Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Данный урок предназначен для учителей начальных классов при изучении темы "Сложные предложения" в качестве закрепления данной темы и введения новых знаний по теме "Запятая в сложном предложении и перед союзами а, но"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Запятая в предложениях с однородными членами , соединенными союзами и, а, но.
Цель и задачи:
актуализировать знания, приобретенные при изучении русского языка по данной теме;
сформировать понятие какую роль в предложении играют союзы И,А,НО;
развивать умения ставить запятые в предложении с союзами; конструировать предложения;
составлять схемы предложений;
дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
воспитывать любовь к родному языку;
Ход урока.
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку
- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?
Открывается запись на доске:
Урок
интересный
познавательный
развивающий
плодотворный (слайд1)
- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?
Запись на доске
Ученики
активные
думающие
работоспособные
внимательные
аккуратные
дисциплинированные (слайд2)
- Сможете стать такими?
Языковая разминка. Словарная работа
Спишите предложение и обозначьте орфограммы
Наш к-лодец –зто дом
С озорным ж-л-цом – в-дром. (слайд3)
Какое слово в зтой строчке имеет значение «задорный, нарушающий порядок,поведение»
Замените словосочетания одним словом и запишите слова:
1ребенок,который озорничает (озорник)
2заниматься озорством (озорничать)
Какие слова вы записали?(однокоренные)
Составьте предложения. Запишите и составьте схему. Дайте характеристику предложению, кто забыл посмотрите на стр.143
Новые знания
Посмотрите и прочитайте предложения
3Журавли и утки, и гуси,и лебеди улетают осенью в теплые края.
2Дети бегали по лужам и промочили ноги.
4Листья желтели ,но не опадали на землю.
1Школьники собрали большой урожай свеклы, моркови,капусты.
5 Труд человека кормит, а лень портит.
(слайд4)
Что объединяет все эти предложения? (предложения с однородными членами)
– Как при чтении произносятся однородные члены? (с интонацией перечисления)
Как на письме они разделяются? (запятой)
Когда ставится запятая между однородными членами? (когда перечисления однородных членов). А когда не ставится запятая?(когда между однородными членами союз и)
А как же в этом предложении запятые стоят перед союзом и?
Используя эти предложения определите тему урока. (Запятая в предложениях с однородными членами,соединенными союзами и , а, но) записываем тему урока
- На какие вопросы, как вы считаете, мы должны дать ответы в ходе урока?(почему ставится запятая в одних предложениях,а в других нет перед союзом и? при помощи каких союзов могут соединяться однородные члены?)
Откройте учебник с. 46 и прочитайте правило. Оно нам поможет ответить на поставленные вопросы.
Попробуйте записать содержание каждого абзаца в виде схем.
Союзы а ,но- противительные.
Союз и- соединительный.
Работа по учебнику
Давай те применим наши первоначальные знания при выполнении упр. 57 .
На все ли случаи постановки запятой есть примеры в этом упражнении?
Физминутка
С.47 прочитайте рядом с восклицательным знаком,проиллюстрируйте эту мысль с помощью схемы.
Составление алгоритма
1 Нужно убедиться в том, что(в предложении есть однородные члены и обозначить их графически)
2 Посмотреть ,как соединены(однородные члены- с помощью союзов или без помощи союзов)
3 Если(союзов нет,между однородными членами),то (надо ставить запятую).
4 Если(союзы есть, надо посмотреть,какие: а,но- ставим запятую; и- смотрим если одиночный - не ставим запятую или если повторяющийся ставим запятую
5 Проверить написанное.(слайд)
Упр.59 прочитай схемы предложений и составь к ним предложения.
Работа с доской
Прочитайте предложения, подберите подходящий по смыслу союз, расставьте знаки препинания:
Любит кошка рыбу … в воду лезть не хочет.
Надо, надо умываться по утрам … вечерам.
Летучая мышь днем спит … ночью летает.
Мальчик был очень слабый … смелый.
В зоопарке ребята видели животных слона… тигра… медведя.(слайд)
А сейчас выполним тест на закрепление
Тест для нетбуков
1. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
Я кормил кролика хлебом травкой морковкой, капустой.
Я кормил кролика хлебом, травкой, морковкой капустой.
Я кормил кролика хлебом, травкой, морковкой, капустой.
2. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
У меня дома живут кот, и собака.
День стоял пасмурный, но теплый.
Не купайся и не ныряй, в незнакомых местах.
3. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
Зазеленели поля, луга и леса.
Наша речка была не глубокая а мелкая
Делай сам что-нибудь, и помоги нам.
4. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
Собачка маленькая но злая.
Ночью сильнее пахнут и мята, и полынь и ромашка.
В зоопарке я видел жирафа, медведя, лису и носорога.
5. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
Рабочие трудились днем, и ночью.
Иди гуляй но сначала помоги маме по хозяйству.
Во время салюта небо расцветает желтыми, красными, зелеными букетами огней.
6. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
Мальчики увлекались не охотой, а рыбалкой.
У меня есть чай ,и кофе.
Белки питаются и желудями и орехами и грибами.
7. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
Цветок издавал не резкий а нежный запах.
Мой брат увлекается туризмом и, рыбалкой.
Птичка сидела на кормушке и клевала зерно.
Тест для всего класса
Возьмите в руки листочки, подпишите и поставьте вниз номера от 1 до 9. Внимательно слушайте предложения. Если в предложении нужна запятая, поставьте "+", если запятая не нужна – "–".
1. По склонам гор видны сосны и кедры.
2. Многие горные хребты Алтая покрыты вечным снегом и ледниками.
3. Антон бросился к берегу и сел в лодку.
4. Мы очень спешили к отправлению поезда, но опоздали.
5. Свистнул паровоз, загудел.
6. До Подольска много дач и складов.
7. При взлете вертолет не разгоняется по земле, а сразу поднимается вверх.
8. Высокий рост, длинная шея позволяют верблюду далеко видеть в пустыне.
9. Для защиты от жарких ветров и вихрей ноздри верблюда могут закрываться.
Ответы детей.
1 –, 2 –, 3 –, 4 +, 5 +, 6 –, 7 +, 8 +, 9 –.(слайд)
Итог урока Как найти в предложении однородные члены?(однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)
Перед какими союзами ставиться запятая , а перед какими нет?
Смогли мы быть с вами внимательными, работоспособными?
“Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом”.
Сколько правил! правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным - и только!
Все запомнишь, всё поймешь!(слайд)
Спасибо за урок (все похлопали)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Предложение. Главные члены предложения
Урок закрепления пройденного материала по теме "Предложение. Главные члены предложения"...
Урок по русскому языку. Тема: Запятая в сложном предложении
4 класс программа 2100...
Конспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс
КонсКонспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс...
Проверочная работа по русскому языку на тему "Отличие сложного предложения от простого предложения с однородными членами" 4 класс
Данная проверочная работа разработана в двух вариантах, что позволяет учителю проверить качество знаний каждого ученика....
Презентация к уроку русского языка, тема: запятая в сложном предложении с бессоюзной связью (повторение).
На уроке использована презентация. Современное техническое средство обучение способствует повышению эффективности изучения учебного материала. В ходе урока использованы инновационные технологии: ...
Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в сложном предложении» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о знаках препинания в сложном предложении.Задачи урокаДидактические:обобщить знания, умения по постановке зн...
урок русского языка в 4 классе "Сложные предложения" умк : школа России
Цели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о сложном предложении, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.К консп...