Методическая разработка к уроку русского языка на тему: «Простое и сложное предложение»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Соколова Анна Сергеевна

Методическая разработка к уроку русского языка на тему:  «Простое и сложное предложение»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка к уроку русского языка на тему:
«Простое и сложное предложение»

Подготовила:
учитель начальных классов
Соколова Анна Сергеевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тема урока

Простое и сложное предложение

Дидактическая цель

Познакомить с понятием сложное предложение, развивать умение устанавливать связь слов в предложении.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л 1. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Л 2. Способность к самооценке.

МПознавательные

МП 1. Использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач.

 МП 2.Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

МРегулятивные

МР 1. Принимать и сохранять учебную задачу.

МР 2.Планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей.

МР 3.Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

МКоммуникативные

МК 1. формулировать собственное мнение.

МК 2.Задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

П 1. Различать простые и сложные предложения

П 2. Находить главные и второстепенные члены предложения.

 П 3. Применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных предложениях

П4. Выделять грамматическую основу.

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

Что такое сложное предложение?

Что такое простое предложение?

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

 Элементы ИКТ технологии, элементы технология проблемного обучения, элементы рефлексивной технологии.

       

Основные понятия, изучаемые на уроке

 Простое предложение, сложное предложение, грамматическая основа, главный член предложения, распространенное и нераспространенное предложение.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

презентация

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Организационное начало урока

-Здравствуйте ребята! Очень рада вас всех видеть, меня зовут Полина Михайловна и сегодня я буду вести урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. На партах должны лежать: учебник, тетрадь, дневник и пенал.

Актуализация знаний

-Откройте свои тетради и запишите число, классная работа. Сегодня семнадцатое сентября.

Отступите 2 клетки и напишите слово словарь.

Появляются картинки на слайдах:

  1. -вес. -Вставьте пропущенную букву, куда падает ударение? На какой слог?
  2. –рех.-Вставьте пропущенную букву, куда падает ударение?
  3. Праз-н-к.- Вставьте пропущенную букву, куда падает ударение?
  4. Вмест-

На слайде появляются все четыре слова. Давайте прочитаем словарные слов орфографически верно.

Запишите пожалуйста эти слова в любые порядки к себе в тетрадь, выделите ту букву, которую обговаривали, поставьте ударение.

(Работа в парах). На слайде следующий текст:

Зайцы питаются.

Солнце светит.

Ребята пришли.

Набежала туча.

А какие это предложения?

-Измените эти предложения так, чтобы они стали распространенными. Что нужно сделать?

-В парах сделайте из этих предложений распространенные.

-Какие предложения вам больше нравятся? Почему?

Проблемная ситуация

-Прочитайте со слайда

предложение:

«Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет»

А.С.Пушкин.

- Найдите грамматическую основу предложения. Что можно сказать о предложении? Что вы заметили?

-На какие два простые предложения можно разделить это предложение?

-Как вы думаете, какую роль выполняет запятая в данном предложении?

-Такие предложения называются сложными. Сформулируйте тему урока.

Основной этап урока

Работа по учебнику.

Упр.48(с.31)

-Прочитайте предложения. Сравните их. Выполните письменные задания к упражнению.

-Прочитайте предложения, в которых основа состоит из 2-х главных членов.

-Прочитайте предложения, в которых основа состоит из одного главного члена

-Как подчеркнете слово осень? Подморозило? Это два разных предложения.

-Прочитайте ниже сведения о языке.

Какое предложение называется простым?

-Какой может быть основа простого предложения? Приведите примеры.

Физминутка

Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр.49(с.31)

-Прочитайте первое предложение. Что вы можете о нем сказать?

-Докажите.

-Прочитайте второе предложение. Что вы можете о нем сказать?

-Докажите.

-Как простые предложения отделены друг от друга?

-Прочитайте сведения о языке на с.32.

-Какое предложение называется сложным?

-Сколько грамматических основ может быть в сложном предложении?

-Как отделяются части сложного предложения.

Упр.50(с.32)

-Прочитайте предложение. Что вы можете о нем сказать?

-Докажите.

-Произносится ли первое и второе простые предложения с интонацией конца предложения?

-Какой темой связаны части сложного предложения?

Рефлексия

-Прочитайте со слайда.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут.

А.С.Пушкин

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка

Как лягушка

Ускакала от меня.

К.И. Чуковский

Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусалось, как оса.

К.И.Чуковский.

-Какие из данных предложений являются сложными? Докажите.

-Чем отличается простое предложение от сложного?

-Оцените свою работу на уроке. У кого все получилось нарисуйте красный кружочек, у кого были трудности желтый, а кому еще надо много работать –зеленый.

Подведение итогов. Домашнее задание.

- Что нового вы cсегодня узнали на уроке?

Д.З.

Упр.51 (с.32).

Ученики приветствуют учителя

Проверяют свое рабочее место.

Выполняют требования учителя.

-вставляют букву о. ударение падает на второй слог.

-о,на второй слог.

-д,и.На первый слог.

-Е,на первый слог

Читают вслух.

Самостоятельно выполняют задание у себя в тетради.

Читают предложения.

-простые,

нераспространенные.

-добавить второстепенные члены.

Работают в парах.

-они красивее, точнее, полнее.

Читают

Анализируют предложение

-Туча идет и бочка плывет.

-это не простое предложение.

Туча по небу идет. Бочка по морю плывет.

Делают вывод о том, что запятая в данном предложении связывает две части сложного предложения.

Формулируют тему урока.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о простых и сложных предложениях.

Работают по заданиям учебника.

Читают предложения, сравнивают их, выполняют письменные задания в тетради.

-Осыпается весь наш белый сад. Выпал тонкий снежок.

-Осень. Подморозило.

-одной чертой

-двумя чертами

Работаю с правилом в учебнике, выделяют необходимую информацию.

-Простое предложение-это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа.

-Либо из двух главных членов.

Приводят свои примеры. (Кошка Мурка громко мяукала).

-Либо из одного гласного члена. (Весна).

Делают вывод о том, что это простое предложение.

-Одна грамматическая основа.

Выделяют грамматическую основу. (Денек выдался)

-Это сложное предложение, т.к. в нем 3грамматические основы. (Тучи рассеялись, ветер улегся, солнце выглянуло).

Работают с текстом учебника. Выделяют нужную информацию.

-это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений.

-2 и более.

-с помощью запятой

-Это сложное предложение.

-оно состоит из 3-х грамматических основ.

-нет

-темой природы.

Читают предложения.

Систематизируют свои знания и делают выводы.

-Первое и второе предложения-сложные, а последнее простое,т.к. в нем одна грамматическая основа.

-Простое предложение состоит из одной грамматической основы, а сложное из 2-х и более.

Осуществляют эмоциональную рефлексию.

Анализируют знания, полученные на уроке, делятся своим мнением с учителем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семнадцатое сентября Классная работа

Слайд 2

Словарная работа : _ вёс овёс

Слайд 3

_ рех орех

Слайд 4

праз_н _ к д и

Слайд 5

в мест _ е

Слайд 6

О ВЁС, О РЕХ,ПРАЗ Д Н И К,ВМЕСТ Е

Слайд 7

Зайцы питаются. Солнце светит. Ребята пришли. Набежала туча. Работа в парах.

Слайд 8

« Туча по небу идет, Бочка по морю плывет» А.С.Пушкин

Слайд 9

«В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут .» А.С.Пушкин «Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка Как лягушка Ускакала от меня. К.И. Чуковский» «Тут и мыло подскочило И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, И кусалось, как оса .» К.И.Чуковский .

Слайд 10

У меня все получилось на уроке Были некоторые трудности Было много сложностей и надо уделить этой теме побольше времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»

Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении» в 3 классе построен с требованиями ФГОС. ОС " Школа 2100" ...

Презентация к уроку русского языка на тему "Простая и сложная форма будущего времени глаголов"

Презентация к уроку русского языка на тему "Простая и сложная форма будущего времени глаголов". 4 класс. УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами"в 4 классе

Конспект урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы по учебнику "Русский язык...

Презентация урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" 4 класс

Презентация  урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы....

Самоанализ урока русского языка по теме: "Простые и сложные предложения"

Самоанализ урока русского языка по теме: "Простые и сложные предложения"...