Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников.
статья по русскому языку (3 класс)

Кудряшова Светлана Викторовна

Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников.

КУДРЯШОВА С.В.

Россия, г. Гурьевск Кемеровской области,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

При изучении русского языка в 3 классе у моих школьников обнаружился повышенный интерес к слову как к единице языка. Ребятам было очень важно узнать, как рождаются слова, почему они «устаревают», почему одни и те же предметы и явления в разных местах нашей страны называются по-разному, почему неодушевленные предметы в произведениях действуют как живые и т.д.

Они просили более подробно узнать об этом. И я решила разработать для своих учеников факультативный курс по лексике и фразеологии.

Словарный состав языка, представляя определённую систему, включает разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих семантических признаков. Это дало основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, изучаемый в нашем случае в 3-4 классах. Изучение лексики в образовательно - познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить обучающихся со словом как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает условия для целенаправленного обогащения словарного запаса школьников. Такое изучение лексики открывает перед детьми ещё один уровень языковой системы.

Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных её направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Программа курса утверждает, что методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основные линии:

  1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных обучающимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе.
  2. Уточнение словаря - это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности, выразительности, которая включает в себя:
  • наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами;
  • усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе и во фразеологизмах;
  • усвоение иносказательных значений слова, многозначности слова;
  • усвоение лексической синонимики.
  1. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.
  2. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный.

Все эти направления словарной работы идут в той или иной степени в 1-4 классах, но лишь на практической основе, без теоретических сведений, даже, как правило, без терминов. Факультатив призван углубить и систематизировать работу в этом направлении.

Программа обеспечивает использование разнообразных приемов работы над значениями нового слова:

  1. Словообразовательный анализ, на основании которого выясняется значение слова (почему так назвали подберезовик, луноход, подушка, оленина).
  2. Сопоставление паронимов (искусный - искусственный, золотой золотистый).
  3. Объяснение значения через контекст.
  4. Выяснение значения слова по справочным материалам (работа со словарем).
  5. Показ предмета, макета, чучела или действия (формулировка лексического значения).
  6. Способ подбора синонимов (смелый-отважный).
  7. Прием подбора антонимичных пар (вход-выход, смелый - трусливый).
  8. Развернутое описание, состоящее из группы слов или предложений.
  9. Раскрытие значения слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков (карт - спортивная машина).

        Разнообразие приемов и повышение активности обучающихся в объяснении значений слов - важнейшая задача словарной работы.

        Программа предусматривает разнообразные задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов.

В ней рассматриваются синонимы, которые различаются:

-        оттенками лексического значения;

-        эмоционально - экспрессивной окраской;

-        стилистической принадлежностью;

-        степенью употребительности;

-        сочетаемостью с другими словами.

В начальных классах не дается теоретических сведений о синонимах и о других лексико-семантических группах слов, но программа факультатива предусматривает введение теоретических сведений о синонимах, антонимах, паронимах наряду с практической работой с ними, что формирует у обучающихся более точные понятия об этих лексико-семантических группах слов.

Система упражнений с синонимами, например, складывается из следующих элементов:

  •         теоретические сведения о синонимах, синонимических рядах;
  •         обнаружение синонимов в читаемых текстах;
  •         подбор синонимов, выяснение оттенков значений, различий;
  • специальные упражнения с синонимами;
  • использование синонимов в связной речи;
  • исправление речевых ошибок (замена слова другим, синонимичным ему, более уместным).

Работа с антонимами начинается с анализа художественного текста, но затем вводятся теоретические сведения и специальные упражнения:

  1. Подбор антонимов к данным словам (смелый - ..., горячий-…).
  2. Составление предложений с антонимами.
  3. Подбор антонима в предложении (Заяц бегает быстро. Черепаха ползает...).
  4. Продолжение начатого предложения с антонимами.
  5. Подбор антонимов к многозначным словам (свежий хлеб - …; свежий ветер - …;  свежие новости - …).
  6. Составление параллельных синонимических рядов (старый, ветхий - новый, крепкий).

Многозначность слова и омонимы. С многозначностью обучающиеся сталкиваются постоянно. Впервые с многозначностью слов дети встречаются в период обучения грамоте. Основой работы над многозначностью является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения.

Проводятся и специальные упражнения. На факультативных занятиях дети осваивают теоретический материал по многозначности слова и омонимам, формируются соответствующие понятия.

Программа начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Поэтому встречающиеся в текстах фразеологические единицы разъясняются детям без анализа их типов и внутренней структуры.

В данной программе дается понятие фразеологизмов, крылатых слов, рассматриваются фразеологические обороты, пришедшие из Библии, объясняются способы объяснения фразеологических единиц. Предусмотрено знакомство с фразеологическими словарями.

Программа рассматривает богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь, отличие пословиц от поговорок.

В программу факультатива включены материалы, позволяющие обучающимся начальной школы разграничить лексику русского языка с точки зрения её происхождения, с точки зрения употребления. Дети знакомятся на занятиях с собственно русскими и заимствованными словами, с диалектными, профессиональными, жаргонными словами. Знакомятся с различными типами словарей, учатся работать с толковым и фразеологическим словарями.

Цель факультатива: формирование у младших школьников научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о лексике и фразеологии русского языка, формирование учебно-языковых лексических и фразеологических навыков.

Задачи:

  • развивать речь обучающихся;
  • обогащать словарный запас обучающихся;
  • формировать умения и навыки употребления слов в разных сферах применения языка;
  • формировать понятия, связанные с развитием словарного состава русского языка;
  • формировать понятия, отражающие смысловые связи слов;
  • готовить младших школьников к обоснованному анализу текста;
  • формировать универсальные учебные действия: метапредметные, регулятивные, личностные и коммуникативные.

Содержание и формы работы

  1. Создание банка данных о формировании учебно-языковых лексических и фразеологических навыков у младших школьников.
  2. Разработка и реализация специализированных индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития учащихся.
  3. Сотрудничество педагога и обучающихся предполагает следующие формы:
  • индивидуальная и групповая работа обучающихся под руководством учителя и других специалистов на базе школы;
  • олимпиады по русскому языку;
  • организация интеллектуальных игр по лексике и фразеологии;
  • подготовка сообщений и докладов обучающихся;
  • организация научно-практических конференций.

Особенностью данной программы является то, что у обучающихся значительно обогатится словарный запас, будут сформированы учебно - языковые лексические и фразеологические умения.

В результате реализации данной программы дети будут иметь представление о том,

  • что такое научное понятие;
  • что такое словарный состав языка;
  • что лексика членится по территориальному и социальному признакам.

        Знать,

  • что такое синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
  • что такое фразеологический оборот;
  • что такое диалектные и профессиональные слова;
  • что такое неологизмы и устаревшие слова.

Уметь

  • отличать однозначное  слово от многозначного;
  • определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в тексте;
  • уметь подбирать к словам синонимы и антонимы;
  • находить в тексте изученные лексические и фразеологические явления;
  • пользоваться различными типами словарей.

Программа адресована учителям начальных классов для работы с обучающимися 3-4 классов, которые проявляют интерес к русскому языку.

Содержание программы.

        Словарное богатство русского языка. Словари русского языка. Изменение словарного состава русского языка.

        Слово и его лексическое значение. Толковый словарь русского языка. Нахождение лексического значения слова.

        Многозначные слова. Однозначные и многозначные слова. Нахождение в словаре многозначного слова. Отличие многозначного слова от однозначного.

        Прямое и переносное значение слова. Нахождение в словаре слов с переносным значением. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Использование тропов в художественных текстах.

        Слова - близнецы.  Омонимы. Нахождение омонимов в словаре. Отличие омонимов от многозначного слова.

        Синонимы. Работа со словарем синонимов. Ряды синонимов. Стилистические синонимы. Контекстуальные синонимы.

        Антонимы. Работа со словарем антонимов. Стилистические антонимы. Использование антонимов в речи.

        Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектные и профессиональные слова. Их роль в художественном тексте.

        Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Нахождение этих слов в Толковом словаре. Употребление устаревших слов в художественных текстах.

        Фразеологические обороты как единица языка. Употребление фразеологизмов в речи. Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Крылатые слова. Работа с фразеологическим словарем. Пословицы и поговорки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...

Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников

В статье освещены вопросы духовного формирования личности. Искусство родного края играет важную роль в становлении человека. Важнейшая роль в эстетическом воспитании младших школьников  прин...

Занятие факультативного курса "Тайны текста" "Сказка ложь, да в ней намек..."

Занятие проводится с участием родителей.Цель: формирование представления у детей о поучительной роли сказок, формирование уважения к общечеловеческим нравственным ценностям.Занятие учит детей ра...

Роль проектно - исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников

Проектно – исследовательская  деятельность - это самостоятельный поиск  знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При  такой работе...

Формирование экологического мировоззрения младших школьников

Объяснить как? зачем? и почему? необходимо думать о экологии....

Внеурочная деятельность как ресурс для формирования экологического мировоззрения младших школьников

Качественное экологическое образование младших школьников невозможно реализовать только в урочной деятельности. Внеурочная деятельность имеет гораздо более широкие возможности при решении этой задачи...

Социально-значимое проектирование - эффективный способ формирования экологического мировоззрения младших школьников

Современная Концепция общего экологического образования рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности &nda...