«Род имён существительных» 2 класс, система Л.В. Занкова
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Род имён существительных»
2 класс, система Л.В. Занкова
Подготовила: Рязанова Наталья Сергеевна
Тип урока: знакомство с новой темой.
Формируемые УУД:
Личностные:
- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Регулятивные:
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,
- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Познавательные:
- делать выводы на основе обобщения;
- определять последовательность действий для решения предметной задачи.
Коммуникативные:
- подтверждать аргументы фактами;
- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
Оборудовние:
1. Мультимедийная презентация.
2. Линейки «Шкала оценок» (у каждого ребёнка)
3. Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка)
4. «Копия письма» (у каждого ребёнка)
5. Таблица для заполнения (у каждого ребёнка)
6. Текст письма у учителя
7. Плакат с местоимениями.
Ход урока.
1.Этап самоопределения к деятельности
1.Организация детей к уроку(слайд 1):
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья от Вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
2. Психологический настрой к уроку.
- – На доске я нарисовала линию с числами от 1 до 10. Ребята, а как Вы думаете, зачем я нарисовала эту вертикальную
линию, ведь у нас сейчас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу на уроке в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши результаты были близки к наивысшему 10. Я желаю вам удачи!
10
2. Актуализация знаний.
- - Узнайте, о какой части речи будем говорить.
Найди лишнюю часть речи (слайд 2):
Красота, щедрость, умный
Дружба, помогать, Париж
-Почему эти слова можно считать лишними? (помогать-глагол, умный- прилагательное, все остальные слова – существительные).
-Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (имя существительное, узнаем больше об этой части речи).( Слайд 3)
- Работа в парах .
- Вспомните, что знаете об имени существительном, посоветуйтесь в парах и в тесте отметьте верный ответ.
1. Что такое имя существительное?
- Часть предложения
- Член речи.
- Часть слова.
2. Что обозначает имя существительное?
- Действие предмета.
- Предмет, явление и др.
- Признак предмета.
3. На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Кто? Что?
- Как? Откуда? Где?
- Что делать? Что сделать?
4. Чем является имя существительное в предложении?
- Только подлежащим.
- Подлежащим и второстепенным членом предложения.
- Подлежащим, сказуемым, обстоятельством, дополнением, определением.
5. Перечисли несколько признаков имени существительного.
- Одушевлённое или неодушевлённое.
- Собственное или нарицательное.
- Изменяется по числам.
- Спряжение.
3. Обобщение о существительном.
- Расскажите, все, что знаете об имени существительном.
-самостоятельная часть речи;
-отвечает на вопрос кто? Что?
-обозначает предмет;
-может изменяться по числам;
-бывает одушевлённым и неодушевлённым;
-собственными или нарицательными;
-в предложении может быть подлежащим или второстепенным членом предложения;
4.Классификация имен существительных.
- Что можно сказать об этих сущ.? (словарные слова) (слайд 4)
- Распределите имена существительное на 2 группы по известным признакам (одушевленности и неодушевленности), отметьте орфограммы. (два ученика выполняют задание у доски)
Что? Кто?
Машина, Учитель,
яблоко, девочка,
письмо, товарищ
Москва
- Ребята, что вы скажете о работе ребят у доски? Если у вас в тетради была ошибка – отметьте на полях. (слайд 5)
- Какие слова можно употреблять в речи вместо существительных? (МЕСТОИМЕНИЯ – они наши помощники сегодня на уроке –ОН, МОЙ, ОНА,МОЯ, ОНО, МОЁ.)
- Фиксация затруднения в деятельности.
- Чтение письма и его разбор.
– Я заметила, что слово письмо лишнее, оно не словарное. Об одном интересном письме я бы хотела вам рассказать. У меня есть подружка Сесиль. Она живёт в иностранном городе, о котором мы с вами сегодня уже говорили (Париж).
-Столица какого государства является Париж?
-На каком языке говорят в этой стране?
Моя подруга Сесиль написала письмо на русском языке, но звучит оно не обычно. У вас есть копия письма, помогите мне разобраться, в чём состоит необычность письма.
Здравствуй, мой любимый подруга Наташа! Я часто вспоминаю нашу встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милый бабушка рассказывал о своей молодости. Я полюбила Россию и русских людей за их доброту. Ваш Сесиль. Оревуар.
2.Обсуждение письма.
-Что вам показалось необычным в этом письме?
( Неправильно употребляет слова. Не знает русского языка.)
4. Постановка учебной задачи.
-А как вы считаете, чего именно не знает моя подруга Сесиль?
(как правильно согласовать слова)
- Как правильно согласовать слова мы сможем объяснить Сесиль разобравшись в теме урока: «Род имен существительных». Итак, задачи урока – понять, что такое род существительных, научиться определять род имён существительных. Сегодня мы говорим о существительных только в единственном числе.
2.- Давайте поможем Сесиль, исправить ошибки.
(Читают, исправляют ошибки. Два консультанта у компьютера исправляют текст.) (слайд 7).
Проверка исправленных предложений. Читают по цепочке.
3. Вывод
- Практически мы умеем правильно употреблять имена существительные в устной речи, т.к. мы люди русские. Но практические знания должны опираться на науку.
Поэтому мы приступаем к научно – исследовательской работе.
5. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
1. Исследовательская работа в парах.
- На 1 этапе : Выпишите из письма Сесиль имена существительные по инструкции. Сделаем это вместе, можно помогать друг другу в парах. Писать карандашом, можно исправлять.
Последовательное выполнение задания, согласно инструкции.
(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.) (слайд 8)
- Найди и подчеркни имена существительные, обозначающие одушевлённые предметы в единственном числе.
- Подумай каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину?
- Запиши слова-помощники в таблице в 1 и 2 столбике в красной рамке.
- Заполняем таблицу.
- Сравним! (Учитель открывает часть своей таблицы.) (слайд 9)
Проверьте друг друга в парах.
- Имя существительное какого рода называет женщину?
- Назовите слова-помощники.(она моя)
- Запишите в рамку- женский род.
(Учитель открывает рамки в своей таблице.) (слайд 9)
- Имена существительные какого рода называют мужчину?
- Назовите слова-помощники.(он мой)
- Запишите в рамку- мужской род. (слайд 9)
Итак, мы записали одушевлённые сущ. мужского и женского рода. В третий столбик ничего не записали.
2.- Как вы думаете, только ли одушевленные существительные могут быть женского и мужского рода?
- Продолжим наше исследование.
- На 2-ом этапе работы вам предстоит – распределить в группы имена существительные, обозначающие неодушевленные предметы.
- Вернитесь к письму и найдите несколько сущ. неодушевлённых в единственном числе, поставьте их сразу в начальную форму.
- Давайте возьмём несколько сущ. и определим их род. (дом, лото, молодость, встреча, общение) (слайд 10)
- Запишите слова в таблицу.
(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.)
(слайд 11)
- Что вы заметили?(слово лото не записали)
- Почему?
- А как вы думаете, какой это род?
- Дайте свое название.(СРЕДНИЙ РОД)
- Какие слова – помощники могут быть у этого рода? (оно, мое средний род)
(слайд 12)
5. Первичное закрепление во внешней речи
- Правильно?
- Давайте сделаем вывод.
- Каких родов бывают имена существительные?
- Как определить род имен существительных? (слайд 13)
-Есть маленькое стихотворение, которое поможет вам лучше запомнить род имени существительного.
- Я предлагаю вам отправить Сесиль стихотворение – памятку:
«Секрет запоминания родов»
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно, мое!
Это правило твое!
Давайте закрепим наши знания поработав над словами по примеру:
стол (он мой м.р.),…
6. Физминутка.
Потрудиться нам пришлось очень много. Давайте отдохнём.
Я называю слова, если слово м.р. –наклон вправо, слово ж.р. –наклон влево, слово с.р.- прыжок на месте.
ДОЖДЬ, ТРАВА, НЕБО, КОМ, СОЛНЦЕ, ДЕВОЧКА, КАПИТАН, УЧЕНИЦА, ВЕТЕР, КНИГА, МОРЕ
(по окончании физминутки – чистый слайд № 14)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой
1. - В письме Сесиль вы увидели ПОСТ СКРИПТУМ. Она пишет, что пробовала подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное, надписать над ним род. Сесиль прислала мне свои слова, напишите, какие слова можно вставить. Определи род имен существительных.
Мягкое…, сладкая…., ледяной…., маленький…, зелёная….,открытое….,взрослый…, розовая….,чистое…
2. Взаимопроверка в парах
3.- Многие иностранцы не могут разобраться в наших фразеологических оборотах, которые обогащают нашу речь. (слайд 14)
- Определите род этих существительных и вставьте во фразеологический оборот.
Биться как _______об лёд.
Доброе слово и ________приятно.
Не всё то _______,что блестит.
8. Рефлексия.
- Итак, достигли ли мы целей урока? Задайте себе вопросы: понял ли я, что такое род имени существительного? Могу ли я определить род имени существительного? Покажите на своих «Линейках оценок» своё количество баллов.
9. Домашнее задание
- Большое спасибо за ту помощь, которую вы оказали мне. Сесиль прислала мне открытки с видами прекрасной столицы Франции. (слайд ). Думаю, вам стоит узнать больше об этом городе и выучить «Секрет запоминания родов».
Список литературы.
- Русский язык. 2 класс. В 2-х частях. Автор учебника Нечаева Н. В. 2012г.
- Научим ребенка писать грамотно. Дидактический материал 1-4 класс. Автор книги Павлюк В. К., 2005г.
- Словарная работа на уроках русского языка во 2 классе. Автор книги Правило В. И., 2007г.
- Игрослов. Русский язык: строгие правила в занимательной форме. 1-4 классы. Автор книги Белорусец В. И.,2005г.
- Курс русского языка по системе Л.В.Занкова. 1-4классы. Часть 2. Лекции. Автор книги Нечаева Н. В., 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 3 классе(система Л.В.Занкова) "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"
Урок математики в 3 классе (по учебнику Аргинской И.И.)...
"род имени существительного", урок русского языка, 2 класс, система Л. В. Занкова
Урок по системе Л. В. Занкова, составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС....
Мастер-класс Литературное чтение 1 класс система Л.В. Занкова
Методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов через УМК системы «Л.В. Занкова», в частности на уроках литературного чтения по учебнику Н.В. Нечаевой, К.С. Бе...
Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)
урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...
Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" (2 класс, система Л.В.Занкова)
Данный материал содержит подробное описание этапов урока по данной теме и презентацию. Урок составлен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Поставленные задачи реализую...
"Род имён существительных" 2 класс система Л. В. Занкова
Разработка урока по русскому языку для 2 класса. Система Л. В. Занкова...
Проверочная работа по теме "Нервная и кровеносная система" 4 класс Система Л.В.Занкова
Проверочная работа по теме "Нервная и кровеносная система" 4 класс проводится в качестве проверки знаний учащихся по данной теме, с опорой на знания полученные при изучении данной темы по уч...