Урок русского языка в 4 классе на тему "Знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

В ходе урока использованы разнообразные задания, направленные на то ,чтобы дети лучше усвоили изучаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 4 г классе

Тема

 Знаки  препинания  в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью

Цель

Совершенствовать знания, умения и навыки в оформлении предложений с прямой речью, в простом и сложном предложении.

Тип урока

Урок закрепления изученного

Планируемые результаты (предметные)

 Умение распознавать предложения и  в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания

Личностные результаты

Определяют границы собственного знания и «незнания»

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке ; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану ; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение

Образовательные ресурсы

 Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык», Л.Ю Комиссарова  «Дидактический материал (упражнения)»

 Проектор, экран, презентация, ноутбук,  тестовые карточки, опорные схемы.

 

 

Ход урока

I. Организационный  момент . Мотивация к учебной деятельности (слайд 1)

Поздоровалось с людьми солнце на рассвете.                                                                                                      

 «С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.

 Утро добрым быть должно и хорошим тоже!

 Лишь хороший человек все на свете сможет.

- Я хочу, чтобы эти слова стали эпиграфом  нашего урока. Подарите добрые улыбки гостям, мне, а также друг другу.

II.Объявление темы и цели урока

-Ребята, я не случайно начала урок русского языка с этих замечательных слов. Что интересного вы могли  услышать в этом четверостишии?

-Попробуйте отгадать, что здесь зашифровано? (слайд 2)

   З            Препи

КИ               ния

- Какие ассоциации у вас возникают?

- Где можно встретить знаки препинания? (в предложениях).

- Всегда ли вам легко  ставить знаки препинания в предложениях ? Всегда вы были успешны?

- Может кто-то из вас догадался, чему будет посвящен урок русского языка?

 -Сформулируйте  тему урока

 « Знаки препинания в предложениях» (слайд 3)

 - Какую цель вы для себя сегодня поставите?

  Цель: научиться ставить знаки препинания (в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью).(слайд 4)

 Сегодня мы попытаемся устранить ваши затруднения. Итак, за работу!

III.Актуализация знаний

- Ребята, о каких предложениях пойдет речь на уроке, вы определите сами? (на доске по ответам учащихся выставляются таблички)

- Читаю предложения, будьте внимательны.

  1. Работа с пословицами. (запись с комментированием) (слайд 5)

«Учен.е в счаст.е   укр.шает а в несчаст.е ут.шает».

- Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.

(без ученья, нет уменья, будет трудно, тяжело)

- Какие еще пословицы об учении вы знаете?

Наукой свет ст.ит учен.ем люди ж.вут. (человеческая жизнь построена так, что нужно постоянно учиться, любые жизненные высоты достигаются путем познания и им открывается светлая дорога в будущее).Грамоте учиться- всегда пригодится

Если прилежно п.ищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей писал автор «Повести временных лет».

(Какую пользу для своей души вы можете найти с урока?)

- Какие типы предложений мы с вами определили? Составьте схему каждому предложению.

Простое предложение  

с однородными членами

Сложное предложение

Предложение

с прямой речью

               [- O, а O]                                         [- =],[- =].                              «П», - а.

- А как, ребята, нужно действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами? (повторение алгоритма. Приложение 1)

а). Убеждаюсь  в том, что в предложении есть однородные члены

б). Смотрю, как они соединены однородные члены -с помощью союзов или без помощи союзов

в). Если союзов нет, то между однородными членами ставлю запятую

г). Если союзы а, но, повторяющийся союз и – всегда ставлю запятую.

д). если союз и одиночный – запятую не ставлю.

е) Проверяю написанное.  Молодцы!

- Составьте алгоритм работы со сложным предложением. (Приложение 2)

- Найди ошибки в следующем тексте правила. Исправь! (Приложение 3)

2. Работа в парах. (Проверьте свои возможности).

- Перед вами три текста (Приложение 4), где оказалось, что ветер-озорник унес знаки препинания!)

- Прочитайте внимательно текст1. Найдите в каждом предложении грамматическую основу,  поставьте знаки препинания и  выберите лишнее  предложение . Докажите.

   

                                                    Текст 1.

  1. Осенние листья кружатся, вьются в воздухе.
  2. Скучный дождик льет и льет.
  3. Осенью часто небо хмурится, а по утрам бывают легкие заморозки.

                                                    Текст 2.

  1. Лес утих, приготовился к предзимью.
  2. Улетают журавли, и низкие облака заволакивают небо.
  3. Огромные тучи плывут по небу скоро пойдет дождь.

                                                   Текст 3.

  1. Пишут Лисы, пишут Лоси, пишут Зайцы : «Осень! Осень!»
  2. Ветер дул из степей и вертел по лужам сухие листья.
  3. Визжит ветер ,мечется, как бешеный.

(лишние предложения – 3,1,1) -запись  с комментированием

(Осенью часто небо хмурится, а по утрам бывают легкие заморозки. Лес утих, приготовился к предзимью. Пишут лисы, пишут лоси, пишут зайцы : «Осень! Осень!»

- Ребята, какие знания и умения  вам понадобились для выполнения этого задания?

(умение находить грамматическую основу предложения, определить тип предложения и ставить знаки препинания)

Физкультминутка

      IV. Графический диктант

   - А теперь задание для самых внимательных. Я читаю  предложение, вы на слух определяете, какое это предложение. Читаю второй раз, вы составляете схему.

      Небольшая осиновая роща  вся сверкает насквозь, а свежий ветер гонит опавшие листья.

В небе еще можно встретить запоздалые стаи уток, лебедей.

Желтый тополиный лист оторвался от ветки и медленно опустился на землю.

«Чтенье – лучшее ученье», - гласит народная пословица.

(Дети составляют схемы к предложениям )

  1. [- =], а [- =].
  2. [- = O,O]
  3. [– O и O]
  4. « П », - а. (Проверка на слайдах)

V. Дополнительное задание (Приложение 3)

- Найдите ошибки в следующем тексте правила, составьте схему.

1. Прямая речь заключается в скобки

2. Прямая речь всегда стоит после слов автора

3. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

4. Первое слово прямой речи пишется с маленькой буквы.

- Составить и записать предложения с прямой речью.

VI.Творческая работа ( звучит музыка П.И.Чайковсого «Осень»)

- А теперь предлагаю сочинить синквейн (короткое нерифмованное стихотворение из пяти строчек) про наш урок, используя ключевые слова урока : знаки препинания, кавычки, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак.

          Урок.

Полезный, интересный.

Начался, идет, заканчивается.

Ставим знаки препинания.

Важно.

                             Вопросительный знак.

                          Важный, Требовательный.

             Спрашивает, удивляется, недоумевает.

             Постоянно о чем-то интересуется.

                                  Нужно.

           Предложение.

Сложное, трудное, легкое.

Рассказывает, описывает, доказывает.

Находим грамматическую основу.

Речь.

               Знаки препинания.

               Маленькие, важные.

  Загораживают, предлагают отдохнуть, ставят подножку.

  Без них легко можно получить плохую отметку.

                  Польза.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок о  знаках препинания подходит к завершению. Оцените свою работу.

Что у вас сегодня получалось лучше всего? В чем испытали затруднения?

Для этого  предлагаю вам заполнить таблицу (Приложение 5) и в последней строчке записать вопросы, которые возникли у вас в течение урока.

                Утверждения

   Поставь знак «+» или «?»

  1. Тема урока мне понятна

  1. Я умею выделять грамматическую основу в предложении

  1. Я умею ставить запятую в простом предложении с однородными членами

  1. Я умею ставить запятую в сложном предложении

  1. Я могу составлять схемы  к  предложениям с прямой речью

  1. Мне необходимо поработать …

VIII. Домашнее задание.

  1. Досочинить синквейн про наш урок, про знаки препинания.
  2. Для тех, кому покажется задание трудным, пожалуйста, составьте 3 предложения (Пп с однородными членами, СП и П с ПР)

 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"

Урок  представляет  собой мини-исследование  традиций  и  обычаев русского  народа.  На  материале  публицистических  статей  учащиеся  полу...

Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»

Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении» в 3 классе построен с требованиями ФГОС. ОС " Школа 2100" ...

Конспект к уроку русского языка "Как отличить простое предложение от сложного" 4 класс.

Данный материал адаптирован и предназначен для обучения детей с нарушением слуха.Цель урока: формирование представления о видах предложения и умения разграничивать простые и сложные предложения, закре...

Презентация к уроку русского языка на тему "Простая и сложная форма будущего времени глаголов"

Презентация к уроку русского языка на тему "Простая и сложная форма будущего времени глаголов". 4 класс. УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока русского языка "Понятия о простом и сложном предложении"

Конспект урока русского языка "Понятия о простом и сложном предложении"...

Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное. Простое, сложное, составное» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: формирование умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительныеЗадачи урокаДидактические:Ознакомление с простыми, сложными и составными числительными;Формировани...

Методическая разработка к уроку русского языка на тему: «Простое и сложное предложение»

Методическая разработка к уроку русского языка на тему:  «Простое и сложное предложение»...