«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 275.16 КБ |
Предварительный просмотр:
| Технологическая карта урока (Русский язык)
| ||
| |||
| Целевой блок | ||
Тема: | «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения» | ||
Педагогическая цель: | Способствовать развитию умения произносить согласные звуки, различать их по твердости-мягкости, обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь; | ||
Планируемые результаты: | Предметные У УД: - научатся определять и различать твердые и мягкие согласные; - умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. | ||
| Личностные УУД: - формирование уважительного отношения к иному мнению; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | ||
| |||
| Метапредметные УУД: * Регулятивные: - умение планировать и регулировать свою деятельность. - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | ||
| * Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - готовность получать необходимую информацию; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения; - аргументировать свою точку зрения; | ||
*Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | |||
| Инструментальный блок | ||
Тип урока | Урок введения нового знания и формирования УУД | ||
Учебно - методический комплекс | Учебник Тетрадь, пенал Проектор Компьютер Презентация, разработанная учителем Раздаточный материал. | ||
Организационно - деятельностный блок | |||
Формы, приемы и методы | Словесный: беседа, наглядный: иллюстрация, практический: упражнения | ||
Межпредметные связи: | Литературное чтение, окружающий мир, БЖД. | ||
Действия обучающихся | Учащиеся выдвигают задачи занятия, формулируют общую цель; Формулировать собственное мнение и аргументировать его; Осуществляют выразительное чтение. | ||
Домашнее задание: | Учебник (В. П. Канакина, В.Г.Горецкий.- «Русский язык»), стр. 121, упр. 196 |
План урока:
- Организация начала урока. 1-2 мин.
- Актуализация знаний учащихся 5-7 мин.
- Постановка учебной задачи 5-7 мин.
- Усвоение новых знаний и способов действий 15-20 мин.
- Физминутка. 2 мин.
- Закрепление знаний и способов действий 5 мин.
- Итог урока. Рефлексия. 5-7 мин.
- Задание на дом. 2-3 мин.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организация начала урока | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдем. В Страну знаний попадем. Проверьте вашу готовность урока. На столе должен лежать учебник русского языка, тетрадь, пенал. Желаю вам хорошей, плодотворной работы на уроке. | Приветствие учителя. Организуют свое рабочее место. |
2. Актуализация знаний учащихся Чистописание | Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою Ручку правильно держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я возьмусь. Откройте тетради, запишите дату, сегодня 13 декабря, классная работа. - В начале урока, как обычно, у нас … - Прочитайте скороговорку. - Не живут ежи, где живут ужи. - Сейчас у нас зима, скоро будет красиво. - И у нас в тетрадях тоже должно быть красиво. - Запишите эту скороговорку красиво, каллиграфически верно до конца строки. - Молодцы! Разгадайте ребус, и вы узнаете новое словарное слово. - Какое слово получилось? - Запишите слово в тетрадь. | -Минутка чистописания Выполняют письмо по образцу. Декабрь |
3. Постановка учебной задачи | - Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами. Могут сделать что угодно Замок выстроить за ночь Злые силы превозмочь Чудеса творят любые И совсем они не злые Им не нужны учебники Ведь их зовут вол…….. - Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ. - Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим? - Какой это звук твердый или мягкий? - И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. - Какой 1 звук вы слышите в имени Том? - Какой это звук твердый или мягкий? - Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных. - Так как же называются согласные, которые любит Том? - Как называются согласные, которые любит Тим? - Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? - Почему? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Правильно тема нашего сегодняшнего урока «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения» - Так чем же мы будем заниматься на уроке? | Волшебники Ть Мягкий Т Твердый Твердые Мягкие Да, по цвету Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые- синим. Учиться различать твердые и мягкие согласные. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий 5. Физминутка | Работа по учебнику стр. 120 № 192 - Для начала давайте вспомним русский алфавит. - В нём 33 буквы. Теперь давайте посчитаем только согласные. Вы помните, согласные буквы обозначают те звуки, при произнесении которых во рту образуется преграда – на мгновение могут сжаться губы, или зубы, может к ним прижиматься язык, или сжиматься горло… И ещё… Буквы мы видим и пишем. А вот произносим и слышим мы звуки. Назовите согласные буквы. - Мы знаем, что согласных букв всего двадцать одна. Пятнадцать из них – это буквы, которые могут обозначать как мягкие, так и твёрдые согласные звуки. Это буквы Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х. Их называют парными по твёрдости-мягкости. Для обозначения звуки записываются теми же буквами, но при этом используют квадратные скобки. Вот посмотрите: - Это значит, 15 букв обозначают 30 звуков. - Но в алфавите есть согласные буквы, которые обозначают только один звук. Это буквы Ж, Ш, Ц. Они обозначают только твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц]. - Есть и ещё 3 согласные буквы – Й, Ч, Щ, которые обозначают только мягкие согласные звуки [й′], [ч′], [щ′]. - Вот и получается, что согласных букв двадцать одна, а согласных звуков – тридцать шесть. Из них 30 – парные по твёрдости-мягкости, 3 твёрдых и 3 мягких. - Рассмотрите рисунки - Произнесите каждый согласный звук. - Произнесите парные по твёрдости- мягкости согласные звуки. - В чем различие в произношении этих согласных звуков? - Произнесите только мягкие непарные согласные звуки. - Произнесите только твердые непарные согласные звуки. Предлагаю немного отдохнуть Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Мягкий и твердый звуки [л]и [л'] (упр. 194) - Рассмотрите рисунки. - Запишите названия предметов. - Произнесите записанные слова. В каких из них есть звук [л], а в каких- звук [л']? - Произнесите в словах букву, которой обозначены звуки [л]и [л']. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь (учебник, с. 121) - Давайте с вами вспомним какие буквы обозначают мягкость и твердость согласных при письме. | Вспоминают алфавит. АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ Произносят парные по твердости-мягкости согласные звуки, непарные твердые, непарные мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие. Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Рассматривают рисунки и записывают названия предметов. Произносят слова. Пальто ([л’]) платок ([л]) шляпа ([л’]) платье([л]) Буква л Читают правило |
6. Закрепление знаний и способов действий | - У вас на столах лежат листочки со словами. Вам необходимо распределить слова на две группы. Мел, мак, мяч, сон, сыр, нос, ель, лёд, ключ, сом, клён, лист, лампа, жираф, майка. | 1 группа мягкие: мел, мяч, ель, лёд, ключ, клён, лист, майка (всегда мягкий). 2 группа твердые: мак, сон, сыр, нос, сом, лампа, жираф (всегда твердый). |
7. Итог урока. Рефлексия. | - Давайте вернёмся к целям, которые мы ставили перед собой в начале урока. -Мы с ними справились? - Сколько согласных букв? А звуков? - Произнесите мягкие непарные согласные звуки. - Произнесите твердые непарные согласные звуки. - Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков на письме? - Какими буквами обозначается твердость согласных звуков на письме? - Чем необычен и полезен был сегодняшний урок? - Как вы оцените свою работу на уроке? Молодцы, я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке. -Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать. | 21 буква, 36 звуков е, ё, ю, я, и, ь а, о, у, ы, э Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку |
8. Задание на дом | Запишем домашнее задание. | Стр. 121, упр. 196 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Проблема. Как обозначается на письме твёрдый (мягкий) согласный звук?Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произ...
Урок русского языка во 2 классе.Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Урок разработан по УМК "Школа России". Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»...
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Конспект урока....
Урок "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"
Изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме....
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Урок на тему "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"....
Урок русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс
Презентация к уроку русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс. Школа России....
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
: закрепить полученные знания по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»...