Звук [а] и его обозначение буквой Аа. Письмо заглавной и строчной буквы Аа.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_1_klass.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку  1 класс

Дата урока

Тема

Звук [а] и его обозначение буквой Аа.

Письмо заглавной и строчной буквы Аа.

Цель урока

 Дать представление о букве как знаке звука; продолжить формирование умения определять количество звуков в слове, поддерживать диалог; познакомить с буквой Аа, запомнить графическое начертание буквы; воспитывать умение общаться, стремление сознательно соблюдать дисциплину.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты

Предметные: умение писать правильно гласную букву Аа

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.

Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия.

Основные понятия темы

Строчная буква, заглавная буква, гласный звук

Межпредметные связи

Чтение. Умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха.

Оборудование

Схемы слов и предложений, предметные картинки.

Карта урока

1.    Создание психологической атмосферы

 -Здравствуйте, дорогие ребята.

Давайте, посмотрим на небо… Небо какое?

Что находится на небе?

Потянемся к солнышку, возьмём у него сил для работы.

Вы готовы работать?

Здравствуйте.

Голубое, безоблачное…

Солнышко.

Желтое, круглое…

Дети стоя тянутся к небу, потом руками обнимают себя.

Мы бодрые, сильные, готовы работать.

2.   Создание ситуации успеха.

  1. Составление диалога:  

-Кто это? Какого она цвета? Какие глазки (уши)? Сколько у неё глазок? Какой у белки хвост? Сколько хвостиков? Чем питается белка? Что делает белка?

- Можно такие же вопросы задавать и о льве.

 2) Построение модели предложения.

У белки пушистый хвост.

  1. Построение звуковой модели слова белка

Дети отвечают на вопросы.

Это белка. Она рыжая. У белки два маленьких глаза, как бусинки. У белки один пушистый хвост. Белка ест шишки, орехи. Белка прыгает с ветки на ветку, готовит корм на зиму…

3. Выход к проблеме урока.

Чтение модели слова. На доске модель слова, чтение ее детьми.

-Почему у вас получаются разные слова? Вы не смогли угадать моё слово? Над этой мы сегодня будем работать.

Дети гадают, у всех разные слова.

Предположения детей.

4. Разрешение проблемы.

1) Ознакомление со сказкой «Волшебные звуки»

-Что я обозначила на этой модели слова?

Это у нас не простые звуки, они пришли к нам из сказки «Волшебные звуки». Послушайте сказку об этих звуках.

  Жили в одной стране звуки. Страна эта была совсем маленькая. Никто звуки не видел, так как они были невидимыми. Но их мы произносим и слышим:[а],[м],[к],[у],[я]. Одни звуки умели петь, их 6: [а,у,ы,и,э,о], за певучесть и голосистость их прозвали гласными. Остальные не умели петь, но жили очень дружно с гласными. Согласные любили стоять рядышком, они и сейчас распевают волшебные песни, главное, их правильно произносить.

  Но однажды в той стране появился волшебник. Ему звуки очень понравились. А когда он узнал, что все жители-невидимки, то огорчился. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, и оно не было похоже на другие. Стоило звуку надеть платье, как они сразу становились видимыми. Их можно было увидеть, нарисовать, написать. Эти платья назывались буквами. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав, прошептав или пропев букву, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

  1. Обозначение звука буквой.

-Этот волшебник у нас в гостях и спрашивает: что просит произнести врач, когда осматривает горло больного человека?

Какой это звук? Давайте произнесём. Попробуем надеть на этот звук платьице. Какое платье наденете?

А вот какое платьице принес этому звуку волшебник: Аа. Давайте, назовём это платьице по имени.

  1. Формулирование вывода.

-Как, по-вашему, называют эти платья? Что мы делаем с буквами? Итак: звуки мы произносим, слышим, а буквы видим, пишем.

Звуки.

А-а-а-а

А-а-а-а-гласный звук, он поет, тянется.

[а]

Буквы. Мы их читаем, видим.

Физминутка

4. Работа по учебнику.

1) Чтение слов по модели. Рассмотрение рисунков в учебнике. Рассмотрение моделей слов. Чтение слова по модели.

Теперь попробуем отгадать, какое же слово я обозначила звуками? Поможет рисунок.

          а     с        т         р      а

      [ а                               а   ]

         а     -         -        -         а

2)Выяснение функций буквы а в начале слова.

-Какая первая буква в слове астра? Какую работу выполняет буква а в начале слова? Сколько работ выполняет после согласной?

Вывод: Буква а в начале слова выполняет одну работу: называет звук [а]. После согласной две работы: делает твердым впереди идущий согласный звук и называет звук [а]

3) Отгадывание загадки. Составление звуковой модели этой отгадки и обозначение звука [а] буквой а.

4) Решение кроссворда. Поставьте ударения в этих словах, разделите на слоги.

5) Работа в паре. Выполнение задания учебника.

6) Узнавание и запоминание на слух звука [а].

Август. Алые астры. Аромат акаций. Апельсин! Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов! Африканские ананасы! Аппетитный август!

7) По схеме отгадайте кличку попугая. Составьте предложения.

8) Чтение стихотворения Ф.Сынбулатовой.

9) Узнавание и запоминание на письме буквы а.

 10) Соотнесите схемы и рисунка. Соответствует ли схема рисунку? Почему?

11) Чтение по графической буквенной модели.

Один, одна:лягушка, сова, рама. Майка, радуга.

Свяжите и проговорите эти слова со словами два и две.

астра, арбуз

астра

Называет звук [а]

Две работы: делает твердым впереди идущий согласный звук и называет звук [а]

Книга толстая, а тетрадь тонкая. Помидор сладкий, а лук горький.

Слушание. Озвучивание слов. Определение места буквы а.

Ара.

Дети подчеркивают букву а.

5. Работа в «Букварной тетради»

1) Составление модели слова.

  1. Письмо строчной буквы а, прописной  буквы А.
  2. Работа по схемам слов и моделей предложений.

 

Дети выполняют задания в «Букварной тетради»

Узнавание рабочей строки. Умение находить начало и конец буквы.

6. Итог. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? Кто запомнил новую букву?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.

урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Н, н. ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Н, н

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Н, н, давать им характеристику, обозначать данные звуки буквами способом чтения прямого слога, научить выполнять звукобуквенный...

Сценарий урока "Буква М", "Письмо заглавной и строчной букв М. м"

Сценаий урока с презентацией по письму и чтению  (букварный период) для 1 класса  по теме "Буква М" по программе "Начальная шукола XXI века"...

Технологическая карта урока письма "Знакомство с буквой П (п). Письмо заглавной и строчной букв П, п" (УМК "Школа России, 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения писать заглавную и строчную буквы П, п.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с заглавной и стро...