Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Маргулис Инна Иосифовна

Урок на тему "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока25.23 КБ
Файл Презентация к уроку335.43 КБ
Файл Самоанализ урока18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Твёрдые  и  мягкие  согласные  звуки и буквы для их обозначения

Класс: 2

Предмет: русский язык

Учитель: Маргулис И.И. учитель начальных классов высшей категории

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма: игровая

Педагогические технологии: проблемно - диалогического обучения, элементы игровой технологии.

Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме.

Задачи:

Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я ; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

- обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы, э

- обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ;

Техническое оборудование:

компьютер, проектор, экран

Оборудование: доска, цветные карандаши, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах, сигнальные карточки для самоанализа и рефлексии.

Ресурсы:

Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2012 г.; презентация на электронном носителе,электронноеприложение к учебникуВ.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Поурочные разработки по русскому языку под редакцией Т.Н.Ситниковой, И.Ф.Яценко, Москва:ВАКО 2012 г.


Слайд 1

1.Мотивация учебной деятельности

1. Здравствуйте, ребята, меня зовут Инна Иосифовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Прозвенел  звонок,
Начинается  урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем , запоминаем.
Ни минуты не теряем.

2. Самоопределение к деятельности.

2. Чистописание.

Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь. 
Левая рука на месте, 
Правая рука на месте, 
 Можно начинать писать!!!

Слайд2

Запишите число в тетради, сегодня 6 декабря.  Классная работа.

Ребята урок у нас сегодня необычный. К нам на урок пришли гости. Давайте с ними познакомимся

Слайд3

Мы гномики из сказки

Живём в лесу густом.

Вот это Бим.

Вот это Бом.

На урок мы к вам идём

И подарки несём ,

А подарки непростые –

Шарики цветные.

Ребята, какие буквы написаны на шариках Бима? (и е ё ю я) Давайте красиво запишем эти буквы в тетрадочку. (Показываю).

Ребята, а какие буквы записана на шариках Бома? ( а о ы э у)  Давайте красиво запишем и эти буквы в тетрадочку. (Показываю).

Слайд 4,5.

Как одним словом назвать эти буквы? (гласные) Ребята, а кто знает, чем звук отличается от буквы?

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Оцените свою работу

Посмотрите на свои буквы  и выберите самую красивую, которая вам больше всего понравился и поставьте под ней точку.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

 3. Актуализация знаний.

 Ребята, а кто запомнил, как зовут наших гостей? (Бим и Бом)

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Бим (Бь)?

Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)

И сам Бим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например,  Безе и мёд

Какой 1 звук вы слышите в имени Бом (Б)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит он Блины и конфеты.

Так как же называются согласные, которые любит Бом? (твердые)

Как называются согласные, которые любит Бим? (мягкие)

Вы догадались, кто из них Бом, а кто – Бим? (по цвету)

Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)

Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

Игра «Самый внимательный.»

Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук. Если слово начинается с мягкого согласного  звука вы будете хлопать в ладоши. Если с твёрдого подрыгиваете. Тот,  кто ошибается, присаживается на своё место

Слова: корова, липа, береза, ворона, собака, рябина,  кедр, комар.

4. Создание проблемной ситуации.

 Чтение слогов Сравнение слогов в парах. 

Слайд6

(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-вё, ру-рю, тэ-те, мы-ми)

  • Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? (мягко)
  • Какие это согласные?(мягкие)
  • Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, ю, е, и)
  • Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (твердые)
  • Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)
  • Слайд 7
  • Показ
  • Эти гласные дружат с Бимом, а какие с Бомом

5. Открытие нового знания.

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные) . А что же нам помогает делать согласные мягкими или твёрдыми?

Слайд8

Правильно тема нашего сегодняшнего урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Стр.121- правило.

6.  Первичное закрепление.

Работа над словарными словами (записать в два столбика)

а) Игра твёрдый - мягкий

Бим и Бом вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – «Какой же ты?»

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Бому, те, в которых мягкий, отдадим Биму.

Слова: карандаш, пенал, пальто, сапог, тетрадь, медведь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (непроверяемая безударная гласная) А как мы называем такие слова? (словарные).

А теперь запишем слово словарь.  Давайте запишем их в тетрадь, сначала слова Бима, затем Бома.(пишем ) Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

А теперь  с одним из словарных слов составим предложение и запишем его. Найдём и подчеркнём основу предложения.

б) Игра с использованием ИКТ «Отремонтируем  домик» ИЛИ игра «Превращение». (Если возникнут проблемы с компьютером)

Игра «Превращение»

Наши герои гномы, предлагают нам игру, которая называется «Превращение».

Вы должны слоги с твердым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва - .., ту - …, ры - …, ни - …, ме - .., лё - … /

в) «Обведи согласные своим цветом» /карточки со словами/

Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. /проверка после выполнения задания/

Слова: репа, сила, ветка.

7. Физкультминутка.

А сейчас добрые гномы Бим и Бом предлагают вам немного отдохнуть.

"Гномы и грибы"
Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

8. Введение в систему знаний.

а) «Найди пару» (работа в парах)

Ребята, пока  мы с вами играли, наши гномы поссорились. Нам ребятки надо их помирить. Сейчас вы будете работать а парах. У вас на столах лежит маленький конверт, в нём находятся слова.

Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Бому, а другое Биму.

Словарад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные)

б) работа на уровне предложения /на доске предложения, уч-ся по одному выходят и дописывают маркером нужное слово/

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

в).Резерв. Работа по учебнику. с. 121. упр.195

9. Итог занятия

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).

А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные»

10.Самооценка, рефлексия.

На столе у каждого из вас лежат шарики , давайте отпустим наши шарики в воздух. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску шарик.

Жёлтый – отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Синий – поработал хорошо, но мог бы лучше.

Возьмите любой шарик.

Если вам урок понравился, нарисуйте на нём улыбку. Но а если не понравился, нарисуйте неулыбающийся ротик.

Но а теперь прикрепите свои шарики к  доске.

Посмотрите, как летят наши шарики.

Я вместе с Бимом и Бомом благодарю вас за работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 2 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Цель урока: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме. Учитель высшей категории Маргулис Инна Иосифовна

Слайд 2

6 декабря. Классная работа.

Слайд 3

Мы гномики из сказки, Живем в лесу густом. Вот это Бим. Вот это Бом. На урок мы к вам идём И подарки несём, А подарки непростые – Шарики цветные.

Слайд 6

НЯ НА ВЁ ВО РЮ РУ ТЕ ТЭ МИ МЫ

Слайд 8

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Правило: с. 121.

Слайд 9

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

Тема урока: Твёрдые  и  мягкие  согласные  звуки и буквы для их обозначения

Класс: 2

Предмет: русский язык

Учитель: Маргулис И.И. учитель начальных классов высшей категории

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма: игровая

Педагогические технологии: проблемно - диалогического обучения, элементы игровой технологии.

Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме.

Задачи:

Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я ; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

- обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы, э

- обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ;

Техническое оборудование:

компьютер, проектор, экран

Оборудование: доска, цветные карандаши, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах, сигнальные карточки для самоанализа и рефлексии.

Ресурсы:

Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2012 г.; презентация на электронном носителе,электронноеприложение к учебникуВ.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Поурочные разработки по русскому языку под редакцией Т.Н.Ситниковой, И.Ф.Яценко, Москва:ВАКО 2012 г.

Методы: словесный, наглядный, практический

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- работа в парах;

- индивидуальная;

- самостоятельная

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассника, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала возрастные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Содержание урока.

Материал для урока носил научный характер. Предложенные задания, фронтальная  работа, самостоятельная, в парах,   носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. дети не испытывали большие трудности в его выполнении. Предложенный материал урока тесно связан с жизнью. На каждом этапе урока отрабатывались ключевые понятия темы.

Структура урока

1.Мотивация к учебной деятельности

2. Самоопределение к деятельности.

3. Актуализация знаний.                                                                                                             4. Создание проблемной ситуации.

5. Открытие нового знания.

6.  Первичное закрепление.

7. Физминутка

8. Введение в систему знаний.

9. Итог занятия

10.Самооценка, рефлексия.

Мотивация к учебной деятельности

Настроила детей на урок, уточнила его значимость, выяснила, каким себе представляют урок дети.

Самоопределение к деятельности.

Подвела детей к теме урока, что помогло им сформулировать тему самостоятельно. Постановка познавательных задач перед учащимися прошла в виде игровой ситуации.

Актуализация знаний.

Для актуализации знаний были использованы игровые технологии.

Первичное закрепление.  Введение в систему знаний.

На этих этапах урока была организованна самостоятельная работа, фронтальная работа, работа в парах. Использовались игровые моменты. Это стимулировало детей к деятельности.

Применение проблемно - диалогического обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.

Самоконтроль, контроль, рефлексия.

Использовала различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (работа с предложением).

В конце урока была проведена  самооценка по установленным критериям и рефлексия детей по поводу психо-эмоционального состояния.

Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:

 - проведена физкультминутка;

- чередование письменных и устных заданий;

- работа у доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Проблема. Как обозначается на письме твёрдый (мягкий) согласный звук?Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произ...

Урок русского языка во 2 классе.Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Урок разработан по УМК "Школа России". Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»...

Урок "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Изучение способов обозначения мягкости и твёрдости  согласных звуков на письме....

Урок русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс. Школа России....

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

: закрепить полученные знания по теме  «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»...

Урок русского языка. 2 класс ." Школа России" Согласный звук [й\'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения урок № 73

Разработка будет интересна учителям начальных. Использование национально-регионального компонента на уроке ( Республика Карелия. Карельский морозец Паккайне") Межпредметная интеграция с исп...