Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ляховенко Тамила Анатольевна

Имена существительные собственные и нарицательные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx168.46 КБ

Предварительный просмотр:

                 Учитель начальных класов Ляховенко Тамила Анатольевна.

                                 Красноярский край, г.Норильск, 2019 г.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему:

                       «Имена существительные собственные и нарицательные»

 

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Методы обучения: системно - деятельностный подход.

Формы организации учебной деятельности:

• групповая; в парах; индивидуальная;

• фронтальная

Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками (неизменяемость по числам), оформлением на письме (прописная буква).

Воспитательная: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.

Ход урока:

Орг.момент.

Самоопределение к деятельности.

Давайте поприветствуем наших гостей.

Если к уроку все готовы, тихонечко садимся.

Открываем наши тетрадки.

Дети: Тетрадь с наклоном положу

            Ручку правильно возьму

            Сяду прямо не согнусь

            За работу я возьмусь.

Учитель: Запишем число, классная работа. Какие ошибкоопасные места вам встретились? (называют, подчёркивают).

- Посмотрите на строчку минутки чистописания. Какие это буквы? (прописная и строчная)

-Обратите внимание на то, откуда начинается написание каждого элемента и высоту букв.

-Пропишите слитно.

2. Минутка чистописания

3. Словарная работа.

Слайд.

Учитель: - Перед вами ребус, в нем зашифровано слово.  Разгадайте его.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0368/00061de7-5259fbd5/1/img83.jpg

Слайд. ПШЕНИЦА

 - Работа в рабочей тетради.

Слайд.

Учитель:

- Выделим в основном слове орфограмму.

- Выполним задание первое, второе и третье.

Слайд. Пятое.

4. Актуализация знаний.

Фиксация затруднений в деятельности.

Слайд.

Учитель: Перед вами слова:

          воробей      ученик         имя           собака

        приставка         корень         суффикс         существительное           окончание

-Напишите лишнее слово из первой строчки.

-Выпишите лишнее слово из второй строчки.

-Какое лишнее слово выписали из 1 строчки? Почему оно лишнее?

-Какое лишнее слово выписали из 2 строчки? Почему оно лишнее?

-Что получилось?

Слайд. (Имя существительное).

Учитель:

- Вспомним, что нам  известно об имени существительном?

-Имя сущ отвечает на вопросы Кто? Что?  и обозначают предмет, значит, они какие?

Дети: Одушевленные и неодушевлённые.

Учитель:  Как изменяются имена существительные?

Дети: по числам и падежам

Учитель: А имеют?

Дети: род

Учитель:  Сейчас проведем игру «Подбери пару».

Подумайте, какая связь между словами в первой паре.

Париж – Франция, значит Москва - … (столица)

марсиане – Марс, земляне - …

«Прыжок» - Толстой, «Ванька» - …

страна – город, дом - …

Слайд. Посмотрите на доску, перед вами слова:

                                         Россия    Земля   Чехов     квартира

Учитель: Какое слово лишнее?

Дети:  Лишнее слово «квартира»,

Учитель: Почему?

Дети: Оно пишется со строчной буквы.

5. Постановка учебной задачи

Учитель: Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

- Что мы должны узнать на уроке?

- Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы?

6. Построение выхода из затруднений («открытие»)

- Имена существительные Россия, Земля, Чехов называются именами собственными.

Учитель:  Что мы называем именами собственными?

Дети: Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.

- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?

Учитель:  А квартира?

Дети: Имя нарицательное, которое не единичное

Учитель:  Давайте приведём  примеры имен собственных (нарицательных).

Ответы детей.

Учитель:   Сверим наши  полученные знания с учебником на стр 66 в рубрике

                    «Тайны языка» (под ключиком)

Слайд. Правило.

Учитель:   Давайте посмотрим упр. 1 на стр. 66

7. Первичное закрепление во внешней речи

Учитель:    А теперь нам предстоит выполнить задание, которое называется «Корректор». Вы найдете его в конверте красного цвета. Вам нужно списать текст, исправляя в нем все ошибки.

Слайд. Карточка. (инд.работа)

Наш город называется тюмень.
В Тюмени много улиц и площадей. Есть улица советская, улица гоголя, площадь памяти.
На улицах города много памятников известным людям. Есть памятник андрею ивановичу текутьеву, николаю Ивановичу кузнецову.

Слайд. Взаимопроверка.

На доску:

Учитель:  

-  Перед вами слова: шоссе, меню, кофе, Тбилиси (город), Миссисипи(река), О′сло (столица и самый крупный город Норвегии).

-  Разделите слова на две группы,

-  По какому признаку разделили слова?

Дети: имена собственные и нарицательные

Учитель:   Определим  род  имён существительных? (проблемная ситуация)

-Давайте  найдём информацию на стр. 67 рубрика «Обрати внимание»

8. Первичное закрепление во внешней речи

Учитель:  Так как определить род несклоняемых  имен существительных?

Дети: По роду нарицательных имен существительных, которыми могут заменить эти слова. (разбор)

Учитель:  Что еще узнали?

Дети: Что среди собственных имен существительных встречаются несклоняемые.

9. Первичное закрепление во внешней речи.

    Работа в парах.

- Расскажите друг другу о том, что вы узнали об именах существительных собственных и нарицательных. Оцените работу соседа по парте.

10. Рефлексия.

- Достигли мы цели?

- Что нового узнали об имени существительном? Отвечают на вопросы учителя

Домашнее задание.

Слайд. Оцените свою работу на уроке.

Учитель:   У каждого из вас на столе лежит шарик. Закрасьте его соответствующим  цветом.

Спасибо за урок!

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 3 класс: «Путешествие по стране Имени Существительного»

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Исаева Татьяна Михайловна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»...

Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"

Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» }  Цель урока: 1. Проверять знания ...

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» }  Цель урока: 1. Проверять знания ...

Открытый урок по русскому языку 3 класс "Дательный падеж имени существительного" для конкурса "Учитель года - 2016."

В данном материале представлен конспект урока, самоанализ по ФГОС, дополнительный материал и презентация....

Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи урока: познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных п...