Урок русского языка в 4 классе на тему "Знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
В ходе урока использованы разнообразные задания, направленные на то ,чтобы дети лучше усвоили изучаемый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 г классе
Тема | Знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью |
Цель | Совершенствовать знания, умения и навыки в оформлении предложений с прямой речью, в простом и сложном предложении. |
Тип урока | Урок закрепления изученного |
Планируемые результаты (предметные) | Умение распознавать предложения и в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания |
Личностные результаты | Определяют границы собственного знания и «незнания» |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке ; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану ; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение |
Образовательные ресурсы | Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык», Л.Ю Комиссарова «Дидактический материал (упражнения)» Проектор, экран, презентация, ноутбук, тестовые карточки, опорные схемы. |
Ход урока
I. Организационный момент . Мотивация к учебной деятельности (слайд 1)
Поздоровалось с людьми солнце на рассвете.
«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно и хорошим тоже!
Лишь хороший человек все на свете сможет.
- Я хочу, чтобы эти слова стали эпиграфом нашего урока. Подарите добрые улыбки гостям, мне, а также друг другу.
II.Объявление темы и цели урока
-Ребята, я не случайно начала урок русского языка с этих замечательных слов. Что интересного вы могли услышать в этом четверостишии?
-Попробуйте отгадать, что здесь зашифровано? (слайд 2)
З Препи
КИ ния
- Какие ассоциации у вас возникают?
- Где можно встретить знаки препинания? (в предложениях).
- Всегда ли вам легко ставить знаки препинания в предложениях ? Всегда вы были успешны?
- Может кто-то из вас догадался, чему будет посвящен урок русского языка?
-Сформулируйте тему урока
« Знаки препинания в предложениях» (слайд 3)
- Какую цель вы для себя сегодня поставите?
Цель: научиться ставить знаки препинания (в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью).(слайд 4)
Сегодня мы попытаемся устранить ваши затруднения. Итак, за работу!
III.Актуализация знаний
- Ребята, о каких предложениях пойдет речь на уроке, вы определите сами? (на доске по ответам учащихся выставляются таблички)
- Читаю предложения, будьте внимательны.
- Работа с пословицами. (запись с комментированием) (слайд 5)
«Учен.е в счаст.е укр.шает а в несчаст.е ут.шает».
- Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.
(без ученья, нет уменья, будет трудно, тяжело)
- Какие еще пословицы об учении вы знаете?
Наукой свет ст.ит учен.ем люди ж.вут. (человеческая жизнь построена так, что нужно постоянно учиться, любые жизненные высоты достигаются путем познания и им открывается светлая дорога в будущее).Грамоте учиться- всегда пригодится
Если прилежно п.ищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей писал автор «Повести временных лет».
(Какую пользу для своей души вы можете найти с урока?)
- Какие типы предложений мы с вами определили? Составьте схему каждому предложению.
Простое предложение с однородными членами | Сложное предложение | Предложение с прямой речью |
[- O, а O] [- =],[- =]. «П», - а.
- А как, ребята, нужно действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами? (повторение алгоритма. Приложение 1)
а). Убеждаюсь в том, что в предложении есть однородные члены
б). Смотрю, как они соединены однородные члены -с помощью союзов или без помощи союзов
в). Если союзов нет, то между однородными членами ставлю запятую
г). Если союзы а, но, повторяющийся союз и – всегда ставлю запятую.
д). если союз и одиночный – запятую не ставлю.
е) Проверяю написанное. Молодцы!
- Составьте алгоритм работы со сложным предложением. (Приложение 2)
- Найди ошибки в следующем тексте правила. Исправь! (Приложение 3)
2. Работа в парах. (Проверьте свои возможности).
- Перед вами три текста (Приложение 4), где оказалось, что ветер-озорник унес знаки препинания!)
- Прочитайте внимательно текст1. Найдите в каждом предложении грамматическую основу, поставьте знаки препинания и выберите лишнее предложение . Докажите.
Текст 1.
|
Текст 2.
|
Текст 3.
|
(лишние предложения – 3,1,1) -запись с комментированием
(Осенью часто небо хмурится, а по утрам бывают легкие заморозки. Лес утих, приготовился к предзимью. Пишут лисы, пишут лоси, пишут зайцы : «Осень! Осень!»
- Ребята, какие знания и умения вам понадобились для выполнения этого задания?
(умение находить грамматическую основу предложения, определить тип предложения и ставить знаки препинания)
Физкультминутка
IV. Графический диктант
- А теперь задание для самых внимательных. Я читаю предложение, вы на слух определяете, какое это предложение. Читаю второй раз, вы составляете схему.
Небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, а свежий ветер гонит опавшие листья.
В небе еще можно встретить запоздалые стаи уток, лебедей.
Желтый тополиный лист оторвался от ветки и медленно опустился на землю.
«Чтенье – лучшее ученье», - гласит народная пословица.
(Дети составляют схемы к предложениям )
- [- =], а [- =].
- [- = O,O]
- [– O и O]
- « П », - а. (Проверка на слайдах)
V. Дополнительное задание (Приложение 3)
- Найдите ошибки в следующем тексте правила, составьте схему.
1. Прямая речь заключается в скобки
2. Прямая речь всегда стоит после слов автора
3. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
4. Первое слово прямой речи пишется с маленькой буквы.
- Составить и записать предложения с прямой речью.
VI.Творческая работа ( звучит музыка П.И.Чайковсого «Осень»)
- А теперь предлагаю сочинить синквейн (короткое нерифмованное стихотворение из пяти строчек) про наш урок, используя ключевые слова урока : знаки препинания, кавычки, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак.
Урок.
Полезный, интересный.
Начался, идет, заканчивается.
Ставим знаки препинания.
Важно.
Вопросительный знак.
Важный, Требовательный.
Спрашивает, удивляется, недоумевает.
Постоянно о чем-то интересуется.
Нужно.
Предложение.
Сложное, трудное, легкое.
Рассказывает, описывает, доказывает.
Находим грамматическую основу.
Речь.
Знаки препинания.
Маленькие, важные.
Загораживают, предлагают отдохнуть, ставят подножку.
Без них легко можно получить плохую отметку.
Польза.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Наш урок о знаках препинания подходит к завершению. Оцените свою работу.
Что у вас сегодня получалось лучше всего? В чем испытали затруднения?
Для этого предлагаю вам заполнить таблицу (Приложение 5) и в последней строчке записать вопросы, которые возникли у вас в течение урока.
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
| |
| |
| |
| |
| |
|
VIII. Домашнее задание.
- Досочинить синквейн про наш урок, про знаки препинания.
- Для тех, кому покажется задание трудным, пожалуйста, составьте 3 предложения (Пп с однородными членами, СП и П с ПР)
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"
Урок представляет собой мини-исследование традиций и обычаев русского народа. На материале публицистических статей учащиеся полу...
Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»
Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении» в 3 классе построен с требованиями ФГОС. ОС " Школа 2100" ...
Конспект к уроку русского языка "Как отличить простое предложение от сложного" 4 класс.
Данный материал адаптирован и предназначен для обучения детей с нарушением слуха.Цель урока: формирование представления о видах предложения и умения разграничивать простые и сложные предложения, закре...
Презентация к уроку русского языка на тему "Простая и сложная форма будущего времени глаголов"
Презентация к уроку русского языка на тему "Простая и сложная форма будущего времени глаголов". 4 класс. УМК "Перспективная начальная школа"....
Конспект урока русского языка "Понятия о простом и сложном предложении"
Конспект урока русского языка "Понятия о простом и сложном предложении"...
Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное. Простое, сложное, составное» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Цель урока: формирование умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительныеЗадачи урокаДидактические:Ознакомление с простыми, сложными и составными числительными;Формировани...
Методическая разработка к уроку русского языка на тему: «Простое и сложное предложение»
Методическая разработка к уроку русского языка на тему: «Простое и сложное предложение»...