Работа над звуко-буквенным составом слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с ОВЗ.
статья по русскому языку (1, 2, 3 класс)
Этапы проведения звуко-буквенного разбора слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с овз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
звуко-буквенный состав слова | 14.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Николаева Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов ГОБОУ «ЦАО», г. Великий Новгород
Работа над звуко-буквенным составом слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с ОВЗ.
- Сделать звуко-буквенный разбор слова для детей с ОВЗ неимоверно трудное дело.
У детей с ОВЗ множество нарушений:
- ограниченность словаря;
- несформированность словообразовательных процессов;
- бедность грамматических конструкций;
- затруднения при развернутом высказывании.
Это все препятствует овладению и письменной и устной речью.
Перед учителем встает задача: развить у ребенка произвольную речь (чтобы его понимали окружающие), овладеть программой русского языка начальной школы.
Чтобы сделать звуко-буквенный разбор слова ребенок много должен вспомнить.
- Этапы проведения звуко-буквенного разбора слова.
- Запись слова.
- Постановка ударения. Учимся петь слово, как песню, часто не получается, делаем хором.
- Запись звучания слова. С детьми с ОВЗ этот пункт мы пропускаем, это для них сложно.
- Подсчет звуков и букв. Для этого дети должны знать, или повторить с учителем, что звуки мы слышим, а буквы мы видим. Звуки считаем отвернувшись от слова, произносим его и считаем на пальцах. Буквы мы считаем по записи на доске.
- Запись количества гласных. Многие дети запоминают их только по цвету – красные и синие. Из количества гласных записываем количество согласных.
- Деление на слоги. Выполняется в помощью хлопков, кто не может – учитель берет руки ребенка и при хоровом произнесении слова, производит хлопок.
- Характеристики согласных.
Еще мы с детьми изучаем, что согласные бывают глухие и звонкие, твердые и мягкие, парные и непарные. Над этими характеристиками необходимо работать каждый урок. В виду особенности их психического развития, эти сложные термины у детей очень быстро стираются из их памяти. Еще раз подчеркну, только в системе и на каждом уроке характеристики согласных усваиваются у незначительного количества детей. Многим это недоступно никогда.
- Для чего нужен звуко-буквенный разбор слова?
Нужен для осознанного овладения русским языком, грамотного написания слов. Многим детям это не доступно, но если несколько детей улучшит свою письменную речь, это уже хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка являе...
Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
В этой работе описана комплексная работа со словарными словами в начальной школе,над этой темой я работала более 5 лет и получила хорошие результаты....
Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе
Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания....
лексическая работа со словами на уроках русского языка в начальной школе
Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету....
Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
В разработке представлены этапы работы со словарными словами, лексико – орфографические упражнения, дидактические игры, позволяющие формировать навык написания слов с непроверяемыми орфограммами, обог...
Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Методика работы со словарными словами от урока к уроку....
Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
В данной статье рассматриваются этапы работы над новым словарным словом в начальной школе, а также основные приемы работы по закреплению их написания....