Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Урок - соревнование. Представлен в виде телевизионной игры "Счастливый случай"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
ТЕМА: « ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ».
Цели: образовательные: расширять знания учащихся о творительном падеже, вырабатывать навык правописания окончаний существительных в творительном падеже; закрепление знаний о Р.п. и В.п. 1,2 скл.
воспитательные: воспитание любви к родному языку, уважения друг к другу.
развивающие: развитие памяти, мышления, воображения, умения работать в группе.
ХОД УРОКА
I Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас с необычный урок, который пройдёт в виде телевизионной игры «Счастливый случай». Эта игра представляет собой соревнование между двумя командами. Она состоит из 5 геймов-этапов. У нас 2 команды « Угадай-ка» и «Почемучка».
II Повторение пройденного материала:
-Право начать игру первой предоставляется той команде, которая быстрее определит падеж имён существительных в словосочетаниях, записанных на карточках.
-Но сначала давайте вспомним , как отличить родительный и винительный падежи существительных 2-го склонения?
-(По предлогу, если , и он есть, и способом подстановки существительного 2-го склонения)
На карточках задание:
купил щенка (…)
выстрелил в тигра ( …), видел ястреба (…), письмо от отца (…),
-Определите падеж имён существительных, ответы запишите в скобках.
-Давайте проверим. Молодцы!
-Итак, первый гейм «Разминка».
-Во время разминки мы сможем лучше познакомиться с командами. Каждая из них должна за 2 минуты ответить на возможно большее количество вопросов. Команда-соперник молчит, следит за ответами и временем. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.
-Первая команда готова? Переворачиваем песочные часы.
Вопросы первой команде
1.Часть речи, обозначающая предметы, состояние, явления природы, отвечающая на вопросы: кто? что? (существительное)
2.Слова, противоположные по значению? (Антонимы).
3.Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делает? что сделает? (Глагол)
4. Значимая, изменяемая часть слова? (Окончание)
5.Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?? (Неодушевлённые)
6. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов? (Суффикс)
7. После приставки, оканчивающейся на согласный, перед корнем, начинающимся с гласных «е, ё, ю, я» пишется …(ъ)
8. Два слова,соединённые по смыслу, грамматически и одно из них главное? (Словосочетание)
9. С какими предлогами употребляется дательный падеж? (К, по)
10. Сколько падежей в русском языке? (6)
11. Сущ-ное, прил-ное,глаг.,местоим.-это…(Части речи)
12. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие?(Прил.)
13. На какие вопросы отвечает существительное в Т. П.? (кем, чем?)
14. Часть слова без окончания? (Основа)
15. На конце существительных Ж. р. после шипящих пишется…? (ь)
16. К какому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я? (1 скл.)
17. Бывает ли слово без корня? (Нет)
18.Синонимы-это-…? (Близкие по значению слова)
19. Сущ-ные 3 склонения в Р. и Д.падежах имеют окончания…? (-и)
20. Предлоги со словами пишутся…? (Раздельно)
Вопросы второй команде.
1.Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (Приставка)
2.Перед какой частью речи предлоги не употребляются? (Перед глаголом)
3.Как узнать род имени сущ-го во множественном числе? (Поставить его в единственное)
4.Что такое склонение? (Изменение окончаний имён сущ-ных по падежам)
5.В каком падеже существительные употребляются без предлога? ( И.п.)
6.К 3-му склонению относятся имена сущ-ные…? (Ж.р. с мягким знаком на конце)
7.Бывает ли слово без суффикса? (Нет)
8.Имена сущ-ные, которые отвечают на вопрос: кто?...(Одушевлённые)
9.Слова близкие по значению? (Синонимы)
10.Общая часть родственных слов, в которой заключено их лексическое значение? (Корень)
11. Имена сущ-ные в Р.П. отвечают на вопросы…? (Кого? Чего?)
12. Часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?(Глагол)
13. Подлежащее и сказуемое-это…? (Грамматическая основа предложения)
14.И, а, но - это…? (Союзы)
15.В каком падеже сущ-ные всегда употребляются с предлогом? (П. п.)
16.Сущ-ные 1 склонения в В.п.имеют окончания…? (-у, -ю)
17.Основа – это…? (Часть слова без окончания)
18.Дополнение отвечает на вопросы…? (Косвенных падежей)
19.Сказуемое чаще всего выражается…? (Глаголом)
20.Предлоги служат для …?(Связи слов в предложении)
III Изучение нового материала
а) Постановка проблемной ситуации
-На какие вопросы отвечают существ-ные в Т.п.?
- С какими предлогами употребляются?
-Чем являются в предложении?
-Второй гейм -«Заморочки из бочки»
-Играют все участники команд. Вытаскиваем поочерёдно бочонок с номером из мешочка. Каждому номеру соответствует сущ-ное. Я показываю него, а вы отвечаете на вопрос :»Кем? Чем? Раньше были эти предметы? Ответы записываем в тетради, выделяем окончания, указываем склонение.
№1 цыплёнок -…(яйцом)
№2 лошадь -…(жеребёнком)
№3 корова -…(телёнком)
№5 дуб - …(жёлудем)
№6 день -…(ночью)
№7 лёд - …(водой)
№8 бабочка - …(куколкой)
№10 мужчина - …(мальчиком)
-Внимательно посмотрите на слова-ответы.
-Чем они похожи? (Все стоят в Т.п.)
-Чем отличаются? (Окончанием, склонением).
-Ваша задача в группах ответить на вопрос: «Какие окончания имеют имена существительные 1, 2, 3 склонений в Т.п.?» и заполнить таблицу, которую я вам дам.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
- … - … | - … - … | - … |
-Команда, правильно заполнившая таблицу, получает 2 балла.
-Третий гейм «Весёлые нотки». Здесь мы соревноваться не будем а просто отдохнём. (Музыкальная физ.минутка «Если нравится тебе…»)
IV Закрепление
-Следующий гейм «Тёмная лошадка».
-Сейчас вы получите карточки с заданием. Вы выполните его самостоятельно в тетради, всё по заданию.
Задание: Спиши, ставя данные в скобках имена существительные в творительном падеже.
а) самостоятельная работа
Над (изба) и (двор) летали малиновки. Заняты школьники (дело), перьями пишут и (мел). Не ищи шишки под (дуб), жёлуди под (ёлка).Школьники ходили с (учитель) на экскурсию. Поле засеяли (рожь).
б) работа над стихотворением
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
-Прочитайте стихотворение.
-Найдите сравнения. Чем они выражены? (Существительным в Т. п.)
-Чем являются в предложении имена сущ-ные в Т.в ? (Дополнением)
-Пятый гейм «Гонка за лидером».
-Лидирует у нас команда…
-В этом гейме у другой команды есть шанс набрать большее количество баллов.
-Ваша задача: назвать как можно больше вариантов ответов на вопрос: «Над чем пролетал Карлсон?». Отвечаем поочерёдно.
V Подведение итогов урока.
-Подведём итоги: (подсчёт баллов)
-Ребята, а теперь давайте мы все вместе расскажем об особенностях творительного падежа.
-На какие вопросы отвечает?
-Какие имеет предлоги?
-Чум является в предложении?
-Какие имеет окончания в 1,2,3 склонениях?
-Молодцы! Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов"
Представляю презентацию к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов." Урок обобщения.Работа на уроке строится следующим образом. Дети определяю...
Конспект урока русского языка по теме: "Правописание окончаний существительных второго склонения в творительном падеже".
Соответствует ФГОС...
Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "
Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода....
Конспект урока русского языка по теме" Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже"
Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Урок изучения нового материала, учебник Канакиной....
Конспект урока русского языка 3 класс тема: " Окончание существительных во множественном числе в разных падежах".
УМК «Перспективная начальная школа»...
Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах"
Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в Р. и Д. падежах....