Проект "Тайна моего имени"
проект по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ТАЙНА МОЕГО ИМЕНИ»
Над проектом работали учащиеся 3«Б» класса
под руководством Тельновой С.Н.
2019-2020 учебный год.
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Адресован: учащимся начальной школы.
Участники проекта: педагог, дети 3«Б» класса
Тип проекта: поисково-исследовательский.
Цели проекта:
1. Раскрыть тайны наших имён;
2. Выявить происхождение имён ребят нашего класса;
3. Узнать больше сведений о наших именах.
Задачи:
1. В результате анкетирования выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения;
2. Найти чёткое определение понятия «имя»;
3. Развить навыки исследовательской работы.
ГИПОТЕЗА: МЫ ДУМАЕМ, ЧТО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА ВОЗНИКЛО НЕ СЛУЧАЙНО.
План:
1.Прочитаем литературу об истории возникновения имён.
2.Проведем анкетирование среди девочек и мальчиков в третьих классов.
3.Найдём информацию в Интернете.
4.Обобщим собранную информацию и сделаем вывод.
5.Попросим помощи у наших родителей в оформлении собранного материала.
По словарю В.И. Даля: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».
Существует специальная наука, изучающая имена - ОНОМАСТИКА.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
ЧТО ТАКОЕ ИМЯ ЧЕЛОВЕКА?
Слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.
Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.
Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.
РОЛЬ ИМЕНИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА:
1. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.
2. Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.
3. Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.
ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ НЕСЁТ В СЕБЕ ИМЯ:
1. Конкретное значение слова. Например, Николай – победитель народов, Нина – госпожа, царица. Но эта информация влияет на человека меньше всего. Это происходит из-за иностранного происхождения имен, и, что такие сведения мало кто воспринимает всерьез.
2. Имена воспринимаются и как мелодия, имеющая свой ритм; размер и пластику. В любом слове заключена какая-либо музыка – мажорная, минорная, призывная или успокаивающая. Эта музыка улавливается в звучании имени и будет жить с человеком и его характером.
ИСТОРИЯ РУССКИХ ИМЁН
Наши предки относились к именам очень бережно.
Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить.
Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.
• НАЗЫВАЛИ ПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ: Крепыш, Хромой, Косой, Милава.
• НАЗЫВАЛИ ПО ЧЕРТЕ ХАРАКТЕРА: Добрыня, Молчун, Умник, Несмеяна.
• НАЗЫВАЛИ ПО ПОРЯДКУ РОЖДЕНИЯ: Первуша, Третьяк, Одинец, Пятой.
• НАЗЫВАЛИ ПО ПРОЗВИЩУ: Зайцев, Горяев, Нежданов.
Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
1. Знаешь ли ты, что такое «имя»?
2. Знаешь ли ты значение своего имени?
3. Знаешь ли ты происхождение своего имени?
4. Знаешь ли ты, когда у тебя именины?
5. Доволен ли ты своим именем?
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЁН
КАКИЕ ЖЕ ИМЕНА ЕСТЬ У НАС В КЛАССЕ?
• Мужские имена: Анатолий, Владимир, Дмитрий, Кирилл, Константин, Матвей, Михаил, Степан.
• Женские имена: Анастасия, Анна, Алина, Полина, Кристина, Марина, Маргарита, Ксения, Вероника, Вера, Александра.
Мы посчитали наши имена и сделали следующие выводы:
Больше всего имен на букву
«А» - 5 имён
«К» - 4 имени
«М» - 4 имени
«В» - 3 имени
«Д» - 1 имя
«С» - 1 имя
«П» - 1 имя
Редкими оказались следующие имена
У девочек | У мальчиков | |||||
Полина | Вера | Вероника | Владимир | Дмитрий | Константин | |
Александра | Марина | Алина | Степан | Михаил | Анатолий | |
Ксения | Маргарита |
А что же обозначают эти редкие женские имена?
• Анна (Аня) (ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЕ) – милость.
• Алина (ЛАТИНСКОЕ) – другая, чужая.
• Полина (ГРЕЧЕСКОЕ) – многозначительная; (ЛАТИНСКОЕ) – маленькая.
• Вера- исконно русское имя и в буквальном переводе с греческого языка означает «вера», «служение Богу»..
• Вероника -в переводе означает «приносящая победу», «победоносная» (от имени греческой богини победы Ники)
• Александра (греческое) «защитница людей»
• Ксения в переводе с греческого «xenia» означает «гостеприимная». Также переводят от греческого «xenios» как «странница», «чужестранка», «гостья», «чужая».
• Марина происходит от латинского слова «маринус», означающего «морская»
• Маргарита в переводе с греческого языка означает «жемчужина», «жемчуг»
А что же обозначают эти редкие мужские имена?
• Владимир (Володя) (СЛАВЯНСКОЕ) – владеющий миром.
• Дмитрий распространённое мужское имя греческого происхождения. Происхождение имени связано с именем древнегреческой богини земли и плодородия Деметры. Значение имени — «посвящённый богине Деметре» (Митре).
• Михаил (ивр. מִיכָאֵל, Михаэ́ль) — мужское имя. Происходит от слов ивр. מי כמו אלוהים (ми кмо элохим, сокращенно «ми-ка-э́ль») — буквально «Кто как Бог», или «Тот, Кто как Бог»
• Степан-мужское русское личное имя греческого происхождения; восходит к др.-греч. Στέφανος (стефанос) — «венок, венец, корона, диадема». В древнегреческой мифологии венец или диадема — традиционный атрибут богини Геры (реже — других богинь).
• Анатолий мужское русское личное имя, восходит к др.-греч. ἀνατολικός («анатоликос») — «восточный»; ἀνατολή («анатоле») — «восток», «восход солнца»
• Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЁН
ВЫВОД
Имя откладывает свой отпечаток на человека, но какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. «Не имя красит человека, а человек имя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Секрет моего имени"
Сценарий и презентация к классному часу на тему "Секрет моего имени"...
Тема: Тайна моего имени. Изготовление «именной» ромашки.
Изготовление «именной» ромашки....
Занятие кружка "Моя родословная" на тему: "Тайна моего имени"(Составление "именной" снежинки). Внеурочная деятельность.ФГОС
Данное мероприятие способствовало развитию интереса к своему имени, созданию условий для знакомства со значением имён товарищей, демонстрации людей, прославивших данные имена в искусстве, спорте, труд...
Занятие-игра для детей «ТАЙНА МОЕГО ИМЕНИ»
разработка игрового занятия...
Внеклассное занятие "История моего имени"
Внеклассное занятие способствует созданию условий для развития интереса у детей к истории своего имени и к именам своих родственников и друзей....
Проект "Тайна моего имени"
Проект "Тайна моего имени" по русскому языку, 3 класс,Школа России...
Урок по русскому языку и ИЗО "Тайна моего имени"!
Данный урок проводился в 3 классе. Интегрированный урок по русскому языку и ИЗО. Выполнение проекта. ...