адаптированная рабочая программа по русскому языку 4 класса
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку (обучению грамоте) для учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС НОО МБОУ «Тарбагатайская СОШ» Тарбагатайского района, программы «Русский язык 1-4 классы» авторов В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, которая входит в программу учебного курса «Школа России», планируемых результатов начального общего образования, методических рекомендаций к адаптированным программам. Адаптированная образовательная программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_adaptirovannaya_1-4.doc | 789 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
По русскому языку (адаптированная 7.2)
Класс 1-4
Количество часов 170
Учитель: Молчанова Анна Михайловна
Тарбагатай 2020
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку (обучению грамоте) для учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС НОО МБОУ «Тарбагатайская СОШ» Тарбагатайского района, программы «Русский язык 1-4 классы» авторов В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, которая входит в программу учебного курса «Школа России», планируемых результатов начального общего образования, методических рекомендаций к адаптированным программам. Адаптированная образовательная программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.
Цели:
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
Социокультурная цель - изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи обучающихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень детей.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Обучающиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание программы является основой для овладения обучающимся приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Устная речь детей с ЗПР содержит нарушения, как произношения, так и всего грамматического строя речи. Для таких детей характерны:
Недостаточная сформированность фонетического слуха и фонетического восприятия; недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. дети с трудом образуют слуходвигательные, зрительно-двигательные, слухозрительные связи. У всех обучающихся наблюдается недостаточность словарного запаса; нарушение логического построения связных высказываний. В письменной речи дети делают специфические ошибки, которые можно подразделить на группы, учитывая причины их возникновения: отражающие несформированность фонематического слуха; связанные с недоразвитием звукового анализа; вызванные недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи.
Данные особенности затрудняют овладение программой общеобразовательной школы и требуют создания особых образовательных условий. Без обеспечения этих условий возникают трудности в обучении.
Обучение строится с опорой на действующие учебники. Однако планирование учебного содержания имеет свои особенности. Специфика обнаруживается в структурировании материала, методике преподавания. Особое внимание уделяется прохождению раздела морфологии, т.к. в данном разделе рассматриваются темы правописания. Творческие работы (изложения, сочинения) носят обучающий характер, т.к. детям с ОВЗ трудно овладевать письменной речью, поэтому творческие работы оцениваются только положительно, отрицательные оценки не ставятся. Коррекционная направленность обучения обеспечивается доступностью обучения, подбором оптимальных средств и методов обучения с учётом индивидуальных психофизиологическихособенностей обучающихся. Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:
- усиления практической направленности изучаемого материала;
- опоры на жизненный опыт ребёнка;
- ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
- необходимости и достаточности в определении объёма изучаемого материала;
- формирование у обучающихся лексико-грамматического строя речи, уточнение и активизация словаря;
- первоначальное усвоение знаний представляется более развёрнуто и небольшими порциями, объяснение нового материала более детализировано;
- сообщение знаний на наглядно-образной опоре.
Система контрольных работ предполагает написание диктантов с грамматическими заданиям Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У обучающихся будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
На основании заключения территориальной психолого-медико педагогической комиссии, с согласия родителей (законных представителей) в классе будут обучаться два ребёнка у которыхимеются отклонения в речевом развитии: задержка темпа развития отдельных сторон речи, они испытывают затруднения в дифференциации восприятия речевых звуков, оттенков речи. Для данной категории детей характерен бедный словарный запас, недостаточнаясформированность лексико-грамматической стороны речи. Обучающаяся затрудняется в употреблении предлогов, пользуется простой (нераспространённой) фразой, страдает слоговая структура слова. Ослаблены психические процессы, внимание неустойчиво, нарушены различные виды памяти, повышена утомляемость.
Для работы, над выше перечисленными недостатками в ходе уроков будет проводиться коррекционная работа с использованием речевой гимнастики, проговариванием скороговорок и чистоговорок, упражнения на развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха, артикуляционной моторики, физиологического и речевого дыхания, развитие голоса.
Работа над расширением и активизацией словаря будет опираться на активное действенное познание обучающейся предметов и явлений окружающей действительности, с привлечением всех или многих анализаторов: зрения, слуха, осязания и т. д.
Использование упражнений, связанных со зрительным восприятием, будут направлены на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения, отрабатывается чтение труднопроизносимых словосочетаний. Большое значение будет придаваться практической направленности обучения, учету возрастных и индивидуальных особенностей обучающейся, реализации дифференцированного подхода в обучении.
Будут применяться игры на развитие воображения и фантазии, творческого мышления, любознательности, формирования умения наблюдать и анализировать.
и по окончанию изучаемой темы, а также при подведении итогов года.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса«Русский язык» в 1 классе отводится 5 часов в неделю(165 часов в год).Во 2-4классе – 170 часов
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты
Обучающиеся получат возможность для формирования следующихличностных УУД:
- положительного отношения к урокам русского языка;
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке.
Метапредметные результаты
Обучающиеся получат возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
Обучающиеся получат возможность для формирования познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя;
- ориентироваться в учебнике;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
Обучающиеся получат возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающиеся научатся:
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- составлять текст из набора предложений;
- выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
- составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающиеся научатся:
- различать звуки речи;
- понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
- различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
- определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
- различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
- различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- обозначать ударение в слове;
- правильно называть буквы в алфавитном порядке;
- различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
- различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
- определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
- обозначать на письме звук [й’];
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, житьи др.);
Лексика
Обучающиеся научатся:
- различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
- различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
- определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
- определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
- на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
- соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающиеся научатся:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
- выделять предложения из речи;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
- определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
- составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
- устанавливать связь слов в предложении.
Орфография и пунктуация
Обучающиеся научатся:
- применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
- безошибочно списывать текст с доски и учебника;
- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании.
Содержание учебного предмета
Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с цепями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных туков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных туков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения
С помощью толкового словаря. Представление об однозначных
и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и анонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Наречие. Значение и употребление в речи.Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, нянчить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Последовательность предложений в тексте.
Календарное планирование 4 кл
№ | тема | Дата проведения | Дата фактического проведения |
1 | Наша речь и наш язык (2 ч) Наша речь и наш язык с 3- Текст (4 ч) | ||
2 | Текст и его план | ||
3 |
Типы текстов | ||
4 | Входная контрольная работа | ||
5 | Работа над ошибками. Род.яз- понятие : родной язык | ||
6 | Предложение (5 ч) Виды предложений по цели высказывания с. 13–14. | ||
7 | Виды предложений по интонации с. 15–16. | ||
8 | Диалог. Обращение с. 17–18. | ||
9 | Главные и второстепенные члены предложения Основа предложения. с 18-19 | ||
10 | Словосочетание. с. 22–23 Род.яз-ознакомление с историей и этимологией некоторых слов | ||
11 | Проверочная работа теме –Текст предложение словосочетание | ||
Однородные члены предложения (4 ч) | |||
12 | Работа над ошибками. Однородные члены предложения с 25-27 | ||
13 | Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов с. 28–30 | ||
14 | Запятая между однородными членами, соединенными союзами с. 30–32. | ||
15 | Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» с. 32–34.№49 Род.яз-волшебное зеркало…… | ||
16 | Как отличить сложное предложение от простого предложения? с. 36–37. | ||
17 | Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами? с. 38–39. | ||
18 | Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану с. 39, упр. 56. | ||
19 | Проверочная работа по теме «Предложение». с. 35, с. 40. | ||
20 | Слово и его лексическое значение с 42-44 Род.яз-язык как зеркало нац культуры | ||
21 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова с. 44–46. | ||
22 | Си24нонимы, антонимы, омонимы | ||
23 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических групп28ах слов с. 49–50. | ||
24 | Состав 29слова (11 ч) Состав слова. Значимые части слова с 51-52 | ||
25 | Состав слова. Однокоренные слова с. 53–54 Род.яз-слово как хранилище культуры народа | ||
26 | Состав слова. Однокоренные слова с. 55–56. | ||
27 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова с. 56–57. | ||
28 | Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов с 58-59 | ||
29 | Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах с. 60–61. | ||
31 | Упражнения в написании суффиксов с 62-63 | ||
32 | Разделительные ъ и ь с. 64–65 Род.яз-история ъ и ь знаков в русском яз | ||
33 | диктант по теме «Лексическое значение слова. Состав слова» | ||
34 | Работа над ошибками. Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке | ||
35 | Части речи (7 ч) Самостоятельные части речи. | ||
36 | Грамматические признаки частей речи с. 69–70. | ||
37 | Грамматические признаки частей речи с. 71–72. | ||
38 | Наречие как часть речи с. 73–74. Род.яз- история в слове | ||
39 | Наречие как часть речи с. 75–77 | ||
40 | Контрольный диктант по теме Части речи | ||
41 | Проверочная работа по теме «Части речи» с 78 | ||
42 | Как определить падеж имени существительного с. 80–81 | ||
43 | Признаки падежных форм имен существительных с. 82–83 Род.яз- ознакомление с этимологией некоторых слов | ||
44 | Упражнение в распознавании именительного, 4родительного, винительного падежей имен существительных с. 84–85 | ||
45 | Упражнение в распознавании Д.п и Т.п падежей имен существительных с. 85–86. | ||
46 | Упражнение в распознавании предложного падежа имен существительных с. 87 | ||
47 | Как у неизменяемых имен существительных определить падеж с 88 | ||
48 | Три склонения имен существительных (9 ч) Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных с. 89–90. Род.яз- склонение сущ в русск яз | ||
49 | Упражнение в распознавании имен существительных первого склонения с. 91. | ||
50 | Упражнение в распознавании имен существительных первого склонения с 92 | ||
51 | Второе склонение имен существительных с. 93–94. | ||
52 | Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения с. 95–96. | ||
53 | Третье склонение имен существительных с. 96–98. Род.яз-культура письменной речи | ||
54 | Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения с. 98–99. | ||
55 | Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений с. 99–100. | ||
56 | Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений с. 99–101 | ||
57 | Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. с. 102–104. | ||
58 | Именительный и винительный падежи с. 105–107. Род.яз- падежи русск яз | ||
59 | Правописание окончаний имен существительных | ||
60 | Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже с. 109–110. | ||
61 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | ||
62 | И.п,Р.п,В.п одушевленных имен существительных с. 112–113. | ||
63 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже с. 113–114. Род.яз-правописание падежных окончаний сущ | ||
64 | Упражнения в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах с. 115–116. | ||
65 | Упражнение в распознавании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах с. 116–117. | ||
66 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже с. 117–118 | ||
67 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже с. 119–120. | ||
68 | Правописание окончаний имен существительных Род.яз-правописание падежн окончаний в р.яз | ||
69 | Правописание окончаний имен существительных | ||
70 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. 124–126. | ||
71 | Упражнение в правописании безударных падеж ных окончаний имен существительных с. 126–127. | ||
72 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных в Р.Д.П. падежах с.128–129 | ||
73 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных в Р.Д.П. падежах с.128–130 Род.яз –орфограммы русск яз | ||
74 | диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний сущ | ||
75 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» | ||
76 | Сочинение по репродукции картины «Кружевницы» В.А. Тропинина Род.яз-меткое слово русской речи | ||
77 | Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе (9 ч) Множественное число имен существительных с 131-132 | ||
78 | Именительный падеж имен существительных множественного числа с. 133–134.
| ||
79 | Родительный падеж имен существительных множественного числа с. 135–136. | ||
80 | Винительный падеж им существительных мн числа | ||
81 | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа с. 139–140. | ||
82 | Закрепление по теме падежи им существительных 141-142 Род.яз-история в слове-наименование предметов | ||
83 | Закрепление 141-142 | ||
84 | Проверочная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний» с. 142–143. | ||
85 | Защита проектов «Говорите правильно!» с. 144. 2 полугодие | ||
86 | Повторение сведений об имени прилагательном как части речи (4 ч) Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные с 4-5 | ||
87 | Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные? . 6–7. Род.яз- слова украшения р.яз | ||
88 | Род и число имен прилагательных с. 7–8. | ||
89 | Выборочное списывание текста на тему «Любимая игрушка» с. 9. | ||
90 | закрепление | ||
91 | Склонение имен прилагательных (2 ч) Склонение и правописание прил в ед числе с. 10–12. | ||
92 | Закрепление с 13 Род.яз- орфографические нормы р.яз | ||
93 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (25 ч) Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе с. 14–15. | ||
94 | Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с. 16–18 | ||
95 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже с. 19–20. | ||
96 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже с. 20–21. | ||
97 | Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах Род.яз-склонение прилагательных | ||
98 | Упраж в распознавании имен прилаг мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах с. 23–24. | ||
99 | Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном | ||
100 | Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода с. 26–27 | ||
101 | Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина , Род.яз-живое русское слово | ||
102 | Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе с. 29. | ||
103 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах с 30-31 | ||
104 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном | ||
105 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода с. 33–34. | ||
106 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода с. 35–36 Род.яз-этимология русских слов | ||
107 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода с. 37 | ||
108 | Склонение имен прилагательных во множественном числе с. 38–39. | ||
109 | Контрольное списывание с. 40. | ||
110 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах с 41-42 | ||
111 | Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном Род.яз- словосочетания | ||
112 | Правописание окончаний имен прилагательных | ||
113 | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составлено- | ||
114 | диктант по теме «Падежные окончания имен прилагательных и имен существительных в единственном и во множественном числе | ||
115 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных с. 47–48 | ||
116 | Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных» Род.яз-переносное значение слов р.яз | ||
117 | Закрепление. | ||
118 | Местоимение (8 ч) Роль местоимений в речи с. 52–53 | ||
119 | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица с. 54–55. | ||
120 | Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами с. 56–58. | ||
121 | Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами Родяз- правописание предлогов | ||
122 | Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями с. 60–62. | ||
123 | Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов | ||
124 | Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов | ||
125 | Проверочная работа по теме «Изменение личных местоимений по падежам» с. 66. | ||
126 | Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (3 ч) Роль глаголов в языке с. 68–69. Род.яз- части речи р.яз | ||
127 | Роль глаголов в языке с. 69–70. | ||
128 | Изменение глаголов по временам с. 71. | ||
129 | Неопределенная форма глагола (4 ч) Неопределенная форма глагола с. 72–73. | ||
130 | Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами . 74–75. | ||
131 | Образование временных форм от глагола Род.яз- формы глаголов р.яз | ||
132 | закрепление | ||
133 | Спряжение глаголов (5 ч) Спряжение глаголов (общее понятие) с. 80–81 | ||
134 | Распознавание лица и числа глаголов с. 82–84 | ||
135 | Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа с 85. | ||
136 | Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами с. 86 Род.яз- спряжение глаголов 2 лица | ||
137 | Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами с. 87 | ||
138 | I и II спряжения глаголов (3 ч) I и II спряжения глаголов с. 88–89. | ||
139 | Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения с. 90–91. | ||
140 | Наши проекты. «Пословицы и поговорки» с. 92. Род.яз-средства выразительной речи | ||
141 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (7 ч) Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени с. 93–94. | ||
142 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов . 94–95 | ||
143 | Правописание безударных личных окончаний глаголов с. 96–97. | ||
144 | Правописание безударных личных окончаний глаголов с. 98–99. | ||
145 | Правописание безударных личных окончаний глаголов с. 100. | ||
146 | диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» Род.яз-виды речевой деятельности | ||
147 | Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов с. 101. | ||
148 | Правописание возвратных глаголов (3 ч) Возвратные глаголы (общее представление с 102-103 | ||
149 | Упражнение в правописании безударных окончаний, -тся и -ться в возвратных глаголах , с. 104–105 | ||
150 | Закрепление 106-108 | ||
151 | Правописание глаголов в прошедшем времени (4 ч) Правописание глаголов в прошедшем времени с. 109–110. Род.яз-суффиксы глаголов | ||
152 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени с. 111–112 | ||
153 | Правописание безударного суффикса | ||
154 | Составление текста на спортивную тему 114 | ||
155 | Обобщение по теме «Глагол» (5 ч) Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи с. 115–116. | ||
156 | Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола с. 117 Род.яз-морфол разбор глагола | ||
157 | Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола с. 118 | ||
158 | Изложение у 253 | ||
159 | Проверочная работа по теме «Глагол» с. 120. | ||
160 | Повторение (14 ч) Проверочный диктант за год | ||
161 | Работа над ошибками. Язык и речь с. 121–122. Род.яз-язык и речь | ||
162 | Текст. Типы текстов с. 122–123. | ||
163 | Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения с. 124–125. | ||
164 | Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения с. 126–127. | ||
165 | Слово и его лексическое значение. Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь» с. 128–129. | ||
166 | Значимые части слова. Словообразование с. 130–132. Род.яз-способы образования слов в русском яз | ||
167 | Правописание гласных и согласных в корне слов | ||
168 | Части речи. Морфологические признаки частей речи 135-137 | ||
169 | Части речи. Морфологические признаки частей речи с. 137–139. | ||
170 | Части речи. Морфологические признаки частей речи с. 141–142. | ||
|
Используемый учебно-методический комплект
Учебники
- Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1, 2.
- Русский язык
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык Учебник 1 класс.
Прописи(Обучение грамоте)
- Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Пропись №1, № 2,№3 , № 4
Рабочие тетради(Русский язык)
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь 1 класс.
Обучение грамоте
- Горецкий В. Г. и др. Обучение грамоте.
Русский язык
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс.
Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы.
Канакина В. П. Работа с трудными словами 1 – 4 классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 4 класса
Рабочая программа по русскому языку...
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс (8 вид, коррекционный)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...