Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Сушенцова Елена Михайловна

          Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе" является уроком обобщения изученного материала в системе уроков по русскому языку. Урок поможет закрепить знания о частях речи, изученных в 3 классе, развить орфографическую зоркость, навыки грамотного письма на материале, посвящённом Великой Отечественной войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ                                                                                

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА                                  УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ:                                                     «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ – 75 ЛЕТ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ»

                                        Разработала: Сушенцова Елена Михайловна,                                                

                                        учитель начальных классов МАОУ СОШ № 6    

                                       ЩМР МО                          

                                                                     

                                           г.Щёлково, 2019

Урок русского языка в 3 классе 

Тема: «Великой Победе – 75 лет». Повторение изученного в 3 классе.

Учитель: Сушенцова Елена Михайловна  

Предмет, класс: русский язык, 3 класс

Тип урока: урок-обобщение

Цель урока: развивать орфографическую зоркость и навык грамотного письма;                        - продолжать закреплять знания о частях речи;  

  • развивать мышление, память, внимание;
  • учить высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, добиваться сотрудничества для сбора и поиска информации;  
  • развивать понимание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за подвиги предков в Великой Отечественной войне.

 Задачи: 

  • совершенствовать умения применять правила орфографии при письме;  
  • отрабатывать умение правильно писать   слова с непроверяемыми орфограммами;  
  • создать условия для развития образно-эмоциональной сферы обучающихся, общего кругозора, познавательного интереса, мотивации учения, письменной и речевой культуры, памяти, воображения;
  • используя языковой материал, воспитывать чувство любви к своей Родине, гордости за подвиги предков, желание ее защищать.  

Универсальные учебные действия: 

Личностные УУД: обучающиеся учатся оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.      

Регулятивные УУД: обучающиеся учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; планировать (совместно с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные УУД: обучающиеся учатся осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.  

Коммуникативные УУД: обучающиеся учатся задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её и подтверждая аргументы фактами.

 Предметные:

Обучающийся научится: участвовать в устном общении на уроке; выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения; применять ранее изученные правила правописания (непроверяемые гласные в корне слова); различать предложение, словосочетание и слово.  

Обучающийся получит возможность научиться: анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей; соблюдать нормы русского языка в собственной речи; замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Оборудование: доска, компьютер, презентация, словари С.И.Ожегова, карточки с разрезными пословицами и заданиями для работы по группам, листы с тестом, индивидуальные конверты с голубями для рефлексии.  

                                                     

                                           Ход урока.  

  1. Организационный момент.   

- Улыбнитесь друг другу. Улыбкой можно творить чудеса. Именно улыбка, хорошее настроение поможет нам справиться со всеми заданиями. Настроение у нас отличное. А улыбка - дело привычное. Пожелаем друг другу добра, нам урок начинать пора.

 - Положите правую руку себе на сердце. Почувствуйте его биение. Я хочу, чтобы ваши сердца сегодня на уроке работали в унисон, то есть вместе. (Слайд1)  

  1. Актуализация знаний.  

1. - Зачеркните повторяющиеся буквы, и вы узнаете, как называется достижение в результате борьбы и преодоления (работа в парах). (Слайд 2) 

 

Б

А

О

П

Д

Е

                             

 

Нелегко её добыть,

Надо в схватке храбрым быть,  

Только тем она даётся,

До последнего, кто бьётся. (Слайд 3) 

 

2. - Что значит слово победа? Найдите лексическое значение слова в словаре С.И.Ожегова. Дети работают со словарями в группах.    

        Проверка (Слайд 4) 

3. - Запишите слово победа к себе в тетрадь, а вместо непроверяемой безударной гласной «О» нарисуйте медаль или орден. (Слайд 5) 

                                

3. Самоопределение деятельности.

 1. Учитель:  

  • Ребята, а как вы думаете, о каком значении слова «победа» пойдёт сегодня речь?
  • Расскажите, что вы знаете о празднике, который отмечается 9 Мая.  
  • 9 Мая 2020 года в 75-й раз прогремит салют Победы, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Они сражались за то, чтобы мы с вами жили мирно, за то, чтобы вы в красивых светлых школах получали знания. С помощью материала, подобранного на военную тему, мы с вами проверим орфографические навыки и покажем, чему мы научились на уроках русского языка.  

2. Учитель:  

- Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная война. На фронт уходили отцы, деды, женщины и даже дети. Многие ребята прибавляли себе года, чтобы уйти на войну. За время войны на Земле погибло 30 миллионов детей.

 - Однажды во время войны в военкомат пришёл восьмилетний мальчик. Он принёс заявление. Комиссар прочитал это заявление и приказал: «Немедленно в школу!».            

- Как вы думаете, ребята, почему? (На доске текст).

 - Как вы думаете, был ли Ванька на самом деле грамотным? (Слайд 6)

             

 

Дети исправляют ошибки, называя орфограммы (работают в парах).

Учитель:

- Первоочередная ваша задача в мирное время – это учёба. В современном мире нужно быть грамотным: бегло читать, быстро, правильно считать и писать красиво и без ошибок. Вот чему мы учимся на уроках русского языка.

 

 

1. – Подберите к слову победа однокоренные слова. (Слайд 7) 

 - Как были образованы слова? Докажите, что эти слова являются однокоренными. Выделите корень. Составьте предложение с одним из полученных слов.        

2. – Подберите антонимы к словам. (Слайд 8)

 

Победа – поражение, проигрыш

Победить – проиграть

Победитель – побеждённый, проигравший.                                                                                                

 

3. Подбери синонимы к слову победа. (Слайд 9) 

 

Победа – перевес, успех, торжество, триумф, достижение, выигрыш; свершение, вершина, фурор, одоление, виктория, пик, завоевание.

 

5. Закрепление изученного материала.    

1. Учитель:

– Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

 - День 22 июня 1941 года памятен нам как один из самых трагических дней в истории страны. Мирная жизнь была разрушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.  

2. Ученица читает стихотворение М.В.Исаковского:

От бескрайней равнины Сибирской,

До полесских лесов и болот, Поднимался народ богатырский,   Наш великий советский народ.

Выходил он: свободный и правый,  

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную  державу, за могучую нашу страну.

3. Учитель:  

– Какое слово с непроверяемой безударной гласной встретилось в этом стихотворении?

   Народ. (Слайд 10) 

  • С какими прилагательными связано это слово в тексте?  
  • Какие еще словарные слова встретились в тексте? 

 

 

 

6. Самостоятельная работа.

1. - Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы.

 

…тец моей мамы, мой дедушка, был с..лдатом Великой Отечественной войны. Он был младшим к..мандиром и погиб как г..рой в тяжелейших боях под М..сквой. Когда в День П..беды в столице нашей Р..дины гремят залпы праздничного с..люта, я с болью и гордостью думаю о своём дедушке, которого, к сожалению, никогда не видела.

2. - Назовите слова с безударными гласными, правописание которых нельзя проверить.                       

3. - Давайте ещё раз прочитаем этот текст. О чём или о ком говорится в тексте? Как можно озаглавить этот текст?  

- Вставьте пропущенные буквы. Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга. - А теперь мы запишем эти слова под диктовку.

 

  1.  Физкультминутка. 

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой - раз,

Посмотрите все на нас.

Мы ногами топ-топ,     Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,  Мы плечами чик-чик. Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз-два, раз-два,  Заниматься нам пора!

  1.  Самостоятельная работа.

- Составьте предложения из отдельных слов. Прочитайте.

 - Запишите одно из предложений. Сделайте синтаксический разбор этого       предложения.

  1. Советский, победу, над, народ, фашизм, одержал.
  2. Девятого, над, мая, Красной, салют, площадью, прогремел, Победы.
  3. Родина, подвигу, салютует, воинов, советских.

9. Работа с деформированным текстом.

1. - Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Почему?  

 

Четыре года тяжёлых боёв остались позади.  

Они вспомнили свой родной дом.  

Стихла пальба. Солдаты отдыхали на берегу реки.

Наступила тишина.  

На их лицах лежала страшная усталость.

С синего неба спустилась стайка диких уток.    

В полной тишине раздались звуки.  

Смотрят на них солдаты.  

Легко стало на сердце.  

Птичьи голоса говорили о наступлении мира на земле.  

Давно это было, но из памяти не уходит.

Они покружили в воздухе и сели на прозрачную гладь воды.

 

2. - Что нужно сделать, чтобы получился текст?  

3. - Прочитайте текст. О чём или о ком говорится в тексте?  

     Давно это было, но из памяти не уходит. Стихла пальба. Солдаты отдыхали на берегу реки. На их лицах лежала страшная усталость. Четыре года тяжёлых боёв остались позади.

      Наступила тишина. В полной тишине раздались звуки. С синего неба спустилась стайка диких уток. Они покружили в воздухе и сели на прозрачную гладь воды.                                                                                                                                      

      Смотрят на них солдаты. Легко стало на сердце. Они вспомнили свой родной дом. Птичьи голоса говорили о наступлении мира на земле.

4. - Как можно озаглавить этот текст?  (После тяжёлых боёв.) 

  1. Домашнее задание.

Дома ученики записывают самостоятельно составленный на уроке текст в тетрадь.

  1. Итог урока.

1. Учитель:

    - 75 лет прошло с тех пор. Рядом с нами живут участники сражений – земляки, фронтовики, ветераны, но с каждым днем их становится меньше и меньше. Когда мы видим на их груди боевые награды, мы вспоминаем, что именно им и тем миллионам солдат, которые не вернулись с поля битвы, мы обязаны жизнью нашей страны, Великой России.

(Слайд 11)

 

 

«Имя твоё неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину 1941-1945»

                            Написано на памятной плите. (Слайд 13)

 

                                      Войны я не видела, но знаю,

                                      Как трудно народу пришлось,

                                      И голод, и холод, и ужас –

                                      Всё им испытать довелось.

                                       Пусть мирно живут на планете,

                                      Пусть дети не знают войны,

                                       Пусть яркое солнышко светит!

                   Мы дружной семьёй быть должны!

 

2. Беседа с учениками.

  • Какому событию в жизни нашей страны был посвящен наш урок?
  • Чем заинтересовал вас урок?
  • Какую полезную информацию для себя вынесете с урока?
  • На каком этапе работы испытывали трудности?   - Чему учились на уроке?

          

3. Читает подготовленный ученик. (Слайды 12-13)

 «Никто не забыт и ничто не забыто» Горящая надпись на глыбе гранита.

                                   Поблёкшими листьями ветер играет

 И снегом холодным венки засыпает.

    Но словно огонь у подножья гвоздика.

                                  Никто не забыт и ничто не забыто.

  • Минутой молчания отдадим дань памяти героям войны.   Звуки метронома (Слайд 13)  

 12. Рефлексия.

Учитель:  

  • Как хорошо, что над нами чистое, голубое небо. Давайте выпустим в наше небо голубей – вестников мира на Земле. Из конвертов, выберите голубя того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению.

Белый голубь. - Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.

Голубой голубь. - Старался, но были ошибки.

Серый голубь. - Вы считаете, что было трудно на уроке.

 

 

   1.                                         ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                     

У  

Б  

А  

С  

О  

Я  

У  

П  

Д  

С  

Е  

Я  

 

 

2.

 

 

   

Заивление

«Хочю   нафронт.   Вшколу  нехочю.

        Писат  и  читат уже умею.  ванька». 

 

3.

 

1. Советский, победу, над, народ, фашизм, одержал.

 2. Девятого, над, мая, Красной, салют, площадью, прогремел, Победы.

3. Родина, подвигу, салютует, воинов, советских.

4.

 

 

…тец моей мамы, мой дедушка,

был с..лдатом Великой Отечественной войны. Он был младшим к..мандиром и погиб как г..рой в тяжелейших боях под М..сквой. Когда в День П..беды в столице нашей Р..дины гремят залпы праздничного с..люта, я с болью и гордостью думаю о своем дедушке, которого, к сожалению, никогда не видела.

 

 

5.

Четыре года тяжёлых боёв остались позади.  

Они вспомнили свой родной дом.  

Стихла пальба. Солдаты отдыхали на берегу реки.

 Наступила тишина.  

На их лицах лежала страшная усталость.

С синего неба спустилась стайка диких уток.    

В полной тишине раздались звуки.  

Смотрят на них солдаты.  

Легко стало на сердце.  

Птичьи голоса говорили о наступлении мира на земле.  

Давно это было, но из памяти не уходит.

Они покружили в воздухе и сели на прозрачную гладь воды.

 

 

 

 

   

Использованные источники:

 

  1. Вечный огонь. Москва. URL:   https://avatars.mds.yandex.net 
  2. Вечный огонь. Раменское. URL:  http://rasfokus.ru/images 
  3. Владимов М.  Пусть дети не знают войны. URL:  https://lit.rosuchebnik.ru 
  4. Клюхина И.В. Сценарий занятий по изучению слов с непроверяемым написанием.

URL: https://search.rsl.ru 

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. URL: http://ozhegov.info 
  2. Победа. URL: https://cdn1.ozone.ru 
  3. Рисунок голубя. URL:  https://yandex.ru/collections 
  4. Фон для презентаций. URL:.file://C:/Users/User/Pictures 
  5. Шамарин А. Никто не забыт и ничто не забыто. URL: https://rustih.ru 

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией по теме"Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов"

Урок разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО. Учащиеся на уроке работают в группах. Задания, предложенные детям на каждом этапе урока, подталкивают учащихся к учебному исследованию сло...

Методическая разработка урока по русскому языку"Обобщение изученного"

Методическая разработка урока по русскому языку "Обобщение изученного в 4классе", УМК «Начальная школа XXI века»...

Методическая разработка урока по русскому языку "Закрепление написания изученных букв" 1 класс

Конспект урока был разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"...

Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе для детей с ОВЗ по теме «Имя прилагательное. Повторение».

Общедидактическая цель урока:  обобщить и систематизировать знания  об имени прилагательном....

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией "Значения приставок" 3 класс

Тема урока: «Значения приставок»Цели урока:способствовать закреплению знаний о роли и значении приставок;формирование умения проводить разбор по составу, образовывать новые слова.Планируем...

Методическая разработка урока по русскому языку. Закрепление изученного материала по теме «Заглавная буква в именах собственных» во 2-ом классе

Данный урок можно использовать при закреплении темы "Заглавная буква в именах собственных" во 2-ом классе...