Родной русский язык. Рабочая программа, 1 класс.
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
В рабочей программе по родному русскому языку для 1 класса содержится: Пояснительня записка, перечень документов, на основании которых составлена прогорамма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._rodnoy_russkiy_yazyk_1_klass.docx | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Русский родной язык» для начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО, примерной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык» и авторской программы О. М. Александровой, Л. А. Вербицкой.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, пп. 9, 10);
- ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);
- Федеральный закон. N 317-ФЗ "О внесении изменений ст.11, ч.5, ст.14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 31. 12. 2015 г. №1576 «О внесении изменений ФГОС НОО утверждённый приказом Министерства образования и науки в Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373»
- Приказ Минобрнауки Российской Федерации №1577 «О внесении изменений ФГОС ООО» от 17.12. 2010 г.
- Основная образовательная программа НОО МБОУ «Средняя школа № 34»
- Методическое письмо Минобрнауки и молодёжной политики Камчатского края о преподавании учебных предметов «Родной ( русский ) язык и «Родная ( русская) литература» от 18.04.2019 года № 24.03/2235.
Цели учебного предмета
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи учебного предмета
Важнейшими задачами курса являются:
- приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
- расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им - могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 9 часов в 2019-2020 учебном году (0,25 часа в неделю). Учебный предмет относится к обязательной части учебного плана образовательного учреждения на 2019/2020 г.
Целевая ориентация программы
Данная программа адресована учащимся начальной школы МБОУ СОШ №34. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом. В 1б классе учащиеся в процессе изучения родного (русского) языка расширят сведения, имеющие отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи, во внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. На уроках родной (русский) язык ученики сотрудничают в парах, группах, контролируют и оценивают друг друга, организовывают работу самостоятельно.
Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Для учащихся с ослабленным здоровьем предусматриваются подсказки, алгоритмы действий, инструкции, зрительные опоры. Для одарённых детей – задания, требующие осуществления поиска необходимой информации в дополнительных источниках, задания повышенного уровня сложности, опережающие задания.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений; поиск доказательств; формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном), развития исследовательских навыков, критического мышления, здоровьесбережения и т. д.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
- Уметь донести свою позицию до собеседника;
- Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения родного (русского) языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 1 класса
Обучающиеся будут знать:
- изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- типы текстов: рассуждение, повествование, описание;
- стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);
- структуру текста рассуждения
уметь:
- распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- определять тему текста и основную мысль;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;
- определять грамматические значения заимствованных слов;
- строить словообразовательные цепочки.
Ученик получит возможность научиться:
- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;
- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения.
- давать оценку невежливому речевому поведению.
Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Секреты речи и текста (3ч.)
Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Для чего люди общаются. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Речевая (коммуникативная) ситуация.
Речевые роли (в семье, школе и т.д.). Разнообразие речевых ситуаций. Важность учета речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. Типы текстов.
Раздел 2. Язык в действии (3ч.)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Слово, его значение. Сочетание слов. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (2 ч.)
Как писали в старину. Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой);
2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава).
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел учебного курса | Количество часов |
1 | Секреты речи и текста | 3 |
2 | Язык в действии | 3 |
3 | Русский язык: прошлое и настоящее | 2 |
4 | Резервный урок | 1 |
ИТОГО | 9 |
Форма контроля : опрос
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
Как люди общаются друг с другом. | |||
Вежливые слова. Как люди приветствуют друг друга. | |||
Зачем людям имена. | |||
Выделяем голосом важные слова. | |||
Как можно играть звуками. Где поставить ударение. | |||
Как сочетаются слова. | |||
Как писали в старину. | |||
Дом в старину: что как называлось. Во что одевались в старину. | |||
Резервный урок |
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Учебник: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Русский родной язык. 1 класс. Учебное пособие.- М.: Просвещение. 2020.
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Многофункциональное устройство.
- Цифровой микроскоп.
- Документ - камера.
Интернет-ресурсы.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Образовательный портал. – Режим доступа: www.uroki.ru
- Первый мультпортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению на родном (русском ) языке для 2 класса УМК "Школа России"
Рабочая программа по чтению на родном (русском ) языке для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...
рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...
рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по родному русскому языку по рабочей тетради Мищенковой "Занимательный русский язык" для 2 класса....
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса
Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса
Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса
Рабочая программапо родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе н...
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...