ценностям.Занятие учит детей ра...
Роль проектно - исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников
Проектно – исследовательская деятельность - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе...
Формирование экологического мировоззрения младших школьников
Объяснить как? зачем? и почему? необходимо думать о экологии....
Внеурочная деятельность как ресурс для формирования экологического мировоззрения младших школьников
Качественное экологическое образование младших школьников невозможно реализовать только в урочной деятельности. Внеурочная деятельность имеет гораздо более широкие возможности при решении этой задачи...
Социально-значимое проектирование - эффективный способ формирования экологического мировоззрения младших школьников
Современная Концепция общего экологического образования рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности &nda...