Урок русского языка в 4 классе "Школа России" "Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Школа России" "Простые и сложные предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка для учащихся 4 класса

(в соответствии с требованиями ФГОС)

1. Ф.И.О. учителя: Поспелова М.С

2. Класс 4

3. Предмет: русский язык

4. Тема урока «Простые и сложные предложения. Обобщение»

5. Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Простые и сложные предложения».

Задачи урока: содействовать развитию умений различать простые и сложные предложения, правильно оформлять предложение на письме; способствовать развитию орфографической зоркости, мыслительных операций, эмоциональной сферы; способствовать воспитанию любви к родному языку.

Планируемые результаты:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- положительно относиться к учению, проявлять учебно-познавательный интерес, готовность к трудностям;

- определять общие для всех правила поведения.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- овладевать умениями прогнозировать;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

 - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- осознавать познавательную задачу;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- выполнять логические действия с учебным материалом.

Коммуникативные УУД:

 - умение слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- договариваться и приходить к общему решению.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы работы: наглядно-иллюстративный, словесный, практический, поисковый.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, задания для групповой работы.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный

Цель: подготовка ребят к работе на уроке.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:

- включение обучающихся в деятельность;

-постановка целей учебной деятельности;

- обсуждение затруднений.

- Ребята, начать урок я предлагаю со слов Константина Паустовского.

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

                                        К. Паустовский

- Как вы понимаете эти строчки Константина Паустовского?

- С помощью чего мы выражаем свои мысли? (Слов, предложений).

- Девочки составляют предложение со словом весна, а мальчики со словом май.

Главное условие: составить простое двусоставное, нераспространённое предложение.

Составление предложений, запись и проверка.

Словарная работа

Из предложений выбрать и записать словарные слова.

Весна да осень — на дню п…год восемь.

Весна — зажги снега, заиграй …вражки.

Как …сина задрожит, так и скот в поле сыт.

Л…гушка с голосом — сей …вес.

Одна ласт…чка не делает весны.

В срок не вспашешь, не сборонишь – Ур...жай свой проворонишь.

Подводит их к формулированию темы, цели, постановки задач урока

- Перед вами кластер: слово, предложение, простое, сложное, союзное, бессоюзное.

- Определите связь этих слов и сформулируйте тему урока.

Определите цели урока?

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

Записывают предложения. Выполняют словарную работу.

Называют тему урока:

«Простые и сложные предложения. Обобщение».

Целеполагание, планирование учебной деятельности (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П).

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К).

3.

Актуализация знаний. Повторение изученного материала.

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- Что выражает предложение?

- Что составляет основу предложения?

Подлежащее, сказуемое - главные члены предложения.

- Какие ещё члены предложения вы знаете?

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

- Какие предложения бывают?

Простые и сложные

- Что такое простое предложение?

- Что такое сложное предложение?

- Какие бывают виды предложения по цели высказывания? Повествовательные, побудительное, вопросительное.

- Какие виды предложения по интонации?

Восклицательное, невосклицательное.

- Какова грамматическая основа предложения?

Подлежащее и сказуемое

- Вид предложения по наличию второстепенных членов.

Распространённое, нераспространённое.

Фронтальная работа.

Отвечают на вопросы.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

4.

Обобщение и систематизация знаний.

Цель: усвоение обучающимися правильной постановки знаков препинания.

Физкультминутка.

Работа у доски.

Лето выдалось жаркое, засушливое. (Повест., невоскл., прост., осложн. однород, определ., распростр.)

Двор раскалялся от солнца, и днём всё живое пряталось. (Повест., невоскл., сложн., распростр.) 

Даже муравьи не решались выбегать из подземных муравейников, а терпеливо дожидались вечера. (Повест., невоскл,, прост., осложнен, однород. сказуем., распростр.)

Только кузнечики не боялись жары, прыгали в траве и громко трещали. (Повест., невоскл., прост., осложн. однород, сказуем., распростр.)

Мы подошли к лесу, и вдруг набежала и закрыла солнце синяя тучка. (повест.,невоскл.,сложн., осложн. однород. сказ., распр.) письменно под диктовку

Организует физминутку.

Определяют виды предложений. Дают полную характеристику. Объясняют расстановку знаков препинания.

Выполняют физкультминутку

Структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение, смысловое чтение (П).

Самостоятельная работа

- Каждый выберет себе задание по силам. С зеленым квадратом – попроще, а с красным – сложнее.

Запишите предложения.

Вставьте, где нужно, запятые.

Подчеркните основу предложения.

Составьте из простых предложений сложные с союзами и, а, но.

Подчеркните основу предложения.

Солнце вышло из-за тучи и яркий свет осветил поля.

Берёзы ещё густо зеленели а земля пахла прелыми листьями.

Расшумелись на опушке сойки и кукушки.

Стояло лето. На полях уже золотилась рожь.

Ребята выполнили все задания контрольной работы. Они сделали несколько досадных ошибок.

Папа и мама вернулись с работы поздно. Мы всё равно посмотрели всей семьёй новый фильм.

Проверка заданий

Работают  самостоятельно

Контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Моделирование, преобразование объекта (П).

5.

Применений знаний и умений в новой ситуации.

Цель: отрабатывать навык постановки знаков препинания.

Работа в группах.

Задание: 1) дать характеристику предложению;

2)составить схему;

3)где нужно поставить запятые;

1 группа

Тихий ветерок пролетит над вершинами каждому дереву шепнёт на ухо.

Днём сильно греет лучистое солнце и торопливо бегут ручьи.

2группа 

Громче поют птицы и чуткий грач разбудил стаи своим важным криком.

Поляна наслаждалась солнцем и пила поднебесную синеву.

3группа 

Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о траву.

Надвинулась туча и пошел мелкий дождь.

4группа

Дождь становится мельче и сквозь края туч виднеется клочок ясной лазури.

Туча плакала горько и неслась дальше.

Проверка заданий.

- Какие это предложения. Как вы объясните расстановку запятых?

- В каких еще предложениях ставятся запятые?

Выполняют работу в группах.

1. Выделяют грамматическую основу, строят схему, объясняет выделенные орфограммы.

2. Работают над постановкой знаков препинания

3.Анализируют и оценивают работу одноклассников

Умение оценивать действие одноклассников (К).

7.

Домашнее задание

(записано на доске).

Д/3написать сочинение на тему: «Весна». Простые и сложные предложения. 6-8 предложений.

Записывают ДЗ в дневники.

8.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Оценивает работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Прогнозирование (Р).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью"

Конспект урока  в технологии деятельностного метода....

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Данный урок предназначен для учителей начальных классов при изучении темы "Сложные предложения" в качестве закрепления данной темы и введения новых знаний по теме "Запятая в сложном предложении и пере...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Простые и сложные предложения" УМК "Перспектива"

Использование материала обеспечивает формирование у младших школьников предметных умений, метапредметных универсальных учебных действий, личностных качеств в условиях реализации ФГОС НООПредназначено ...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"

Материал содержит методические рекомендации для проведения урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"...

Урок русского языка ( 4 класс) .Тема: "Простые и сложные предложения".

Сценарий состоит из конспекта урока, презентации . Тема: "Простые и сложные предложения"Цель урока: познакомить обучающихся  с понятиями "простые и сложные предлож...