урок русского языка. Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кожемяченко Светлана Сергеевна

Тип урока изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tvorchestvo.docx286.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Урок русского языка.

Тема: Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.

4 класс «Б»

Учитель: Кожемяченко С.С.

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тема: Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.

Тип урока:изучение нового материала.

(с использованием технологий РКМЧП)
УМК «Школа России»
(Продолжительность  90 минут)
Цель:обеспечить усвоение учащимися знаний о склонении существительных в творительном падеже;

Задачи: 

образовательные:

- отрабатывать навыки правописания окончаний существительных в творительном падеже;

-обеспечить усвоение детьми технологии написания творческой работы,

(по технологии ТРКМЧП)

интеллектуальные:

- расширять знания учащихся о склонении существительных, отрабатывать навыки в определении склонения имен существительных, отрабатывать навыки правописания окончаний существительных;

коммуникативные:

- уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

развивающие:

- развивать, устную и письменную речь, словарный запас;

- развивать критическое мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы;

- развивать  воображение, внимание, память, творческие способности;

-  способствовать расширению кругозора;

воспитательные:

- воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, тягу к процессу творчества, бережное отношение к природе, любовь ко всему живому на планете, любознательность, интерес  к добыванию новых знаний.

Оборудование:картина-мозаика «Творчество», карточки с заданиями, изображение созвездий.

Форма работы: 5 групп по 5-6 человек.

План урока: стадия вызова- постановка познавательной задачи, проведение викторины,

стадия осмысления- составление дерева предсказаний  по теме по заданным направлениям в группах и на доске, составление плана сочинения, придумывание творческой коллективной работы при помощи приема «Мозговой штурм», написание творческой работы в группах.

стадия рефлексии-анализирование соотношения старой и новой, полученной информации, установление причинно-следственных связей, сочинение синквейна.

Продолжительность: 90 мин

Ход урока:

Этап урока

Вид доски

  1. Стадия вызова:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Постановка

учебной задачи.

Прием «Мозговой штурм»

3. Чистописание.

Учитель:

- Начинается урок. Проверьте, всё ли у вас готово для успешной работы?

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. С каким настроением вы начинаете этот урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста.  (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде звездочки.)
- Хочу пожелать вам старания и терпения в работе на уроке!

Учитель:

И я творю тебе молитву…

О творчестве, чтоб каждый день

Ты шла на жизнь, на торг, на битву,

И побеждала тварь и тень!

Чем мы будем заниматься на уроке?

Ученики: творчеством.

Учитель:

Какой частью речи является слово творчество?

Ученики:Имя существительное.

Учитель:Какое окончание нужно вставить? Почему?

Ученики: ом, Т.п.

Учитель:Сформулируйте тему урока

Ученики:Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.

Учитель:Едва ли есть высшее наслаждение, чем наслаждение творить…            ( Н.В. Гоголь)

В процессе творчества предметы претерпевают изменения, а существительные ….

Ученики:склоняются

Учитель: Поэтому наряду с процессом творения мы сегодня будем наблюдать за склонением имен существительных и тренироваться правильно писать падежные окончания.

Тт  Тℓ

Тв.рени.., создан.ым без разума и сер.ца,

В чужую душу (не) откроешь дверцу…

Вставьте, пропущенные орфограммы, объясните их написание.

ТВОРЧЕСТВ…      Чем?

Едва ли есть высшее наслаждение, чем наслаждение творить…            ( Н.В. Гоголь)

II. Стадия осмысления.

  1. Прием составление кластера.

2.Прием «Чтение с пометами»

Физкультминутка

Работа по учебнику.

Прием «Дерево предсказаний».

Прием Написание творческих работ.

II  Рефлексия.

Прием «Составление синквейна».

8. Домашнее задание.

Учитель:Сегодня мы приступаем к новому этапу программы «Новая цивилизация» «Сотворение»

На вступительном этапе «Планета людей», который мы проводили в этом году, вы создали свои галактические планетарные системы. Сегодня мы объединим свои силы для совместного сотворения. В любом процессе творчества присутствуют четыре известные системы….

Согласно представлениям греческих философов, мир образуют четыре стихии… Какие?

Ученики: Огонь, Земля, Воздух и Вода.

Учитель:Итак, каждая группа будет являться хранителем одной из стихии. Ваша задача оберегать стихию и помогать окружающим правильно ее воспринимать.

Так созвездие «Корабль» будет хранителем стихии воды. Чтобы доказать, что вы этого достойны определите тип склонения и окончание..

Ученики: Вода - 1скл, Т.п. ч Чем? Водой окончание - ой

Учитель:Созвездие «Большая змея» будет хранителем стихии земля

Ученики: Земля – 1 склонение. Т.п. Чем? Землей, окончание -  ей.

Учитель: созвездие «Попугай» будет хранителем стихии воздуха.

Ученики: Воздух – 2 склонение. Т.п. Чем? Воздухом, окончание – ом.

Учитель: Созвездие «Улыбка» будет хранителем стихии огня.

Ученики: огонь – 2 склонение. Т.п. Чем? Огнем. Окончание -  ем.

Учитель: Созвездие «Большая 5» будет хранителем энергии Любви.

Ученики: Любовь- 3 склонение. Т.п. Чем? Любовью. Окончание -  ю.

Ученикам по группам предлагается текст.

Учитель:Прочитайте текст сделайте пометки:

 «-» - это я знал;

«+» - это новое для меня;

«!» - этим я удивлён;

«*» - это было интересно;

Все предметы, явления, сущности нашего мира представляют собой смесь этих стихий³ в

разных пропорциях. В пламени, конечно же, больше всего стихии Огня, в море - Воды, а вот, скажем, дерево или человек³(5 группа, элемент любви)  представляют собой более сложный "коктейль". Если взять твердое вещество³ (1 группа, стихия Земли) и нагреть его (добавить Огня), оно расплавится и станет жидкость… ³ (2 группа, стихия Воды).

Нагреем еще - и вещество испарится, станет газ… ³ (3 группа, стихия Воздуха). Будем и дальше повышать энергетический уровень - вещество в конце концов станет плазм…³  (4 группа, стихия Огня).

Учитель: Какие пометки вы сделали?

Прочитайте еще раз, найдите существительные в Т.п. определите тип склонения и окончание.

Выполните разбор слова, которое имеет отношение к вашей стихии как части речи.

Сегодня ваша  задача покорить стихию и научиться сотрудничать с другими стихиями, чтобы в гармоничном с ними сочетании мы совместно друг с другом смогли бы совершить процесс СОТВОРЕНИЯ

Итак, мы, выполняя задания по частицам, сможем нарисовать полную картину происходящего творения…

Вам на карточках будут выдаваться задания, которые вы будите выполнять, и тем самым восстанавливать картину совместного творчества.

4. Словарная работа

1 карточка

- Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Поставьте слово в  творительный падеж, выделите окончание.

 Морское судно (первоначально парусное) (Корабль)

 2 карточка

- Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Поставьте слово в  творительный падеж, выделите окончание.

Незастроенное большое и ровное место (в городе, селе) от которого обычно расходятся в разные стороны улицы. (Площадь)

3 карточка

- Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Поставьте слово в  творительный падеж, выделите окончание.

 Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)

 4 карточка- Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Поставьте слово в  творительный падеж, выделите окончание.

 Многолетнее кустарниковое  растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Малина)

5 карточка

- Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Поставьте слово в  творительный падеж, выделите окончание.

Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)

Работа по карточкам в группах, анализ групповых работ.

Ученики под музыку по группам выполняют движения, которые свойственны их стихии.

Упражнение 210.

Учитель: Подготовьтесь письменно ответить на вопрос: какие люди вам особенно нравятся? От имени той стихии, которая покровительствует вашей группе.

Давайте составим план, отражающий все аспекты, того что будет привлекать или отталкивать вашу стихию от человека.

План:

1. Описание внешнего вида.

2.Местность в которой живет.

3. Особенности характера.

3.Увлечения человека.

4.Как должен обращаться со стихией.

Учащиеся по группам составляют содержание текста.

Учитель:  Я думаю у вас получились интересные и содержательные работы. Сейчас вы их зачитаете, мы сделаем совместный анализ. За интересно и грамотно составленные работы ваша группа примет участие в совместном сотворении картины нового мира.

Дети получают в ходе урока части мозаики из которых в конце урока собирают общую мозаику.

Составьте картинку из собранных деталей.(по 1 человеку от команды) Какое название можно к ней подобрать?(творчество)

Подберите родственные слова к слову ТВОРЧЕСТВО

(творец, творить, (творю, творишь, творят), сотворение,  творение, тварь, творительный)

Как одним существительным определить тему нашего урока?  (творчество)Составьте

 СИНКВЕЙН с этим словом.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих признаки творчества.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к творчеству.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Как правильно писать окончания в творительном падеже?

На следующем  занятии наши энергии творения приобретут свои первые формы. А вы дома напишите творческое эссе на тему «Творчество приходит к нам тогда, когда…?»

Упражнение 209.

07102011(005).jpg

07102011(007).jpg

07102011(004).jpg07102011(003).jpg

07102011(006).jpg

                      любовью

                        ю

водой землей

ой         ей

огнем          воздухом

емом

внешний вид

Человекус

каким         

характером                Какие                                    

 будет                    увлечения

покровитель           будут у

ствовать               человека?            стихия?

Как человек

 Должен

 Обращаться      

со стихией?      В какой

 местности

должен жить

человек?

9134242-.jpg

ris103.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже"

Урок - соревнование. Представлен в виде телевизионной игры "Счастливый случай"...

Урок русского языка. "Правописание безударных окончаний существительных". 4 класс.

Конспект   по теме "Правописание безударных окончаний существительных".Цель: Обобщение  и систематизация знаний....

Конспект урока русского языка по теме" Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже"

Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Урок изучения нового материала, учебник Канакиной....

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний существительных во всех падежах".

Урок содержит упражнения для отработки умения правильно писать безударные падежные  окончания существительных....

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже

технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже" в 4 классе...

Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже". 4 класс

Урок-путешествие по малой родине. При определении падежей применяется упражнение "График"....