Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr._po_rodn.rus_.yaz_.docx | 456.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
При изучении учебного предмета «Родной язык (русский)» обучающиеся получают начальные представления о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов.
II Планируемые результаты
2.1. Предметные
Родной язык (русский):
1) ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры, первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, культура владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
2.2. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
Родной язык (русский)
Содержательная линия «Система языка»:
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
- распознавать грамматические признаки слов;
- с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по составленному алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
- различать предложение, словосочетание, слово.
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
- различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
- применять правила правописания (в объёме содержания курса «Русский язык»);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
III Содержание учебного предмета
Родной язык (русский)
Фонетика и орфоэпия.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Состав слова (морфемика). Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Морфология. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Значение и употребление в речи, морфологический разбор.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Склонение личных местоимений.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости.
Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания, определенных содержанием курса «Русский язык».
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Предметное содержание 1 четверть | Дата | |
план | факт | |||
1 | Русский язык – язык общения. Текст. | Диалогическая и монологическая речь. Нормы речевого этикета, значение слов приветствий, извинений, просьб, прощаний в русской речи, использование их в общении. Русские народные пословицы о речи и языке. Составление текста по выбранной пословице. Комплексная работа со структурой текста: озаглавливание, корректировка последовательности частей (абзацев), предложений.Этимология слова каникулы.Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи. | ||
2 | Однородные члены предложения. | Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснение постановки запятых в предложениях с однородными членами, оценка текста с точки зрения пунктуационной правильности. Поиск информации о деятельности людей, занятых в сельском хозяйстве, расширение активного словаря обучающихся по данной теме, составление рассказа о профессиях и людях труда, работающих на селе (профессии родителей, родственников и др.).Составление рассказа по репродукции пейзажной картины русского художника по данному плану. | ||
3 | Лексическое значение слова. | Анализ высказываний о русском языке. Определение значения слова по тексту и уточнение с помощью толкового словаря. Распознавание многозначных слов, слов в прямом и переносном значениях, синонимов, антонимов, фразеологизмов, устаревших слов. Наблюдение за использованием их в тексте. Работа со словарями. Составление предложений, в которых слово употреблено в прямом или переносном значении.Составление собственных толковых словариков: внесение слов, значение которых ранее было неизвестно. Этимология слов с частью библио. Работа со словарем иностранных слов. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами русского языка, употреблением фразеологизмов в речи. Составление текста по рисунку с использованием фразеологизма. | ||
4 | Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. | Выделение частей слова, объяснение значения некоторых суффиксов, приставок и значения слова. Моделирование слов с определенным составом. Группировка слов по составу, корректировка ошибочного объединения слов в группу, подбор слов к заданной схеме. Установление зависимости способа проверки от места орфограммы в слове, объяснение с помощью алгоритма правильности написания слова. Применение разных способов проверки изученных орфограмм. Знакомство с отдельными фактами из истории русского языка: происхождение и значение постфикса –ся (-сь). Правописание суффиксов –ик, -ек. Составление и запись текста объявления, поздравления. | ||
5 | Части речи. | Классификация слов по частям речи на основе изученных признаков. Анализ изученных признаков и соотнесение их с той частью речи, которой они присущи. Составление сообщений о частях речи с использованием таблиц, схем и др. Написание отзыва по репродукции картины русского художника-иллюстратора. | ||
2 четверть | ||||
6 | Типы склонения имен существительных. | Начальная и косвенная форма имен существительных. Падежные и смысловые вопросы, определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Нормы употребление в речи неизменяемых имен существительных. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3 типу склонения, группировка имен существительных по типу склонения. | ||
7 | Правописание падежных окончаний имен существительных. | Установление наличия в именах существительных безударного окончания и определение способа его проверки. Объяснение с помощью алгоритма правильности написания орфограммы, корректировка ошибочного написания слов. Правописание имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящие и ц (врачом – задачей). Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | ||
8 | Проект «Говорите правильно!» | Употребление в речи имен существительных во множественном числе в именительном (директора, шофёры) и родительном (яблок, апельсинов) падежах. Исследование речи взрослых, сверстников относительно употребления форм имен существительных множественного числа (именительный и родительный падежи). Участие в презентации результатов проектной деятельности. | ||
3 четверть | ||||
9 | Проект «Имена прилагательные в произведениях А.С.Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке»)». | Поиск в сказке имен прилагательных и определение их роли в передаче авторского отношения к героям произведения и пониманию главной мысли. Осуществление лексического анализа слов – имен прилагательных. Участие в презентации результатов проектной деятельности. | ||
10 | Склонение имен прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе. | Определение и обоснование написания безударного падежного окончания имен прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе, проверка правильности написанного. | ||
11 | Склонение имен прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе. | Определение и обоснование написания безударного падежного окончания имен прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе, проверка правильности написанного. | ||
12 | Согласование имен прилагательных и именсуществительных в речи. Морфологический разбор имени прилагательных. | Нормы правильного согласования имен прилагательных и имен существительных в речи. Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, корректировать ошибки, оценивать результат. | ||
13. | Глагол как часть речи. | Определение грамматических признаков глаголов (число, время, роль в предложении), различение неопределенной формы среди других форм глагола и омонимичных имен существительных (знать, печь и др.). Трансформирование текст путем изменения времени глагола. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | ||
14 | Формы глагола. | Работа с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, определение лица и числа глаголов, выделение личных окончаний. Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (победить, пылесосить и др.). Роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени ( -ешь, -ишь). | ||
4 четверть | ||||
15 | Спряжение глагола. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | Группировка глаголов из текста в соответствии с принадлежностью их к I или II спряжению. Соблюдение последовательности действий при выборе личного окончания глагола в процессе работы по алгоритму определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание и правильное произношение возвратных глаголов. | ||
16 | Правописание глаголов в прошедшем времени. Морфологический разбор глаголов. | Обычаи и традиции русского народа. Образование глаголов в прошедшем времени, правописание родовых окончаний. Соблюдение норм произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы. Значение спорта в жизни людей и страны, составление текста на спортивную тему по выбору учащихся (на основе наблюдений или личного интереса к какому-либо виду спортивной деятельности). Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи, следовать составленному алгоритму. | ||
17 | Проект «Русский язык: прошлое и настоящее». | Поиск и обобщение информации об истории русского языка, об изменениях, происходящих в языке, нормах речевого общения. Участие в презентации результатов проектной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочие программы 3 класс. УМК "Школа России"...
рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...
рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по родному русскому языку по рабочей тетради Мищенковой "Занимательный русский язык" для 2 класса....
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса
Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса
Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса на 2019-2020уч.год. составлена на основе примерной программы по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организ...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...