Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц» по УМК Занкова
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Цель: освоение правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 3 классе | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»
Система Л.В.Занкова
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Цель: освоение правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]
Задачи:
• познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];
• освоить алгоритм правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];
• развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания
• воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Планируемые результаты
Метапредметные:
Личностные УУД:
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- Уметь использовать в речи речевые единицы,
- Уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;
- Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
Ход урока
- Организационный момент
- Прозвенел звонок. Начинается урок русского языка. К нам на урок пришли гости. Обернитесь и поприветствуйте их.
- Садитесь. Проверьте своё рабочее место.
- Минутка чистописания
- Откройте тетради. Сядьте правильно, вспомните правила посадки при письме. Сегодня семнадцатое марта. Запишите число, классная работа.
- У каждого из вас в тетради лежит карточка, положите её перед собой.
- Сейчас вы сможете проверить, кто в нашем классе самый внимательный и сможет отгадать какие буквы мы будем прописывать на минутке чистописания. (слайд 2)
- Внимательно посмотрите на фигуры и буквы. Запомните их. Теперь в своей карточке впишите в нужные фигуры соответствующие буквы.
Самопроверка на слайде (слайд 4)
- Проверьте: какие буквы вы вписали.
- Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибки. Молодцы!
- Ребята, скажите, какая буква здесь лишняя? (Ц) Почему? По какому признаку разделили?
- Какой звук обозначает буква Ц? (обозначают звук «Ц», всегда твёрдый, глухой)
- На какие группы можно разбить оставшиеся буквы? (твёрдые и мягкие) (слайд 5)
- Назовите твёрдые (ж-ш), мягкие (ч-щ)
- Запишите их, чередуя по вариантам
ж ш ч щ
Вывод: какие буквы мы записали? Что их объединяет? (они обозначают шипящие звуки)
- Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»
- Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны русского языка.
- Перед вами два фразеологических оборота:
болеть душ_й болеть сердц_м
- Как вы понимаете их значение?
- Правильно, эти два фразеологизма синонимичны и имеют одинаковое значение: волноваться, сильно переживать, беспокоиться.
- В какой части речи пропущена орфограмма?
- В какой части слова?
- За какими согласными следует неизвестная орфограмма? (за ш - ц)
- А какая это может быть гласная? (о или е)
- Попробуем сформулировать тему нашего урока. (ПРАВОПИСАНИЕ гласных букв о – е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц) (слайд 6)
- Откройте учебник на стр. 64, проверьте правильно ли мы сформулировали тему урока. Прочитай Аня.
- Ребята, а с какой целью мы открываем тайны русского языка? (чтобы грамотно писать, не допускать ошибок в диктантах на правописание этих орфограмм)
- Чтобы грамотно писать, мы должны на письме видеть эту орфограмму. Так какую проблему, глядя на эти слова, мы ставим перед собой? (когда в окончаниях существительных будем писать Е, а когда О)
- Чтобы решить эту проблему и не ошибиться, мы дополним нашу опорную схему – кластер. А для этого выполним следующее задание. (слайд 7)
- Разделите данные слова на две группы в зависимости от местоположения ударения.
с лапшой, под сердцем, над рощей, за ключом, перед дворцом, над задачей
с лапшой за ключом перед дворцом | над задачей под сердцем над рощей |
(слайд 8)
- Выделите окончания. (слайд 9)
- В каком падеже стоят существительные?
- Какой вывод можем сделать? (В окончании имён существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения Е)
- Дополним наш кластер.
- Ребята, а насколько хорошо работает наш кластер проверим с помощью слова птица.
- Поставьте это слова в Т.п.
- Как же пишется это слово: птицей или птицой?
- Что нужно сделать?
1 шаг: поставить ударение Диана
2 шаг: выделить окончание
3 шаг: сделать вывод
- Куда падает ударение? (на гласную в корне, значит гласная в окончании безударная, пишем букву е)
- Вместе доволен птицей
- А теперь составьте предложение с этим словом, используя его в Т.п. (Артём)
- Мы решили проблему, достигли своей цели? (Да, узнали, когда в окончаниях сущ. после шипящих пишется О, а когда Е)
- Когда же пишется О, когда Е?
IV. Физминутка
- Мы хорошо поработали, настало время для отдыха.
- Встали, потянулись, проведём гимнастику для глаз.
V. Первичное закрепление
- Ребята, мы решили поставленную в начале урока проблему, а теперь наша задача закрепить новый материал на практике, чтобы вы с лёгкостью могли выделять и находить опасные места на это правило.
- Откройте учебники на стр. 67, упр. 138.
- Глазками прочитайте задание.
(прибежал с (чем?) плачем) 1 шаг ставим ударение, 2 шаг – выделяем окончание
(ударение падает на первый слог, на букву а, безуд. гл. в окончании, значит пишем букву Е)
Достал ковшом
Ковш – широкий сосуд округлой формы с ручкой для зачерпывания жидкостей.
- Ударение падает на гласную в окончании, значит пишем букву О. Правильно будет ковшом.
(играл с малышом, окончание ударное, значит пишем букву О. Дружил с Алёшей – ё всегда ударный, окончание безударное, значит пишем букву Е)
- Остальные словосочетания запишите самостоятельно.
- Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. (слайд 10) Оцените работу на полях.
- Поднимите руки, у кого работа на 5?
- У кого на 2?
- Молодцы! Я очень рада, что вы справились с заданием.
VI. Закрепление. Работа в группе.
- Ребята, с какой темой познакомились на уроке?
- А как хорошо усвоили эту тему, мы сможем понять, выполнив работу в группе.
- Разделитесь на четыре группы.
- Каждой группе я предлагаю выполнить следующее задание: вставить пропущенные буквы в четверостишии. Но перед этим вспомним правила работы в группе.
- Уважай своего товарища.
- Умей выслушать каждого.
- Не согласен – предлагай!
- Выбираем командира группы, который будет защищать работу команды. Время пошло! (сигнальная карта)
Над крыш...й птиц..й вьётся,
В оконце бьёт луч..м,
В нём отражаясь солнц...м,
Как золотым меч..м.
- Время истекло, положите ручки. Каждая группа вставляет пропущенные буквы в словах одной строчки, а остальные группы проверяют у себя на листочках. Прошу командира I группы с объяснением. II, III
VII. Рефлексия
- У светофора есть три цвета: зелёный, жёлтый и красный. Если ваша группа справилась с заданием правильно и не допустила ошибок, покажите мне сигнальную карточку зелёного цвета. Если допустили одну – две ошибки, то жёлтого цвета. Ну а если вы ничего не выполнили, то красного цвета.
- Поднимите руки у кого зелёные и жёлтые кружочки.
- Молодцы!
- Я очень рада, что вы усвоили новую тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»
VIII. Итог.
- И в конце урока я хотела бы до конца прочитать стихотворение…
Над крышей птицей вьётся,
В оконце бьёт лучом,
В нём отражаясь солнцем,
Как золотым мечом.
С метелицею споря - ненужным багажом
Её оставит в поле - за дальним рубежом
Пожарищем - зарницей так управлять он рад,
В зелёной колеснице к нам катит месяц март.
- Действительно, ребята, весна идёт и в наш светлый город Сургут, хоть и маленькими шажочками. Я желаю вам и нашим гостям только весеннего настроения!
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык ( 3 класс) :"Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц». .
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова....
урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»
открытый урок на окружном семинаре...
Правописание гласных О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц. 3 класс.
Программа «Начальная школа 21 века» под редакций Н.Ф.Виноградовой...
Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц» Система Л.В.Занкова
Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц» Система Л.В.Занкова...
Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и «Ц» 3 класс
Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и «Ц» 3 класс...
«Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»
Знакомство учащихся с новым способом действия: правописание "о" - "е" в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук[ц]...
Тема: Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.
Урок русского языка 3 класс.УМК школа 21 века. Тема: Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц....