Сценарий урока "Буква М", "Письмо заглавной и строчной букв М. м"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Сценаий урока с презентацией по письму и чтению  (букварный период) для 1 класса  по теме "Буква М" по программе "Начальная шукола XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_1.docx23.97 КБ
Файл stsenariy_uroka.docx21.83 КБ
Office presentation icon znakomstvo_s_bukvoy_m_1.ppt111.ppt2.68 МБ
Office presentation icon pismo_bukv_m_m.ppt_2.ppt536.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 23
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
М, м

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой М, м, способом чтения прямого слога, понятиями «дружба», «открытый слог», частью речи – местоимением (без введения термина), словосочетанием; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно-аналитических способностей, умения осознавать правильность/ошибочность своих действий.

Планируемые результаты образования:

Предметные:знают букву М, м, часть речи – местоимение, понятие «словосочетание»; умеют выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные:общеучебные – структурирование знаний; осознанность восприятия.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные:высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

Ход урока

I. Актуализация знаний (рассуждение о понятии «дружба»).

Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить,

И не вспыхнет ссора из любого спора.

На доске ребус из иллюстраций: дом, рука, улитка, жук, барабан, арбуз.

– Назовите первый звук в каждом слове.

– Составьте слово. (Дружба.)

– Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы учеников.)

– Послушайте стихотворение о дружбе.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех нас таящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с симпатии друг к другу, с улыбки.)

– Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте её, а кто знает слова – подпевайте.

Звучит в записи песня «Улыбка».

– О чём эта песня?

- У кого в классе есть друзья?

- Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?

II. Постановка учебной задачи.

– Рассмотрите картинку. Кто изображён? (Дети.)

– Маша и Миша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша – с разных. Можем ли мы что-нибудь предпринять, чтобы помирить Мишу с Машей? Что нужно сделать? (Необходимо установить, есть ли различие в произношении гласных и согласных звуков в словах, называющих имена учеников, затем объяснить с доказательством смыслоразличительную функцию твёрдых и мягких согласных звуков [м] и [м’].)

– Сегодня на уроке мы узнаем, кто из них прав и почему.

III. Построение проекта выхода из затруднений.

1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.

– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша».

– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

– Какую фишку возьмём для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».

– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

– Какую фишку возьмём для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

– Какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой м.)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М

А.Шибаев

– Из каких элементов состоит буква м?

– На что похожа буква м?

– Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

– А теперь впишите в схемы имена учеников. Какие ещё буквы вы можете вписать?

Физкультминутка для глаз

2. Чтение слогов. Работа по учебнику.

ма – мо – мя – мы – ми

му – мё – мю – мэ – ме

3. Составление слов.

– Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’] интонационно.

4.  Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.

– Назовите изображённые предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)

– Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)

– Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)

6. Работа в парах.

– Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя»  («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро, платье; мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)

– Назовите  другие  предметы,  к  которым  подходят  слова:  «моя»   («моё», «мой», «мои»).

– Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)

– Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)

– Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)

– Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)

– Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)

7. Дифференцированная работа по учебнику.

Задание для нечитающих учащихся (под руководством учителя):

– Прочитайте начала предложений и закончите их.

– Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.)

– В чьих именах есть звук [м] или [м’]? Произнесите, интонационно выделяя этот звук.

Задание для читающих учащихся (самостоятельная работа):

– Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос.

Проверка выполнения заданий.

Физкультминутка

«Ладошка»

8. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.

– Прочтите название стихотворения. («Кто кого?».)

– Кто автор? (В. Орлов.)

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.

О-би-дел – обидел.

У-да-рил – ударил.

Дру-жи-ли – дружили.

Не по-де-ли-ли – не поделили.

Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими учениками.

– О ком это стихотворение?

– Кто задаёт вопросы мальчикам?

– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?

– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

– Что обозначает выражение «водой не разольёшь»?

– Послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой!

Дело в том, что он и я –

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоём.

Даже вместе... отстаём!

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

– Что-то, Вова, позабыл!

– И я забыл...

Ну, неважно! Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

– Я как тресну!

– Он как даст!

– А я как дам!..

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду –

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьём бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льётся,

А она ещё смеётся:

– Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Для чего нужны друзья? (Учащиеся высказывают своё мнение: с ними веселее, они помогут.)

IV. Рефлексия деятельности.

– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

– Какие звуки обозначает буква м?

– Всегда ли буква м обозначает мягкие согласные звуки? Какой ещё звук обозначает буква м? (Твёрдый согласный.)

Если есть друзья на свете –

Всё прекрасно, всё цветет.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнёт.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

Используемая литература:

  1. Методическое пособие «Школа физкультминуток».
  2. Под редакцией Е.И. Коваленко «Игры и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста»
  3. И.Г. Сухин «Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие». Литературные викторины для дошкольников и младших школьников.
  4. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии».



Предварительный просмотр:

Письмо заглавной и строчной букв М, м.

Цель: формировать в памяти образ букв М, м; учить её писать; развивать умения соотносить модели со словами и писать имена людей  с большой буквы; воспитывать положительное отношение к учению.

Планируемые результаты образования:

Сценарий урока

  1. Организационный момент.

- Поделитесь улыбкой своей и от души пожелайте добра, удачи друг другу.

- Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас получится!

  1. Формулировка темы и постановка учебной задачи.
  1. Слушание стихотворения А.Шибаева «Запутались»

- Смотрите – буква!.. Вот те на!

Не в книжке – на дорожке!

Как называется она,

Похожая на рожки? –

Учёный пёс, бык и коза

Таращат на неё глаза…

Коза прикинула в уме, сказала:

- Это буква «ме»! – бык возразил:

- Не «ме», а «му»,

Я лучше знаю, что к чему! –

А пёс воскликнул:

- Полно вам,

Не спорьте, это буква «ам»!

- Нет, «му»!

- Нет, «ме»!

- Нет, «Ам – ам – ам!»

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Учёный пёс, коза и бык, увидев букву…  (М)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Чему будем учиться на уроке? Используйте для ответа записанные на доске начала фраз

- Писать прописную и строчную букву… (М)

- Писатьбуквосочетания и слова… (с буквой М)

  1. Изучение нового материала.
  1. Работа с образцом заглавной буквы М.

- Посмотрите на написанную на доске группу букв М, м, М, м и назовите каждую букву.

- Рассмотрите образец заглавной буквы М. Опишите направление движения руки при написании буквы М.(Буква М состоит из трёх элементов. Начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию  рабочей  строки, ведём вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линиирабочей строки, закругляем влево и чуть поднимаем над нижней линией рабочей строки

      Второй элемент начинаем писать от той же точки, что и первый элемент. Ведём линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, чуть не доводя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины широкой вспомогательной строки. Пишем третий элемент – длинную линию с закруглением вправо)

- Назовите элементы письменной заглавной буквы М. Запишите букву в воздухе.

Пальчиковая игра

На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог.

Постучали, покрутили,

Потянули и открыли.

- Самостоятельно обведите и допишите элементы и буквы на 1 – 5 строчках.

- Соблюдайте правила посадки и положения тетради.

  1. Работа с моделями и словами.

- Назовите слова, для записи которых необходима заглавная буква М (Москва, Миша, Маша, Мурманск, Марина, Матвей, Мурзик)

- Рассмотрите портреты детей. Угадайте, как их зовут.

- Что поможет отгадать имена детей? (звуковые модели)

- Запишите имена. (Имена начинаются с буквы М. Имена людей пишутся с большой  буквы)

- Это имена полные или краткие? Назовите полные имена детей.

Физкультминутка «Это лёгкая забава»

Повороты влево – вправо,

Это лёгкая забава.

Нам известна всем давно –

Там стена, а там окно. (повороты туловища)

Приседаем  быстро, ловко,

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать (приседания)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (ходьба на месте)

Отдых кончен наш, ребята,

Нам пора опять за парты (дети садятся за парты) 

  1. Работа с образцом строчной буквы м.

- Рассмотрите образец строчной буквы м. Сравните  заглавную и строчную письменные буквы.

- Одинаково или по – разному они пишутся? (строчная буква отличается от заглавной только размером)

- Опишите направление движения руки при написании строчной буквы м.

(Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и доводим до верхней линии рабочей строки. От этой точки, где закончили писать первый элемент, начинаем писать  второй –линию с закруглением внизу. Сначала    ведём вниз  по написанному, а потом следим за тем, чтобы между первым и вторым элементами образовался уголок. Пишем третий элемент – короткую линию с закруглением вправо)

  1. Самостоятельная работа.

- Пропишите строчную букву м на 1 – 3 строчках.

  1. Письмо слогов с буквой м.

- Прочитайте слоги. Назовите первый звук в каждом слоге.

- Почему первая буква в словах одинаковая, а звуки произносим разные?

- Пропишите рядом  со слогами ма, мяещё два точно таких же слога.

- Придумайте слова, в которых есть такие же слоги.

  1. Обобщение изученного материала.

- Чем  изучаемая на сегодняшнем уроке буква отличается от изученных ранее букв?(учились писать буквы, обозначающие гласные звуки, а на этом уроке будем учиться писать буквы, обозначающие согласные)

- Сегодня впервые мы будем писать слоги, слова и предложения.

1. Письмо слогов и слов.

- Прочитайте написанные письменными буквами слова.

- Проанализируйте особенности соединения букв в слове и запишите рядом  с каждым словом его ещё раз.

- Подчеркните буквы, которые обозначают сразу два звука. Прочитайте их.

2. Письмо под диктовку слогов: мё, ме, ми, мю, му, мы, мо, мэ.

- Проверьте свою работу, сравните записи на доске и в тетради.

3. Письмо слогов, слов и предложений с изученной буквой.

-  Найдите изображение мяча, гнома и мышки, проведите звуковой анализ слов, впишите пропущенные буквы, обратите внимание на соединения букв.

- Рассмотрите следующее задание и постарайтесь понять, что нужно сделать, чтобы  справиться с ним.

- Расскажите, что вы видите?

- Кто догадался, что нам предстоит сделать?

- Найдите в каждом шарике лишнюю букву, зачеркните её.

- Проанализируйте следующую группу букв  (на голубом фоне), найдите и выделите такую же группу.

-Запишите рядом с каждым  слогом такой же, но записанный письменными буквами.

- Прочитайте слова, проанализируйте модели звукового состава на следующей строке, запишите слова в порядке следования моделей

- Прочитать  сочетания слов, устно назовите имена, запишите  сочетания ещё раз.

- Догадайтесь, какие слова можно составить из предложенных букв (имя, мяу, мимо), используя  подсказку голубой стрелочки, указывающая первую букву. Запишите составленные слова.

- Прочитайте предложение. Обратите внимание на особенности записи предложения – заглавная буква, на конце точка.

-  Запишите предложение на строке под заданным предложением.

  1. Итог урока.

- Какую букву научились писать?

- Какие звуки она обозначает?

  1. Рефлексия.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Конспект урока с презентацией по письму в 1 классе «ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ З, з»

Конспект урока с презентацией по письму в 1 классе «ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ З, з» по системе учебников "Начальная школа XXI века"...

Открытый урок по русскому языку ( письмо) по теме: «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш». 1 класс

Цель: создать условия для обучения учащихся умению писать  заглавную и строчную буквы Ш, ш; для формирования навыка письма слов с сочетаниями жи, ши, каллиграфического навыка; способствовать ...

Технологическая карта и презентация к уроку русского языка по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Р р, письмо слогов и слов»

Аннотация.В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Письмо заглавной и  строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов», включающем в себя технологическую ...

Конспект урока письма «Письмо заглавной и строчной буквы Г, г» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения писать заглавную и строчную букву Г, г; формирование каллиграфического навыка; развитие фонематического слуха.Планируемые результаты:Предметные:знать: пр...

Технологическая карта урока письма "Знакомство с буквой П (п). Письмо заглавной и строчной букв П, п" (УМК "Школа России, 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения писать заглавную и строчную буквы П, п.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с заглавной и стро...