Конспект урока по русскому языку в 1 классе на тему "Ударение"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Сайфетдинова Руфия Фатиховна

Конспект урока содержит много интересных и развивающих  упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_udarenie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название урока и класс:

Ударение, 1 класс

Цели:

формировать умение определять ударение в словах

Планируемые

результаты:

Учащиеся научатся ставить ударение в словах, выполнять задания творческого и поискового характера, контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Этап урока

Время (мин.)

Деятельность учителя

Ссылки на карточки Учи.ру

Организационный момент

2 мин.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку.

Настраивает на активную работу.

Откройте тетради, запишите число и "Классная работа"

Самоопределение в учебной деятельности (актуализация знаний).

4 мин.

1. Приготовьтесь к письму.

«Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

2. Минутка чистописания.

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, расшифровав задание по чистописанию.

Ж-И     -Б    О-Р  *  Н-П    Б-Г    Д-Ё  *  Г-Е    М-О    З-Й    Й-Л             по рядам

Кто догадался, какие буквы нужно вставить? Что нам поможет вставить пропущенные буквы? (алфавит)

З         А        П         О       В       Е        Д       Н         И        К

– Кто из вас знает, что такое заповедник?  Ребята, а когда мы не знаем, что обозначает слова, но хотим узнать, что нужно сделать? (обратиться к словарю)

– Какому? (толковый словарь русского языка). Откройте словарик, узнайте, что обозначает слово заповедник.

(с.21 – место, где охраняют растения и животных.

– Как вы думаете в Кировской области есть заповедники?

Оказывается заповедник есть в Котельническом районе и называется он Государственный природный заповедник "Нургуш".

Он очень большой. На территории заповедника расположено 50 озер, протекает 5 рек. Там водятся лоси, кабаны, волки, барсуки, лисицы, ондатры, бобры, выдры, и очень редкое животное – русская выхухоль.

И сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по заповеднику. А чтобы наше путешествие было приятным – как вы должны учиться?

(Работать старательно, слушать внимательно)

– Какие сегодня дежурные буквы?

– Кто догадался что будем писать вместо знака вопроса?

Повторим правила при письме.

«Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

ПИСЬМО В ТЕТРАДЯХ

3. Словарная работа.

– Кто хочет узнать, кого первого мы встретим в заповеднике?

Тогда отгадайте РЕБУС.

Заяц – Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

Пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо (перен.).

**Фразеологизмы: (устойчивое сочетание слов для названия отдельных предметов, признаков, действий)

Заячья душа – О трусливом, робком человеке.

– Какие пословицы и поговорки знаете о зайцах?

(За двумя зайцами погонишься – Ни одного не поймаешь.)

Как понимаете смысл пословиц?

запомни! Слово ЗАЯЦ пишется с буквой Я.

Придумайте предложение с новым словарным словом.

Запишите в тетрадь.

Вывод: – Какая буква пишется в слове заяц после буквы Я?

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/7321743

Постановка учебной задачи (проблемы)

5 мин.

1. У: – Внимание! (учитель ударяет в бубен)

– Что вы услышали?

Д: – Звук.

У: – Почему бубен зазвучал?

Д: – Был удар по нему.

У: – Послушайте, одинаковый ли звук  от удара ложек? (учитель ударяет деревянными ложками сильнее – слабее)

Д: – Нет. Сначала громко. Потом  тихо.

У: – А почему? От чего зависит сила звука?

Д: – От силы удара.

У: – Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)

2. Работать будем как обычно по плану. – По какому?

Что уже знаем? – Что хотим узнать? – Зачем? – Удалось ли?

– Итак, что мы уже знаем об ударении?

– Что хотим узнать?          

  • что такое ударение и его значение?
  • как называется слог на который падает ударение?
  • как называются слоги, на которые не ставится ударение?
  • в каких словах ударение не ставится?

– Зачем мы хотим это узнать? (чтобы наша речь была правильной)

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/4384261

«Открытие» нового знания.

7 мин.

1. Работа с учебником.

– Что поможет нам, что же такое ударение? (Учебник)

Открываем учебник на странице 39  (тридцать девятой)

Найдите первое упражнение. Прочитайте задание.

Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумайте: о каком невидимке-молотке говорится в стихотворении?

(чтение учителем) + карандаш

– О каком невидимке-молотке говорится в стихотворении?

– Почему один из слогов в слове назван ударным?

– Как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка)

Прочитай те стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог. Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога. (1 вслух)

– Что мы сейчас делали карандашиком? (ударяли)

– А голосом? (выделяли силой голоса…)

Вывод:

– Что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов)

– Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как вы думаете он называется?

– А другие слоги?

Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…)

Вывод: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? (1 вслух)

2. – А вы заметили, что в стихотворении, ударение стоит не над каждым словом? Как вы думаете, почему?

– Как называются слова, состоящие из 1 слога? (односложные), из 2? (двухсложные), из 3?

Сделайте вывод, в каких словах не надо ставить ударение?

– В учебнике на с. 40 есть подсказка. Найдите.

– Прочитайте.

– В каких словах ударение не ставится?

(слова состоят из 1 слога и в словах с буквой Ё)

3. Физкультурная минутка.

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/7321743

Первичное закрепление.

5 мин.

1. Работа в тетрадях.

– Ребята, а вы умеете правильно ставить ударение в словах? Сигнализируйте.

Не все ребята умеют ставить ударение.  Кто догадался, чему мы сейчас будем учиться?

(учиться правильно ставить ударение)

Послушайте стихотворение про ударение:

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром.

Эй, невидимка – молоток –

Отметь его ударом.

Приготовьтесь к письму.

Чтение загадок по презентации и запись отгадок в тетрадь. (1 у доски)

ВОЛК, МЕДВЕДЬ, СЛОН, ЛИСА, БЕЛКА, ЁЖИК, ЗАЯЦ.

Выработка алгоритма:

Подчёркиваем гласные.

Делим на слоги.

Произносим слово целиком, выделяя голосом ударный слог.

Ставим ударение.

(ударение падает на буку О, знак ударения не ставится, т.к. слово односложное, …)

– Какое из данных слов лишнее? Почему?

ВЫВОД:

– Зачитайте слова, в которых мы ударение не ставили?

– Почему? …

2. Прочитайте слова на слайде.  

(ЗАМОК, КРУЖКИ)

Поставьте ударение.  Можно ли по-другому? Какие слова получились? Что изменилось? (СМЫСЛ)

Найдите в словарике объяснение значения слов ЗАМОК И ЗАМОК.

Послушайте стихотворение

Купив жене кольцо в подарок, Сэр Генри возвращался в замок.

Ворота он открыть не смог: Дворецкий поменял замок.

– Почему стучат молоточки? (надо выделить голосом ударный слог?)

– Какой слог ударный в 1 слове?  Во 2 слове?

– Изменилось ли написание слова?  А значение слов? Почему? (по-разному стоят ударение).

– Ребята, а какие слова вы знаете, одинаковые по написанию, но разные по звучанию?

ИРИС, БЕЛКИ. Оказывается в заповеднике тоже есть такое слово.

Вывод: – Для чего нужно ударение?  (определяет смысл слов)

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/7321743

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

4 мин.

1. Из заповедника лисичка  принесла задание для самостоятельной работы. Прочитайте задание: Вставьте слова: УХУ, ВОРОТ.          

Мы сегодня ели…

Комар подлетел к …

Собака сидит у …

У рубахи был вышит

2. Проверка: чтение предложений учащимися.

3. Вывод:

– Чем похожи предложения у лисички?

– Чем отличаются?

– Для чего нужно ударение? (ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова)

4. Запишите слова по рисункам. Поставьте в них знак ударение.

БЕЛКА, ДЕРЕВО, МЕДВЕДЬ.

Проверка. (чтение детьми по 1 слову, с указанием куда падает ударение)

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/7321743

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

7 мин.

БЕЛОЧКА  предлагает вам самостоятельное задание. Прочитайте.

1.Расположи предложения так, чтобы получился рассказ.

2.Запиши 1предложение в тетрадь.

3.Поставь над словами ударение.

Самостоятельная работа.

(Летом мы жили в деревне. За деревней речка и еловый лес. Мы любили ходить в лес за ягодами.)

Проверка. (чтение предложения учащимися, озвучивание расставленных ударений)

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/4960123

Рефлексия деятельности.

4 мин.

– Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

– Что такое ударение?

– Какой слог называется ударным?

– Какой слог называется безударным?

– Когда в словах не ставится знак ударения?

– Оцените свою работу на уроке?  Просигнализируйте:

Молодцы!  Спасибо за урок!

Все встали. Урок окончен.

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/425148/view

Домашнее задание

2 мин.

Выполнить тестовое задание в тетради.

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/test_specifications/77121


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...