Конспект урока. Тема: "Роль имен существительных в предложении (второстепенные члены предложения)". 3 класс. УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку на тему: «Роль имен существительных в предложении (второстепенные члены предложения)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtorostepennye_chleny_predlozhenia.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата: 28.02.18 | Учитель: Ахмадеева О.С.________ | |
Школа: МАОУ «Образовательный центр № 2» |
| |
Класс: 3-6 | Студентка: Трифонова М.В., 41 гр. | |
Кабинет: 341 | ||
Тема: «Роль имен существительных в предложении (второстепенные члены предложения)»
Цели деятельности учителя: дать определение о распространённых и нераспространёнными, учить различать их;
дать определение о второстепенных членах предложения; тренировать находить в тексте дополнения, определения обстоятельства; показать функцию второстепенных членов в предложении.
Планируемые результаты
предметные:
- формировать представления о второстепенных членах предложения.
- учиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении, обозначать графически.
- тренироваться использовать дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
- совершенствовать орфографические навыки.
личностные:
- проявлять высокий уровень учебной мотивации;
- аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал
Этапы. Методы и приёмы. | Хронометраж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности Словесн.: беседа | 1 мин | Здравствуйте дети! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Предлагаю улыбнуться И в работу окунуться. | - приветствовать учителя | Л.: желание приобретать новые знания, воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащемуся. |
Актуализация знаний. Словесн.: Беседа Слово учителя Практич.: работа с презентацией | 5 мин | Давайте же повторим с вами то, о чём говорили на прошлом уроке. Итак, - Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое) Что такое подлежащее и чем оно может быть выражено? Что такое сказуемое и чем оно может быть выражено? подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой. Сказуемое – главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами. Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое. Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки. Проверим правильность выполнения этого задания. Наступила весна. Наступила – сказуемое, весна – подлежащее. Ручейки побежали. Ручейки – подлежащее, побежали – сказуемое. Запели птицы. Запели – сказуемое, птицы – подлежащее. Появились травинки. Появились – сказуемое, травинки – подлежащее. | - распределять слова - отвечать на вопросы учителя - отвечать на вопросы учителя | П.: воспроизводить по памяти информацию, неоходимую для решения учебной задачи. Л.: желание приобретать новые знания. К.: четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; - оформлять диалогическое высказывание. |
Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: работа с текстом Словесн.: беседа Практич.: работа с текстом, разбор предложений | 35 мин | Рассмотрим предложения: Кружатся снежинки. Зимой в воздухе кружатся белые снежинки. Сравните предложения. Что в них общего? Чем они различаются? С помощью каких членов предложения мы узнали, о каких снежинках идёт речь и где они кружатся? - Каким по составу является первое предложение? (нераспространённым)Почему? -Каким по составу является второе предложение? (распространённым)Почему? Делаем вывод: (предложения по составу могут быть распространённые инераспространённые. Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения. Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, – это распространённые предложения.) Запишите распространённое предложение. Разберем его по членам предложения. 1 ученик с комментированием. (О чём говорится в предложении? В этом предложении говорится о снежинках. Что? снежинки – это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Что говорится о снежинках? Снежинки что делают? кружатся – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.) Обратите внимание! Одно и то же можно назвать по-разному: Снежинки кружатся – это грамматическая основа предложения или главные члены предложения, или подлежащее и сказуемое. А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого? (Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения.) - Что они делают в предложении? (Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения.) Сделав это интересное задание, кто может сказать, какая тема будет у нашего сегодняшнего урока? (второстепенные члены предложения» Какие задачи мы перед собой поставим? Узнать, какие существуют второстепенные члены в предложении и тренироваться их находить. | - читать и анализировать предложения - делать выводы - разбирать/анализировать предложения - называть тему и цели урока | К.: участвуют в диалоге, формулируют ответы и выводы, обмениваются мнениями. П.: строить объяснения в устной форме. К.: уметь формулировать собственно мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
Решение частных задач. Словесн.: слово учителя Практич.: работа с презентацией Практич.: работа с текстом Словесн.: слово учителя | 3 мин | «Определение, дополнение, обстоятельство» Вам о чём-нибудь говорят эти слова? Ребята, всё это есть Второстепенные члены предложения - члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и уточняют или дополняют главные слова. Давайте узнаем, что такое определение. Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей? В роли определения обычно выступает имя прилагательное или местоимение. Определение подчёркивается волнистой линией. Пример: Светит весеннее солнце. Ребята, давайте попробуем найти определение в этом предложении. Слово «весеннее». Почему? Отвечает на вопрос «какое»? Как подчеркнём? Волнистой линией». Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей. В роли дополнения обычно выступает существительное или местоимение. Дополнение подчёркивается пунктирной линией. Пример: Ребята, давайте попробуем найти дополнение в этом предложении. Слово «спортом». Почему? Отвечает на вопрос «чем»? Это вопрос Д.п. Как подчеркнём? Пунктирной линией». Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие. Отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Обстоятельства обычно выражаются наречиями и существительными. Обстоятельства подчёркиваются линией тире – точка. В лесу поют птицы. Ребята, давайте попробуем найти обстоятельство в этом предложении. Словосочетание «в лесу». Почему? Отвечает на вопрос «где»? Как подчеркнём? линией тире – точка. | - отвечать на вопросы учителя - слушать учителя - играть в игру «Назови одним словом» - читать текст - отвечать на вопросы учителя - слушать учителя | П.: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. К.: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Р.: выполнять учебное действие в соответствии с планом. |
Первичное закрепление. Словесн.: ответы на вопросы Практич.: работа с учебником Практич.: выполнение упражнения Практич.: работа с алгоритмом | 5 мин | Ребята, откройте свои учебники на странице 59 и посмотрите на 106 упр. Вам необходимо найти в этих предложениях грамматическую основу и выделить второстепенные члены, опираясь на памятку. 1. Обезьяна сидела на дереве. Давайте сделаем это упражнение вместе. Прежде чем приступить к заданию, нужно научиться эти самые второстепенные члены предложения уметь находить в тексте. Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо:
Выполним проверку. | - работать по учебнику - работать с упражнением - работать по алгоритму | К.: взаиможействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение. Р.: принимать свои действия в соотвествии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П.: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы. |
Самостоятельная работа. Практич.: работа по карточкам | 5 мин | Перед вами лежат карточки с заданием. Прочитайте предложения. Найдите главные члены. Определите, какие предложения распространённые, а какие нераспространённые. Выделите в тексте. дополнение, определение и обстоятельство опираясь на памятку на экране. Ярко светит солнце – распространённое предложение. По небу плывут лёгкие облака – распространённое предложение. Поют птицы – нераспространённое предложение. Выглянул голубой подснежник – распространённое предложение. Побежали ручьи – нераспространённое предложение. Смолой запахли душистые почки – распространённое предложение. Наступила весна – нераспространённое предложение. | - слушать учителя - выполнять работу по карточкам | Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Р.: принимать свои действия в соотвествии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
Итог урока. Рефлексия (предметная). Практич.: письменная рефлексия | 2 мин | - Подведём итог урока. -В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать? Выставляются оценки. Для того, чтобы проверить на сколько хорошо вы поняли тему урока, я предлагаю вам заполнить анкету. 1.Урок мне понравился/не понравился 2.На уроке я узнал(а) ______ 3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что… Всем огромное спасибо за урок! | - слушать учителя -записывать домашнее задание - отвечать на вопросы - оценивать свою работу на уроке | К.: уметь четко высказывать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."
План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...
"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."
Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения
Учебный предметРусский языкКласс4Дата19.10.2017УМК«Перспектива»Тема урокаГлавные члены предложения. Второстепенные члены предложенияТипЗакрепление изученного материалаЦель урокаА) предметн...
Конспект урока «Правописание окончаний имен существительных на –ий,-ия,-ие » 3 класс
Цели деятельности учителя:Создание благоприятных условий для ознакомления с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.Планируемые результаты:Предметные:Находит...
Конспект урока "Правописание окончаний имен существительных на –ий,-ия,-ие" 3 класс
Цели деятельности учителя:Развивать умение в правописании слов, оканчивающихся на -ий-, -ия-, -ие-, умение классифицировать слова по группам; развивать орфографическую зоркость.Планируемые результаты:...
Проверочная работа для 4 класса "Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения"
Проверочная работа по русскому языку на повторение падежей имени существительного и закрепление темы «Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения» в 4 классеЦе...
Конспект урока по русскому языку "Что такое такое второстепенные члены предложения?" (2 класс, Школа России)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Что такое второстепенные члены предложения? Цели деятельности учителя: Формиров...