Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2011.
- Примерной программы МО РФ начального общего образования по русскому языку.- Москва: Просвещение, 2011.
- Авторской программы по русскому языку УМК «Школа России».
Канакина В.П. Горецкий В.Г. и др. - Москва: Просвещение, 2011.
УМК для учащихся
1. Русский язык. 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе./ Канакина В.П., Горецкий В.Г.- М.: Просвещение, 2012.
2. Канакина В.П. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс.
3. Канакина В.П. Русский язык . Тестовые задания. 2 класс.
УМК для учителя
1..Канакина В.П. Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.
1- 4 классы.
2.. Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.
3. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 2
класс.- М.: ВАКО, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_russkiy.doc | 239.5 КБ |
rp_russkiy_yazyk_2_klass.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку во 2 классе (учебник В. П. Канакиной)
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Формы, методы и приёмы работы. | |
По плану | Факт | ||||
1 | 3.09 | Наша речь (4 ч) Знакомство с учебником. Виды речи. | 1 | Словесные, наглядные методы. | |
2 | 4.09 | Характеристика человека по его речи. | 1 | Наглядные методы. | |
3 4 | 5.09 6.09 | Диалог и монолог. Проверка знаний по теме «Наша речь». | 2 | Работа по карточке. Выполнение задания по алгоритму. | |
5 | 7.09 | Текст (5 ч) Текст. Признаки текста. | 1 | Работа по карточке. | |
6 | 10.09 | Тема и главная мысль текста. Заглавие. | 1 | Работа по карточке. | |
7 | 11.09 | Части текста. Построение текста. | 1 | Выполнение задания по алгоритму. | |
8 9 | 12.09 13.09 | Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. Диктант по теме «Текст». | 2 | Использование опорных слов. Наглядные методы. | |
10 | 14.09 | Предложение (12 ч) Что такое предложение? | 1 | Работа по карточке. | |
11 | 17.09 | Знаки препинания конца предложения. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
12 | 18.09 | Составление предложений из слов. Контрольное списывание. | 1 | Работа по образцу. | |
13 14 | 19.09 20.09 | Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. | 2 | Работа по карточке. | |
15 | 21.09 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
16 | 24.09 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | Работа по алгоритму. | |
17 | 25.09 | Связь слов в предложении.
| 1 | Работа по карточке. | |
18 | 26.09 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень». | 1 | Работа по плану. Использование опорных слов. Наглядные методы. | |
19 | 27.09 | Закрепление изученного по теме «Предложение». | 1 | Использование карточек- помощников. | |
20 | 28.09 | Контрольный диктант № 1. «Повторение пройденного в 1 классе» | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
21 | 1.10 | Работа над ошибками. | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
22 | 2.10 | Слово и его значение. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
23 | 3.10 | Слово и его значение. | 1 | Работа по образцу. Работа со словарём. | |
24 | 4.10 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
25 | 5.10 | Прямое и переносное значения слов. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
26 | 8.10 | Синонимы. Работа со словарём синонимов. | 1 | Работа со словарём. | |
27 | 9.10 | Антонимы. Работа со словарём антонимов. | 1 | Работа со словарём. | |
28 | 10.10 | Антонимы. Работа с текстом. | 1 | Работа по алгоритму. Работа по карточке. | |
29 30 | 11.10 12.10 | Проверочный диктант по теме «Слова…» Работа над ошибками. | 2 | Использование памятки. | |
31 32 | 15.10 16.10 | Родственные (однокоренные) слова. | 2 | Использование карточек- помощников. | |
33 34 | 17.10 18.10 | Корень слова. Работа со словарём однокоренных слов. | 2 | Использование опорных схем, таблиц. | |
35 | 19.10 | Какие бывают слоги? | 1 | Работа по образцу. | |
36 37 | 22.10 23.10 | Определение ударного слога. | 2 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
38 39 | 24.10 25.10 | Перенос слов. Правила переноса | 2 | Использование карточек- помощников. | |
40 | 26.10 | Проверочная работа по теме «Слово и его значение». | 1 | Использование карточек- помощников. | |
41 | 29.10 | Развитие речи. Сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 | Использование опорных слов, рисунков. Наглядные методы. | |
42 43 | 30.10 31.10 | Контрольный диктант №2 по теме «Слова, слова, слова…» Работа над ошибками. | 2 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
44 | 1.11 | Звуки и буквы. Их различие. | 1 | Работа по образцу. | |
45 46 | 2.11 12.11 | Алфавит. Значение алфавита. | 2 | Использование опорных схем, таблиц. | |
47 | 13.11 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины З. Е.Серебряковой «За обедом». | 1 | Использование опорных слов. Наглядные методы. | |
48 | 14.11 | Употребление прописной буквы. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
49 | 15.11 | Проверочная работа «Проверь себя». | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
50 | 16.11 | Гласные звуки и буквы, их признаки. | 1 | Работа по образцу. | |
51 52 | 19.11 20.11 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 2 | Работа по алгоритму. | |
53 | 21.11 | Способы проверки безударных гласных в корне. | 1 | Работа по алгоритму. | |
54 55 | 22.11 23.11 | Упражнения в написании слов с безударными гласными. Развитие речи. Восстановление деформированного текста. | 2 | Использование опорных схем, таблиц. | |
56 | 26.11 | Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
57 | 27.11 | Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением. | 1 | Работа по образцу. | |
58 59 | 28.11 29.11 | Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. | 2 | Работа со словарём. | |
60 | 30.11 | Диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
61 | 3.12 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | 1 | Использование опорных слов. Наглядные методы. | |
62 | 4.12 | Работа над ошибками. | 1 | Работа по алгоритму. Работа по карточке. | |
63 | 5.12 | Согласные звуки их признаки. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
64 | 6.12 | Согласный звук [и'] и буква «и краткое». | 1 | Работа по образцу. | |
65 | 7.12 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | Работа со словарём. | |
66 | 10.12 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси». | 1 | Использование опорных слов. Наглядные методы. | |
67 | 11.12 | Наши проекты. И в шутку, и всерьёз. | 1 | Практические методы. Выполнение творческого задания. | |
68 69 | 12.12 13.12 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения . | 2 | Использование карточек- помощников. | |
70 | 14.12 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | 1 | Работа по алгоритму. | |
71 | 17.12 | Мягкий знак. | 1 | Работа по образцу. | |
72 73 | 18.12119.12 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова. | 2 | Работа по алгоритму. | |
74 | 20.12 | Проект «Пишем письмо». | 1 | Практические методы. Выполнение творческого задания. | |
75 | 21.12 | Контрольный диктант №3 по теме «Звуки и буквы». | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
76 | 24.12 | Работа над ошибками. | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
77 | 25.12 | Развитие речи. Подробное изложение по коллективно составленному плану. | 1 | Использование опорных слов. | |
78 | 26.12 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
79 | 27.12 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | Работа по алгоритму. | |
80 | 28.12 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | Использование опорных слов. Наглядные методы. | |
81 | 14.01 | Проект «Рифма». | 1 | Практические методы. Выполнение творческого задания. | |
82 | 16.01 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу | 1 | Работа по образцу. | |
83 | 17.01 | Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. | 1 | Работа по алгоритму. Работа по карточке. | |
84 | 18.01 | Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
85 | 21.01 | Диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
86 | 22.01 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Работа по алгоритму. Работа по карточке. | |
87 | 23.01 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | Использование опорных схем, таблиц. | |
88 89 | 24.01 25.01 | Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласными звуками. | 2 | Работа по алгоритму. | |
90 | 28.01 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне. | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
91 | 29.01 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
92 | 30.01 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. | 1 | Работа по алгоритму. | |
93 | 31.01 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. | 1 | Использование опорных схем, таблиц. | |
94 | 1.02 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
95 | 4.02 | Развитие речи. Изложение текста по вопросам. | 1 | Использование опорных слов. Наглядные методы. | |
96 | 5.02 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
97 | 6.02 | Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание слов с парными согласными». | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
98 | 7.02 | Работа над ошибками. Составление (устно) текста по рисунку и вопросам. | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
99 | 8.02 | Произношение слов с разделительным мягким знаком. | 1 | Работа по алгоритму. Работа по карточке. | |
100 | 11.02 | Использование на письме разделительного мягкого знака. | 1 | Работа по алгоритму. | |
101 | 12.02 | Соотношение звукового и буквенного состава в словах с мягким знаком. | 1 | Использование опорных схем, таблиц. | |
102 | 13.02 | Правило написания разделительного мягкого знака в словах. | 1 | Работа по алгоритму. | |
103 | 14.02 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Зимние забавы». | 1 | Использование опорных слов. Наглядные методы. | |
104 | 15.02 | Контрольное списывание. | 1 | ||
105106 | 18.02 19.02 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя». | 2 | Использование карточек- помощников. | |
107 | 20.02 | Общее представление о частях речи. | 1 | Работа по образцу. | |
108 | 21.02 | Соотнесение слов-названий с частями речи. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
109 | 22.02 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | Работа по алгоритму. | |
110 | 26.02 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | Использование опорных схем, таблиц. | |
111 | 27.02 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
112 113 | 28.02 1.03 | Заглавная буква в именах собственных. Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри». | 2 | Использование опорных слов. Наглядные методы. | |
114 | 4.03 | Заглавная буква в именах собственных (географических названиях). | 1 | Использование опорных схем, таблиц. | |
115 | 5.03 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
116 | 6.03 | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание имен собственных». | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
117 | 7.03 | Работа над ошибками. | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
118 119 120 | 11.03 12.03 13.03 | Число имён существительных. Изменение существительных по числам. | 3 | Работа по алгоритму. | |
121 | 14.03 | Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
122 | 15.03 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. | 1 | Использование опорных слов. Наглядные методы. | |
123 | 18.03 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Контрольное списывание. | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
124 | 19.03 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | 1 | Использование опорных схем, таблиц. | |
125 | 20.03 | Глагол как часть речи. | 1 | Работа по алгоритму. Работа по карточке. | |
126 | 21.03 | Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи. | 1 | Работа по алгоритму. | |
127 | 22.03 | Развитие речи. Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста | 1 | Работа по образцу. | |
128 | 1.04 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | Использование опорных слов. Наглядные методы. | |
129 | 2.04 | Число глагола. Изменение глагола по числам. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
130 | 3.04 | Развитие речи. Употребление глаголов (одеть и надеть) в речи. | 1 | Работа по образцу. | |
131 | 4.04 | Правописание частицы не с глаголом. | 1 | Использование опорных схем, таблиц. | |
132 | 5.04 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
133 | 8.04 | Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол» за 3 четверть. | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
134 | 9.04 | Работа над ошибками. Развитеие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
135 | 10.04 | Текст-повествование и роль в нём глаголов. | 1 | Работа по образцу. | |
136 | 11.04 | Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему. | 1 | Использование опорных слов. Наглядные методы. | |
137 | 12.04 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Работа по образцу. | |
138 | 15.04 | Связь имен существительных с именами прилагательными. | 1 | Работа по алгоритму. Работа по карточке. | |
139 | 16.04 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | Работа по алгоритму. Работа по карточке. | |
140 | 17.04 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | Работа по алгоритму. | |
141 | 18.04 | Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. | 1 | Работа по алгоритму. | |
142 | 19.04 | Понятие о тексте-описании. | 1 | Работа по образцу. | |
143 | 21.04 | Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта (по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».) | 1 | Использование опорных слов. Наглядные методы. | |
144 | 22.04 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Проверь себя». | 1 | Использование карточек- помощников. | |
145 | 23.04 | Диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
146 | 24.04 | Местоимение как часть речи. | 1 | Работа по алгоритму. Работа по карточке. | |
147 | 25.04 | Упражнения в распознавании местоимений и в употреблении их в речи. | 1 | Работа по алгоритму. | |
148 | 26.04 | Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. | 1 | Работа по образцу. | |
149 | 29.04 | Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. | 1 | Использование опорных схем, таблиц. | |
150 | 30.04 | Развитие речи. Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно. | 1 | Использование опорных слов. Наглядные методы. | |
151 | 2.05 | Проверочная работа «Проверь себя». | 1 | Использование карточек- помощников. | |
152 | 3.05 | Предлог как часть речи. | 1 | Работа по образцу. | |
153 | 6.05 | Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи. | 1 | Использование опорных схем, таблиц. | |
154 | 7.05 | Упражнения в употреблении и написании предлогов. | 1 | Работа по алгоритму. | |
155 | 8.05 | Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок». | 1 | Использование памятки. | |
156 | 10.05 | Контрольный диктант № 7 за 2 класс. | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
157 | 13.05 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о частях речи. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
158 | 14.05 | Текст. Виды текстов. | 1 | Использование опорных схем, таблиц. | |
159 | 15.05 | Предложение. Знаки препинания в конце предложений. | 1 | Работа по образцу. | |
160 | 16.05 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | Работа по алгоритму. | |
161 | 17.05 | Слово и его лексическое значение. | 1 | Работа со словарём. | |
162 | 20.05 | Части речи. | 1 | Использование опорных схем, таблиц. | |
163 | 21.05 | Части речи, их различение. Разбор слова как части речи. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
164 | 22.05 | Контрольное списывание текста. | 1 | Использование памятки. Работа по карточке. | |
165 | 23.05 | Части речи их различение. Разбор слова как части речи. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
166 | 24.05 | Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов. | 1 | Использование карточек- помощников. | |
167 | 27.05 | Обобщение знаний об изученных правилах правописания. | 1 | Использование опорных схем, таблиц. | |
168 | 28.05 | Упражнения в применении изученных правил правописания. | 1 | Работа по алгоритму. | |
169 | 29.05 | Упражнения в применении изученных правил правописания. | 1 | Работа по алгоритму. | |
170 | 30.05 | Итоговый урок по курсу «Русский язык». | 1 | Использование опорных схем, таблиц. |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2011.
- Примерной программы МО РФ начального общего образования по русскому языку.- Москва: Просвещение, 2011.
- Авторской программы по русскому языку УМК «Школа России».
Канакина В.П. Горецкий В.Г. и др. - Москва: Просвещение, 2011.
УМК для учащихся
1. Русский язык. 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе./ Канакина В.П., Горецкий В.Г.- М.: Просвещение, 2012.
2. Канакина В.П. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс.
3. Канакина В.П. Русский язык . Тестовые задания. 2 класс.
УМК для учителя
1..Канакина В.П. Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.
1- 4 классы.
2.. Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.
3. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 2
класс.- М.: ВАКО, 2012.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. Во 2 классе — 170ч.
(5 ч в неделю, 34 учебные недели).
I четверть – 45 ч.
II четверть – 35 ч.
III четверть –50 ч.
IV четверть – 40 ч.
Индивидуальная программа составлена с учётом состояния здоровья учащегося, носит в основном элементарно-практический характер. При этом ведущим принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи. Язык, как учебный предмет, является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего обучения. Данная программа предполагает практическую и коррекционную направленность обучения русскому языку.
Цели и задачи курса
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
При обучении русскому языку детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного выразительного чтения; расширить кругозор школьников; заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, чтению, книге; сформировать нравственные и этические представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.
Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.
Обучение русскому языку следует организовывать в соответствии со следующими общими требованиями:
- преподносить новый материал предельно развернуто;
- отводить значительное место практической деятельности обучающихся: работе со схемами, таблицами и т.д.;
- систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;
- уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;
- предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;
- уделять должное внимание формированию культуры общения;
- находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).
Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Содержание курса
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.)
Наша речь (21 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова… (22 ч).
Слово и его лексическое значение.
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Однокоренные (родственные) слова.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слог. Ударение.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (64 ч).
Алфавит
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой Э. ознакомление со словарём иностранных слов.
Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным .
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова.
Обобщение знаний об изученных правилах письма.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (51 ч).
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное (18 ч).
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко)..
Глагол как часть речи (12 ч).
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (9 ч).
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи (6 ч).
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог (6 ч).
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Обобщение знаний о частях речи .
Связная речь
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливание текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определённой теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Повторение изученного за год (13 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Учебно - тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Наша речь | 21 |
2 | Слова, слова, слова… | 22 |
3 | Звуки и буквы | 64 |
4 | Части речи Имя существительное Глагол Имя прилагательное Местоимение Предлог | 51 18 12 9 6 6 |
5 | Повторение | 13 |
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение учениками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
7. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
8. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
9. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
10. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 4 класса
Рабочая программа по русскому языку...
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс (8 вид, коррекционный)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...