Этапы урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока
|
Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Этап самоопределения к деятельности | 2 мин | - Добрый день, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Садитесь. Открывайте рабочие тетради, записываем число. Сегодня 7 декабря. Ниже классная работа. |
Приветствуют учителя
Записывают число |
|
2. Актуализация знаний
Метод орфографический самоконтроль |
5 мин
| - На следующей строчке записываем «Словарь:». На слайде вы можете видеть словарные слова. Ваша задача вставить буквы и записать правильный вариант. Подчеркните, те места, где была ошибка. (Б..реза, д..рога, лес..ница, л..пата, р..бина, с..рока, к..рова. ) На это задание у вас есть 3 минуты. - Время истекло. Проверяем! Начиная с первой парты 1 ряда, выходите по одному человеку, исправляйте маркером ошибку. - Замечательно! Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки? Вы большие молодцы. Поставьте себе «5» карандашом на полях. У кого 1 ошибка ставите «4», у кого 2-3 ошибки ставят «3», у кого больше ставят «2». - Ребята, посмотрите на эти слова и скажите, что общего вы заметили у этих слов? - А как определить первое склонение? - Молодцы! |
Словарная работа
(Береза, дорога, лестница, лопата, рябина, сорока, корова.)
Самопроверка
- Все эти слова 1 склонения. - Существительные женского и мужского рода в ед. ч. в И.п окончание а и я. |
К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Р.: самопроверка, оценка
|
3. Постановка учебной задачи Метод проблемной ситуации Упражнение на сравнение и обобщение Практический метод Морфологическое упражнение (образование форм слов) Словесный метод Беседа | 7 мин | - Ребята, посмотрите на эти слова. Давайте определим у них склонение. (Зима, дядя, хлеб, поле) - Сможем ли мы в полной мере справиться с этим заданием? - Совершенно верно. Возьмите карточки и посмотрите на таблицу. Вам надо просклонять слово хлеб и село, выделить окончание. По цепочке с первого ряда. И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. | Хлеб Хлеб.. Хлеб.. Хлеб.. Хлеб.. (о,в) Хлеб.. | Село Сел.. Сел.. Сел.. Сел.. (о, в) Сел.. |
- Определите род существительных. - Какое окончание у этих слов? - Верно. Давайте сравним окончания в косвенных падежах кроме В.п. - Тогда мы можем сделать вывод, что эти существительные одного склонения? - Всеми этими признаками, что мы сейчас назвали, обладает второе склонение. - Назовите тему сегодняшнего урока. - Какую цель поставим на урок?
|
- зима и дядя – 1 скл.
- Нет, потому что мы не знаем, какое склонение у слов «хлеб и поле». Выполняют карточку
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. | Хлеб Хлеба Хлебу Хлеб_ Хлебом (о,в) Хлебе | Село Села Селу Село Селом (о, в) Селе |
- хлеб – м.р., село – ср.р. - в мужском роде нулевое окончание, а в среднем о.
- Во всех падежах окончание одинаковое.
- Да.
- Второе склонение имен существительных. - Мы познакомимся с признаками имен существительных второго склонения и научимся распознавать имена существительные 2-го склонения. |
П.: поиск и выделение необходимой информации.
К.: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами
Р.: Целеполагание |
4. Открытие нового знания
Словесный метод Формулирование правила
Практический метод Работа со словарем
Практический метод Морфологическое упражнение (образование форм слов)
Динамическая пауза
Практический метод Составление схемы
|
15 мин
1 мин | - Давайте сделаем вывод. Какие имена существительные относятся ко второму склонению? 1) Какого рода эти существительные? 2) Какое окончание в И.п.? - Замечательно. Откройте учебники, давайте сверим с правилом наши предположения. Откройте страницу 124 и прочитайте правило про себя. Кто готов, покажите свою готовность. - Теперь расскажите правило друг другу в паре, кто готов, покажите свою готовность. - Кто может рассказать правило?
- Скажите, по каким признакам мы можем определить существительное 2 склонения? - Молодцы! На странице 123 упр. 114. - Прочитайте задание про себя. - Что вам надо сделать?
- Открываем словарь, ищем слово. - Какие слова вы нашли? - Хорошо. Давайте остановимся на одном каком-либо слове. Например, сухарь. Теперь, когда вы нашли слово, что надо сделать? - Хорошо. Один человек на доску, остальные работают в тетради. Пишем все падежи в столбик и склоняем первое слово - море.
- Что вы заметили? - Совершенно верно. Теперь мы знаем, какие окончания бывают в И.п. во втором склонении? - Хорошо, а в каком случае нулевое окончание? Вспомните слово хлеб. - А окончание о или е? - Давайте разберем следующее слово – сухарь. Один человек на доске, остальные в тетради. Пишем рядом со словом море.
- Что заметили тут? - Все верно. Давайте тогда повторим: Какое окончание в И.п. 2 скл.? - Хорошо.
- Сейчас я предлагаю вам обобщить информацию о втором склонении имен существительных в виде схемы. Вам надо объединиться в группы по 4 человека и на листе А4 составить схему по нашей теме. Основные критерии (На слайде): название схемы (у всех одинаковое – «Второе склонение имен существительных»), род, окончание в И.п., примеры. На задание 3 минуты. - Время истекло! Представьте свою схему. (Вызываю представителя одной из групп) -Молодцы! А теперь посмотрите, что получилось у меня. Если у вас чего-то не достает, обязательно добавьте в свою схему. 2 скл. Им. Сущ.
М.р. Ср.р. И.п. И.п. о , е
глухарь солнце, молоко
- Кто по схеме может рассказать, какие существительные относятся ко второму склонению? |
- Мужского или среднего. - о или е в ср.р. и нулевое в м.р.
Работа с правилом
Работа в парах
- Сущ. м.р. с нулевым окончанием и ср. р. С окончанием о и е, изменяются одинаково и относятся ко второму склонению.
- Род, окончание.
- Найти в словаре на букву – Ь, с основой слова на - Рь любое сущ. И просклонять его рядом с сущ. море. Работа со словарем - Январь, лекарь, аптекарь, глухарь, сухарь и т.д.
- Просклонять его вместе со словом море. И.п. море Р.п. моря Д.п. морю В.п. море Т.п. морем П.п. о море - Что в И.п. окончание е.
- Нулевое, о и е
- В мужском роде. - В среднем.
И.п. сухарь Р.п. сухаря Д.п. сухарю В.п. сухарь Т.п. сухарем П.п. о сухаре - Нулевое окончание в И.п.
- о или е – в ср.р. и нулевое в м.р.
Составляют схему по теме урока
Представляют схему классу
Работа с правилом
- Мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о и е. | П.: поиск и выделение необходимой информации
К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
П.: поиск и выделение необходимой информации
П.: смысловое чтение |
5. Первичное закрепление
Включение практических упражнений |
5 мин
| - Посмотрите на упражнения 115. Прочитайте задание. Что вам надо сделать? - Замечательно. Приступайте к заданию.
- Кто готов? Определяем часть речи, одуш. Или неодуш., род, скл. По цепочке с третьего ряда.
- Молодцы. - Если мы с вами посмотрим на эти слова, то можем сказать, что они почти все одушевленные. У одушевленных существительных окончания совпадают в Р.п. и В.п., а давайте посмотрим, в каких падежах совпадают окончания у неодушевленных существительных. Посмотрите на карточку. -Хорошо. Сделаем вывод, в когда совпадают окончания у существительных 2 склонения?
- Отлично. | Работа с учебником - Открыть словарь на букву – Й. Найти слова на – ей. Определить часть речи, одушевленные или нет, род и склонение. Затем взять два любых слова и просклонять их. Работа со словарем - воробей – сущ., одуш., м.р., 2 скл. Муравей - сущ., одуш., м.р., 2 скл Соловей - сущ., одуш., м.р., 2 скл Репей - сущ., неодуш., м.р., 2 скл Ручей - сущ., неодуш., м.р., 2 скл
- У И.п. и В.п.
- Если они не одушевленные. Совпадают И.п. и В.п. И если одушевленные в Р.п. и В.п. |
К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Лог.: синтез |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический метод Морфологическое упражнение (образование форм слов)
| 4 мин
| - Чтобы закрепить новый материал, вы самостоятельно склоняете слова. Первый вариант склоняем первое слово (воробей), а второй вариант последнее слово (ручей). - Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте. Возьмите простой карандаш и исправьте ошибки, если требуется. - Поднимите руку те, кто не сделал ни одной ошибки. - Молодцы! В каких падежах совпадают окончания у одушевленных существительных? Не одушевленных? |
Самостоятельно выполняют задание
Взаимопроверка
- Если они не одушевленные. Совпадают И.п. и В.п. И если одушевленные в Р.п. и В.п. |
Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил
Р.: взаимопроверка, оценка. |
7. Включение в систему знаний
Практический метод Упражнения, Словесный метод беседа | 4мин | - Откройте печатные тетради на странице 78, упражнение 86. Что вам надо сделать? - По цепочке вставляем, проговаривает второй ряд.
- Молодцы! В первом предложении вам надо подчеркнуть основу. | Работа в печатной тетради
- Вставить словарные слова, выделить окончание и определить склонение. Быстро лижет язычок (м.р., нулевое окончание, 2 скл.) Шею (ж.р., окончание я, 1 скл.) , спинку(ж.р., окончание а, 1 скл.) и бочок (м.р., нулевое окончание, 2 скл.). Кошка-мать - Животное Очень чистоплотное.
| К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Лог.: анализ, синтез
|
8. Рефлексия деятельности |
2 мин | - Давайте вспомним, какую тему мы сегодня изучили? - Какие цели мы ставили на урок и достигли ли мы их?
- Кто скажет, признаки второго склонения?
- Верно! Вы большие молодцы! Тема довольно сложная. Кто может сказать, что точно понял ее, встаньте. - Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. | - Второе склонение имен существительных. - Познакомимся с признаками имен существительных второго склонения, и научиться распознавать имена существительные 2-го склонения. - Или на – ь -; ср.р или м.р.; нулевое окончание в м.р. и окончание щ или е в ср. р. В И.п.
|
Л.: смыслообразование
Р.: оценка |