Рабочая программа 4 класс Русский язык
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Нелюбова Ирина Анатольевна

В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса, в соответствии с содержанием учебника. Рабочая учебная программа включает в себя следующие разделы: общая характеристика учебного предмета, основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу каждого класса, поурочно - тематическое планирование, планируемые образовательные результаты, ведущие формы, методы, средства обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4v_russkiy_rodnoy_russkiy_yazyk.docx44.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского» 

 (МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)

Рабочая программа

основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Русский язык и

литературное чтение»

предмет «Русский язык»

4 класс

на 2020 – 2021 учебный год

Составитель:

Нелюбова И.А.,

 учитель начальных классов

                             

город Черняховск

2020 год

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса составлена в соответствии с Положением о рабочей программе МАОУ «СОШ № 5 им. И. Д. Черняховского», и на основе:

 - Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.№ 373;

- примерной программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.2/-2-е изд. -М: Просвящение, 2009-317с.- (Стандарты второго поколения)

 - авторской программы по русскому языку. Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль/ Иванов С.В., Кузнецова М.В., Евдокимова А.О., Петленко Л.В., Романова В.Ю.  (научный руководитель Н.Ф. Виноградова)

- методического пособия, Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., «Русский родной язык», 4 класс, АО «Просвещение»;

- учебного плана МАОУ «СОШ №5 им. И. Д. Черняховского» на 2020-2021 учебный год;

- учебно-методического комплекса «Начальная школа XXI века»учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 176с.: ил.;

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, постановлением от 24.11.2015 г.)

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Обучающиеся научатся:

- писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста.

 Обучающиеся получат возможность:

- использовать знания в типовых и творческих ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

- участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные монологические высказывания, несложные письменные тексты;

-  принимать учебную задачу, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль.

Содержание учебного предмета, курса

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.

Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.

Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.

Наречие как часть речи.

Имя числительное: общее значение.

Синтаксис.

Синтаксический анализ простого предложения.

Словосочетание.

Сложное предложение.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

Внутрипредметный модуль «Развитие речи»

Совершенствование речевых умений. Многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры; изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения; иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

 Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения - повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

Содержание курса «Родной русский язык» ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Учебный предмет «Родной русский язык» интегрирован в учебный предмет «Русский язык» предметной области «Русский язык и литературное чтение» в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного в соответствии с ФГОС НОО.

Важнейшими задачами курса «Родной русский язык» являются:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение обучающихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
  • приобщение к литературному наследию русского народа;
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного русского языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его.

        Форма промежуточной аттестации по русскому языку – административная контрольная работа (итоговая).

Тематическое планирование  

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Раздел 1. Как устроен наш язык

1 час

1

Повторяем фонетику и словообразование

1

Раздел 2. Правописание

2 часа

2

Вспоминаем изученные орфограммы

1

3

Вспоминаем изученные орфограммы

1

Раздел 3. Как устроен наш язык

1 час

4

Повторяем признаки имени существительного

1

Раздел 4. Правописание

4 часа

5

Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения

1

6

Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения

1

7

Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения

1

8

Входная контрольная работа

1

Раздел 5. Как устроен наш язык

2 часа

9

Морфологический разбор имени существительного

1

10

Морфологический разбор имени существительного

1

Раздел 6. Правописание

1 час

11

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

Раздел 7. Как устроен наш язык

1 час

12

Повторяем признаки имени прилагательного

1

Раздел 8. Правописание

1 час

13

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

1

Раздел 9. Как устроен наш язык

2 часа

14

Морфологический разбор имени прилагательного

1

15

Тест «Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи». Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

1

Раздел 10. Правописание

2 часа

16

Работа над ошибками. Буквы о-ё после шипящих и ц

1

17

Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих»

1

Раздел 11. Как устроен наш язык

1 час

18

Повторяем местоимение

1

Раздел 12. Правописание

2 часа

19

Орфограммы приставок

1

20

Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки

1

Раздел 13. Развитие речи

1 час

21

Обучающее изложение

1

Раздел 14. Как устроен наш язык

3 часа

22

Разбор по членам предложения

1

23

 Синтаксический разбор предложения

1

24

 Синтаксический разбор предложения

1

Раздел 15. Правописание

2 часа

25

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

26

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Раздел 16. Как устроен наш язык

3 часа

27

Синтаксический разбор предложения

1

28

Глагол. Словарный диктант

1

29

Глагол как часть речи

1

Раздел 17. Правописание

4 часа

30

Правописание приставок в глаголах

1

31

Итоговая контрольная работа за I четверть по теме: «Склонение существительных, прилагательных; местоимение; синтаксический разбор»

1

32

Работа над ошибками. Правописание не с глаголами

1

33

Правописание не с глаголами

1

Раздел18. Как устроен наш язык

4 часа

34

 Вид глагола

1

35

Начальная форма глагола

1

36

Личные формы глагола

1

37

Лицо и число глагола

1

Раздел 19. Правописание

5 часов

38-39

Мягкий знак после шипящих в глаголах

2

40

Текущая контрольная работа по теме: «Глагол – как часть речи»

1

41

Работа над ошибками. Правописание -ться и -тся в глаголах

1

42

Правописание -ться и -тся в глаголах

1

Раздел 20. Как устроен наш язык

3 часа

43

Спряжение глаголов

1

44

Спряжение глаголов

1

45

Спряжение глаголов

1

Раздел 21. Правописание

1 час

46

Правописание глаголов

1

Раздел 22. Развитие речи

2 часа

47

Текст. Приём противопоставления в тексте

1

Раздел 23. Правописание

2 часа

48

Правописание безударных окончаний глаголов

1

49

Контрольное списывание по теме: «Правописание суффиксов –тся, -ться»

1

Раздел 24. Правописание

9 часов

50

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме:«Правописание суффиксов –тся, -ться»

1

51

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов

1

52

Правописание безударных окончаний глаголов

1

53

Правописание безударных окончаний глаголов

1

54

Правописание безударных окончаний глаголов. Словарный диктант

1

55

Административная контрольная работа за I полугодие

1

56-58

Правописание глаголов

3

Раздел 25. Как устроен наш язык

1 час

59

Настоящее время глагола

1

Раздел 26. Правописание

2 часа

60

Диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание изученных орфограмм»

1

61

Правописание суффиксов глаголов

1

Раздел 27. Как устроен наш язык

2 часа

62

Прошедшее время

1

63

Прошедшее время

1

Раздел 28. Правописание

1 час

64

Правописание суффиксов глаголов. Словарный диктант

1

Раздел 29. Как устроен наш язык

1 час

65

Будущее время глагола

1

Раздел 30. Правописание

1 час

66

 Правописание суффиксов глаголов

1

Раздел 31. Как устроен наш язык

1 час

67

Изменение глаголов по временам

1

Раздел 32. Развитие речи

1 час

68

Изложение с элементами сочинения

1

Раздел 33. Как устроен наш язык

2 часа

69

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

70

Условное наклонение глагола

1

Раздел 34. Правописание

2 часа

71

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

1

72

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

1

Раздел 35. Как устроен наш язык

3 часа

73

Повелительное наклонение глагола

1

74

Повелительное наклонение глагола

1

75

Словообразование глаголов

1

Раздел 36. Развитие речи

1 час

76

Текст. Составление коллективного плана

1

Раздел 37. Как устроен наш язык

1 час

77

Глагол в предложении

1

Раздел38.Правописание

3 часа

78

Правописание глаголов. Словарный диктант

1

79

Правописание глаголов

1

80

Диктант по теме: «Правописание окончаний и суффиксов глаголов»

1

Раздел 39.  Как устроен наш язык

3 часа

81

Работа над ошибками. Морфологический разбор глагола

1

82

Морфологический разбор глагола

1

83

Повторение изученных орфограмм

1

Раздел 40.  Развитие речи

1 час

84

Учимся писать краткое изложение

1

Раздел 41.  Как устроен наш язык

4 часа

85

Наречие

1

86

Наречие

1

87

Наречие

1

88

Как образуются наречия

1

Раздел 42. Правописание

2 часа

89

Правописание гласных на конце наречий

1

90

Правописание гласных на конце наречий. Словарный диктант

1

Раздел43. Развитие речи

1 час

91

Обучающее сочинение с элементами описания

1

Раздел 44. Как устроен наш язык

1 час

92

Морфологический разбор наречий

1

Раздел 45. Правописание

2 часа

93

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

94

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Раздел 46. Развитие речи

1 час

95

Текст. Составление диалога

1

Раздел 47. Правописание

1 час

96

Диктант по теме: «Правописание наречий»

1

Раздел 48. Как устроен наш язык

5 часа

97

Работа над ошибками. Имя числительное

2

98

Имя числительное

1

99

Изменение имён числительных

1

100

Слитное и раздельное написание числительных

1

Раздел 49. Правописание

4 часа

101

Правописание мягкого знака в числительных

1

102

Правописание числительных. Словарный диктант

1

103

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах

1

104

Итоговая контрольная работа по теме: «Орфограммы, изученные в III четверти»

1

Раздел 50. Как устроен наш язык

3 часа

105

Связь слов в предложении. Словосочетание

1

106

 Словосочетание

1

107

Слово. Словосочетание. Предложение

1

Раздел 51. Развитие речи

1 час

108

Учимся писать сочинение-рассуждение

1

Раздел 52. Как устроен наш язык

1 час

109

Связь слов в словосочетании. Согласование

1

Раздел 53. Правописание

1 час

110

Правописание слов в словосочетаниях

1

Раздел 54. Как устроен наш язык

1 час

111

Связь слов в словосочетании. Управление

1

Раздел 55. Правописание

1 час

112

Правописание слов в словосочетаниях

1

Раздел 56. Как устроен наш язык

1 час

113

Связь слов в словосочетании. Примыкание

1

Раздел 57. Правописание

2 час

114

Правописание слов в словосочетаниях. Словарный диктант

1

115

Диктант по теме: «Правописание слов в словосочетаниях»

1

Раздел 58. Как устроен наш язык

4 часа

116

Работа над ошибками. Словосочетание в предложении

1

117

Всероссийская проверочная работа по русскому языку (1 часть)

1

118

Работа над ошибками. Сложное предложение

1

119

Как связаны части сложносочиненного предложения

1

Раздел 59. Правописание

3 часа

120

Знаки препинания в сложном предложении

1

121

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

122

Всероссийская проверочная работа по русскому языку (2 часть). Административная итоговая контрольная работа

1

Раздел 60. Как устроен наш язык

4 часа

123

Работа над ошибками. Как связаны части сложноподчинённого предложения

1

124-125

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения

2

126

Контрольное списывание по теме: «Орфограммы изученные в 4 классе»

1

Раздел 61. Правописание

1 час

127

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. Словарный диктант

1

Раздел 62. Развитие речи

1 час

128

Контрольное изложение

1

Раздел 63. Как устроен наш язык

1 час

129

Работа над ошибками. Сложное предложение

1

Раздел 64. Правописание

1 час

130

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

Раздел 65. Развитие речи

1 час

131

Текст. Составление коллективного текста

1

Раздел 66. Правописание

2 часа

132

Комплексная итоговая контрольная работа по русскому языку

1

133

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

Раздел 67.Развитие речи

2 часа

134

Составляем текст-описание

1

135

Повторение «Фонетика и словообразование»

1

Раздел 68. Правописание

1 час

136

Повторение правописания безударных окончаний имен существительных и глаголов

1

Итого

136

часов

Тематическое планирование модуля «Развитие речи»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Диалектизмы

1

2

Учимся писать изложение «В зоопарке»

1

3

Учимся писать изложение с элементами сочинения «Первая лягушка

1

4-5

Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры

2

6-7

Фразеологизмы

2

8

Диалектизмы

1

9

Сравнение, эпитеты, олицетворение

1

10

Метафора

1

11

Пословицы и поговорки. Афоризмы

1

12

Сочинение по пословицам

1

13

Анализ сочинений по пословицам

1

14

Художественный стиль. Общее понятие

1

15

Сочинение – пейзажная зарисовка

1

16

Рифма

1

17

Диалог и монолог

1

18

Драматические импровизации

1

19

Сочинение по картине

1

20

Композиция текста. Основные элементы композиции

1

21

Композиция. Работа с деформированным текстом

1

22

Творческая работа

1

23

Сочинение по картине

1

24

Публицистический стиль

1

25

Газетно – публицистический стиль

1

26

Деловая игра «Вёрстка газеты»

1

27

Официально – деловой стиль

1

28

Тезисы. Конспект

1

29

Изложение

1

30

Я пишу письмо

1

31

Составление повествовательного текста «Доброе дело»

1

32

Сочинение «Мои любимые стихи»

1

33

Сочини сказку

1

34

Конкурс на лучшее название конфет. Обобщение. Проверочная работа

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...