Имя существительное как член предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
конспект урока русского языка в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass_imya_sushchestvitelnoe_kak_chlen_predlozheniya.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели:
- развивать умение правильно ставить вопрос к имени существительному в предложении и определять синтаксическую роль слов этой части речи, повторить правописание безударных гласных проверяемых ударением, правописание согласных в приставках, в корнях.
- сформировать умение правильно употреблять имя существительное в речи, умение выделять общие и существенные признаки, способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.
- воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.
Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки – подсказки разных уровней сложности, компьютерная презентация, словарик.
Ход урока
I. Организационный момент
Учащиеся рассаживаются группами, по 5-6 человек в каждой. Таким образом, в классе получилось 5 столов – групп.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение.
- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого оно плохое, мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением.
II. Актуализация знаний
Отгадайте загадку:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Имя существительное)
— Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное - самостоятельная часть речи.
Послушайте отрывок стихотворения А.А. Фета (на доске) и ответьте, в чём его необычность?
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
(Стихотворение состоит практически из одних существительных, а нам все понятно)
- Особой отличительной чертой этого стихотворения является то, что оно состоит из существительных. Здесь нет глаголов, которые бы совершали действие. Оно «безглагольное», в нем нет резкого движения. Но мы видим пейзаж, который описывает автор. Все вокруг замирает от восторга и умиления, глядя на героев. Их светлое и чистое чувство подобно заре, такое же светлое чувство поселяется и в душе после чтения стихов поэта. Всю эту смысловую нагрузку несут существительные. Вот какая важная эта часть речи. Сколько же их в стихотворении Фета? Назовите их.
III. Постановка целей урока
- Произведем морфологический разбор первого существительного по плану:
- Часть речи.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма: существительное (именительный падеж единственного числа);
- Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение;
- Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
- Какого пункта не хватает в нашем плане? Что еще мы не выяснили об этом существительном? (Синтаксическую роль.)
- Синтаксическая роль, т.е. существительное как член предложения – это и есть тема нашего урока. Определите, каким членом предложения является выбранное нами имя существительное.
IV. Работа по теме урока
- Запишите текст под диктовку:
Увидела белка еловую шишку. Схватила ее лапками и уселась на ветку. Вдруг белка испугалась и выронила шишку. Над лесом пролетел ястреб.
- Найдите в каждом предложении грамматическую основу.
- Определите, какой частью речи выражено подлежащие.
- Найдите второстепенные члены предложения, выраженные существительными.
- Какие вы знаете второстепенные члены?
- Вспомните, на какие вопросы они отвечают? От какого слова ставится вопрос?
дополнение | определение | обстоятельство | |
На какие вопросы отвечает? | кого, чего? кому, чему? кого, что? кем, чем? о ком, о чём? | какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьë? чьи? | где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? |
От какого слова зависит? | глагол | имя существительное местоимение | глагол |
Какой частью речи выражен? |
- Используя таблицу, выясните, какими именно второстепенными членами являются остальные имена существительные.
- Сделаем вывод: какими же членами предложения могут быть имена существительные?
V. Физминутка
VI. Применение нового знания
Прочитайте предложения. Найдите дополнения и подлежащее в них. Объясните, чем вы руководствовались.
1.Горький дым развеет ветер.
2.Сильный дождь залил весь сад.
3.Мороз сковал льдом весь пруд.
- Какие трудности при нахождении дополнения вы испытываете?
VII. Работа в группах
- Что может помочь сформировать умение определять, каким членом предложения является существительное?
- Поработаем над алгоритмом нахождения дополнения в предложении. Используя рабочие материалы (разрезанные листы с описанием действия), составьте алгоритм нахождения дополнения в предложении. Определите последовательность действий при решении этой грамматической задачи.
- Найди грамматическую основу.
- Найди слово, от которого зависит ВЧП
- Выясни, что он обозначает?
- На какой вопрос отвечает?
- Какой частью речи выражен?
- Используя составленный алгоритм, найдите в предложении дополнение. Докажите свое мнение. Произведите синтаксический разбор предложения.
Зубастый зверек грызет с визгом дубок.
VIII. Закрепление изученного материала
Анализ записанных на доске предложений. Учащиеся называют грамматические основы и дополнения. Выполняют взаимопроверку, сверяя с образцом на доске.
Вечером развели мы костер.
Яркий огонь костра осветил поляну.
Ураган приближался к городу.
От цветка исходил нежный аромат.
-Объясните правописание безударных гласных в корнях выделенных слов.
IX. Физминутка
Я буду называть словосочетание. Если в нем есть: дополнение – сидим, подлежащее – встаём, обстоятельство - хлопаем.
Начинаются дожди. (встали)
Я жду каникулы.(сидим)
Поедем в музей.(хлопаем)
Буду помогать бабушке.(сидим)
X. Работа с учебником.
- Постройте из слов 1 -2 предложения. Какой порядок слов вы выберете? Нужно ли для связи слов изменять их формы и использовать предлоги? (с. 51 упр. 97)
- Запишите предложения. Укажите имена существительные. Какими членами предложения они являются? (с помощью таблицы-памятки).
. XI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Продолжите фразу:
- Грамматическую основу предложения составляют …. и …
- В предложении есть главные члены и .....
- Второстепенные члены предложения – это ...., ....., ...... .
- Часть речи, которая обозначает названия предметов, отвечает на вопросы кто? или что? называется….
- Имя существительное в предложении может быть …, …, …
- Над каким из заданий вам было интереснее всего работать?
- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
- Какие вопрос, задания, информацию вы бы хотели услышать?
- Поднимите карточки, которые выражают ваше настроение.
XII. Домашнее задание.
с. 51 упр. 97 (завершить)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."
Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...
Упражнение в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов.
Урок руского языка Т.Г.Рамзаева, 4 класс...
Конспект урока. Тема: "Роль имен существительных в предложении (второстепенные члены предложения)". 3 класс. УМК "Школа России".
Конспект урока по русскому языку на тему: «Роль имен существительных в предложении (второстепенные члены предложения)»...
ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).
ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...
РУССКИЙ ЯЗЫК СЛОВО. ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Тема: Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка в лесу»
В занимательной, игровой форме учить обучающих письму сочинений....
Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание окончаний существительных 1 склонения. Разбор предложений по членам предложений.
Конспект урокапо русскому языкуна тему: Правописание окончаний существительных 1 склонения.Разбор предложений по членам предложений....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи и члены предложения. Имя существительное".
Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи и члены предложения. Имя существительное".Тип урокаПовторение пройденногоПедагогические задачиСоздать условия для совершенствов...