Рабочая программа 4 класс Русский язык
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса, в соответствии с содержанием учебника. Рабочая учебная программа включает в себя следующие разделы: общая характеристика учебного предмета, основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу каждого класса, поурочно - тематическое планирование, планируемые образовательные результаты, ведущие формы, методы, средства обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4v_russkiy_rodnoy_russkiy_yazyk.docx | 44.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)
Рабочая программа
основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
образовательная область «Русский язык и
литературное чтение»
предмет «Русский язык»
4 класс
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Нелюбова И.А.,
учитель начальных классов
город Черняховск
2020 год
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса составлена в соответствии с Положением о рабочей программе МАОУ «СОШ № 5 им. И. Д. Черняховского», и на основе:
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.№ 373;
- примерной программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.2/-2-е изд. -М: Просвящение, 2009-317с.- (Стандарты второго поколения)
- авторской программы по русскому языку. Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль/ Иванов С.В., Кузнецова М.В., Евдокимова А.О., Петленко Л.В., Романова В.Ю. (научный руководитель Н.Ф. Виноградова)
- методического пособия, Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., «Русский родной язык», 4 класс, АО «Просвещение»;
- учебного плана МАОУ «СОШ №5 им. И. Д. Черняховского» на 2020-2021 учебный год;
- учебно-методического комплекса «Начальная школа XXI века»учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 176с.: ил.;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, постановлением от 24.11.2015 г.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Обучающиеся научатся:
- писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста.
Обучающиеся получат возможность:
- использовать знания в типовых и творческих ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках необходимой информации, анализировать и обобщать ее;
- участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные монологические высказывания, несложные письменные тексты;
- принимать учебную задачу, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль.
Содержание учебного предмета, курса
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.
Наречие как часть речи.
Имя числительное: общее значение.
Синтаксис.
Синтаксический анализ простого предложения.
Словосочетание.
Сложное предложение.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
Внутрипредметный модуль «Развитие речи»
Совершенствование речевых умений. Многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры; изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения; иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения - повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Содержание курса «Родной русский язык» ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Учебный предмет «Родной русский язык» интегрирован в учебный предмет «Русский язык» предметной области «Русский язык и литературное чтение» в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного в соответствии с ФГОС НОО.
Важнейшими задачами курса «Родной русский язык» являются:
- воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение обучающихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
- приобщение к литературному наследию русского народа;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного русского языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его.
Форма промежуточной аттестации по русскому языку – административная контрольная работа (итоговая).
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов |
Раздел 1. Как устроен наш язык | 1 час | |
1 | Повторяем фонетику и словообразование | 1 |
Раздел 2. Правописание | 2 часа | |
2 | Вспоминаем изученные орфограммы | 1 |
3 | Вспоминаем изученные орфограммы | 1 |
Раздел 3. Как устроен наш язык | 1 час | |
4 | Повторяем признаки имени существительного | 1 |
Раздел 4. Правописание | 4 часа | |
5 | Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения | 1 |
6 | Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения | 1 |
7 | Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения | 1 |
8 | Входная контрольная работа | 1 |
Раздел 5. Как устроен наш язык | 2 часа | |
9 | Морфологический разбор имени существительного | 1 |
10 | Морфологический разбор имени существительного | 1 |
Раздел 6. Правописание | 1 час | |
11 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 1 |
Раздел 7. Как устроен наш язык | 1 час | |
12 | Повторяем признаки имени прилагательного | 1 |
Раздел 8. Правописание | 1 час | |
13 | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных | 1 |
Раздел 9. Как устроен наш язык | 2 часа | |
14 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
15 | Тест «Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи». Орфограммы в окончаниях имен прилагательных | 1 |
Раздел 10. Правописание | 2 часа | |
16 | Работа над ошибками. Буквы о-ё после шипящих и ц | 1 |
17 | Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих» | 1 |
Раздел 11. Как устроен наш язык | 1 час | |
18 | Повторяем местоимение | 1 |
Раздел 12. Правописание | 2 часа | |
19 | Орфограммы приставок | 1 |
20 | Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки | 1 |
Раздел 13. Развитие речи | 1 час | |
21 | Обучающее изложение | 1 |
Раздел 14. Как устроен наш язык | 3 часа | |
22 | Разбор по членам предложения | 1 |
23 | Синтаксический разбор предложения | 1 |
24 | Синтаксический разбор предложения | 1 |
Раздел 15. Правописание | 2 часа | |
25 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 |
26 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 |
Раздел 16. Как устроен наш язык | 3 часа | |
27 | Синтаксический разбор предложения | 1 |
28 | Глагол. Словарный диктант | 1 |
29 | Глагол как часть речи | 1 |
Раздел 17. Правописание | 4 часа | |
30 | Правописание приставок в глаголах | 1 |
31 | Итоговая контрольная работа за I четверть по теме: «Склонение существительных, прилагательных; местоимение; синтаксический разбор» | 1 |
32 | Работа над ошибками. Правописание не с глаголами | 1 |
33 | Правописание не с глаголами | 1 |
Раздел18. Как устроен наш язык | 4 часа | |
34 | Вид глагола | 1 |
35 | Начальная форма глагола | 1 |
36 | Личные формы глагола | 1 |
37 | Лицо и число глагола | 1 |
Раздел 19. Правописание | 5 часов | |
38-39 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | 2 |
40 | Текущая контрольная работа по теме: «Глагол – как часть речи» | 1 |
41 | Работа над ошибками. Правописание -ться и -тся в глаголах | 1 |
42 | Правописание -ться и -тся в глаголах | 1 |
Раздел 20. Как устроен наш язык | 3 часа | |
43 | Спряжение глаголов | 1 |
44 | Спряжение глаголов | 1 |
45 | Спряжение глаголов | 1 |
Раздел 21. Правописание | 1 час | |
46 | Правописание глаголов | 1 |
Раздел 22. Развитие речи | 2 часа | |
47 | Текст. Приём противопоставления в тексте | 1 |
Раздел 23. Правописание | 2 часа | |
48 | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 |
49 | Контрольное списывание по теме: «Правописание суффиксов –тся, -ться» | 1 |
Раздел 24. Правописание | 9 часов | |
50 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме:«Правописание суффиксов –тся, -ться» | 1 |
51 | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов | 1 |
52 | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 |
53 | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 |
54 | Правописание безударных окончаний глаголов. Словарный диктант | 1 |
55 | Административная контрольная работа за I полугодие | 1 |
56-58 | Правописание глаголов | 3 |
Раздел 25. Как устроен наш язык | 1 час | |
59 | Настоящее время глагола | 1 |
Раздел 26. Правописание | 2 часа | |
60 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание изученных орфограмм» | 1 |
61 | Правописание суффиксов глаголов | 1 |
Раздел 27. Как устроен наш язык | 2 часа | |
62 | Прошедшее время | 1 |
63 | Прошедшее время | 1 |
Раздел 28. Правописание | 1 час | |
64 | Правописание суффиксов глаголов. Словарный диктант | 1 |
Раздел 29. Как устроен наш язык | 1 час | |
65 | Будущее время глагола | 1 |
Раздел 30. Правописание | 1 час | |
66 | Правописание суффиксов глаголов | 1 |
Раздел 31. Как устроен наш язык | 1 час | |
67 | Изменение глаголов по временам | 1 |
Раздел 32. Развитие речи | 1 час | |
68 | Изложение с элементами сочинения | 1 |
Раздел 33. Как устроен наш язык | 2 часа | |
69 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 1 |
70 | Условное наклонение глагола | 1 |
Раздел 34. Правописание | 2 часа | |
71 | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 |
72 | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 |
Раздел 35. Как устроен наш язык | 3 часа | |
73 | Повелительное наклонение глагола | 1 |
74 | Повелительное наклонение глагола | 1 |
75 | Словообразование глаголов | 1 |
Раздел 36. Развитие речи | 1 час | |
76 | Текст. Составление коллективного плана | 1 |
Раздел 37. Как устроен наш язык | 1 час | |
77 | Глагол в предложении | 1 |
Раздел38.Правописание | 3 часа | |
78 | Правописание глаголов. Словарный диктант | 1 |
79 | Правописание глаголов | 1 |
80 | Диктант по теме: «Правописание окончаний и суффиксов глаголов» | 1 |
Раздел 39. Как устроен наш язык | 3 часа | |
81 | Работа над ошибками. Морфологический разбор глагола | 1 |
82 | Морфологический разбор глагола | 1 |
83 | Повторение изученных орфограмм | 1 |
Раздел 40. Развитие речи | 1 час | |
84 | Учимся писать краткое изложение | 1 |
Раздел 41. Как устроен наш язык | 4 часа | |
85 | Наречие | 1 |
86 | Наречие | 1 |
87 | Наречие | 1 |
88 | Как образуются наречия | 1 |
Раздел 42. Правописание | 2 часа | |
89 | Правописание гласных на конце наречий | 1 |
90 | Правописание гласных на конце наречий. Словарный диктант | 1 |
Раздел43. Развитие речи | 1 час | |
91 | Обучающее сочинение с элементами описания | 1 |
Раздел 44. Как устроен наш язык | 1 час | |
92 | Морфологический разбор наречий | 1 |
Раздел 45. Правописание | 2 часа | |
93 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 |
94 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 |
Раздел 46. Развитие речи | 1 час | |
95 | Текст. Составление диалога | 1 |
Раздел 47. Правописание | 1 час | |
96 | Диктант по теме: «Правописание наречий» | 1 |
Раздел 48. Как устроен наш язык | 5 часа | |
97 | Работа над ошибками. Имя числительное | 2 |
98 | Имя числительное | 1 |
99 | Изменение имён числительных | 1 |
100 | Слитное и раздельное написание числительных | 1 |
Раздел 49. Правописание | 4 часа | |
101 | Правописание мягкого знака в числительных | 1 |
102 | Правописание числительных. Словарный диктант | 1 |
103 | Повторяем правила правописания мягкого знака в словах | 1 |
104 | Итоговая контрольная работа по теме: «Орфограммы, изученные в III четверти» | 1 |
Раздел 50. Как устроен наш язык | 3 часа | |
105 | Связь слов в предложении. Словосочетание | 1 |
106 | Словосочетание | 1 |
107 | Слово. Словосочетание. Предложение | 1 |
Раздел 51. Развитие речи | 1 час | |
108 | Учимся писать сочинение-рассуждение | 1 |
Раздел 52. Как устроен наш язык | 1 час | |
109 | Связь слов в словосочетании. Согласование | 1 |
Раздел 53. Правописание | 1 час | |
110 | Правописание слов в словосочетаниях | 1 |
Раздел 54. Как устроен наш язык | 1 час | |
111 | Связь слов в словосочетании. Управление | 1 |
Раздел 55. Правописание | 1 час | |
112 | Правописание слов в словосочетаниях | 1 |
Раздел 56. Как устроен наш язык | 1 час | |
113 | Связь слов в словосочетании. Примыкание | 1 |
Раздел 57. Правописание | 2 час | |
114 | Правописание слов в словосочетаниях. Словарный диктант | 1 |
115 | Диктант по теме: «Правописание слов в словосочетаниях» | 1 |
Раздел 58. Как устроен наш язык | 4 часа | |
116 | Работа над ошибками. Словосочетание в предложении | 1 |
117 | Всероссийская проверочная работа по русскому языку (1 часть) | 1 |
118 | Работа над ошибками. Сложное предложение | 1 |
119 | Как связаны части сложносочиненного предложения | 1 |
Раздел 59. Правописание | 3 часа | |
120 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 |
121 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 |
122 | Всероссийская проверочная работа по русскому языку (2 часть). Административная итоговая контрольная работа | 1 |
Раздел 60. Как устроен наш язык | 4 часа | |
123 | Работа над ошибками. Как связаны части сложноподчинённого предложения | 1 |
124-125 | Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения | 2 |
126 | Контрольное списывание по теме: «Орфограммы изученные в 4 классе» | 1 |
Раздел 61. Правописание | 1 час | |
127 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. Словарный диктант | 1 |
Раздел 62. Развитие речи | 1 час | |
128 | Контрольное изложение | 1 |
Раздел 63. Как устроен наш язык | 1 час | |
129 | Работа над ошибками. Сложное предложение | 1 |
Раздел 64. Правописание | 1 час | |
130 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 |
Раздел 65. Развитие речи | 1 час | |
131 | Текст. Составление коллективного текста | 1 |
Раздел 66. Правописание | 2 часа | |
132 | Комплексная итоговая контрольная работа по русскому языку | 1 |
133 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 |
Раздел 67.Развитие речи | 2 часа | |
134 | Составляем текст-описание | 1 |
135 | Повторение «Фонетика и словообразование» | 1 |
Раздел 68. Правописание | 1 час | |
136 | Повторение правописания безударных окончаний имен существительных и глаголов | 1 |
Итого | 136 часов |
Тематическое планирование модуля «Развитие речи»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Диалектизмы | 1 |
2 | Учимся писать изложение «В зоопарке» | 1 |
3 | Учимся писать изложение с элементами сочинения «Первая лягушка | 1 |
4-5 | Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры | 2 |
6-7 | Фразеологизмы | 2 |
8 | Диалектизмы | 1 |
9 | Сравнение, эпитеты, олицетворение | 1 |
10 | Метафора | 1 |
11 | Пословицы и поговорки. Афоризмы | 1 |
12 | Сочинение по пословицам | 1 |
13 | Анализ сочинений по пословицам | 1 |
14 | Художественный стиль. Общее понятие | 1 |
15 | Сочинение – пейзажная зарисовка | 1 |
16 | Рифма | 1 |
17 | Диалог и монолог | 1 |
18 | Драматические импровизации | 1 |
19 | Сочинение по картине | 1 |
20 | Композиция текста. Основные элементы композиции | 1 |
21 | Композиция. Работа с деформированным текстом | 1 |
22 | Творческая работа | 1 |
23 | Сочинение по картине | 1 |
24 | Публицистический стиль | 1 |
25 | Газетно – публицистический стиль | 1 |
26 | Деловая игра «Вёрстка газеты» | 1 |
27 | Официально – деловой стиль | 1 |
28 | Тезисы. Конспект | 1 |
29 | Изложение | 1 |
30 | Я пишу письмо | 1 |
31 | Составление повествовательного текста «Доброе дело» | 1 |
32 | Сочинение «Мои любимые стихи» | 1 |
33 | Сочини сказку | 1 |
34 | Конкурс на лучшее название конфет. Обобщение. Проверочная работа | 1 |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку влючает в себя календарно-тематическое планирование....