Программа Образовательная область «Язык и речевая практика» Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» 5-12 класс (2 вариант)
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-12_klassysotsialnyy_mir_2.docx | 54.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа № 60»
Утверждаю
Директор
МКОУ С(К) Ш №60
Н.И. Шаяхметова
___________________
Приказ № __________
«___»_________»201_г.
Программа
Образовательная область «Язык и речевая практика»
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация»
5-12 класс (2вариант)
на 2017-2018 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предмета составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых нормативной базой:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ф3;
- Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г.;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
- СанПиН 2.4.2.3286-15;
- Устав школы;
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека.
Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Цель формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных). Учебный предмет включает 2 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.
Задачи:
В разделе «Коммуникация»:
- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта;
- знакомство с альтернативными средствами коммуникации.
В разделе «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»:
- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия;
- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В разделе «Чтение и письмо»:
- узнавание и различение образов графем (букв).
- копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- формирование навыков чтения и письма.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.
Реализация содержания учебного предмета в дополнительном классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми. Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа) как правило, понимают, обращенную к ним речь взрослого, в конкретной ситуации взаимодействия. Ответные коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест, рука-в-руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными в виде отдельных звуков, слов и элементарной фразы. Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа), реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет « Речь и альтернативная коммуникация входит в предметную область язык и речевая практика. Данная программа рассчитана на 5 - 12 класс. 5 класс 68 – 2 раза в неделю; 6 класс 68 часов – 2 раза в неделю;7 класс 68 часов – 2раза в неделю; 8 класс 68 часов - 2 раза в неделю; 9 класс – 68 часов 2 раза в неделю, 10 класс – 68 часов 2 раза в неделю, 11 класс – 68 часов 2 раза в неделю, 12 класс – 68 часов 2 раза в неделю. Всего 544 часа.
Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета обучающимися с тяжелой умственной отсталостью и некоторыми детьми с множественными нарушениями в развитии.
(1 группа)
Личностные: понимание обращенной к ним речи взрослого, в конкретной ситуации взаимодействия.
Предметные: использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия, умение выполнять пальчиковую гимнастику и умение выполнить несложные задания.
(2 группа)
Личностные: эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия, зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации, интерес к взаимодействию со знакомым взрослым.
Предметные: использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия, проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.
Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета обучающимися с глубокой умственной отсталостью и большинством детей с множественными нарушениями в развитии.
(3 группа)
Личностные:
эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия, двигательные и мимические проявления, выраженный комплекс «оживления» в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого. Предметные: проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми.
Содержание предмета
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства (например, «Language Master»). Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство (например: «Big Mac», «Talk Block», «Go Talk One»). Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора (например, “Step by step”). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора (например: «GoTalk», «MinTalker», «SmallTalker», «XL-Talker», «PowerTalker»). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
Коммуникация | |||
1 | Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств | Учатся выполнять аудиальные и визуальные упражнения с предметами посуды, личной гигиены, бытовой техники, рассматривать с учителем картинки с доступным содержанием. Учатся оперировать пиктограммами « Предметы домашнего быта», выполнять ситуационные упражнения типа « Покажи то, что я назову», « Найди одинаковые картинки. Также учатся слушать аудиоматериалы и узнавать звуки природы, улицы, пение птиц и т.д. | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | |||
2 | Импрессивная и экспрессивная речь | Учатся общению и взаимодействию, вступать в контакт, используя вербальные и невербальные средства. | |
Чтение и письмо | |||
3 | Глобальное чтение | Учатся узнавать О,У. Учатся различать гласные (а, у, и, о, ы, э) с опорой на картинки-символы. Учатся изображать положение губ при беззвучной артикуляции звуков. Учатся читать слова по карточкам прикрепленные к соответствующим картинкам. Учатся читать слова подписанные под пиктограммами и накладывать буквы а, о, у к этим же буквам в словах. Учатся узнавать (и, э, ы) и читать по артикуляции гласные. |
Тематическое планирование 6 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
Коммуникация | |||
1 | Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств | Учатся выполнять аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок, изображающих продукты питания, животных, рыб, природу, профессии людей. Учатся играть в игру « Слушай и показывай картинки». Учатся слушать стихотворения и показывать картинку изображающую действие, выполнять ситуативные упражнения типа « Покажи то, что я назову», « Найди одинаковые картинки с использованием пиктограмм».Учатся читать информацию на пиктографическом стенде, учатся различать звуки природы, птиц, животных, улицы, музыкальных инструментов. | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | |||
2 | Импрессивная и экспрессивная речь | Учатся проявлять интерес к общению и взаимодействию. Учатся вступать в контакт поддерживать и завершать его, используя вербальные и невербальные средства. Учатся соблюдать общепринятые правила коммуникации, использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения, использовать предметы, жесты, взгляды. | |
Чтение и письмо | |||
3 | Глобальное чтение | Учатся узнавать М, Н, читать слова под пиктограммами и накладывать буквы А,О, У, И, Э, Ы, М, Н к таким же буквам в словах. Учатся узнавать буквы Б,П и показывать буквы на слух, выбирать карточки с буквами среди картинок и цифр. Учатся находить и показывать по заданию карточки на которых напечатаны слова МАМА, ПАПА, БАБА. Учатся означать гласные звуки [а]- кружок, [о]-овал, [у]-маленький кружок, [ы]-горизонтально вытянутый широкий овал, [и]-горизонтально вытянутый узкий овал, [э]-вертикально вытянутый овал. Учатся узнавать знакомые буквы в изученных словах. Учатся читать с помощью учителя информацию на пиктографических стендах (о еде, режиме дня, отдыхе). |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
Коммуникация | |||
1 | Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств | Обучающиеся учат пиктограммы (собирать, срывать, поливать). Учатся выполнять упражнения с пиктограммами « Покажи, что я назову», « Назови одинаковые картинки», « Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку». Учатся по цвету определять время года и часть суток, слушать и узнавать звучание музыкальных инструментов. Учатся в доступной форме договаривать при прослушивании стихов. Учатся называть и показывать героев, прочитанных учителем произведений. | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | |||
2 | Импрессивная и экспрессивная речь | Учатся проявлять интерес к общению и взаимодействию. Учатся вступать в контакт поддерживать и завершать его, используя вербальные и невербальные средства. Учатся соблюдать общепринятые предметы, жесты, взгляды правила коммуникации, использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения, использовать. | |
Чтение и письмо | |||
3 | Глобальное чтение | Учатся обозначать артикуляцией гласные звуки соответствующими значками, называть и показывать Г, Д вырезанные по контуру, учатся читать слова подписанные под пиктограммами и накладывать буквы А, О, У, И, Э,Ы, П, Б, М, Т, Д, Н, К к этим же буквам в словах. Учатся узнавать лекарства, предметы труда врача. Учатся показывать и называть информационные и предупреждающие знаки. Учатся соединять буквы в слог-слияние (ма, му, мо, ми), в обратный слог и выделять слоги из знакомых букв. |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
Коммуникация | |||
1 | Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств | Учатся выполнять упражнения « Найди нужные и соединены стрелками», « Покажи то, о чем говориться в предложении», « Найди и покажи лишнее». Учатся узнавать продукты питания по их изображению на иллюстрациях и по упаковке, по описанию учителя. Учатся рассматривать вместе с учителем сюжетно-бытовые картинки и картинки с доступным содержанием о питании в столовой, кафе. Учатся рассматривать журналы и вступать в речевой и неречевой контакт с учителем и учениками в процессе просматривания журналов. Учатся по словесной просьбе показывать информационные, предупреждающие и запрещающие знаки. Учатся слушать и узнавать звуки природы, улицы и т.д. | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | |||
2 | Импрессивная и экспрессивная речь | Учатся прослушивать информацию (объявление) и совершать действия в соответствии с ней. Учатся слушать стихи и участвовать в элементарном обсуждении. Учатся в доступной форме договаривать (сопряжено), а затем самостоятельно рассказывать, используя все средства общения. Учатся называть героев, прочитанных учителем произведений. Учатся участвовать в театрализованных играх по прочитанному учителем тексту. | |
Чтение и письмо | |||
3 | Глобальное чтение | Учатся соотносить карточки на которых напечатаны знакомые слова с предметами, картинками, пиктограммами. Учатся соединять буквы в слог-слияние ( па, пу, пы, по, пи,/ та, ту, ты, во, ей) , затем в обратный слог. Учатся выделять слоги из знакомых слов ( папа, панама и т.д.). Учатся читать по пиктограммам предлоги и соотносить их с карточками - словами: на, в, под, из. Учатся оперировать знакомыми пиктограммами « Найди нужные изображения и стрелками», « Покажи чем можно рисовать», « Найди и покажи лишнее изображение». |
Тематическое планирование 9 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
Коммуникация | |||
1 | Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств | Учатся читать (с помощью учителя) информацию на пиктографических стендах, слушать чтение литературных произведений, рассматривать иллюстрации и картины. Учатся выполнять этюды, отражающие состояние цветов в разные части суток, рассматривать рисунки, называя (показывая) цвет и размер цветка. | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | |||
2 | Импрессивная и экспрессивная речь | Учатся соблюдать общепринятые предметы, жесты, взгляды правила коммуникации, использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения, использовать. Учатся использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей. Учатся пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общаться с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). | |
Чтение и письмо | |||
3 | Глобальное чтение | Учатся читать совместно с учителем изображения на календаре погоды и природы. Учатся изображать действия по прочитанному учителем тексту в театрализованных играх, в рисовании. Учатся читать обозначения артикуляции гласных звуков соответствующими значками, читать согласные звуки, произнесенные шепотом. Учатся произносить звуки с различной силой голоса и интонацией. Учатся выбирать карточки с буквами, словами, среди картинок и цифр, читать слова по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам. Учатся читать слова, подписанные под пиктограммами и накладывать (подкладывать) знакомые буквы к этим же буквам в словах. Учатся различать контрастные гласные и близкие по артикуляции согласные звуки в открытых и закрытых слогах. Учатся записывать с помощью учителя свое имя (фамилию), адрес. |
Тематическое планирование 10 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
Коммуникация | |||
1 | Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств | Учатся читать (с помощью учителя) информацию на пиктографических стендах, слушать чтение литературных произведений, рассматривать иллюстрации и картины. Учатся выполнять этюды, отражающие состояние цветов в разные части суток, рассматривать рисунки, называя (показывая) цвет и размер цветка. | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | |||
2 | Импрессивная и экспрессивная речь | Учатся соблюдать общепринятые предметы, жесты, взгляды правила коммуникации, использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения, использовать. Учатся использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей. Учатся пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общаться с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). | |
Чтение и письмо | |||
3 | Глобальное чтение | Учатся выделять слоги из знакомых слов, подкладывать карточку-слог под соответствующий слог в слове. Учатся читать по карточками -слова местоимения я, мы, он и соотносить их с указательным жестом; предлоги в, на, под, у и соотносит их с пиктограммами и указательным жестом. Учатся читать предложения по комбинации из карточек со знакомыми словами и картинок по схеме: картинка и слово. Учатся составлять слова из букв разрезной азбуки и читать предложения из двух-трех слов, составленных из букв разрезной азбуки. Учатся читать небольшие тексты (из двух-трех коротких предложений — слова из трех-четырех букв), учатся писать собственное имя (фамилию). |
Тематическое планирование 11 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
Коммуникация | |||
1 | Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств | Учатся читать (с помощью учителя) информацию на пиктографических стендах, слушать чтение литературных произведений, рассматривать иллюстрации и картины. Учатся выполнять этюды, отражающие состояние цветов в разные части суток, рассматривать рисунки, называя (показывая) цвет и размер цветка. | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | |||
2 | Импрессивная и экспрессивная речь | Учатся соблюдать общепринятые предметы, жесты, взгляды правила коммуникации, использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения, использовать. Учатся использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей. Учатся пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общаться с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). | |
Чтение и письмо | |||
3 | Глобальное чтение | Учатся читать совместно с учителем изображения на календаре погоды и природы. Учатся изображать действия по прочитанному учителем тексту в театрализованных играх, в рисовании. Учатся читать обозначения артикуляции гласных звуков соответствующими значками, читать согласные звуки, произнесенные шепотом. Учатся произносить звуки с различной силой голоса и интонацией. Учатся выбирать карточки с буквами, словами, среди картинок и цифр, читать слова по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам. Учатся читать слова, подписанные под пиктограммами и накладывать (подкладывать) знакомые буквы к этим же буквам в словах. Учатся различать контрастные гласные и близкие по артикуляции согласные звуки в открытых и закрытых слогах. Учатся записывать с помощью учителя свое имя (фамилию), адрес. |
Тематическое планирование 12 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
Коммуникация | |||
1 | Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств | Учатся читать (с помощью учителя) информацию на пиктографических стендах, слушать чтение литературных произведений, рассматривать иллюстрации и картины. Учатся выполнять этюды, отражающие состояние цветов в разные части суток, рассматривать рисунки, называя (показывая) цвет и размер цветка. | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | |||
2 | Импрессивная и экспрессивная речь | Учатся соблюдать общепринятые предметы, жесты, взгляды правила коммуникации, использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения, использовать. Учатся использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей. Учатся пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общаться с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). | |
Чтение и письмо | |||
3 | Глобальное чтение | Учатся выделять слоги из знакомых слов, подкладывать карточку-слог под соответствующий слог в слове. Учатся читать по карточками -слова местоимения я, мы, он и соотносить их с указательным жестом; предлоги в, на, под, у и соотносит их с пиктограммами и указательным жестом. Учатся читать предложения по комбинации из карточек со знакомыми словами и картинок по схеме: картинка и слово. Учатся составлять слова из букв разрезной азбуки и читать предложения из двух-трех слов, составленных из букв разрезной азбуки. Учатся читать небольшие тексты (из двух-трех коротких предложений — слова из трех-четырех букв), учатся писать собственное имя (фамилию). Учатся читать совместно с учителем изображения на календаре погоды и природы. Учатся изображать действия по прочитанному учителем тексту в театрализованных играх, в рисовании. Учатся читать обозначения артикуляции гласных звуков соответствующими значками, читать согласные звуки, произнесенные шепотом. Учатся произносить звуки с различной силой голоса и интонацией. Учатся выбирать карточки с буквами, словами, среди картинок и цифр, читать слова по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам. Учатся читать слова, подписанные под пиктограммами и накладывать (подкладывать) знакомые буквы к этим же буквам в словах. Учатся различать контрастные гласные и близкие по артикуляции согласные звуки в открытых и закрытых слогах. Учатся записывать с помощью учителя свое имя (фамилию), адрес. |
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА КУРСА
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАБИНЕТА
- Площадь кабинета – 47,7 м2
- Три окна
- Один вход с коридора
- Потолок амстронг
- Пол деревянный+ленолиум
- Стены окрашены
- Люминесцентное освещение – 9 светильников.
- Температурный режим воздуха в кабинете в зимний период – 20С
- В кабинете имеется рабочих мест-12
- Рабочее место учителя -1
- Рабочие столы и шкафы имеют цвет светло коричневый
МЕБЕЛЬ
№ | Название | Количество ( шт.) | № инвентар |
1. | Стол ученический | 6 | |
2. | Стул ученический | 12 | |
3. | Шкаф для наглядных пособий | 3 | |
4. | Шкаф-пенал | 1 | |
5. | Доска классная | 1 | |
6. | Стол учителя | 1 | |
7. | Тумба для стола | 1 | |
8. | Стул учителя | 1 |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
( ПЛАКАТЫ)
1. Состав числа
2. Овощи
3. Насекомые
4. Растения
5. Ягоды и фрукты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- «Развиваем графические навыки малыша» часть 1, ОАО «Дом печати – ВЯТКА».
- «Рисуем по клеточкам» часть 1, ОАО «Дом печати – ВЯТКА».
- «От А до Я» И.В. Гуркова, «Дрофа», М. 2003г.
- «Слово и слог» И.В. Гуркова, «Дрофа», М. 2003г.
- «В мире звуков» И.В. Гуркова, «Дрофа», М. 2003г.
- «Большой – маленький, высокий – низкий» С. Гаврина, Н. Кутявина, И. Топоркова, С. Щербина, ООО «Издательство АСТ», М. 2005г.
- «Дети с отклонениями в развитии» под редакцией проф. М,С, Певзнер, М. 1966г.
- «Коррекция акустической дисграфии» Е.В.Мазанова, М. 2005г.
- «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4 – 7 лет» Е.А. Алябьева, М. 2012г.
- «Организация обучения и воспитания учащихся с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного учреждения» А.Ю. Горбунова, Т.А. Колесанова, О.А. Кравец, М.П. Никитина, Новосибирск 2011
- « Особые дети» О. Мелешкевич, Ю. Эрнц, Самара 2014.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
- Дидактический материал « Подбери по форме и цвету»
- Дидактический материал « Пазлы»
- Дидактический материал « Найди половинку»
- Лото "Овощи"
- Дидактический материал « Домашние животные»
- Дидактический материал « Дикие животные»
- Игра « На развитие логики»
- Настольно-развивающая игра-лото "Подбери и назови"
- Игра "Шнуровка"
- Кукла
- Карточки « Одежда и обувь»
- Игра « Цифры пазлы»
- Карточки « Птицы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуча...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для освоения начального общего образования (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»для освоения начального общего образования(дополнительный первый класс ― 1I) ...
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» 4 класса 8.2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» 4 класса для обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к адаптированной основной общео...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Язык и речевая практика» по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Язык и речевая практика» по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»...
Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использовани...
Технологическая карта урока " Звук У. Буква У" по учебному предмету "Речь и Альтернативная коммуникация" с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 1 классе
Данный конспект урока будет полезен длля учителей начальных классов коррекционных школ, педагогов-дефектологов.Обучающиеся в игровой форме познакомятся с графическим образом буквы У, через практическу...