Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему
Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk_4.doc | 112.5 КБ |
rodnoy_yazyk_4.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Ульяновска
«Средняя школа №76 имени Хо Ши Мина»
Рабочая программа
по родному (русскому) языку для 4 класса
Составители: | Михайлина О.С., Мухамеджанова А.В., Турбина Н.П., Ярославская И.Н. |
г. Ульяновск, 2018
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский язык) для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России» автор Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Гармония» автор Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
- Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Перспективная начальная школа» автор Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы: Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи: 3,4 класс.-М.: Росткнига, 2011 г.
Курс рассчитан на 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
Рабочая программа курса «Родной язык (русский язык)» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Цель занятий - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачами курса являются:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
№ п/п | Наиме-нование раздела | Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||
1 | Лекси-ка | 1.Формирование базовых эстетических ценностей 2.Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся 3.Формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять ин- формацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать за- явленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта; • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | Обучающиеся научится
Обучающиеся получит возможность научиться: • подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов; • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. |
2 | Орфоэпия | Децентрация младшего школьника. | Осуществление контроля процесса и результатов деятельности. | Умение анализировать с целью выделения признаков, как существенных, так и несущественных. | Инициативное сотрудничество (сосед по парте). | Обучающиеся научатся: использовать учебные словари: толковый, словарь устойчивых выражений, орфографический, обратный, орфоэпический, этимологический для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи. Обучающиеся получат возможность научиться: правильно произносить орфоэпически ударные слова из орфоэпического минимума для изучения в этом классе, правильно ставить ударения в словах. |
3 | Культура общения | 1. Формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой) осуществляется с помощью системы заданий в линии под названием «Азбука вежливости». 2. . Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся (способности ценить мир природы и человеческих отношений, умения выделять нравственный аспект поведения героев текста и сквозных героев учебника, способности оценить содержание учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей, умения сделать личностный моральный выбор) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых (в методическом аппарате) наряду с анализом их видовых особенностей (описание, повествование, рассуждение и т. д.) обсуждаются нравственные и ценностные проблемы 3. Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) происходит не только на материале всех вышеперечисленных литературных текстов, но и на основе заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями 4. Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (формирование опыта «индивидуальных примерок»: воспитание способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) осущест-вляется с помощью вопросов и заданий, цель которых — опереться на социальный и личностный опыт ребенка. | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять ин- формацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать за- явленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта; • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | Обучающиеся научится: • различать особенности разных стилей речи; • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение; • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения; • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты; • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми; • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений; • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; • писать письма с соблюдением норм речевого этикета. Обучающиеся получат возможность научиться: • создавать тексты по предложенному заголовку; • подробно или выборочно пересказывать текст; • пересказывать текст от другого лица; • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов). |
2. Содержание учебного предмета.
№ п/п | Наименование темы (раздела, блока) | Количество часов по программе |
1 | Лексика. | 8 |
2 | Орфоэпия. | 2 |
3 | Культура общения. | 7 |
ИТОГО: | 17 |
3.Тематическое планирование по родному языку (русскому).
№ п\п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения по планированию | Дата проведения фактически | |
Лексика (8 часов) | |||||
1. | Слово. В мире слов. Работа со словарем. | 1 | |||
2. | Многозначные слова. | 1 | |||
3. | Новые и научные слова. | 1 | |||
4. | Архаизмы. | 1 | |||
5. | Синонимы. Антонимы. | 1 | |||
6. | Омонимы. | 1 | |||
7. | Фразеологизмы. | 1 | |||
8. | Этимология. | 1 | |||
Орфоэпия (2 часа) | |||||
9. | Говори правильно. Ударение. | 1 | |||
10. | Говори правильно. Произношение слов. Работа с орфоэпическим словарем. | 1 | |||
Культура общения (7 часов) | |||||
11. | Стили речи. | 1 | |||
12. | Рисуем словесные картины (сочинения), описание природы. Рисуем словесные этюды. | 1 | |||
13. | Учимся рассказывать о действиях. | 1 | |||
14. | Мини сочинения. | 1 | |||
15. | Сочинения рассуждения. | 1 | |||
16. | Размышления «почемучек». | 1 | |||
17. | Речевой этикет. | 1 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Ульяновска
«Средняя школа №76 имени Хо Ши Мина»
Рабочая программа
по родному (русскому) языку для 4 класса
Составители: | Михайлина О.С., Мухамеджанова А.В., Турбина Н.П., Ярославская И.Н. |
г. Ульяновск, 2018
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский язык) для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России» автор Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Гармония» автор Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
- Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Перспективная начальная школа» автор Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы: Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи: 3,4 класс.-М.: Росткнига, 2011 г.
Курс рассчитан на 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
Рабочая программа курса «Родной язык (русский язык)» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Цель занятий - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачами курса являются:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
№ п/п | Наиме-нование раздела | Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||
1 | Лекси-ка | 1.Формирование базовых эстетических ценностей 2.Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся 3.Формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять ин- формацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать за- явленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта; • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | Обучающиеся научится
Обучающиеся получит возможность научиться: • подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов; • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. |
2 | Орфоэпия | Децентрация младшего школьника. | Осуществление контроля процесса и результатов деятельности. | Умение анализировать с целью выделения признаков, как существенных, так и несущественных. | Инициативное сотрудничество (сосед по парте). | Обучающиеся научатся: использовать учебные словари: толковый, словарь устойчивых выражений, орфографический, обратный, орфоэпический, этимологический для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи. Обучающиеся получат возможность научиться: правильно произносить орфоэпически ударные слова из орфоэпического минимума для изучения в этом классе, правильно ставить ударения в словах. |
3 | Культура общения | 1. Формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой) осуществляется с помощью системы заданий в линии под названием «Азбука вежливости». 2. . Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся (способности ценить мир природы и человеческих отношений, умения выделять нравственный аспект поведения героев текста и сквозных героев учебника, способности оценить содержание учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей, умения сделать личностный моральный выбор) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых (в методическом аппарате) наряду с анализом их видовых особенностей (описание, повествование, рассуждение и т. д.) обсуждаются нравственные и ценностные проблемы 3. Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) происходит не только на материале всех вышеперечисленных литературных текстов, но и на основе заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями 4. Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (формирование опыта «индивидуальных примерок»: воспитание способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) осущест-вляется с помощью вопросов и заданий, цель которых — опереться на социальный и личностный опыт ребенка. | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять ин- формацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать за- явленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта; • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | Обучающиеся научится: • различать особенности разных стилей речи; • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение; • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения; • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты; • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми; • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений; • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; • писать письма с соблюдением норм речевого этикета. Обучающиеся получат возможность научиться: • создавать тексты по предложенному заголовку; • подробно или выборочно пересказывать текст; • пересказывать текст от другого лица; • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов). |
2. Содержание учебного предмета.
№ п/п | Наименование темы (раздела, блока) | Количество часов по программе |
1 | Лексика. | 8 |
2 | Орфоэпия. | 2 |
3 | Культура общения. | 7 |
ИТОГО: | 17 |
3.Тематическое планирование по родному языку (русскому).
№ п\п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения по планированию | Дата проведения фактически | |
Лексика (8 часов) | |||||
1. | Слово. В мире слов. Работа со словарем. | 1 | |||
2. | Многозначные слова. | 1 | |||
3. | Новые и научные слова. | 1 | |||
4. | Архаизмы. | 1 | |||
5. | Синонимы. Антонимы. | 1 | |||
6. | Омонимы. | 1 | |||
7. | Фразеологизмы. | 1 | |||
8. | Этимология. | 1 | |||
Орфоэпия (2 часа) | |||||
9. | Говори правильно. Ударение. | 1 | |||
10. | Говори правильно. Произношение слов. Работа с орфоэпическим словарем. | 1 | |||
Культура общения (7 часов) | |||||
11. | Стили речи. | 1 | |||
12. | Рисуем словесные картины (сочинения), описание природы. Рисуем словесные этюды. | 1 | |||
13. | Учимся рассказывать о действиях. | 1 | |||
14. | Мини сочинения. | 1 | |||
15. | Сочинения рассуждения. | 1 | |||
16. | Размышления «почемучек». | 1 | |||
17. | Речевой этикет. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по родному русскому языку 1 класс
Материал содержит примерное календарно-тематическое планирование по предмету "Родной (русский) язык" для 1 класса. ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочие программы 3 класс. УМК "Школа России"...
Рабочая программа Родной ( русский язык) УМК ПНШ , 4 класс
Рабочая программа по родному( русскому языку) УМК ПНШ , 4 класс в количестве 17 часов. (пояснительная записка, КТП)...
Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива
Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива, рассчитан на 0,5 часа (17 часов в год)...
Рабочая программа «Родной (русский) язык» 2 класс
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...