Статья "Приёмы работы с таблицей «Слова, слова, слова…» на уроках русского языка в начальной школе"
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)
В статье приводится пример таблицы со словами для работы на уроках русского языка и варианты работы с данной таблицей с использованием различных методических приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kameneva_t._a._russkiy_yazyk.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Каменева Т. А., учитель МОУ «СОШ № 1»
города Валуйки Белгородской области
Приёмы работы с таблицей «Слова, слова, слова…»
на уроках русского языка в начальной школе
Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Для решения данной проблемы используются современные технологии, создающие атмосферу, в которой ученик вовлекается в учебный процесс заинтересованно и свободно. В качестве примера можно назвать работу по таблице, которая являются неотъемлемой частью учебного процесса. Работа по таблице - это работа с информацией, без чего в наше время не обойтись. Создав такой документ в начале учебного года, можно работать с учащимися в течение полугода, затем создать новую, с другими словами, более сложного уровня. Дети получают установку работы с таблицей: найди информацию, вспомни, дополни, определи, классифицируй, расположи, сделай сравнение, составь вопросы по таблице, соотнеси, выбери, образуй, процитируй. Использовать таблицы можно на любом этапе уроке: проверка домашнего задания, актуализация и закрепление изученного, введение в тему урока, открытие нового знания и способа действия, включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, проверка изученного. Использование таблицы «Слова, слова, слова…» продуктивно во время фронтальной работы, самостоятельной, парной, групповой, можно проводить мини-исследование. Функционал данных таблиц широк и зависит от заинтересованности и творчества самого учителя. По основному назначению таблицы условно можно разделить на познавательные, инструктивные, справочные и тренировочные. Данная таблица – познавательно-тренировочная.
Таблица «Слова, слова, слова…» | 2. скорость солнце цитрус экзотика занавес вымысел тишина | 4. разливной размашистый разговорчивый развесистый размеренный рассудительный разумный | 6. удалить затихают удивляюсь примечают мыслишь думаете поверим
| 8. побег победа поверье повесть поворот подкова подъезд |
1. карнавал изюминка извилина затишье гербарий скорость сомнение | 3. загадать завершить забросить задумать заострить забегать зацвести | 5. природа примета принцип пристань притяжение примечание приключение | 7. душистый душевный доходчивый дословный добровольный доверительный достойный | 9. масленица наездник новатор отросток удивление собеседник ярмарка |
Приёмы работы по таблице «Слова, слова, слова…»
В скобках приведены примеры на некоторые задания
Приём «Определение»
Что общего в словах 1 группы? 2 группы? 3 группы?
(1, 2 группа: имена существительные, 3 группа – глаголы неопределенной формы)
В каждом слове 1 – 9 группы определить орфограмму.
По лексическому значению определить слова в группе 1, 2, 4, 5, 8, 9.
Определить лицо слов 6 группы.
Приём «Группировка»
На какие части можно разделить слова 2 группы? 5 группы?
(2, 5 группа: слова м, ж и ср. рода)
В 5, 8 группах разграничить слова, которые начинаются одинаково, с приставками и без приставок.
Приём «Распределение»
Записать слова 1 группы, 2 группы, 9 группы по алфавиту.
Распределить слова 5, 8, 9 группы по количеству слогов.
Распределить слова 9 группы по признаку одушевлённости.
Приём «Сравнение»
Сравнить слова 1 и 2 группы, 4 и 5, 3 и 6, 5 и 8, 3 и 6, 7 и 9.
(Слова 1 и 2 группы: общий признак - имена существительные, общий признак – глаголы, различие – 3 группа – глаголы неопределенной формы, 6 группа – глаголы разных грамматических признаков)
Сравнить слова 5 группы и выявить общие грамматические признаки.
Приём «Образование»
К словам 3, 4, 6, 7 группы подобрать однокоренные существительные.
(3 группа: загадать – загадка, завершить – завершение, забросить – бросок, задумать – дума)
К словам 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9 группы подобрать однокоренные имена прилагательные.
К словам 3, 6, групп записать глаголы с другими приставками.
Приём «Выбор»
Выбрать из слов 1, 2, 6, 9 группы слова, которые начинаются на мягкий согласный, на твёрдый согласный, на звонкий согласный, на глухой согласный.
В предложения вставить слова из 4, 9 группы
(Он скачет на коне, как прирождённый ….
Композитор А. Скрябин был … цветомузыки в музыкальном произведении.
Мой … произвёл на меня приятное впечатление.)
Приём «Дополнение»
К словам 1, 2, 5, 8, 9 группы подобрать прилагательные, подходящие по смыслу.
К словам 4, 7 группы подобрать существительные, подходящие по смыслу к именам прилагательным, изменяя их род.
К словам 6 группы добавить подлежащее, выраженные местоимениями, составить предложение с любой основой
(они затихают, я удивляюсь, они примечают, ты мыслишь, вы думаете, мы поверим)
Приём «Составление»
Составить словосочетания со словами 7 и 1, 2, 8, 9 группы, 6 и 1, 2, 8, 9 группы.
(душистый цитрус, душевный собеседник, добровольный наездник, доверительная тишина)
Составить повествовательное, восклицательное, вопросительное предложения, используя слова 3, 4, 6, 7, 8 группы.
Составить простое предложение, используя слова 1, 2, 6, 8 группы.
Составить сложное предложение, используя слова 3, 4, 5, 7 группы.
Составить предложение с однородными сказуемыми, используя слова 3, 6 группы.
Таблицы выполняют функции обучения, развития и воспитания: создание условий для расширения возможностей для закрепления, повторения и проверки изученных умений и навыков, стимуляция познавательной активности детей, расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса, формирование аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитие умения устанавливать логические связи между понятиями, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, отбора ранее полученной информации, развитие речевых навыков, воспитание самостоятельности, сотрудничества, творческой индивидуальности, поддерживают интерес к предмету, способствуют формированию всего комплекса универсальных учебных действий за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода и приносят радость от участия в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе
Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания....
лексическая работа со словами на уроках русского языка в начальной школе
Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету....
Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе
Материал будет полезен учителям, работающим в начальных классах. Можно вести плодотворную работу над словом....
Изучение словарных слов на уроках русского языка в начальной школе на тему ОГОРОД
Данная разработка может быть использована на уроках русского языка при изучении слов на тему "ОГОРОД"...
Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе
Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе...
Работа над звуко-буквенным составом слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с ОВЗ.
Этапы проведения звуко-буквенного разбора слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с овз....
Методы и приёмы работы со словами на уроках русского языка в начальной школе
Аннотация к методической разработке...