Статья "Приёмы работы с таблицей «Слова, слова, слова…» на уроках русского языка в начальной школе"
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)

В статье приводится пример таблицы со словами для работы на уроках русского языка и варианты работы с  данной таблицей с использованием различных методических приемов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameneva_t._a._russkiy_yazyk.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Каменева Т. А., учитель МОУ «СОШ № 1»

города Валуйки Белгородской области

Приёмы работы с таблицей «Слова, слова, слова…»

на уроках русского языка в начальной школе

Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Для решения данной проблемы используются современные технологии, создающие атмосферу, в которой ученик вовлекается в учебный процесс заинтересованно и свободно.  В качестве примера можно назвать работу по таблице, которая являются неотъемлемой частью учебного процесса. Работа по таблице - это работа с информацией, без чего в наше время не обойтись. Создав такой документ в начале учебного года, можно работать с учащимися в течение полугода, затем создать новую, с другими словами, более сложного уровня. Дети получают установку работы с таблицей: найди информацию, вспомни, дополни, определи, классифицируй, расположи, сделай сравнение, составь вопросы по таблице, соотнеси, выбери, образуй, процитируй. Использовать таблицы можно на любом этапе уроке: проверка домашнего задания, актуализация и закрепление изученного, введение в тему урока, открытие нового знания и способа действия, включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, проверка изученного. Использование таблицы «Слова, слова, слова…» продуктивно во время фронтальной работы, самостоятельной, парной, групповой, можно проводить мини-исследование. Функционал данных таблиц широк и зависит от заинтересованности и творчества самого учителя. По основному назначению таблицы условно можно разделить на познавательные, инструктивные, справочные и тренировочные. Данная таблица – познавательно-тренировочная.

Таблица «Слова, слова, слова…»

 2.

скорость

солнце

цитрус

экзотика

занавес

вымысел

тишина

4.

разливной

размашистый

разговорчивый

развесистый

размеренный

рассудительный

разумный

6.

удалить

затихают

удивляюсь

примечают

мыслишь

думаете

поверим

 

8.

побег

победа

поверье

повесть

поворот

подкова

подъезд

1.

карнавал

изюминка

извилина

затишье

гербарий

скорость

сомнение

 3.

загадать

завершить

забросить

задумать

заострить

забегать

зацвести

5.

природа

примета

принцип

пристань

притяжение

примечание

приключение

7.

душистый

душевный

доходчивый

дословный

добровольный

доверительный

достойный

9.

масленица

наездник

новатор

отросток

удивление

собеседник

ярмарка

Приёмы работы по таблице «Слова, слова, слова…»

В скобках приведены примеры на некоторые задания

Приём «Определение»

Что общего в словах 1 группы? 2 группы? 3 группы?

(1, 2 группа: имена существительные, 3 группа – глаголы неопределенной формы)

В каждом слове 1 – 9 группы определить орфограмму.

По лексическому значению определить слова в группе 1, 2, 4, 5, 8, 9.

Определить лицо слов 6 группы.

Приём «Группировка»

На какие части можно разделить слова 2 группы? 5 группы?

(2, 5 группа: слова м, ж и ср. рода)

В 5, 8 группах разграничить слова, которые начинаются одинаково, с приставками и без приставок.

Приём «Распределение»

Записать слова 1 группы, 2 группы, 9 группы по алфавиту.

Распределить слова 5, 8, 9 группы по количеству слогов.

Распределить слова 9 группы по признаку одушевлённости.

Приём «Сравнение»

Сравнить слова 1 и 2 группы, 4 и 5, 3 и 6, 5 и 8, 3 и 6, 7 и 9.

(Слова 1 и 2 группы: общий признак - имена существительные, общий признак – глаголы, различие – 3 группа – глаголы неопределенной формы, 6 группа – глаголы разных грамматических признаков)

Сравнить слова 5 группы и выявить общие грамматические признаки.

Приём «Образование»

К словам 3, 4, 6, 7 группы подобрать однокоренные существительные.

(3 группа: загадать – загадка, завершить – завершение, забросить – бросок, задумать – дума)

К словам 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9 группы подобрать однокоренные имена прилагательные.

К словам 3, 6, групп записать глаголы с другими приставками.

Приём «Выбор»

Выбрать из слов 1, 2, 6, 9 группы слова, которые начинаются на мягкий согласный, на твёрдый согласный, на звонкий согласный, на глухой согласный.

В предложения вставить слова из 4, 9 группы

(Он скачет на коне, как прирождённый ….

Композитор А. Скрябин был … цветомузыки в музыкальном произведении.

Мой … произвёл на меня приятное впечатление.)

Приём «Дополнение»

К словам 1, 2, 5, 8, 9 группы подобрать прилагательные, подходящие по смыслу.

К словам 4, 7 группы подобрать существительные, подходящие по смыслу к именам прилагательным, изменяя их род.

К словам 6 группы добавить подлежащее, выраженные местоимениями, составить предложение с любой основой

(они затихают, я удивляюсь, они примечают, ты мыслишь, вы думаете, мы поверим)

Приём «Составление»

Составить словосочетания со словами 7 и 1, 2, 8, 9 группы, 6 и 1, 2, 8, 9 группы.

(душистый цитрус, душевный собеседник, добровольный наездник, доверительная тишина)

Составить повествовательное, восклицательное, вопросительное предложения, используя слова 3, 4, 6, 7, 8 группы.

Составить простое предложение, используя слова 1, 2, 6, 8 группы.

Составить сложное предложение, используя слова 3, 4, 5, 7 группы.

Составить предложение с однородными сказуемыми, используя слова 3, 6 группы.

Таблицы выполняют функции обучения, развития и воспитания: создание условий для расширения возможностей для закрепления, повторения и проверки изученных умений и навыков, стимуляция познавательной активности детей, расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса, формирование аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитие умения устанавливать логические связи между понятиями, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, отбора ранее полученной информации, развитие речевых навыков, воспитание самостоятельности, сотрудничества, творческой индивидуальности, поддерживают интерес к предмету, способствуют формированию всего комплекса универсальных учебных действий за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода и приносят радость от участия в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания....

лексическая работа со словами на уроках русского языка в начальной школе

Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету....

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Материал будет полезен учителям, работающим в начальных классах. Можно вести плодотворную работу над словом....

Изучение словарных слов на уроках русского языка в начальной школе на тему ОГОРОД

Данная разработка может быть использована на  уроках русского языка при изучении слов на тему "ОГОРОД"...

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе...

Работа над звуко-буквенным составом слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с ОВЗ.

Этапы проведения звуко-буквенного разбора слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с овз....