Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Арефьева Алёна Ивановна

Рабочая программа для 4 класса по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz_4.docx102.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Коменская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:

на заседании педагогического совета

Согласовано:

Зам. директора по УВР

                                       Утверждаю:

Директор «МОУ «Коменская СОШ»

Протокол № 47

______________ М.С. Гончарова

____________ Г.А. Баторова

от 28 августа 2019 г.

От 28 августа 2019 г.

Приказ № 261  от 2 сентября 2019 г.

Рабочая программа

По учебному курсу  «Русский язык»

4 класс

На 2019 – 2020 учебный год

                                                               Составитель: Арефьева Алёна Ивановна

                                                                                                            учитель начальных классов

c. Кома  2019 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русской язык» составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования  и на основе авторской программы  «Русский язык»  В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого,  Просвещение, 2015.

                Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Русский язык» в 4 классе  основной общеобразовательной  школы  по  учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 4 класс, Просвещение, 2016 г. Учебник соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования по русскому языку и реализует  авторскую программу В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год.

        

Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык»

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Цель предмета – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

Задачи:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы уроки русского языка в 4 классе  рассчитаны на 4 часа в неделю. Следовательно, общее количество часов составило - 136 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:   осознание языка; восприятие языка; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

        

Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; умение  использовать языковые средства в диалоге, в устной монологической речи, умение правильно задавать вопросы.

Предметные:  овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;  умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать классифицировать, характеризовать языковые единицы; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Контроль предметных  и метапредметных результатов

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке обучающихся.

Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольный диктант, контрольное списывание, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, контроль результатов выполнения заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания.

Учебно-тематический план

№п/п

Название темы

Кол-во

часов

1

Повторение

9

2

Предложение

7

3

Слово в языке и речи

16

4

Имясуществительное

35

5

Имяприлагательное

30

6

Личныеместоимения

8

7

Глагол

21

8

Повторение

10

Итого

136

Содержание учебного предмета

Лексика,фонетика,грамматика,правописание и

развитие речи

Повторение изученного (9часа)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение (7 ч).

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

  Составление предложений с обращением.

  Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

  Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

  Разбор предложения по членам предложения.

  Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

    Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово и его лексическое значение (16 ч).

Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

   Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии стипом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Имя существительное (35 ч)

   Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе(кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (30 ч)

      Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

     Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

    Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

      Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

    Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

    Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (8 ч)

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (21 ч)

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

   Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Связная речь

     Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

    Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

     Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

    Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

     Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

     Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение изученного(10ч)

Чистописание

   Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

   Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

Для реализации содержания курса русского языка  используется следующий учебно-методический комплекс:

Для учителя:

1. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс.Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. -  Москва: «Просвещение», 2014.

3. Канакина В.П.  Русский язык.Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для   начальной школы. -  Москва: «Просвещение», 2005

4. Канакина В.П. Русский язык.Рабочая тетрадь. 4 класс.Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений в двух частях.- Москва: «Просвещение», 2014.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М: Русский язык, 1990.

6. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: Вако, 2014.

7.Голубь В. Т. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 4 класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж, 2014.

8. Русский язык. Разноуровневые задания. 4 класс/Сост. Н. С. Ульянова. – М.: Вако, 2014.

9. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 4 класс/Сост. В. В. Никифорова. – М.: Вако, 2014.

10. Русский язык. 3 – 4 классы: тренинговые упражнения/Сост. И. Г. Смирнова, Т. В. Бондарева, - Волгоград: Учитель, 2007.

Для учеников:

1. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс.Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. -  Москва: «Просвещение», 2014.

2.  Голубь В. Т. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 4 класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж, 2014.

3.. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: Русский язык, 1990.

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

  • Таблицы
  • Плакаты
  • Репродукции картин
  • Карточки

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок
  • Телевизор
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Принтер лазерный

Экранно – звуковые средства обучения

  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Оборудование класса

  • Ученические столы 2 -местные с комплектом стульев
  • Стол учительский с тумбой
  • Стол компьютерный с тумбой
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Информационно-коммуникационные средства

  1. Единая коллекция образовательных ресурсов «Компьютерный практикум для начальной школы».
  2. Единая коллекция образовательных ресурсов «Учим правила по алгоритму».
  3. Единая коллекция образовательных ресурсов «Учимся правильно говорить».
  4. Сайт «Прошколу.ру»http://www.proshkolu.ru/
  5. Сайт «Открытыйурок».
  6. Сайт «Социальная сеть работников образования»http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
  7. Сайт «Педагогический мир»  http://pedmir.ru/docs.php?cid=2
  8. Сайт «Школа АБВ»  http://shkola-abv.ru/index.html
  9. Сайт «Сеть творческих учителей»
  10.  Сайт «Детские клипы  и презентации»  http://viki.rdf.ru/
  11. Сайт «Учительский портал»  http://www.uchportal.ru/load/47

Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

В результате изучения русского языка обучающиеся научатся:

  • значимыечастислова;
  • признакиизученныхчастейречи;
  • типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
  • анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, пред ложение;
  • различать произношение и написание слов;
  • находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
  • без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);
  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст
    (75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,
    проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;
    звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь
    после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,
    раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце
    предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
    приставку, суффикс;
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  • изменять имена существительные по числам;
  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
  • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
  • распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  • интонационноправильнопроизноситьпредложения;
  • писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)
    составленному плану;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
  • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
    характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
  • составлятьустныйответ - рассуждение.

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работысословарем (алфавит);
  • соблюденияорфоэпическихнорм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу)

Приложение № 1

Контрольно - измерительные материалы

Контрольное списывание

1. Контрольное списывание упр.27, стр. 20 – 1 четверть

2. Родничок - 2 четверть

Из-под каменистого берега бьет родник его открыли охотники, они вырыли лунку, очистили от песка, обложили его камнем родничок наполнил лунку, и потек теперь черпают воду из лунки, как из колодца я часто бывал на Кавказе и видел в горах родники их находят по росяной влажности на скалах скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у самой тропы выкладывают колодец здесь усталый путник может утолить жажду в горах каждый родник имеет свое имя, он назван именем человека, открывшего его. (И. Васильев)

3. Контрольное списывание упр. 14 стр. 9 -3 четверть    

4. Коростель и крот – 4 четверть

Из долгого теплого края возвращался домой маленький коростель. Он всю зиму прожил в Африке.

Крылышки у коростеля маленькие. Иногда он летит, но в основном идет пешком. Он шел и пел о далеком родном крае, о милой Родине, о своем гнездышке на зеленом лугу.

Коростель повстречался с кротом. Крот спросил коростеля, куда он так спешит. Коростель рассказал о своей северной Родине и о теплой Африке.

Крот удивился. Почему коростель не живет в теплых краях? Что зовет коростеля на холодный Север? Не мог понять крот, что у каждого есть своя Родина. (В. Сухомлинский)

Диктанты

1.  Диктант «Заботливая мама»  (I четверть)

У крыльца Алёша увидел ежика. Мальчик взял его в руки, погладил по мягким иголкам. Бабушка угостила зверька молоком. Вечером Алёша увидел ежиху и ежат. Ежиха принюхивалась, тревожно водила мордочкой по сторонам. Мать искала малыша. Алёша принёс ежонка, бережно опустил на землю. Мать обнюхала малыша и устремилась в кусты. За ежихой покатились ежата.

Слова для справок: устремилась, увидел.принюхивалась, ежонок (учитель проговаривает слова по слогам).  

Задания:

  1. Найти предложения с однородными второстепенными членами;
  2. Подчеркнуть в нём главные члены и обвести в кружок однородные второстепенные члены предложения.

2. Свободный диктант – упр. 128, стр. 73. первая часть  (I четверть)

3. Диктант (I четверть)

Осень. Лес украсился в жёлтые, красные, золотистые цвета. Луч солнца осветил окрестность перед сторожкой. Дед Семён сегодня поднялся на заре, взял ружьё и вышел из дома. Впереди крутой подъём. Дед шёл медленно. Теперь дорога вела в широкую долину. Вдалеке виднелся редкий лесок. Слева и справа красовались молодые берёзки и осинки. Попадались подберёзовики, подосиновики, рыжики. Вот через тропинку пробежал заяц. Лесную тишь вдруг нарушил протяжный крик. Это высоко в небе летели журавли. Они держали далёкий нелёгкий путь на юг. Старик помахал птицам рукой. Досвидания, журавли!

Словадлясправок: нелёгкий.

Задания:

  1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нём однородные члены;
  2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания;
  3. Разобрать любое из выделенных слов по составу;
  4. Сделать звуковую запись слова путь или ружьё (на выбор ученика);
  5. Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.

4. Диктант  «Редкая гостья» (II четверть)

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под ёлкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили ещё с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз берёзку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке ёлки появилась белка. Зверёк огляделся и спрыгнула на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябины. (84 слова.)

5. Свободный диктант   (II четверть)

Мы шли через лес к озёрам. По сторонам дороги росли колосистые травы, лиловые колокольчики. В кустах шиповника гудели пчёлы с золотыми полосками на спине. Вдали блеснуло озеро. К ночи мы поставили палатки в зарослях камыша около кучи хвороста. В воздухе бесшумно летали летучие мыши. Тянуло сыростью. На рассвете мы выехали на лодке ловить рыбу. На поверхности озера было много жёлтых кувшинок. Вдруг у борта лодки хлестнула хвостом гигантская щука. Лодка закачалась. Мы стали грести к берегу. Рыба шла рядом с лодкой.

Задания:

  1. В последнем предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены;
  2. Обозначить падеж имён существительных во втором предложении.

6. Свободный диктант «Церковь Покрова» – учебник упр. 84, стр. 40. вторая часть

(III четверть).

7. Диктант «Праздник света» (III четверть).

Март считают радостным праздником света. Лучи яркого солнца освещают лесные поляны. На синем небе лёгкие облака. На ветках деревьев блестят праздничные сосульки. Крепким настом покрыты долины. Можно без лыж идти по хрустальному снегу. Чуткое ухо охотника ловит весенние звуки. Над головой слышна трель пёстрого дятла. На старой ели робко перелетают с ветки на ветку птенцы клестов. Птенчики родились в зимнюю стужу, и сейчас они первыми встречают весну. Из далёкой Африки летят на родину грачи и скворцы. (78 слов.)

Задания:

  1. Указать падежи существительных и прилагательных в третьем и седьмом предложениях;
  2. Найти сложное предложение и подчеркнуть в нём главные члены предложения;
  3. Выписать имя прилагательное и разобрать его по составу;
  4. Разобрать как часть речи имя прилагательное в первом предложении.

8. Диктант «Весна в апреле» (IV четверть).

Лучи апрельского солнца светят и греют. Веет лёгкий ветерок. Гибкие ветки берёз трепещут на солнце. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На ветке осинки видишь ворону. Она вытягивает шею и хрипло каркает. Молодая галка ищет место для гнезда. На изгороди сороки вертят головами, хвостами качают и трещат. В кустах сирени слышишь чудесный голос овсянки. Её весенняя песенка позванивает, как маленький колокольчик. Посмотришь вокруг – и станет тебе легко и радостно.

Задания:

  1. В последнем предложении над глаголами указать спряжение;
  2. Разобрать по составу глагол посмотришь;
  3. Подчеркнуть глаголы II спряжения, входящие в число исключений;
  4. В первом предложении подчеркнуть главные члены;
  5. Выписать любой глагол, определить его время, лицо, число, спряжение.

Перечень ключевых слов

Грамматическая основа

подлежащее

сказуемое

обстоятельство

определение

дополнение

однородные члены предложения

союзы

распространенные предложения

нераспространенные предложения

простые предложения

сложные предложения

прямая речь

обращение

управляющие слова

имя существительное

склонение

падеж

род

число

имя прилагательное

глагол

спряжение

неопределённая форма глагола

лицо

время глагола

местоимение

предлог

корень слова

приставка

основа слова

суффикс

окончание

наречие

орфограмма

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, адресовать, алфавит, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, землянка, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, класс, колесо, коллектив, коллекция, командир, командовать, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костер, кровать, лагерь, ладонь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, облачко, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, сирень, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйственный, хозяйство, хорошо, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январь.

Приложение 1

Календарно-тематический план по русскому языку в 4  классе.

Тема урока

тип и форма урока

Элемент содержания

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Дата проведения

метапредметные

предметные

УУД

1

Повторение – 9 ч

Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык.

.

Урок повторения

Формирование представлений о языковых понятиях и явлениях.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

Использование знаково-символических средств представления информации.

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей

и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Расширение круга знаний о лексике, фонетике, орфографии, словообразовании, морфологии, синтаксису, культуре речи.

Личностные:

формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

формирование ценностно-смысловой ориентации (способности ценить мир природы и человеческих отношений), обсуждать нравственные и ценностные проблемы;

 формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьников, способность радоваться красоте мира природы, ощущение причастности к истории и культуре своей страны;

формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира);

формирование опыта нравственных и эстетических переживаний;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Познавательные:

работать с учебным текстом, выделять информацию, ориентироваться в текущей  учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

работа вдвоем, в малой группе, в большой группе и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы);

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата;

контроль с проверкой работы соседа по парте или с выполнением работы над ошибками,

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

2

Текст. План текста.

Урок повторения

Текст-повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Уточнить представление об особенностях текста, как единицы речи; уметь распознавать повествовательные, описательные тексты, тексты-рассуждения

3

Текст-повествование, описание, рассуждение.

Урок повторения

4

Предложение как единица речи.

Урок повторения.

Обобщение сведений о слове, предложении, тексте

Повторить понятия о слове, предложении, тексте

5

Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Урок практической работы с тектом. Работа в парах.

Урок повторения.

Предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Обобщить знания о предложении, уметь распознавать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные

6

Диалог. Обращение

Урок игра. Работа в парах

Урок повторения.

Познакомить с обращением. Общее представление.

Уметь видеть обращение в устной и письменной речи.

7

Основа предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.  

Урок повторения.

 Повторить знаки препинания в конце предложений разных по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения.

Уметь употреблять в письменной и устной речи повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

8

Контрольный диктант 1 по теме  « Повторение» (входной)

Урок контроля и учёта знаний

Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие).

Уметь распознавать главные и второстепенные члены предложения; разбирать предложения по членам

9

Словосочетания.

Урок игра «Найди пару»

Урок повторения

Формирование умения устанавливать связь слов в предложении, уточнить знания о словосочетании

Уметь устанавливать связь слов в словосочетании, составлять словосочетания и выделять их из предложения.

10

Предложение – 7 ч

Однородные члены предложения (общее понятие)

Урок усвоения новых знаний.

Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов.

Уметь распознавать однородные члены; оформлять предложения; произносить с интонацией перечисления.

Уметь употреблять предложения в речи.

11

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Урок усвоения новых знаний.

12

Сочинение по картине Левитана «Золотая осень»

Урок развития речи

13

Наши проекты

«Знаки препинания»

14

Простые и сложные предложения. Связь между простыми  предложениями, входящими в состав сложного.

Урок усвоения новых знаний.

Отличие простого предложения от сложного, отличие сложного предложения от предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания в сложном предложении и предложении с однородными членами.

Уметь распознавать простые и сложные предложения. Расставлять знаки препинания  в сложном предложении и предложении с однородными членами.

Урок усвоения новых знаний.

15

Обучающее  изложение

Урок развития речи

16

Контрольная диктант 2  по теме «Предложение» Проверка знаний.

Урок контроля и учёта знаний

Диктант  

Уметь писать под диктовку и выполнять  грамматические задания

17

Слово в языке и речи-16ч

Слово и его лексическое значение.

Урок усвоения новых знаний.

Слово и его лексическое значение.  Правильный выбор и употребление слов в устной и письменной речи.

Уточнить и углубить представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Работать с лингвистическими словарями.

18

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

.Урок исследование

Урок усвоения новых знаний.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слов.

19

Синонимы, омонимы, антонимы.

Урок практической работы. Составляем словарик. Работа в группах

Урок усвоения новых знаний.

Синонимы, омонимы, антонимы. Работа с лингвистическим словарём.

20

Фразеологизмы.

Работа со словарём. Работа в парах

Урок усвоения новых знаний.

Фразеологизмы.

Уточнение и углубление знаний об устойчивых сочетаниях слов, их значении.

21

Состав слова Распознавание значимых частей слова.

Урок исследования

Урок усвоения новых знаний.

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

 Роль имен существительных Обобщение признаков имен существительных: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных.

Уметь распознавать однокоренные слова, подбирать однокоренные слова разных частей речи; уметь проверять написание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.

22

Правописание гласных и согласных в корнях слов

Урок игра «Знатоки русского языка»

Урок повторения.

23

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах

Урок повторения.

24

Правописание приставок и суффиксов

Урок повторения.

25

Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Урок викторина

Урок повторения.

26

Обучающее изложение

Урок развития речи

27

Склонение им сущ-х и им прил-х

Усвоение новых знаний

Склонение имен существительных.

Роль имен прилагательных. Обобщение признаков имен прилагательных. Правописание родовых окончаний имен прилагательных

28

Имя числительное. Глагол.

Усвоение новых знаний

Уметь писать имена существительные женского рода с шипящим звуком на конце;

29

Наречие как часть речи.

.

Усвоение новых знаний

Обобщение признаков наречия: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении.

Уметь распознавать часть речи. Каким членом предложения является наречие. Какие окончания имеет.

30

Правописание наречий.

Усвоение новых знаний

31

Сочинение-отзыв по картине В М Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

Урок развития речи

Изложение «Кот Епифан».

Уметь стилистически точно передавать содержание текста; уметь употреблять в письменной речи предложения с однородными членами

32

Контрольный диктант 3 по теме «Части речи». Урок проверки знаний»

Урок контроля и учёта знаний

Части речи.

Уметь работать над ошибками; развитие орфографической зоркости

Уметь различать части речи

33

Имя существительное – 35ч.

Распознавание падежей имен существительных в единственном числе.

Урок усвоения новых знаний

Склонение имен существительных в единственном числе.

Уметь определять падеж имен существительных

34

Упражнение в распознавании И. п, Р.п,  В. П неодушевлённых имён сущ-х

Урок усвоения новых знаний

35

Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в Р.п и В. п, в Д. п..

Урок усвоения новых знаний

Склонение имен существительных в единственном числе.

Уметь определять падеж имен существительных

36

Упражнение в распознавании имён существительных в Т. п и П. п.

Урок усвоения новых знаний

37

Несклоняемые имена существительные. Урок практической работы. Составляем словарик Работа в парах.

Урок усвоения новых знаний

Несклоняемые имена существительные.

Уметь склонять имена существительные

38

Три склонения имён существительных

Урок исследование

Урок усвоения новых знаний

Три типа склонения имен существительных

39

Упражнение в распознавании им сущ 1 склонения

Урок усвоения новых знаний

Три типа склонения имен существительных

40

Сочинение по репродукции картины А. А. Пластова           « Первый снег». Урок развития речи.

Урок развития речи

Сочинение описание.

Уметь определять тему рисунка, озаглавливать его, анализировать содержание и составлять текст, отражающий содержание рисунка; уметь правильно строить предложения и употреблять их в речи.

41

2-е склонение им сущ-х

Урок усвоения новых знаний

42

Упражнение в распознавании им сущ 2 склонения

Составление словарика. Работа в группах

Урок - закрепления новых знаний

Уметь склонять имена существительные

43

3-е склонение им сущ-х

Урок усвоения новых знаний

Три типа склонения имен существительных

Уметь определять тип склонения имен существительных

44

Упражнение в распознавании им сущ 3 склонения

Составление словарика. Работа в группах

Урок - закрепления новых знаний

45

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени сущ-го.

.

Урок закрепления новых знаний

Три типа склонения имен существительных

Уметь работать по алгоритму определения склонения имен существительных в косвенных падежах;

46

Обучающее изложение

Урок развития речи

Обучающее изложение.

Уметь стилистически точно передавать содержание текста

47

Анализ изложения. Падежные окончания им сущ 1, 2, 3 склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний им сущ.

Урок усвоения новых знаний

Ударные и безударные окончания имен существительных Правописание ударных и безударных окончаний  имен существительных 1,2 и 3 склонения

Уметь определять тип склонения имен существительных

48

Именительный и винительный  падежи.

Урок усвоения новых знаний

Правописание ударных и безударных окончаний  имен существительных 1,2 и 3 склонения

Уметь определять тип склонения имен существительных

49

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже

Урок усвоения новых знаний

Правописание ударных и безударных окончаний  имен существительных 1,2 и 3 склонения

Знать особенности правописания имен существительных в родительном падеже

50

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

.

Урок усвоения новых знаний

Правописание ударных и безударных окончаний  имен существительных 1,2 и 3 склонения

Знать особенности правописания имен существительных в родительном и винительном падеже

51

Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже

Урок усвоения новых знаний

Правописание ударных и безударных окончаний  имен существительных 1,2 и 3 склонения

Знать особенности правописания безударных окончаний имен существительных в дательном падеже

52

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

 Выработка умений и навыков.

Урок закрепления новых знаний

Правописание ударных и безударных окончаний  имен существительных 1,2 и 3 склонения

Знать особенности правописания безударных окончаний имен существительных в родительном дательном падежах; уметь распознавать падеж и склонение

53

Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном  падеже.

Урок-усвоения новых  знаний

Правописание ударных и безударных окончаний  имен существительных 1,2 и 3 склонения

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний имен существительных в творительном падеже;

54

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в творительном  падеже.

.

Урок - закрепления новых знаний

Правописание ударных и безударных окончаний  имен существительных 1,2 и 3 склонения

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний имен существительных в творительном падеже;

55

Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном  падеже.

Урок – усвоения новых  знаний.

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний имен существительных в предложном падеже;

56

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в предложном  падеже.

Урок – закрепления новых  знаний.

57

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Урок повторения и обобщения

58

Сочинение по картине В А Тропинина «Кружевница»

Урок развития речи

59

Контрольный диктант 4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний им сущ в ед числе»

Урок контроля и учёта знаний

60

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

Урок повторения и обобщения

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний

61

Множественное число имен существительных.

Урок игра

Урок усвоения новых знаний

Склонение имен существительных во множественном числе

Уметь определять число имен существительных

62

Именительный и Родительный падеж  имен существительных множественного  числа.

.

Урок усвоения новых знаний

Склонение имен существительных родительного  падежа во множественном числе

Уметь определять число и падеж имен существительных родительного падежа во множественном числе

63

Родительный и винительный падежи имен существительных во множественном числе

Урок усвоения новых знаний

Умение правильно образовывать формы родительного и винительного падежа, употреблять в речи

Отрабатывать прием распознавания падежей имен существительных во множественном числе;

64

Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе.

Урок повторения и обобщения..

Умение правильно образовывать формы творительного и предложного  падежей, употреблять их в речи

Уметь определять число и падеж имен существительных во множественном числе

65

Обучающее изложение

.

Урок развития речи

Умение правильно образовывать формы падежей множественного числа, употреблять их в речи

Степень усвоения материала

66

Анализ  изложения. Упражнение в написании имен существительных во множественном числе.

Урок повторения и обобщения.

Умение правильно образовывать формы падежей множественного числа, употреблять их в речи

Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе; отрабатывать навык определения числа, падежа и склонения имен существительных; уметь проводить морфологический разбор

67

Контрольный диктант6 за 1 полугодие

Контроль знаний

Урок контроля и учёта знаний

68

Имя прилагательное – 30 ч.

Имя прилагательное как часть речи.

Изучение новых знаний.

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменение по родам и числам

Определять части речи

Уметь определять число и род  имен прилагательных

69

Обучающее сочинение по сюжетной иллюстрации «Любимая игрушка»

Урок развития речи

Сочинение-описание

Уметь определять тему рисунка, озаглавливать его, анализировать содержание и составлять текст, отражающий содержание рисунка; уметь правильно строить предложения и употреблять их в речи

70

Склонение имен прилагательных.

Урок усвоения новых знаний

Склонение имён прилагательных.

Уметь определять падеж имени прилагательного.

71

Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина ВА Серова «Мика Морозов».

Урок развития речи

72

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в ед числе..

.

Урок усвоения новых знаний

Склонение  имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Уметь распознавать род, число, падеж имен прилагательных

73

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Именительном и винительном падежах.

Урок усвоения новых знаний

Связь имен прилагательных с именами существительными

Уметь находить сходство и различия именительного и винительного падежей имен прилагательных

74

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.  

Урок усвоения новых знаний.

Связь имен прилагательных с именами существительными

Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже; уметь распознавать падежи;

75

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

.

Урок усвоения новых знаний.

Связь имен прилагательных с именами существительными

Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном  падеже; уметь распознавать падежи;

76

Контрольное  списывание  Текст о Байкале.

Урок контроля и учёта знаний

Контрольное списывание текста с грамматическими заданиями.

Уметь списывать текст с соблюдением орфографических правил.

77

Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именит., родит, дат., винит.падежах и правописании их падежных окончаний

Урок – закрепления новых  знаний

Связь имен прилагательных с именами существительными

Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в имен.., род.., дат.., винительном  падежах; уметь распознавать падежи;

78

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода Изучение и первичное закрепление знаний

Урок – закрепления новых  знаний

Связь имен прилагательных с именами существительными

Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах; уметь распознавать падежи;

79

Выборочное изложение описательного текста.

Наши проекты «Употребление имён прилагательных в сказках бурятских писателей»

Подготовленный  диктант   (упр. 59).

Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания

80

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Урок повторения и обобщения.

Род, число, падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

Определять род, число, падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

81

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

.

Урок усвоения новых знаний

Правописание гласных в безударных окончаниях

Знать правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода; уметь распознавать род, число, падеж.

82

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных именительного и винительного падежа женского рода.

Урок усвоения новых знаний

Правописание гласных в безударных окончаниях.

Знать правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах; уметь распознавать род, число, падеж.

83

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных  род., дат., твор.  и  предложного падежей  женского рода.

Урок усвоения новых знаний

Правописание гласных в безударных окончаниях

Уметь различать имена прилагательные женского рода в родит., дат.. твор..  и предложном падежах.

84

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

Закрепление новых знаний.

Правописание гласных в безударных окончаниях.

Уметь различать имена прилагательные женского рода; распознавать падеж.

85

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

.

Урок усвоения новых знаний

Правописание гласных в безударных окончаниях.

Уметь сравнивать винительный и творительный падежи; выявлять сходство и различия;

86

Изложение описательного текста.

Урок развития речи

Правописание гласных в безударных окончаниях.

Уметь различать имена прилагательные женского рода; распознавать падеж.

87

Анализ изложения.

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

Выработка умений и навыков.

88

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

.

Урок усвоения новых знаний

Склонение имен прилагательных во множественном числе

Уметь определять склонение имен прилагательных во множественном числе;

89

Сочинение-отзыв по картине Рериха «Заморские гости»

Урок развития речи

90

Правописание безударных окончаний имен прилагательных  множественного числа в именительном и винительном падежах.

Урок усвоения новых знаний.

Склонение и правописание  имен прилагательных именительного и винительного падежа во множественном числе.

Уметь находить сходства и различия именительного и винительного падежей.

91

Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных.

.

Урок усвоения новых знаний.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе

Знать особенности правописания имен прилагательных в родительном и предложном падежах во множественном числе

92

Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных.

.

Урок усвоения новых знаний.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе

Определять род имен существительных в тексте, выделять окончания

93

Повторение изученного об имени прилагательном.

Урок повторения и закрепления знаний

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов – имен прилагательных.

Уметь распознавать число, род, падеж имен прилагательных

94

Сочинение-отзыв по картине ИЭ Грабаря «Февральская лазурь»

Урок развития речи

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

Использование знаково-символических средств представления информации.

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей

и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Уметь применять полученные знания

95

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе

Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе;

96

Контрольный диктант7 по теме «Имя прилагательное»

Урок контроля и учёта знаний

Уметь определять тему сочинения, озаглавливать ее, анализировать содержание и составлять текст; уметь строить предложения и употреблять их в тексте.

97

Анализ контрольного диктанта

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном Комплексное применение знаний

Урок обобщения и систематизации знаний.

Прилагательные – синонимы и прилагательные антонимы.

Уметь распознавать число, род, падеж

98

Местоимение – 8ч.

Местоимение как часть речи.

Урок усвоения новых знаний.

Местоимение как часть речи

Знать новую часть речи - местоимение

99

Местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа.

.

Урок усвоения новых знаний.

Местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа

Знать местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа; изменять по родам местоимения 3 лица

100

Изменение личных местоимений по падежам.

.

Урок усвоения новых знаний.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.

Знать правописание местоимений; определять лицо, число и род местоимений;

101

Склонение личных местоимений 3 –го лица.

.

Урок усвоения новых знаний.

Раздельное написание предлогов местоимений

Уметь раздельно писать местоимения с предлогами; определять лицо, род, число местоимений;

102

Изменение личных местоимений по падежам.

Урок игра. Работа в группах

Урок закрепления новых знаний

Использование личных местоимений как средство связи предложений в тексте.

Знать местоимения 3-го лица и правильно употреблять их с предлогами;

103

Изложение повествовательного текста с элементами описания.

Урок развития речи

Тест.

Степень освоения материала

104

Анализ изложения.

Местоимение

. Урок обобщения и систематизации знаний.

Местоимение

Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе; редактировать текст

105

Контрольный диктант 8 по теме «Местоимение»

Урок контроля и учёта знаний

106

Глагол – 21 ч

Роль глаголов в языке.

Урок исследование

Урок усвоения новых знаний

Особенности глагол как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными

Уметь распознавать части речи, рассказывать о глаголе как части речи по плану

107

Изменение глагола по временам.

Урок усвоения новых знаний

Прошедшее время глагола: употребление в речи, определение времени.

Уметь точно употреблять в речи глаголы, правильно определять время глагола.

108

Неопределенная форма глагола.

Урок усвоения новых знаний

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной

Знать особенности глаголов неопределенной формы;

109

Изложение повествовательного текста по цитатному плану

Урок развития речи

110

Анализ изложения.

Спряжение глаголов ( общее понятие).

Урок усвоения новых знаний

Глаголы 1 и 2 спряжения.

Уметь различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения

111

Распознавание лица и числа глаголов.2 - е лицо глагола настоящего и будущего времени, ед числа.

Урок усвоения новых знаний

Глаголы 1 и 2 спряжения.

Уметь различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения

112

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана  «Весна. Большая вода»».

.

Урок развития речи

Сочинение с элементами описания по картине. Структура текста-описания.

113

Глаголы 1 и 2 спряжения настоящего времени..

Урок усвоения новых знаний

Глаголы 1 и 2 спряжения.

Уметь различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

114

Глаголы 1 и 2 спряжения будущего времени..

Урок усвоения новых знаний

115

Наши проекты

«Пословица недаром молвица»

116

Правописание безударных личных окончаний глаголовв настоящем и будущем времени.

Урок закрепления новых знаний

Глаголы 1 и 2 спряжения.

117

Возвратные глаголы (общее представление).

Урок усвоения новых знаний

Общее понятие о возвратных глаголах.

Познакомить с возвратными глаголами.

118

Упражнение в правописании безударных личных окончаний тся и ться в возвратных глаголах.

Урок закрепления новых знаний

119

Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок

Урок развития речи

Глаголы прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.

Уметь определять род глаголов прошедшего времени по окончанию.

120

Правописание глаголов в прошедшем времени

Урок закрепления новых знаний

121

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

Урок закрепления новых знаний

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

Уметь писать глагольные окончания.

122

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

Использование знаково-символических средств представления информации.

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

123

Изложение повествовательного текста «Дед Ларион».

Урок развития речи

Изложение повествовательного текста. Заголовок, тема и основная мысль текста. Их взаимосвязь.

Уметь определять тему и основную мысль повествовательного текста; передавать воспринятый на слух текст и точно употреблять глаголы

124

Контрольный диктант  9 по теме «Глагол»

Урок контроля и учёта знаний

125

Анализ контрольного диктанта..

Повторение и обобщение.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время

Уметь изменять глаголы по временам и обосновывать написание безударных окончаний глаголов.

Уметь писать глагольные суффиксы

126

Проверка знаний по теме «Глагол»

Урок контроля и учёта знаний

127

Повторение – 10 ч.

Язык и речь. Текст. Типы текстов.

Повторение и обобщение.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Текст. Типы текстов.

Уметь отличать типы текстов.

128

Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения.

Виды предложений по цели высказывания.

Повторение и обобщение. Урок игра. Работа в группах

Урок обобщения и систематизации знаний.

Предложение.

Уметь различать виды предложений и предложения с однородными членами.

129

Слово и его лексическое значение.

Повторение и обобщение.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Слово и его лексическое значение.

 Закреплять представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов.

130

Сочинение на тему «Мои впечатления от картины ИИ Шишкина «Рожь»

Урок развития речи

Уметь разбирать слова по составу

131

Повторение. Состав слова.

Состав слова

132133

Комплексная работа

Урок обобщения и систематизации знаний.

Части речи

Уметь распознавать части речи и правильно их употреблять

134

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок игра

135

Итоговый контрольный диктант 10

Урок контроля и учёта знаний

Повторение. Имя прилагательное.

Уметь распознавать и правильно употреблять в речи

Повторение. Глагол. Повторение. Местоимение.

Уметь распознавать и правильно употреблять в речи

136

Игра «По галактике Частей Речи»

Урок развития речи

        

Приложение2

Контрольно-измерительные материалы

Контрольный диктант 1 по теме  « Повторение» (входной)   Поурочные разработки по русскому языку к УМК ВП Канакиной, ВГ Горецкого («Школа России»), с. 45 (Клюква)

Контрольная диктант 2  по теме «Предложение» Поурочные разработки по русскому языку к УМК ВП Канакиной, ВГ Горецкого («Школа России»), 73, 74 (Трусиха)

Контрольный диктант 3 по теме «Части речи». Поурочные разработки по русскому языку к УМК ВП Канакиной, ВГ Горецкого («Школа России»), с.137, 138. (Осень)

Контрольный диктант 4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний им сущ в ед числе» Поурочные разработки по русскому языку к УМК ВП Канакиной, ВГ Горецкого («Школа России»), с.233, 234.

Контрольный диктант6 за 1 полугодие Поурочные разработки по русскому языку к УМК ВП Канакиной, ВГ Горецкого («Школа России»), с.259, 260

Контрольное  списывание  Текст» Озеро Байкал».

ОЗЕРО БАЙКАЛ

Байкал по праву считается одним из самых удивительных озер нашей планеты. Его гигантская котловина имеет в длину шестьсот тридцать шесть и в ширину восемьдесят километров. Общая длина берегов Байкала составляет две тысячи пятьсот километров. Нет ему равных среди озер и по глубине – тысяча шестьсот двадцать метров. Объем воды в озере больше в девяносто пять раз, чем в Азовском море. В тихую погоду на глубине почти сорока метров видно каменистое дно. В Байкал впадают триста тридцать шесть рек, а вытекает только одна – Ангара.

На языке якутов «Байкал» означает «богатое море». И действительно, в нем обнаружено около тысячи видов растений, более одной тысячи шестидесяти видов рыб и животных. Единственное млекопитающее озера – нерпа – имеет вес до ста килограммов при длине тела полтора метра.

(По материалам «Я познаю мир.

Чудеса природы»)

Контрольный диктант7 по теме «Имя прилагательное».  Поурочные разработки по русскому языку к УМК ВП Канакиной, ВГ Горецкого («Школа России»), с. 342, 343 (Зимний день)

Контрольный диктант 8 по теме «Местоимение» Поурочные разработки по русскому языку к УМК ВП Канакиной, ВГ Горецкого («Школа России»), с362, 363 (Лесной голосок)

Контрольный диктант 9 по теме «Глагол»  Поурочные разработки по русскому языку к УМК ВП Канакиной, ВГ Горецкого («Школа России»), с 427, 428 (Совесть)

Итоговый контрольный диктант 10 Поурочные разработки по русскому языку к УМК ВП Канакиной, ВГ Горецкого («Школа России»), с 479, 480

Приложение 3

Темы проектов

1. «Знаки препинания»

 2.Наши друзья – словари.

3. «Употребление имён прилагательных в сказках бурятских писателей»

4. «Употребление множественного числа имён сущ-х»

Темы творческих работ

1.Занимательная омонимия. Чем привлекает она писателей.

2.Отражение русского, бурятского национального характера во фразеологизмах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...