Урок во 2 классе по программе «Перспектива» Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».
методическая разработка по русскому языку

Евстигнеева Светлана Ивановна

Урок русского языка. Проводится в игровой форме.  Тип урока:закрепление пройденного материала. Понимать суть слов "имена собственные", "имена нарицательные" и уметь различать существительные собственные и нарицательные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок во 2 классе.по программе «Перспектива»

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Тип урока: Закрепление пройденного материала

Цель: формировать умение употреблять заглавную букву в менах собственных, показать функциональное различие между именами собственными и нарицательными.

Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему хутору, гордости за своих земляков.

Планируемые предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

- уметь осуществлять самооценку результатов работы;

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе;

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

- формулировать понятные высказывания, используя термины;

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию;

Организация пространства:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы:

учебник «Русский язык» 2 класс

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, карточки для парной и групповой работы.

Ход урока

  1. Орг. Момент

           Прозвенел и стих звонок

Начинается урок

                     Посмотрите всё ль в порядке

             Книжки,ручки и тетрадки

- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

-Какой у нас сейчас урок? Чему мы учимся на этом уроке? А для чего нам нужны эти знания?

- Как вы думаете, зачем на нашем уроке появился кораблик?  

 - Сегодня на уроке русского языка мы отправляемся в необычное путешествие на этом кораблике. А сейчас…. Ой кто это такой? (Корабль – это средство передвижения, на нём можно путешествовать.

Да это же всем известный кот Матроскин  из Простоквашин)

- Кот услышал, о наших путешествиях на уроках и ему захотелось к нам. Возьмём его с собой?.

2.  Сообщение цели урока Как вы думаете, что необходимо для успешного путешествия?

Быть внимательными, знать изученные правила по русскому языку, правильно выполнять задания.

Верно, иначе можно потерпеть кораблекрушение. Итак, я буду капитаном, а вы с Матроскиным юнгами. Ваши тетради – это бортжурналы, в которые вы будете вносить записи по ходу нашего путешествия.

3 Минутка чистописания

Итак, мы плывём по тихому спокойному морю. У моряков – это называется штиль. И первое что нужно внести в наши бортжурналы, - это дату путешествия и состояние моря.

- Элементы, каких букв напоминает спокойное море?

Запишите их?

г, и, ш.

4..Словарная работа

- Ребята, а кто знает, какие животные всегда есть на корабле? (Мыши)

Верно, на нашем корабле они тоже были, но у нас появился юнга Матроскин и они сбежали, но своё дело успели сделать . Мышки съели некоторые буквы, давайте восстановим эти слова.

Что общего между этими словами?

(Это словарные слова, все отвечают на вопрос кто?,что?, Все имена существительные)

Вывод. Что такое имя существительное.

.Запишите слова и подчеркните орфограммы.

Лфвт, джрнй,крндш,клсс,пнл, рснк,ттрдь,чтль,чнк.

(Учитель показывает карточку со словом, ученики угадывают и записывают в тетрадь)

- что мы сейчас с вами повторили?

5.Постановка учебной задачи, определение темы

Продолжим наше путешествие.

Мы уже далеко от берега. Какое здесь тёмное небо, видимо, здесь был шторм, и корабли сбились с курса. Помогите провести их точно по курсу..

 - Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.

Поработайте над этим вдвоём, задание у вас на столах.

Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую  группу.

Вспомните правила работы в парах и приступайте.

кот, Матроскин, дядя, Фёдор, Печкин,Татьяна,Ивановна,Алексеевич

имя

отчество

фамилия

остальные

Выполним проверку. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик? Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

Учёные в русском языке  уже давно придумали специальные термины для этих слов.  

Мы уже давно знаем как называются  эти термины.

Какие существительные называются собственными,какин нарицательными?

- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? ( название книг, фильмов, газет, журналов)

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

 (Повторение написания имён существительных  собственных и нарицательных)

Закрепить, учиться, применять

(Сегодня мы на уроке  повторим какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.)

6. Физминутка- На море всё спокойно, давайте и мы отдохнём.

«Море волнуется раз…»

7. Работа по учебнику.

Продолжаем наше путешествие. Внимание! На нашем пути встретился пиратский корабль Приготовились к бою. Вашим оружием являются ум. Если ответите верно, то отбили пиратов.

Как пишутся имена и фамилии?

  1. Упр.109 учебник с. 82 (устно)

Прочитайте слова.

- Как называются имена существительные в первом столбике? ( Имена собственные)

- Что они обозначают? (имена и фамилии людей)

- Перечислите имена. (Груша,Поля)

- Кто знает полные имена?( Аграфена,Полина)

- Когда употребляется полное имя, а когда – сокращенное?

- Назовите фамилии.Васильков, (Листьев, Горшков, ак вы думаете как произошли эти русскиефамилии?

- отбились от пиратов.

- Объявляю благодарность самым отважным юнгам нашего корабля

-держим курс домой

2) - Пока вы сражались с пиратами, кот Матроскин  получил шифрограмму .упр. 110 с.83

Прочитайте задание. Почему наш юнга ничего не понял.

-Составьте первое предложение

- какие слова нужно записать с заглавной буквы почему первое слово в предложении  и имя мальчика

- какие слова пишутся с большой буквы во втором предложении

Составьте третье и четвёртое предложение

Придумайте заголовок. запишите

- Самостоятельно спишите, подчеркните в словах заглавную букву.

Самопроверка. Один ученик читает предложение и объясняет употребление заглавно буквы, учащиеся ставят +,-, !

8. Закрепление материала.Работа в группах. В четверках.

Калининград.

_____________   - мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________ . В нашем городе родились и выросли замечательные люди:  

В Калининграде  есть улица______________________________________________________________                                                            

  площадь___________.

9. Домашнее задание

С.83 упр. 111

10. Итог урока - Наше путешествие успешно подошло к концу. Мы справились. Похлопаем себе

- Чему мы учились сегодня на уроке?

- Что было самым интересным?

- Что было самым трудным?

- Чему я могу научить?

Рефлексия смайлики.

У вас на столе 3 смайлика. Грустный, серьёзный и весёлый.

Если у вас всё получилось и урок вам понравился

Прикрепите желтый,

Если было трудно красный

Если не всё ещё было понятно, надо поработать зелёный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык..  УМК «Начальная школа 21 века»....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок русскогоязыка разработан по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" по программе "Школа России" с использованием регионального компонента. Тип урока: урок изучения и первичного з...

Урок русского языка во 2 классе на тему "Имена существительные собственные и нарицательные".

Презентация к уроку русского языка во 2 классе на тему "Имена существительные и нарицательные"....

Применение российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе. Русский язык 3 класс. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Педагогические мастерские   по применению  российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе  (В рамках  курсов  «Цифровая грамотность: базовый...