Русский язык 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Русский язык 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи" УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 08. 04. 2019

Школа: «Оц №1»

Класс: 3-б

     ФИО учителя: Кравченко Е.В.

     ФИ студента: Круглова Дарья

     ФИО методиста: Кондратьева И. И.

      Оценка______________

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Значение и употребление глаголов в речи»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования понятий  о глаголе как части речи; углубление и расширение знаний о глаголе как части речи; распознавание глаголов среди других частей речи.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать определение понятие «глагол»

- уметь распознавать глаголы среди других частей речи

Личностные:

 - уметь слушать и вступать в диалог;

 - уметь уважительно, относиться к мнению одноклассников;

 -.развивать мотивацию учебной деятельности, интереса к новому.

Тип урока: «Открытие нового знания»

Оборудование: УМК Школа России– учебник, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3-2 часть,   презентация.

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

-Добрый день, ребята!

- А теперь давайте дотронемся с соседом по парте ладошкой, улыбнемся друг другу и поделимся своим хорошим настроением. Спасибо большое, желаю вам продуктивной работы на уроке.

Приветствовать учителя, настраиваться на урок.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: конструирование

Словесный: беседа.

5 мин.

Минутка чистописания.

-  С чего мы обычно начинаем наш урок?

- Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача: прослушав вопрос, записать ответ в тетрадь.

- Звук, парный звуку [ф].

- В слове тонна удвоенный согласный …

- Первая буква в алфавите.

- В слове «земля» безударная гласная…

- Звук, который слышен на конце слова «мороз».

Давайте проверим, сверяя со слайдом.

- Из данных букв составьте слово. 

Охарактеризуйте слово весна 

Ребята, давайте вспомним какие части речи знаете?

- Что такое имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

- Что такое имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

- Что такое местоимение?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

- С минутки чистописания.

Ф.

В, н, а,е,с.

Весна.

сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед. ч, И п.

- Часть речи, которая обозначает предмет.

- Кто? Что?

- Предмет.

- Часть речи, которая обозначает признак предмета.

Какой? Какая? Какие?

- Признак предмета.

-Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Кто? Что? Какой? Какая? Какие? Чей? Кого?

К: учитывать разные мнения;

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями.

3.Постановка

 учебной задачи

 

Словесный: беседа.

Словесный: беседа.

4 мин.

  - Ребята, прочитайте текст, данный на слайде.

Весна. Снег. По дорожкам весёлые ручьи. Домой перелетные птицы. Они звонкие песни.

- Назовите части речи, которые использованы в тексте.

- Что вы можете сказать о тексте?  

Понравился ли вам текст?

 Всё ли было понятно?

- Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова какой части речи надо использовать?

- Запишите текст, который у вас получился.

- Как изменился второй текст?

- С помощью какой части речи это произошло?

- Подчеркните слова, которые вы вставили.

- На какие вопросы отвечают?

- Что обозначают?

- Как называется часть речи?

О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Откройте учебник на странице 99, прочитайте тему нашего урока.

- Какие цели мы поставим на урок?

- Существительное, прилагательное.

- Нет.

- Он не закончен.

- Вставить слова.

- Глагол.

-  Наступила весна. Растаял снег. По дорожкам бегут весёлые ручьи. Домой вернулись перелетные птицы. Они поют звонкие песни.

- В тексте появилось действие.

- Глагол.

Что делать? Что сделать?

Действие предмета.

Глагол.

- О глаголе.

Повторить часть речи глагол. Изучить

 Р: целеполагание

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4.Открытие

 нового знания

Словесный: беседа

Практический: работа с учебником.

Словесный: беседа

Практический: работа с учебником.

15 мин.

Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы постараемся привести в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

Послушайте стихотворение. Попробуйте сосчитать, сколько глаголов встретилось в стихотворении.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Все расскажет нам глагол.

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит

 А кто из вас знает, почему эта часть речи получила такое название?

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык.»

А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г».

Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.

- Откройте учебник на странице 100, упр. 169.

— Прочитайте первую группу слов.

— Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

— Прочитайте вторую группу слов.

— Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

— Выполните письменные задания к упражнению.

-   Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Что можно сказать об этих предложениях?

— Каким членом предложения является глагол?

Назовите признаки глагола?

- Посмотрите на упражнение  170.

Прочитайте стихотворение.

- Определите главную мысль и тему стихотворения.

- Назовите все глаголы в этом стихотворении.

- Что они обозначают?

- Какая пословица подойдет к теме и главной мысли стихотворения?

- Запишите все глаголы из этого стихотворения.

- Составьте и запишите предложения по картинке.

- Прочитайте, получившиеся предложения.

- 18.

Существительное. Обозначает предмет.

- Глагол. Действие предмета.

Сказуемое.

Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в предложении чаще всего - сказуемое

- Не знают, вышивают, строгают, копают, не знают, украшают.

- Действие.

- Рабочие руки не знают скуки.

П: структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

Физминутка

1 мин.

Р: эмоциональный настрой

5.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Практический:письменное упражнение

10 мин.

-  А теперь, все полученные на уроке знания сравните с определением глагола, которое дается на странице 101 нашего учебника.

- Так что - же общего у глагола с именем существительным и с именем прилагательным?

-  Назовите признаки глагола.

- Прочитайте это правило еще раз.

- Расскажите его в парах.

- Прочитайте текст в упр.171.

- Озаглавьте его.

- Объясните значение слова половник.

- В чем различие в значении слов налетел и налетает?

Звенит, зазвенит?

- Найдите в тексте глагол, близкий по значению глаголам встречаются. Бывают.

- Выпишите из этого текста все глаголы.

- Подчеркните те, которые отвечают на вопрос что сделал?

- Это самостоятельные части речи.

-  обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в предложении чаще всего – сказуемое.

- Пингвин-забияка.

- Большая поварешка.

-  Прошедшее время, настоящее время.

- настоящее время, будущее время.

- Есть.

П: структурирование знаний

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический-рабо Практический письменное упражнение та с учебником.

15 мин.

 Прочитайте задание к упр. 172.

- выполните его самостоятельно.

Дождик мочит.

Ветер воет.

Гром гремит.

Ухо слышит.

Глаз глядит.

Печка греет.

Глаз глядит.

Солнце светит.

Холодильник холодит.

П: структурирование знаний

7.Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный –

Беседа)

(Практический –

Подведение

итогов)

4 мин.

Наш с вами урок подходит к концу.

Какие цели мы перед собой ставили?

Чему мы сегодня научились с вами на уроке? Что узнали нового?

- Спасибо вам за работу на уроке. Вы большие молодцы! Урок закончен.

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Предметн...

Конспект урока по русскому языку "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Значение и употребление глаголов в речи» Цель деятельности учителя: формирование умения грамотно употреблять глаголы в речи, отличать глаголы среди...

Конспекта урока русского языка "Значение и употребление глагола" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Значение и употребление глагола» Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие уме...

Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 1 час УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи»  1 час  УМК ''Школа России'' 3 класс...

Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 2 час УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 2 час  УМК ''Школа России'' 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Значение и употребление глаголов в речи" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи. Планируемые результаты: Предметные: знать часть речи «глагол»; уметь находить г...