адаптированная рабочая программа по русскому языку 4 класса
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Анна Михайловна Молчанова

Адаптированная рабочая программа по русскому языку (обучению грамоте) для учащихся с задержкой психического развития  (вариант 7.2.) разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС НОО МБОУ «Тарбагатайская СОШ» Тарбагатайского района, программы «Русский язык 1-4 классы» авторов В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, которая входит в программу учебного курса «Школа России», планируемых результатов начального общего образования, методических рекомендаций к адаптированным программам. Адаптированная  образовательная программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_adaptirovannaya_1-4.doc789 КБ

Предварительный просмотр:

                           

           Рабочая программа

                           По    русскому языку   (адаптированная 7.2)    

                           Класс   1-4

                           Количество часов   170

                           Учитель: Молчанова Анна Михайловна

                                                   

                                                          Тарбагатай 2020

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по русскому языку (обучению грамоте) для учащихся с задержкой психического развития  (вариант 7.2.) разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС НОО МБОУ «Тарбагатайская СОШ» Тарбагатайского района, программы «Русский язык 1-4 классы» авторов В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, которая входит в программу учебного курса «Школа России», планируемых результатов начального общего образования, методических рекомендаций к адаптированным программам. Адаптированная  образовательная программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.

Цели:

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

Социокультурная цель - изучение русского языка  включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.

Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи обучающихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень детей.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Обучающиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание программы является основой для овладения обучающимся приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Устная речь детей с ЗПР содержит нарушения, как произношения, так и всего грамматического строя речи. Для таких детей характерны:

Недостаточная сформированность фонетического слуха и фонетического восприятия; недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. дети с трудом образуют слуходвигательные, зрительно-двигательные, слухозрительные связи. У всех обучающихся наблюдается недостаточность словарного запаса; нарушение логического построения связных высказываний. В письменной речи дети делают специфические ошибки, которые можно подразделить на группы, учитывая причины их возникновения: отражающие несформированность фонематического слуха; связанные с недоразвитием звукового анализа; вызванные недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи.

Данные особенности затрудняют овладение программой общеобразовательной школы и требуют создания особых образовательных условий. Без обеспечения этих условий возникают трудности в обучении.

Обучение строится с опорой на действующие учебники. Однако планирование учебного содержания имеет свои особенности. Специфика обнаруживается в структурировании материала, методике преподавания. Особое внимание уделяется прохождению раздела морфологии, т.к. в данном разделе рассматриваются темы правописания. Творческие работы (изложения, сочинения) носят обучающий характер, т.к. детям с ОВЗ трудно овладевать письменной речью, поэтому творческие работы оцениваются только положительно, отрицательные оценки не ставятся. Коррекционная направленность обучения обеспечивается доступностью обучения, подбором оптимальных средств и методов обучения с учётом индивидуальных психофизиологическихособенностей обучающихся. Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:

  • усиления практической направленности изучаемого материала;
  • опоры на жизненный опыт ребёнка;
  • ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
  • необходимости и достаточности в определении объёма изучаемого материала;
  • формирование у обучающихся лексико-грамматического строя речи, уточнение и активизация словаря;
  • первоначальное усвоение знаний представляется более развёрнуто и небольшими порциями, объяснение нового материала более детализировано;
  • сообщение знаний на наглядно-образной опоре.

Система контрольных работ предполагает написание диктантов с грамматическими заданиям Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У  обучающихся будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

На основании заключения территориальной психолого-медико педагогической комиссии, с согласия родителей (законных представителей) в классе будут обучаться два ребёнка у которыхимеются отклонения в речевом развитии: задержка темпа развития отдельных сторон речи,  они испытывают затруднения в дифференциации восприятия речевых звуков, оттенков речи. Для данной категории детей характерен бедный словарный запас, недостаточнаясформированность лексико-грамматической стороны речи. Обучающаяся затрудняется в употреблении предлогов, пользуется простой (нераспространённой) фразой, страдает слоговая структура слова. Ослаблены психические процессы, внимание неустойчиво, нарушены различные виды памяти, повышена утомляемость.

Для работы, над выше перечисленными недостатками в ходе уроков будет проводиться коррекционная работа с  использованием речевой гимнастики, проговариванием  скороговорок и чистоговорок,  упражнения на развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха,  артикуляционной моторики, физиологического и речевого дыхания, развитие голоса.

Работа над расширением и активизацией словаря будет  опираться на активное действенное познание обучающейся  предметов и явлений окружающей действительности, с привлечением всех или многих анализаторов: зрения, слуха, осязания и т. д.

Использование упражнений, связанных со зрительным восприятием, будут направлены на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения, отрабатывается чтение труднопроизносимых словосочетаний. Большое значение будет придаваться практической направленности обучения, учету возрастных и индивидуальных особенностей обучающейся, реализации дифференцированного подхода в обучении.

Будут применяться игры на развитие воображения и фантазии, творческого мышления,  любознательности, формирования умения наблюдать и анализировать.

и по окончанию изучаемой темы, а также при подведении итогов  года.

Описание места учебного предмета  в учебном плане

 На изучение курса«Русский язык» в 1 классе  отводится 5 часов в неделю(165 часов в год).Во 2-4классе – 170 часов

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета

Личностные результаты


Обучающиеся получат возможность для формирования следующих
личностных УУД:

  • положительного отношения к урокам русского языка;
  • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке.

Метапредметные результаты


Обучающиеся получат возможность для формирования 
регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

Обучающиеся получат возможность для формирования познавательных УУД:

  • целенаправленно слушать учителя;
  • ориентироваться в учебнике;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике;
  • понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

 Обучающиеся получат возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

Развитие        речи
Обучающиеся научатся:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • составлять текст из набора предложений;
  • выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  •  составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

Система        языка
Фонетика,        орфоэпия,        графика
Обучающиеся научатся:

  • различать звуки речи;
  • понимать различие между звуками и буквами;
  • устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
  • различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
  • определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
  • различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
  • различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
  • обозначать ударение в слове;
  • правильно называть буквы в алфавитном порядке;
  • различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
  • различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
  • определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
  • обозначать на письме звук [й’];
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, житьи др.);

Лексика
Обучающиеся научатся:

  • различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
  • различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
  • классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
  • определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
  • определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
  • на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

Морфология
Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
  • соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?


Синтаксис
Обучающиеся научатся:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
  • выделять предложения из речи;
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
  • определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
  • составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
  • составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
  • писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
  • устанавливать связь слов в предложении.

 Орфография и пунктуация
Обучающиеся научатся:

  • применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
  • безошибочно списывать текст с доски и учебника;
  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании.

Содержание учебного предмета

Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с цепями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча—ща,  чу—щу, жи—ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных туков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных туков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения

С        помощью толкового словаря. Представление об однозначных
и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.  Наблюдение за использованием в речи синонимов и анонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Наречие. Значение и употребление в речи.Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

сочетания чк—чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

 знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, нянчить разговор,  привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Последовательность предложений в тексте.

Календарное планирование 4 кл

тема

Дата проведения

Дата фактического проведения

1

 Наша речь и наш язык (2 ч)

 Наша речь и наш язык с 3-

                           Текст (4 ч)

2

Текст и его план

3

 

  Типы текстов

4

Входная контрольная работа  

5

Работа над ошибками.

Род.яз- понятие : родной язык

6

                            Предложение (5 ч)

Виды предложений по цели высказывания с. 13–14.

7

Виды предложений по интонации с. 15–16.

8

Диалог. Обращение с. 17–18.  

9

Главные и второстепенные члены предложения Основа предложения. с 18-19

10

  Словосочетание. с. 22–23

Род.яз-ознакомление с историей  и этимологией некоторых слов

11

Проверочная работа теме –Текст предложение словосочетание

 Однородные члены предложения (4 ч)

12

             Работа над ошибками. Однородные члены предложения с 25-27

13

Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов  с. 28–30

14

Запятая между однородными членами, соединенными союзами  с. 30–32.

15

Сочинение по репродукции картины

И. И. Левитана «Золотая осень» с. 32–34.№49

Род.яз-волшебное зеркало……

16

Как отличить сложное предложение от простого предложения? с. 36–37.

17

Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?  с. 38–39.

18

Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану с. 39, упр. 56.

19

Проверочная работа по теме «Предложение».

с. 35, с. 40.

20

Слово и его лексическое значение с 42-44

Род.яз-язык как зеркало нац культуры

21

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова с. 44–46.

22

Си24нонимы, антонимы, омонимы 
с. 47–48.

23

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических групп28ах слов  с. 49–50.

24

Состав 29слова (11 ч)

Состав слова. Значимые части слова с 51-52

25

Состав слова. Однокоренные слова с. 53–54

Род.яз-слово как хранилище культуры народа

26

Состав слова. Однокоренные слова с. 55–56.

27

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова  с. 56–57.

28

Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов с 58-59

29

Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах  с. 60–61.

31

Упражнения в написании  суффиксов с 62-63

32

Разделительные ъ и ь  с. 64–65

Род.яз-история ъ и ь знаков в русском яз

33

  диктант по теме «Лексическое значение слова. Состав слова»

34

Работа над ошибками. Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке
и суффиксе
  с. 66

35

                          Части речи (7 ч)

Самостоятельные  части речи.  

36

Грамматические признаки частей речи с. 69–70.

37

Грамматические признаки частей речи  с. 71–72.

38

Наречие как часть речи с. 73–74.

Род.яз- история в слове

39

Наречие как часть речи с. 75–77

40

 Контрольный диктант по теме Части речи

41

Проверочная работа по теме «Части речи» с 78

42

Как определить падеж имени существительного   с. 80–81

43

Признаки падежных форм имен существительных с. 82–83

Род.яз- ознакомление с этимологией некоторых слов

44

Упражнение в распознавании именительного, 4родительного, винительного падежей имен существительных с. 84–85

45

Упражнение в распознавании Д.п и Т.п падежей имен существительных с. 85–86.

46

Упражнение в распознавании предложного падежа имен существительных с. 87

47

 Как у неизменяемых имен существительных

 определить падеж с 88

48

Три склонения имен существительных (9 ч)

Три склонения имен существительных

(общее представление). Первое склонение имен существительных с. 89–90.

Род.яз- склонение сущ в русск яз  

49

Упражнение в распознавании имен существительных первого склонения  с. 91.

50

 Упражнение в распознавании имен существительных первого склонения  с 92

51

Второе склонение имен существительных с. 93–94.

52

Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения с. 95–96.  

53

Третье склонение имен существительных

с. 96–98.

Род.яз-культура письменной речи  

54

Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения с. 98–99.

55

Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений с. 99–100.

56

 Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений с. 99–101

57

Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения.   с. 102–104.

58

Именительный и винительный падежи с. 105–107.

Род.яз- падежи русск яз

59

Правописание окончаний имен существительных
в родительном падеже  с. 107–108.

60

Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже с. 109–110.

61

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных
с. 111–112.

62

И.п,Р.п,В.п одушевленных имен существительных с. 112–113.

63

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже с. 113–114.  

Род.яз-правописание падежных окончаний сущ

64

Упражнения в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах  с. 115–116.

65

Упражнение в распознавании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах с. 116–117.

66

Правописание окончаний имен существительных

в творительном падеже с. 117–118

67

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже  с. 119–120.

68

Правописание окончаний имен существительных
в предложном падеже  с. 121–122.

Род.яз-правописание падежн окончаний в р.яз

69

Правописание окончаний имен существительных
в предложном падеже
  с. 123–124.

70

Правописание безударных окончаний

имен существительных во всех падежах. 124–126.

71

Упражнение в правописании безударных падеж

ных окончаний имен существительных с. 126–127.

72

Упражнение  в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

в Р.Д.П. падежах с.128–129

73

Упражнение  в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

в Р.Д.П. падежах с.128–130

Род.яз –орфограммы русск яз

74

диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний сущ

75

Работа над ошибками, допущенными

в диктанте. Обобщение знаний по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»  

76

Сочинение по репродукции картины «Кружевницы» В.А. Тропинина

Род.яз-меткое слово русской речи

77

Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе (9 ч)

Множественное число имен существительных

с 131-132

78

Именительный падеж имен существительных множественного числа с. 133–134.

 

79

Родительный падеж имен существительных множественного числа с. 135–136.

80

Винительный падеж им существительных мн числа

81

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа

с. 139–140.

82

 Закрепление по теме падежи им существительных 141-142

Род.яз-история в слове-наименование предметов

83

Закрепление 141-142

84

Проверочная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний» с. 142–143.

85

Защита проектов «Говорите правильно!» с. 144.

                         2  полугодие

86

Повторение сведений об имени прилагательном как части речи (4 ч)

Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные с 4-5

87

Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные? . 6–7.

Род.яз- слова украшения р.яз

88

Род и число имен прилагательных с. 7–8.

89

  Выборочное списывание  текста на тему «Любимая игрушка» с. 9.

90

закрепление

91

Склонение имен прилагательных (2 ч)

Склонение и правописание прил в ед числе с. 10–12.

92

 Закрепление с 13

Род.яз- орфографические нормы р.яз

93

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (25 ч)

Склонение и правописание падежных окончаний

имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе с. 14–15.

94

Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода  с. 16–18

95

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже   с. 19–20.

96

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже с. 20–21.

97

Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах
и правописании их падежных окончаний с. 22–23.

Род.яз-склонение прилагательных

98

Упраж в распознавании имен прилаг мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах с. 23–24.

99

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном
и предложном падежах
   . 25–26.

100

Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода с. 26–27

101

  Наши проекты. Имена прилагательные

в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина  ,
с. 28.

Род.яз-живое русское слово

102

Склонение и правописание падежных окончаний

имен прилагательных женского рода в единственном числе с. 29.

103

Правописание падежных окончаний имен

прилагательных женского рода в именительном

и винительном падежах с 30-31

104

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном
падежах с. 32–33.  

105

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода с. 33–34.

106

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода с. 35–36

Род.яз-этимология русских слов

107

 Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода с. 37

108

Склонение имен прилагательных во множественном числе с. 38–39.

109

Контрольное списывание с. 40.

110

Правописание безударных окончаний

имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном

падежах с 41-42

111

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном
и предложном падежах с. 43–44

Род.яз- словосочетания

112

Правописание окончаний имен прилагательных
в дательном и творительном падежах с. 45–46.

113

Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составлено-
му плану с. 46, упр. 99.  

114

диктант по теме «Падежные окончания имен

прилагательных и имен существительных в единственном и во множественном числе

115

Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных  с. 47–48

116

Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

Род.яз-переносное значение слов р.яз

117

Закрепление.

118

               Местоимение (8 ч)

Роль местоимений в речи с. 52–53

119

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица с. 54–55.

120

  Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами с. 56–58.

121

Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами  
с. 58–59.

Родяз- правописание предлогов

122

Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями с. 60–62.

123

Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов
с местоимениями с. 62–63

124

 Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов
с местоимениями с. 64

125

Проверочная работа по теме «Изменение личных местоимений по падежам» с. 66.

126

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (3 ч)

Роль глаголов в языке   с. 68–69.

Род.яз- части речи р.яз

127

Роль глаголов в языке  с. 69–70.

128

Изменение глаголов по временам  с. 71.

129

             Неопределенная форма глагола (4 ч)

Неопределенная форма глагола с. 72–73.

130

Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами . 74–75.  

131

Образование временных форм от глагола
в неопределенной форме с. 76–77.

Род.яз- формы глаголов р.яз

132

 закрепление

133

                Спряжение глаголов (5 ч)

Спряжение глаголов (общее понятие) с. 80–81

134

Распознавание лица и числа глаголов  с. 82–84

135

Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа   с 85.

136

Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами  с. 86

Род.яз- спряжение глаголов 2 лица

137

 Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами  с. 87

138

                   I и II спряжения глаголов (3 ч)

I и II спряжения глаголов с. 88–89.

139

Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения с. 90–91.

140

Наши проекты. «Пословицы и поговорки»  с. 92.

Род.яз-средства выразительной речи

141

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (7 ч)

Правописание безударных личных окончаний

глагола в настоящем и будущем времени 

с. 93–94.

142

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании

безударных личных окончаний глаголов . 94–95

143

Правописание безударных личных окончаний

глаголов с. 96–97.

144

Правописание безударных личных окончаний

глаголов с. 98–99.

145

Правописание безударных личных окончаний

глаголов с. 100.

146

диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Род.яз-виды речевой деятельности

147

Работа над ошибками. Правописание безударных

личных окончаний глаголов с. 101.

148

        Правописание возвратных глаголов (3 ч)

Возвратные глаголы (общее представление с 102-103

149

 Упражнение в правописании безударных

окончаний, -тся и -ться в возвратных глаголах  ,

с. 104–105

150

Закрепление 106-108

151

Правописание глаголов в прошедшем времени (4 ч)

Правописание глаголов в прошедшем времени

 с. 109–110.

Род.яз-суффиксы глаголов  

152

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени с. 111–112

153

Правописание безударного суффикса
в глаголах прошедшего времени. с. 113 .

154

Составление текста на спортивную тему 114

155

           Обобщение по теме «Глагол» (5 ч)

Упражнение в правописании глагольных

форм. Повторение знаний о глаголе как части

речи с. 115–116.

156

Упражнение в правописании глагольных

форм и распознавании морфологических

признаков глагола с. 117

Род.яз-морфол разбор глагола

157

   Упражнение в правописании глагольных

форм и распознавании морфологических

признаков глагола с. 118

158

Изложение у 253

159

Проверочная работа по теме «Глагол» с. 120.

160

              Повторение (14 ч)

Проверочный диктант за год

161

Работа над ошибками. Язык и речь с. 121–122.

Род.яз-язык и речь

162

Текст. Типы текстов с. 122–123.

163

Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения  с. 124–125.  

164

Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения  с. 126–127.

165

Слово и его лексическое значение. Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина

«Рожь» с. 128–129.

166

Значимые части слова. Словообразование с. 130–132.

Род.яз-способы образования слов в русском яз 

167

Правописание гласных и согласных в корне слов 
с. 132–134

168

Части речи. Морфологические признаки частей речи  135-137

169

Части речи. Морфологические признаки частей речи  с. 137–139.

170

Части речи. Морфологические признаки частей речи   с. 141–142.

   

Используемый учебно-методический комплект

Учебники

  1. Горецкий  В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1, 2.
  • Русский язык
  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык Учебник 1 класс.

Прописи(Обучение грамоте)

  1. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Пропись №1, № 2,№3 , № 4

Рабочие тетради(Русский язык)

  1. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь 1 класс.

Обучение грамоте

  1. Горецкий  В. Г. и др. Обучение грамоте.

Русский язык

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс.

Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы.

Канакина В. П. Работа с трудными словами 1 – 4  классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...

адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс

адаптированная  рабочая  программа  по  русскому  языку  7  класс  (8  вид,  коррекционный)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида

Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...