Конспект урока по русскому языку в 1 классе на тему "Ударение"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока содержит много интересных и развивающих упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_udarenie.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Название урока и класс: | Ударение, 1 класс | ||
Цели: | формировать умение определять ударение в словах | ||
Планируемые результаты: | Учащиеся научатся ставить ударение в словах, выполнять задания творческого и поискового характера, контролировать и оценивать свою работу и её результат. | ||
Этап урока | Время (мин.) | Деятельность учителя | Ссылки на карточки Учи.ру |
Организационный момент | 2 мин. | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Откройте тетради, запишите число и "Классная работа" | |
Самоопределение в учебной деятельности (актуализация знаний). | 4 мин. | 1. Приготовьтесь к письму. «Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». 2. Минутка чистописания. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, расшифровав задание по чистописанию. Ж-И -Б О-Р * Н-П Б-Г Д-Ё * Г-Е М-О З-Й Й-Л по рядам Кто догадался, какие буквы нужно вставить? Что нам поможет вставить пропущенные буквы? (алфавит) З А П О В Е Д Н И К – Кто из вас знает, что такое заповедник? Ребята, а когда мы не знаем, что обозначает слова, но хотим узнать, что нужно сделать? (обратиться к словарю) – Какому? (толковый словарь русского языка). Откройте словарик, узнайте, что обозначает слово заповедник. (с.21 – место, где охраняют растения и животных. – Как вы думаете в Кировской области есть заповедники? Оказывается заповедник есть в Котельническом районе и называется он Государственный природный заповедник "Нургуш". Он очень большой. На территории заповедника расположено 50 озер, протекает 5 рек. Там водятся лоси, кабаны, волки, барсуки, лисицы, ондатры, бобры, выдры, и очень редкое животное – русская выхухоль. И сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по заповеднику. А чтобы наше путешествие было приятным – как вы должны учиться? (Работать старательно, слушать внимательно) – Какие сегодня дежурные буквы? – Кто догадался что будем писать вместо знака вопроса? Повторим правила при письме. «Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». ПИСЬМО В ТЕТРАДЯХ 3. Словарная работа. – Кто хочет узнать, кого первого мы встретим в заповеднике? Тогда отгадайте РЕБУС. Заяц – Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами. Пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо (перен.). **Фразеологизмы: (устойчивое сочетание слов для названия отдельных предметов, признаков, действий) Заячья душа – О трусливом, робком человеке. – Какие пословицы и поговорки знаете о зайцах? (За двумя зайцами погонишься – Ни одного не поймаешь.) Как понимаете смысл пословиц? запомни! Слово ЗАЯЦ пишется с буквой Я. Придумайте предложение с новым словарным словом. Запишите в тетрадь. Вывод: – Какая буква пишется в слове заяц после буквы Я? | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/7321743 |
Постановка учебной задачи (проблемы) | 5 мин. | 1. У: – Внимание! (учитель ударяет в бубен) – Что вы услышали? Д: – Звук. У: – Почему бубен зазвучал? Д: – Был удар по нему. У: – Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек? (учитель ударяет деревянными ложками сильнее – слабее) Д: – Нет. Сначала громко. Потом тихо. У: – А почему? От чего зависит сила звука? Д: – От силы удара. У: – Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении) 2. Работать будем как обычно по плану. – По какому? Что уже знаем? – Что хотим узнать? – Зачем? – Удалось ли? – Итак, что мы уже знаем об ударении? – Что хотим узнать?
– Зачем мы хотим это узнать? (чтобы наша речь была правильной) | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/4384261 |
«Открытие» нового знания. | 7 мин. | 1. Работа с учебником. – Что поможет нам, что же такое ударение? (Учебник) Открываем учебник на странице 39 (тридцать девятой) Найдите первое упражнение. Прочитайте задание. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумайте: о каком невидимке-молотке говорится в стихотворении? (чтение учителем) + карандаш – О каком невидимке-молотке говорится в стихотворении? – Почему один из слогов в слове назван ударным? – Как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка) Прочитай те стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог. Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога. (1 вслух) – Что мы сейчас делали карандашиком? (ударяли) – А голосом? (выделяли силой голоса…) Вывод: – Что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов) – Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как вы думаете он называется? – А другие слоги? Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…) Вывод: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? (1 вслух) 2. – А вы заметили, что в стихотворении, ударение стоит не над каждым словом? Как вы думаете, почему? – Как называются слова, состоящие из 1 слога? (односложные), из 2? (двухсложные), из 3? Сделайте вывод, в каких словах не надо ставить ударение? – В учебнике на с. 40 есть подсказка. Найдите. – Прочитайте. – В каких словах ударение не ставится? (слова состоят из 1 слога и в словах с буквой Ё) 3. Физкультурная минутка. | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/7321743 |
Первичное закрепление. | 5 мин. | 1. Работа в тетрадях. – Ребята, а вы умеете правильно ставить ударение в словах? Сигнализируйте. Не все ребята умеют ставить ударение. Кто догадался, чему мы сейчас будем учиться? (учиться правильно ставить ударение) Послушайте стихотворение про ударение: Ударный слог, ударный слог! Он назван так недаром. Эй, невидимка – молоток – Отметь его ударом. Приготовьтесь к письму. Чтение загадок по презентации и запись отгадок в тетрадь. (1 у доски) ВОЛК, МЕДВЕДЬ, СЛОН, ЛИСА, БЕЛКА, ЁЖИК, ЗАЯЦ. Выработка алгоритма: Подчёркиваем гласные. Делим на слоги. Произносим слово целиком, выделяя голосом ударный слог. Ставим ударение. (ударение падает на буку О, знак ударения не ставится, т.к. слово односложное, …) – Какое из данных слов лишнее? Почему? ВЫВОД: – Зачитайте слова, в которых мы ударение не ставили? – Почему? … 2. Прочитайте слова на слайде. (ЗАМОК, КРУЖКИ) Поставьте ударение. Можно ли по-другому? Какие слова получились? Что изменилось? (СМЫСЛ) Найдите в словарике объяснение значения слов ЗАМОК И ЗАМОК. Послушайте стихотворение Купив жене кольцо в подарок, Сэр Генри возвращался в замок. Ворота он открыть не смог: Дворецкий поменял замок. – Почему стучат молоточки? (надо выделить голосом ударный слог?) – Какой слог ударный в 1 слове? Во 2 слове? – Изменилось ли написание слова? А значение слов? Почему? (по-разному стоят ударение). – Ребята, а какие слова вы знаете, одинаковые по написанию, но разные по звучанию? ИРИС, БЕЛКИ. Оказывается в заповеднике тоже есть такое слово. Вывод: – Для чего нужно ударение? (определяет смысл слов) | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/7321743 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 4 мин. | 1. Из заповедника лисичка принесла задание для самостоятельной работы. Прочитайте задание: Вставьте слова: УХУ, ВОРОТ. Мы сегодня ели… Комар подлетел к … Собака сидит у … У рубахи был вышит 2. Проверка: чтение предложений учащимися. 3. Вывод: – Чем похожи предложения у лисички? – Чем отличаются? – Для чего нужно ударение? (ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова) 4. Запишите слова по рисункам. Поставьте в них знак ударение. БЕЛКА, ДЕРЕВО, МЕДВЕДЬ. Проверка. (чтение детьми по 1 слову, с указанием куда падает ударение) | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/7321743 |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. | 7 мин. | БЕЛОЧКА предлагает вам самостоятельное задание. Прочитайте. 1.Расположи предложения так, чтобы получился рассказ. 2.Запиши 1предложение в тетрадь. 3.Поставь над словами ударение. Самостоятельная работа. (Летом мы жили в деревне. За деревней речка и еловый лес. Мы любили ходить в лес за ягодами.) Проверка. (чтение предложения учащимися, озвучивание расставленных ударений) | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/4960123 |
Рефлексия деятельности. | 4 мин. | – Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? – Что такое ударение? – Какой слог называется ударным? – Какой слог называется безударным? – Когда в словах не ставится знак ударения? – Оцените свою работу на уроке? Просигнализируйте: Молодцы! Спасибо за урок! Все встали. Урок окончен. | https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/425148/view |
Домашнее задание | 2 мин. | Выполнить тестовое задание в тетради. | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/test_specifications/77121 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"
Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...