Конспект урока по русскому языку на тему "2 склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Коновалова Татьяна Валерьевна

УМК ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_sklonenie.docx38.06 КБ
Файл kartochki.docx15.94 КБ
Файл 2_skl.pptx135.85 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 7.12.2018

Школа: 95

Класс: 3-7

Кабинет: 310

ФИО учителя: Кирчевская Е. Ю.

ФИО студента: Коновалова Т. В.

ФИО методиста: Кондратьева И. И.

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Существительные второго склонения»

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с грамматическими признаками имен существительных второго склонения, формирование умения распознавать имена существительные 2-го склонения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения;
  • формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения.

Личностные:

  • проявлять готовность и способность к саморазвитию;
  • создавать условия для развития общеучебных умений и навыков.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: ПНШ, учебник Каленчук М. Л.,Чуракова Н. А., 3 класс 1 часть, стр.122-125, рабочая тетрадь презентация.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

2 мин

- Добрый день, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Садитесь. Открывайте рабочие тетради, записываем число. Сегодня 7 декабря. Ниже классная работа.

Приветствуют учителя

Записывают число

2. Актуализация знаний

Метод орфографический самоконтроль

 5 мин

- На следующей строчке записываем «Словарь:». На слайде вы можете видеть словарные слова. Ваша задача вставить буквы и записать правильный вариант. Подчеркните, те места, где была ошибка. (Б..реза, д..рога, лес..ница, л..пата, р..бина, с..рока, к..рова. ) На это задание у вас есть 3 минуты.

- Время истекло. Проверяем! Начиная с первой парты 1 ряда, выходите по одному человеку,  исправляйте маркером ошибку.

- Замечательно! Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки? Вы большие молодцы. Поставьте себе «5» карандашом на полях. У кого 1 ошибка ставите «4», у кого 2-3 ошибки ставят «3», у кого больше ставят «2».

- Ребята, посмотрите на эти слова и скажите, что общего вы заметили у этих слов?

- А как определить первое склонение?

- Молодцы!

Словарная работа

ереза, дорога, лестница, лопата, рябина, сорока, корова.)

Самопроверка

- Все эти слова 1 склонения.

- Существительные женского и мужского рода в ед. ч. в И.п окончание а и я.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Р.: самопроверка, оценка

3. Постановка учебной задачи

Метод проблемной ситуации

Упражнение на сравнение и обобщение

Практический метод

Морфологическое упражнение (образование форм слов)

Словесный метод

Беседа

7 мин

- Ребята, посмотрите на эти слова. Давайте определим у них склонение. (Зима, дядя, хлеб, поле)

- Сможем ли мы в полной мере справиться с этим заданием?

- Совершенно верно. Возьмите карточки и посмотрите на таблицу. Вам надо просклонять слово хлеб и село, выделить окончание. По цепочке с первого ряда.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..

- Определите род существительных.  

- Какое окончание у этих слов?

- Верно. Давайте сравним окончания в косвенных падежах кроме В.п.

- Тогда мы можем сделать вывод, что эти существительные одного склонения?

- Всеми этими признаками, что мы сейчас назвали, обладает второе склонение.

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Какую цель поставим на урок?

- зима и дядя – 1 скл.

- Нет, потому что мы не знаем, какое склонение у слов «хлеб и поле».

Выполняют карточку

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеба

Хлебу

Хлеб_

Хлебом

(о,в) Хлебе

Село

Села

Селу

Село

Селом

(о, в) Селе

- хлеб – м.р., село – ср.р.

- в мужском роде нулевое окончание, а в среднем о.

- Во всех падежах окончание одинаковое.

- Да. 

- Второе склонение имен существительных.

- Мы познакомимся с признаками имен существительных второго склонения и научимся распознавать имена существительные 2-го склонения.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

К.: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами

Р.: Целеполагание

4. Открытие нового знания

Словесный метод

Формулирование правила

Практический метод

Работа со словарем

Практический метод

Морфологическое упражнение (образование форм слов)

Динамическая пауза

Практический метод

Составление схемы

15 мин

1 мин

- Давайте сделаем вывод. Какие имена существительные относятся ко второму склонению?

1)  Какого рода эти существительные?

2)  Какое окончание в И.п.?

- Замечательно. Откройте учебники, давайте сверим с правилом наши предположения. Откройте страницу 124 и прочитайте правило про себя. Кто готов, покажите свою готовность.

- Теперь расскажите правило друг другу в паре, кто готов, покажите свою готовность.

- Кто может рассказать правило?

- Скажите, по каким признакам мы можем определить существительное 2 склонения?

- Молодцы! На странице 123 упр. 114.

- Прочитайте задание про себя.

- Что вам надо сделать?

- Открываем словарь, ищем слово.

- Какие слова вы нашли?

- Хорошо. Давайте остановимся на одном каком-либо слове. Например, сухарь. Теперь, когда вы нашли слово, что надо сделать?

- Хорошо. Один человек на доску, остальные работают в тетради. Пишем все падежи в столбик и склоняем первое слово - море.

- Что вы заметили?

- Совершенно верно. Теперь мы знаем, какие окончания бывают в И.п. во втором склонении?

- Хорошо, а в каком случае нулевое окончание? Вспомните слово хлеб.

- А окончание о или е?

- Давайте разберем следующее слово – сухарь. Один человек на доске, остальные в тетради. Пишем рядом со словом море.

- Что заметили тут?

- Все верно. Давайте тогда повторим:

Какое окончание в И.п. 2 скл.?

- Хорошо.

- Сейчас я предлагаю вам обобщить информацию о втором склонении имен существительных в виде схемы. Вам надо объединиться в группы по 4 человека и на листе А4 составить схему по нашей теме. Основные критерии (На слайде): название схемы (у всех одинаковое – «Второе склонение имен существительных»), род, окончание в И.п., примеры.

На задание 3 минуты.

- Время истекло! Представьте свою схему. (Вызываю представителя одной из групп)

-Молодцы! А теперь посмотрите, что получилось у меня. Если у вас чего-то не достает, обязательно добавьте в свою схему.

2 скл. Им. Сущ.

  М.р.                 Ср.р.

И.п.                  И.п. о , е

глухарь            солнце, молоко

- Кто по схеме может рассказать, какие существительные относятся ко второму склонению?

- Мужского или среднего.

- о или е в ср.р. и нулевое в м.р.

Работа с правилом

Работа в парах

- Сущ. м.р. с нулевым окончанием и ср. р. С окончанием о и е, изменяются одинаково и относятся ко второму склонению.

- Род, окончание.

- Найти в словаре на букву – Ь, с основой слова на - Рь любое сущ. И просклонять его рядом с сущ. море.

Работа со словарем

- Январь, лекарь, аптекарь, глухарь, сухарь и т.д.

- Просклонять его вместе со словом море.

И.п. море

Р.п. моря

Д.п. морю

В.п. море

Т.п. морем

П.п. о море

- Что в И.п. окончание е.

- Нулевое, о и е

- В мужском роде.

- В среднем.

И.п. сухарь

Р.п. сухаря

Д.п. сухарю

В.п. сухарь

Т.п. сухарем

П.п. о сухаре

- Нулевое окончание в И.п.

- о или е – в ср.р. и нулевое в м.р.

Составляют схему по теме урока

Представляют схему классу

Работа с правилом

- Мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о и е.

П.: поиск и выделение необходимой информации

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

П.: поиск и выделение необходимой информации

П.: смысловое чтение

5. Первичное закрепление

Включение практических упражнений

5 мин

- Посмотрите на упражнения 115. Прочитайте задание. Что вам надо сделать?

- Замечательно. Приступайте к заданию.

- Кто готов? Определяем часть речи, одуш. Или неодуш., род, скл. По цепочке с третьего ряда.

- Молодцы.

- Если мы с вами посмотрим на эти слова, то можем сказать, что они почти все одушевленные. У одушевленных существительных окончания совпадают в Р.п. и В.п., а давайте посмотрим, в каких падежах совпадают окончания у неодушевленных существительных. Посмотрите на карточку.

-Хорошо. Сделаем вывод, в когда совпадают окончания у существительных 2 склонения?

- Отлично.

Работа с учебником

- Открыть словарь на букву – Й. Найти слова на – ей. Определить часть речи, одушевленные или нет, род и склонение. Затем взять два любых слова и просклонять их.

Работа со словарем

- воробей – сущ., одуш., м.р., 2 скл.

Муравей - сущ., одуш., м.р., 2 скл

Соловей - сущ., одуш., м.р., 2 скл

Репей - сущ., неодуш., м.р., 2 скл

Ручей - сущ., неодуш., м.р., 2 скл

- У И.п. и В.п.

- Если они не одушевленные. Совпадают И.п. и В.п. И если одушевленные в Р.п. и В.п.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Лог.: синтез

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод

Морфологическое упражнение (образование форм слов)

4 мин

- Чтобы закрепить новый материал, вы самостоятельно склоняете слова. Первый вариант склоняем первое слово (воробей), а второй вариант последнее слово (ручей).

- Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте. Возьмите простой карандаш и исправьте ошибки, если требуется.

- Поднимите руку те, кто не сделал ни одной ошибки.

- Молодцы! В каких падежах совпадают окончания у одушевленных существительных? Не одушевленных?

Самостоятельно выполняют задание

Взаимопроверка

- Если они не одушевленные. Совпадают И.п. и В.п. И если одушевленные в Р.п. и В.п.

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил

Р.: взаимопроверка, оценка.

7. Включение в систему знаний

Практический метод

Упражнения,

Словесный метод

беседа

 4мин

- Откройте печатные тетради на странице 78, упражнение 86. Что вам надо сделать?

- По цепочке вставляем, проговаривает второй ряд.

- Молодцы! В первом предложении вам надо подчеркнуть основу.

Работа в печатной тетради

- Вставить словарные слова, выделить окончание и определить склонение.

Быстро лижет язычок (м.р., нулевое окончание, 2 скл.) 
Шею (ж.р., окончание я, 1 скл.) , спинку(ж.р., окончание а, 1 скл.) и бочок (м.р., нулевое окончание, 2 скл.)
Кошка-мать - 
Животное 
Очень чистоплотное. 

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Лог.: анализ, синтез

8. Рефлексия деятельности

2 мин

- Давайте вспомним, какую тему мы сегодня изучили?

- Какие цели мы ставили на урок и достигли ли мы их?

- Кто скажет, признаки второго склонения?

- Верно! Вы большие молодцы! Тема довольно сложная. Кто может сказать, что точно понял ее, встаньте. 

- Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен.

- Второе склонение имен существительных.

- Познакомимся с признаками имен существительных второго склонения, и научиться распознавать имена существительные 2-го склонения.

- Или на – ь -; ср.р или м.р.; нулевое окончание в м.р. и окончание щ или е в ср. р. В И.п.

Л.: смыслообразование

Р.: оценка



Предварительный просмотр:

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Хлеб

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

Хлеб..

(о,в) Хлеб..

Село

Сел..

Сел..

Сел..

Сел..

(о, в) Сел..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

7 декабря Классная работа Словарь: Б..реза, д..рога, лес.. ница , л..пата, р.. бина , с..рока, к.. рова .

Слайд 3

Зима, дядя, хлеб, поле 1 скл . 1 скл .

Слайд 4

Тема: «Второе склонение имен существительных» Цели: познакомиться с признаками имен существительных второго склонения; научиться распознавать имена существительные 2-го склонения .

Слайд 5

И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 6

Основные критерии : - название схемы: « Второе склонение имен существительных »; род; окончание в И.п.; примеры.

Слайд 7

Второе склонение имен существительных М.р. И.п. глухарь Ср.р. И.п. О Е Солнце, молок о

Слайд 8

И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Воробей Воробья Воробью Воробья Воробьем О воробье Ручей Ручья Ручью Ручей Ручьем О ручье Проверка

Слайд 9

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Склонение имён существительных" в 3 классе УМК "Школа России"

Данный урок предназначен для учащихся 3 классо УМК "Школа России" - Урок -закрепления...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го,2-го,3-го склонения"

На данном уроке совершенствуем навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных, учимся применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных....

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Склонение имен существительных"

Конспект урока по русскому языку  4 класс "Склонение имен существительных" для начальной школы...

Конспект урока по русскому языку "2 – е склонение имен существительных." (УМК Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с признаками имён существительных 2-го склонения.Планируемые результатыПредметные: знать признаки имен существительных 2 – го склонения и уметь их находить....