Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Имена существительные собственные и нарицательные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx | 168.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных класов Ляховенко Тамила Анатольевна.
Красноярский край, г.Норильск, 2019 г.
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему:
«Имена существительные собственные и нарицательные»
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Методы обучения: системно - деятельностный подход.
Формы организации учебной деятельности:
• групповая; в парах; индивидуальная;
• фронтальная
Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками (неизменяемость по числам), оформлением на письме (прописная буква).
Воспитательная: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Ход урока:
Орг.момент.
Самоопределение к деятельности.
Давайте поприветствуем наших гостей.
Если к уроку все готовы, тихонечко садимся.
Открываем наши тетрадки.
Дети: Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно возьму
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
Учитель: Запишем число, классная работа. Какие ошибкоопасные места вам встретились? (называют, подчёркивают).
- Посмотрите на строчку минутки чистописания. Какие это буквы? (прописная и строчная)
-Обратите внимание на то, откуда начинается написание каждого элемента и высоту букв.
-Пропишите слитно.
2. Минутка чистописания
3. Словарная работа.
Слайд.
Учитель: - Перед вами ребус, в нем зашифровано слово. Разгадайте его.
Слайд. ПШЕНИЦА
- Работа в рабочей тетради.
Слайд.
Учитель:
- Выделим в основном слове орфограмму.
- Выполним задание первое, второе и третье.
Слайд. Пятое.
4. Актуализация знаний.
Фиксация затруднений в деятельности.
Слайд.
Учитель: Перед вами слова:
воробей ученик имя собака
приставка корень суффикс существительное окончание
-Напишите лишнее слово из первой строчки.
-Выпишите лишнее слово из второй строчки.
-Какое лишнее слово выписали из 1 строчки? Почему оно лишнее?
-Какое лишнее слово выписали из 2 строчки? Почему оно лишнее?
-Что получилось?
Слайд. (Имя существительное).
Учитель:
- Вспомним, что нам известно об имени существительном?
-Имя сущ отвечает на вопросы Кто? Что? и обозначают предмет, значит, они какие?
Дети: Одушевленные и неодушевлённые.
Учитель: Как изменяются имена существительные?
Дети: по числам и падежам
Учитель: А имеют?
Дети: род
Учитель: Сейчас проведем игру «Подбери пару».
Подумайте, какая связь между словами в первой паре.
Париж – Франция, значит Москва - … (столица)
марсиане – Марс, земляне - …
«Прыжок» - Толстой, «Ванька» - …
страна – город, дом - …
Слайд. Посмотрите на доску, перед вами слова:
Россия Земля Чехов квартира
Учитель: Какое слово лишнее?
Дети: Лишнее слово «квартира»,
Учитель: Почему?
Дети: Оно пишется со строчной буквы.
5. Постановка учебной задачи
Учитель: Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?
- Что мы должны узнать на уроке?
- Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы?
6. Построение выхода из затруднений («открытие»)
- Имена существительные Россия, Земля, Чехов называются именами собственными.
Учитель: Что мы называем именами собственными?
Дети: Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.
- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?
Учитель: А квартира?
Дети: Имя нарицательное, которое не единичное
Учитель: Давайте приведём примеры имен собственных (нарицательных).
Ответы детей.
Учитель: Сверим наши полученные знания с учебником на стр 66 в рубрике
«Тайны языка» (под ключиком)
Слайд. Правило.
Учитель: Давайте посмотрим упр. 1 на стр. 66
7. Первичное закрепление во внешней речи
Учитель: А теперь нам предстоит выполнить задание, которое называется «Корректор». Вы найдете его в конверте красного цвета. Вам нужно списать текст, исправляя в нем все ошибки.
Слайд. Карточка. (инд.работа)
Наш город называется тюмень.
В Тюмени много улиц и площадей. Есть улица советская, улица гоголя, площадь памяти.
На улицах города много памятников известным людям. Есть памятник андрею ивановичу текутьеву, николаю Ивановичу кузнецову.
Слайд. Взаимопроверка.
На доску:
Учитель:
- Перед вами слова: шоссе, меню, кофе, Тбилиси (город), Миссисипи(река), О′сло (столица и самый крупный город Норвегии).
- Разделите слова на две группы,
- По какому признаку разделили слова?
Дети: имена собственные и нарицательные
Учитель: Определим род имён существительных? (проблемная ситуация)
-Давайте найдём информацию на стр. 67 рубрика «Обрати внимание»
8. Первичное закрепление во внешней речи
Учитель: Так как определить род несклоняемых имен существительных?
Дети: По роду нарицательных имен существительных, которыми могут заменить эти слова. (разбор)
Учитель: Что еще узнали?
Дети: Что среди собственных имен существительных встречаются несклоняемые.
9. Первичное закрепление во внешней речи.
Работа в парах.
- Расскажите друг другу о том, что вы узнали об именах существительных собственных и нарицательных. Оцените работу соседа по парте.
10. Рефлексия.
- Достигли мы цели?
- Что нового узнали об имени существительном? Отвечают на вопросы учителя
Домашнее задание.
Слайд. Оцените свою работу на уроке.
Учитель: У каждого из вас на столе лежит шарик. Закрасьте его соответствующим цветом.
Спасибо за урок!
Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 3 класс: «Путешествие по стране Имени Существительного»
Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Исаева Татьяна Михайловна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»...
Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"
Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....
Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"
Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» } Цель урока: 1. Проверять знания ...
Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"
Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» } Цель урока: 1. Проверять знания ...
Открытый урок по Русскому языку, 3 класс, "Безударные окончания имен существительных 1-го склонения" c использованием технологии проблемного обучения.
Конспект открытого урока с презентацией: Безударные окончания имен существительных 1 склонения...
Открытый урок по русскому языку 3 класс "Дательный падеж имени существительного" для конкурса "Учитель года - 2016."
В данном материале представлен конспект урока, самоанализ по ФГОС, дополнительный материал и презентация....
Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи урока: познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных п...