План - конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку

Муртазина Лилия Мавлидзяновна

Мастер-класс

Тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости»

Цели урока:

Тип урока: комбинированный (повторение и изучение нового материала, подготовка детей к изучению следующей темы "Разделительный мягкий знак"). 

Цель методическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы организации познавательной деятельности. 

Цель урока: 

  • Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце и в середине слова мягким знаком.

Задачи: 
Образовательные:

  • Закрепить представление учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков гласными  буквами;

Развивающие: 

  • Формирование активной познавательной деятельности, учить детей мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать, делать вывод, развивать ассоциативную память;
  • Обогащать словарный запас учащихся для развития монологической речи.

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать совместно с другими учащимися (нравственное воспитание);


Оборудование:  карточки, проектор, интерактивная доска, мультимедийная  презентация. 

Используемые технологии: технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе. 

 

1.Орг. момент.

- Проверьте готовность к уроку.

-Какой урок начинается?

- Чему мы учимся на уроках русского языка?

2.  Игра «Я беру тебя с собой»

 (Гость, пирог, гусь, пеньки, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, коньки, волк, мебель, замок, пень, ладонь, рыбак, огонь.) 

-Я собиралась в путешествие.

-Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты чем – то похожие на мой, а я буду говорить могу ли я взять их с собой.

- Я беру с собой ель.

-А что у вас?

Дети: Я беру с собой и говорит, что у него на рисунке.

-По какому признаку собирали множество? (Слова с мягким знаком)

-Подумайте, какова будет тема урока?

3.Запишите слова

а) кон- конь

 Первый звук в слове обозначен буквой к

 Второй звук- буквой о

Третий звук обозначен буквой н

- Почему получились разные слова?

- Достаточно ли было информации для записи слова?

-Почему попали в ловушку?

- Какой вопрос нужно было задать?

б) мел – мель

- Для чего нужен ь в этих словах?

-Где он стоит?

-После каких букв?

- Какую работу выполнил мягкий знак в этих словах? (Обозначил мягкость предшествующего звука и изменил смысл слова)

- Приведите свои примеры таких пар слов, чтобы из – за мягкого знака менялся смысл слов. (брат – брать, кров – кровь, ест – есть,…) 

4.Составьте звуковые схемы слов к рисункам (ЛОСЬ, БАНЬКА) , запишите слова, покажите работу букв. Работа в парах.

5. Игра «Спрячь мягкий знак в середину слова» (Устно)

день –

пень –

зверь –

огонь-

- Для чего нужен ь в этих словах?

- Где он стоит?

- Между какими буквами?

6. Работа с неозвученными моделями слов

- Посмотрите на модели слов.

 -Скажите в каких словах нужен мягкий знак?

 

 

 

 

 

 

- Сколько в русском языке способов обозначения мягкости согласных на письме?

- Какие?

 

7. Вывод. Паспорт объекта.

 

Объект

Имя признака (вопрос)

Значения признака (ответы)

ь

Звук?

Не обозначает звука.

 

Работа буквы

Обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

 

 

Может менять смысл слова

 

Место в слове

На конце слова и в середине слова

 


Мягкий знак – хитрый знак. 
Не сказать его никак. 
Он не произносится, но в слово 
Часто просится. 

 

8. Составляем загадки об объектах. (Работа в группах)

  Объекты – слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости предшествующего согласного звука)

Загадки типа «Признак -А НЕ -сравнение»

 

 

Модель №1

 

Какой?

А НЕ

Что (кто?) такое же?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель №2

 

Что делает?

А НЕ

Что (кто) такое же?

 

 

 

 

 

 

 

Модель №3

 

Где встречается?

А НЕ

Что (кто) такое же?

 

 

 

 

 

 

 

‐ Для чего нужен мягкий знак в этих словах?

‐ Где он стоит?

‐ После каких букв?

‐ Для чего нужен мягкий знак в этих словах?

‐ Где он стоит?

‐ Между какими буквами?

8. Итог урока.

- Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли? 
- Сколько в русском языке способов обозначения мягкости согласных на письме? 
- Какие? 

-Как вы думаете, все ли мы знаем о мягком знаке?

- Впереди нас ждет еще встреча с мягким знаком, и вы узнаете новое об этой букве.

-Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность. 
- Посмотрим на рейтинг ваших достижений.
-  Молодцы, ребята! До новых встреч на уроках русского языка! 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14_aprelya_russkiy_yazyk.docx59.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости»

Цели урока:

Тип урока: комбинированный (повторение и изучение нового материала, подготовка детей к изучению следующей темы "Разделительный мягкий знак"). 

Цель методическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы организации познавательной деятельности. 

Цель урока: 

  • Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце и в середине слова мягким знаком.

Задачи: 
Образовательные: 

  • Закрепить представление учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков гласными  буквами;

Развивающие: 

  • Формирование активной познавательной деятельности, учить детей мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать, делать вывод, развивать ассоциативную память;
  • Обогащать словарный запас учащихся для развития монологической речи.

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать совместно с другими учащимися (нравственное воспитание);


Оборудование:  карточки, проектор, интерактивная доска, мультимедийная  презентация. 

Используемые технологии: технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе. 

1.Орг. момент.

- Проверьте готовность к уроку.

-Какой урок начинается?

- Чему мы учимся на уроках русского языка?

2.  Игра «Я беру тебя с собой»

 (Гость, пирог, гусь, пеньки, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, коньки, волк, мебель, замок, пень, ладонь, рыбак, огонь.) 

-Я собиралась в путешествие.

-Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты чем – то похожие на мой, а я буду говорить могу ли я взять их с собой.

- Я беру с собой ель.

-А что у вас?

Дети: Я беру с собой и говорит, что у него на рисунке.

-По какому признаку собирали множество? (Слова с мягким знаком)

-Подумайте, какова будет тема урока?

3.Запишите слова

а) кон- конь

 Первый звук в слове обозначен буквой к

 Второй звук- буквой о

Третий звук обозначен буквой н

- Почему получились разные слова?

- Достаточно ли было информации для записи слова?

-Почему попали в ловушку?

- Какой вопрос нужно было задать?

б) мел – мель

- Для чего нужен ь в этих словах?

-Где он стоит?

-После каких букв?

- Какую работу выполнил мягкий знак в этих словах? (Обозначил мягкость предшествующего звука и изменил смысл слова)

- Приведите свои примеры таких пар слов, чтобы из – за мягкого знака менялся смысл слов. (брат – брать, кров – кровь, ест – есть,…) 

4.Составьте звуковые схемы слов к рисункам (ЛОСЬ, БАНЬКА) , запишите слова, покажите работу букв. Работа в парах.

5. Игра «Спрячь мягкий знак в середину слова» (Устно)

день –

пень –

зверь –

огонь-

- Для чего нужен ь в этих словах?

- Где он стоит?

- Между какими буквами?

6. Работа с неозвученными моделями слов

- Посмотрите на модели слов.

 -Скажите в каких словах нужен мягкий знак?

C:\Users\Пользователь\Desktop\11.png

  C:\Users\Пользователь\Desktop\12.png

C:\Users\Пользователь\Desktop\20.png

- Сколько в русском языке способов обозначения мягкости согласных на письме?

- Какие?

7. Вывод. Паспорт объекта.

Объект

Имя признака (вопрос)

Значения признака (ответы)

ь

Звук?

Не обозначает звука.

Работа буквы

Обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

Может менять смысл слова

Место в слове

На конце слова и в середине слова


Мягкий знак – хитрый знак. 
Не сказать его никак. 
Он не произносится, но в слово 
Часто просится.
 

8. Составляем загадки об объектах. (Работа в группах)

  Объекты – слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости предшествующего согласного звука)

Загадки типа «Признак -А НЕ -сравнение»

Модель №1

Какой?

А НЕ

Что (кто?) такое же?

Модель №2

Что делает?

А НЕ

Что (кто) такое же?

Модель №3

Где встречается?

А НЕ

Что (кто) такое же?

 Для чего нужен мягкий знак в этих словах?

 Где он стоит?

 После каких букв?

 Для чего нужен мягкий знак в этих словах?

 Где он стоит?

 Между какими буквами?

8. Итог урока.

- Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли? 
- Сколько в русском языке способов обозначения мягкости согласных на письме? 
- Какие? 

-Как вы думаете, все ли мы знаем о мягком знаке?

- Впереди нас ждет еще встреча с мягким знаком, и вы узнаете новое об этой букве.

-Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность. 
- Посмотрим на рейтинг ваших достижений.
-  Молодцы, ребята! До новых встреч на уроках русского языка!
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.

Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы  в  определении спряжения глаголов. К уро...

План-конспект урока по русскому языку 1 класса Тема урока: Буквосочетания ЖИ-ШИ

Цели урока: Создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний ЖИ-ШИ    Задачи: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развивать орфографические навыки.- РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. развивать внимание;2...

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.

Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....