Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ималова Кадрия Мавлидиновна

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц» по УМК Занкова

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Цель: освоение правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 3 классе24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»

Система Л.В.Занкова

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Цель: освоение правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]

Задачи:

•        познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];

•        освоить алгоритм правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];

•        развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания

•        воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы. 

Планируемые результаты

Метапредметные:

Личностные УУД: 

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

- Уметь использовать в речи речевые единицы,

- Уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;

- Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.


Ход урока

  1. Организационный момент

- Прозвенел звонок. Начинается урок русского языка. К нам на урок пришли гости. Обернитесь и поприветствуйте их.

- Садитесь. Проверьте своё рабочее место.

  1. Минутка чистописания

- Откройте тетради. Сядьте правильно, вспомните правила посадки при письме. Сегодня семнадцатое марта. Запишите число, классная работа.

- У каждого из вас в тетради лежит карточка, положите её перед собой.

- Сейчас вы сможете проверить, кто в нашем классе самый внимательный и сможет отгадать какие буквы мы будем прописывать на минутке чистописания. (слайд 2)

- Внимательно посмотрите на фигуры и буквы. Запомните их. Теперь в своей карточке впишите в нужные фигуры соответствующие буквы.

Самопроверка на слайде (слайд 4)

- Проверьте: какие буквы вы вписали.

- Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибки. Молодцы!

- Ребята, скажите, какая буква здесь лишняя? (Ц) Почему? По какому признаку разделили?

- Какой звук обозначает буква Ц? (обозначают звук «Ц», всегда твёрдый, глухой)

- На какие группы можно разбить оставшиеся буквы? (твёрдые и мягкие) (слайд 5)

- Назовите твёрдые (ж-ш), мягкие (ч-щ)

- Запишите их, чередуя по вариантам

ж ш                                        ч щ

Вывод: какие буквы мы записали? Что их объединяет? (они обозначают шипящие звуки)

  1. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»

- Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны русского языка.

- Перед вами два фразеологических оборота:

болеть душ_й                болеть сердц_м

- Как вы понимаете их значение?

- Правильно, эти два фразеологизма синонимичны и имеют одинаковое значение: волноваться, сильно переживать, беспокоиться.

- В какой части речи пропущена орфограмма?

- В какой части слова?

- За какими согласными следует неизвестная орфограмма? (за ш - ц)

- А какая это может быть гласная? (о или е)

- Попробуем сформулировать тему нашего урока. (ПРАВОПИСАНИЕ гласных букв о – е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц) (слайд 6)

- Откройте учебник на стр. 64, проверьте правильно ли мы сформулировали тему урока. Прочитай Аня.

- Ребята, а с какой целью мы открываем тайны русского языка? (чтобы грамотно писать, не допускать ошибок в диктантах на правописание этих орфограмм)

- Чтобы грамотно писать, мы должны на письме видеть эту орфограмму.  Так какую проблему, глядя на эти слова, мы ставим перед собой? (когда в окончаниях существительных будем писать Е, а когда О)  

- Чтобы решить эту проблему и не ошибиться, мы дополним нашу опорную схему – кластер. А для этого выполним следующее задание. (слайд 7)

- Разделите данные слова на две группы в зависимости от местоположения ударения.

с лапшой, под сердцем, над рощей, за ключом, перед дворцом, над задачей

с лапшой

за ключом

перед дворцом

над задачей

под сердцем

над рощей

(слайд 8)

- Выделите окончания. (слайд 9)

- В каком падеже стоят существительные?

- Какой вывод можем сделать? (В окончании имён существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения Е)

- Дополним наш кластер.

- Ребята, а насколько хорошо работает наш кластер проверим с помощью слова птица.

- Поставьте это слова в Т.п.

- Как же пишется это слово: птицей или птицой?

- Что нужно сделать?

1 шаг: поставить ударение                 Диана

2 шаг: выделить окончание

3 шаг: сделать вывод

- Куда падает ударение? (на гласную в корне, значит гласная в окончании безударная, пишем букву е)

- Вместе доволен птицей

- А теперь составьте предложение с этим словом, используя его в Т.п. (Артём)

- Мы решили проблему, достигли своей цели? (Да, узнали, когда в окончаниях сущ. после шипящих пишется О, а когда Е)

- Когда же пишется О, когда Е?

IV. Физминутка

- Мы хорошо поработали, настало время для отдыха.

- Встали, потянулись, проведём гимнастику для глаз.

V. Первичное закрепление

- Ребята, мы решили поставленную в начале урока проблему, а теперь наша задача закрепить новый материал на практике, чтобы вы с лёгкостью могли выделять и находить опасные места на это правило.

- Откройте учебники на стр. 67, упр. 138.

- Глазками прочитайте задание.

(прибежал с (чем?) плачем) 1 шаг ставим ударение, 2 шаг – выделяем окончание

(ударение падает на первый слог, на букву а, безуд. гл. в окончании, значит пишем букву Е)

Достал ковшом

Ковш – широкий сосуд округлой формы с ручкой для зачерпывания жидкостей.

- Ударение падает на гласную в окончании, значит пишем букву О. Правильно будет ковшом.

(играл с малышом, окончание ударное, значит пишем букву О. Дружил с Алёшей – ё всегда ударный, окончание безударное, значит пишем букву Е)

- Остальные словосочетания запишите самостоятельно.

- Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. (слайд 10) Оцените работу на полях.

- Поднимите руки, у кого работа на 5?

- У кого на 2?

- Молодцы! Я очень рада, что вы справились с заданием.

VI. Закрепление. Работа в группе.

- Ребята, с какой темой познакомились на уроке?

- А как хорошо усвоили эту тему, мы сможем понять, выполнив работу в группе.

- Разделитесь на четыре группы.

- Каждой группе я предлагаю выполнить следующее задание: вставить пропущенные буквы в четверостишии.  Но перед этим вспомним правила работы в группе.

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей выслушать каждого.
  3. Не согласен – предлагай!

- Выбираем командира группы, который будет защищать работу команды. Время пошло! (сигнальная карта)

Над крыш...й птиц..й вьётся,
В оконце бьёт луч..м,
В нём отражаясь солнц...м,
Как золотым меч..м.

- Время истекло, положите ручки. Каждая группа вставляет пропущенные буквы в словах одной строчки, а остальные группы проверяют у себя на листочках. Прошу командира I группы с объяснением. II, III

VII. Рефлексия

- У светофора есть три цвета: зелёный, жёлтый и красный. Если ваша группа справилась с заданием правильно и не допустила ошибок, покажите мне сигнальную карточку зелёного цвета. Если допустили одну – две ошибки, то жёлтого цвета. Ну а если вы ничего не выполнили, то красного цвета.

- Поднимите руки у кого зелёные и жёлтые кружочки.

- Молодцы!

- Я очень рада, что вы усвоили новую тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»


VIII. Итог.

- И в конце урока я хотела бы до конца прочитать стихотворение…

Над крышей птицей вьётся,

В оконце бьёт лучом,

В нём отражаясь солнцем,

Как золотым мечом.

С метелицею споря - ненужным багажом
Её оставит в поле - за дальним рубежом
Пожарищем - зарницей так управлять он рад,

В зелёной колеснице к нам катит месяц март.

- Действительно, ребята, весна идёт и в наш светлый город Сургут, хоть и маленькими шажочками. Я желаю вам и нашим гостям только весеннего настроения!

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык ( 3 класс) :"Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц». .

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Правописание гласных О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц. 3 класс.

Программа «Начальная школа 21 века» под редакций Н.Ф.Виноградовой...

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц» Система Л.В.Занкова

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц» Система Л.В.Занкова...

Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и «Ц» 3 класс

Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е»  в окончаниях имён существительных  после шипящих и «Ц» 3  класс...

«Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»

Знакомство учащихся с новым способом действия: правописание  "о" - "е" в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук[ц]...

Тема: Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.

Урок русского языка 3 класс.УМК школа 21 века. Тема: Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц....