Методическая разработка урока по русскому языку"Обобщение изученного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Методическая разработка урока по русскому языку "Обобщение изученного в 4классе", УМК «Начальная школа XXI века»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
4 класс
УМК «Начальная школа XXIвека»
Тема урока: Повторение и обобщение изученного в 4 классе.
Строич Р.В.,
учитель начальных классов
МБОУ-СОШ №3 г.Аркадака
апрель 2014г.
Повторение изученного.
(Подготовка к мониторингу)
Урок - путешествие для учащихся 4 класса.
Цели урока:
образовательные: повторить и систематизировать материал по фонетике и словообразованию, синтаксису и морфологии, орфографии и пунктуации, лексике за курс начальной школы, вырабатывать умение практического применения полученных знаний - подготовка к итоговой аттестации за курс начальной школы;
развивающие: развивать речь, память, мышление, воображение, коммуникативность, познавательную активность, орфографическую зоркость учащихся;
воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе, создавать атмосферу комфортного доверительного общения.
Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
Урок- путешествие на остров Сокровищ.
Примененные педагогические технологии:
Технология деятельностного метода обучения, технология игрового обучения, информационно-коммуникационная, технология развивающего обучения, уровневой дифференциации.
Оборудование урока:
- Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: С.В.Иванов и др.- М.: Вентана – Граф, 2010 (Начальная школа XXIвека).
- Тесты ( MуТеstx), ноутбуки.
- Сигнальные карточки.
- Раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
- М.П.Стерлигов. Толковый словарь для школьников. - М.: «Литера», 2010
- Компьютер, мультимедийный проектор.
- Презентация.
Ход урока
I.Организационный момент. (Слайд №1)
Если ты стремишься к знаньям,
Проявляй свои старанья!
Будь умён и терпелив,
Жаждой знаний одержим!
II.Формулирование темы и целей урока. (Слайд№2)
-Сегодня мы не просто ученики, а мореплаватели. Я приглашаю вас в морское путешествие на таинственный остров Сокровищ. Посмотрите на слайд, загорелся маяк, а что там написано… (разделы русского языка).
- Какие ассоциации у вас возникли? (фонетика, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, орфография, словообразование ) Изучали мы с вами эти разделы? Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем делать? (Повторять…) - А зачем? ( Чтобы вспомнить изученный материал, подготовиться к мониторингу.)
Сформулируйте тему, цели.
- Отыскать сокровища будет нелегко. Придётся вспомнить все приобретённые знания по русскому языку.
-Как вы думаете, какие качества понадобятся в путешествии?
(Знания и дружба помогут нам преодолеть все препятствия и найти клад. )
Улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи (хлопки в ладоши с соседом по парте)
III.Работа по теме. Воспроизведение ранее изученных знаний и способов деятельности.
Открываем бортовые журналы (тетради).
1. -А начинаем мы наше путешествие из порта «Алфавит» (Слайд №3)
Запиши строку, в которой слова расположены в алфавитном порядке.
1.якорь, экипаж, пассажир, корабль, волшебник
2. корабль, якорь, волшебник, экипаж, пассажир
3. волшебник, корабль, пассажир, экипаж, якорь
4. экипаж, пассажир, корабль, волшебник, якорь (взаимная проверка)
-Наш корабль удачно вышел в открытое море.
2. Работа в группах (карточка) Дельфины предлагают поработать в группах.
Наш парус ветер подгоняет. (Слайд №4)
Корабль скользит по ласковой волне.
Вон за бортом дельфин играет,
Резвясь в прозрачной глубине.
Подчеркните слова, в которых звуков меньше, чем букв. Слова, в которых звуков больше, чем букв.
3.Коллективна работа. -Дельфины сообщают нам о приближении шторма. Чтобы не потерпеть кораблекрушение, необходимо правильно выполнить задание:
В каком ряду во всех словах нужно писать букву с в корне слова? ( интерактивная доска, веер букв)
1.полю…, коло…, ука…ка
2.гры…ть , не …ти, берё…ка
3.ми…ка, покра…ка, кара…ь
4.исче…. , пол…ти, до…ка
-Шторм закончился, мы продолжаем путешествие, выходим на палубу, любуемся морем…
4.Физминутка для глаз. (Звучит фонограмма № 2 шум моря.) Что вы увидели? А я заметила нефтяные пятна! Какую опасность они представляют? (гибнут птицы, рыбы, нарушается газообмен) Как убрать эти пятна? ( специальные «суда- губки». Они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают мусор, пластмассовые отходы.) Наш корабль превратится в «судно-губку», если мы правильно выполним следующее задание.
5.Работа по учебнику.
Упр. №3 с.136 (в парах) Прочитаем задание:
Упражнение №3. Выпиши предложения, связанные с морским путешествием. Проверь, правильно ли поставлены знаки препинания. Если есть ошибки, исправь их. Я беру лодку, и иду к реке. Раздаётся звонок, и мама открывает дверь. Океан бушевал и яхта дрожала. Я поднял глаза и увидел белку. |
-Я надеюсь, вы не будете выполнять упражнение с бухты-барахты. Что значит с бухты-барахты ? (Работа со словарем фразеологизмов.) (Ни с того ни с сего, необдуманно.)
Двое учащихся работают на доске. Остальные работают самостоятельно в тетрадях.
Дети задают работающим на доске дополнительные вопросы. (Самооценка.)
Дополнительно: индивидуальные карточки ( учащимся, которые уже выполнили задание)
Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом. а) Овладевать собой, успокаиваться - … б) Усиленно думать над трудным вопросом - … в) Хорошо запомнить - ..... |
-Объясните, лексическое значение слова яхта. Проверим наши предположения по «Толковому словарю».
Яхта:1.Большая и лёгкая спортивная парусная лодка.
2.Небольшое судно для прогулок, спорта.
-Нефтяные пятна убраны! Морские жители благодарят вас за помощь и призывают беречь и охранять природу.
6.Домашнее задание (по выбору)
1.Упражнение №1 с.137 учебник (Списать текст. Вставить подходящие по смыслу союзы и, а, но. Поставить пропущенные запятые.)
2.Написать мини- сочинение о море. (-А кто из вас был на море? Поделитесь своими впечатлениями.)
-Наш замечательный экипаж может смело плыть к таинственному острову Сокровищ.
7. Тестовая работа (индивидуальная работа)
-Ой! А впереди рифы! Чтобы наш корабль не попал на рифы, надо выполнить тесты . На ноутбуках работают …
Дополнительно: индивидуальные карточки ( раздаю тем учащимся, кто уже выполнил тест)
С1. В слове топиться скрыты два слова, это глаголы 3-го лица единственного числа. Они произносятся и пишутся одинаково, но совершенно разные по лексическому значению. Образуйте их. Для этого нужно убрать некоторые буквы. Объясните значение каждого слова. |
-Прилив волны смыл части слов , нам необходимо восстановить их.
(Интерактивная доска) Остальные учащиеся выполняют задание:
Распредели слова на группы в зависимости от состава слова.
- с приставкой ПРИ- 2) с приставкой РАЗ-
Какое слово не вошло ни в одну группу?
Разбросать, принести, разлюбить, примочка, разбить, присудить, разорить, разрисовать, присмотреть.
8.Музыкальная физминутка «Морская разноцветная» (Одеваем скафандры и опускаемся полюбоваться морскими обитателями)
9. Самостоятельная работа. - На горизонте появляется корабль. Это пираты. Чтобы избежать с ними столкновение, необходимо исправить ошибки. (Cлайд№5)
( Самостоятельная работа на карточках)
Вадоёмы имеют бальшое зночение в природи и в жизне людей. Они украшают Землю, радуют нас сваей красотой…Вода – источьник жизне на Зимле. |
Проверка, комментирование.
IV.Итог урока. Рефлексия. (Слайд №6)
-Мы избежали столкновения с пиратами. Ура! Наконец, показался остров. Причаливаем.
Ищем сокровища. Но что это? В сундучке письмо. (Чтение письма )
Вы ищете клад – золотые монеты, Но ваше богатство, поверьте, не в этом, Вы этим богатством владеете, дети! Ведь русский язык – Самый лучший на свете. Он самый великий и самый богатый! И много секретов хранит он, ребята! Вы эти секреты должны разгадать И с радостью русский язык изучать! Тогда очень грамотным станет ваш класс, И русский язык станет другом для вас! (Разделы русского языка) |
-Так что, ребята, является сокровищем? (знания) Не зря говорят: «Знания – это богатство. Знания – это клад» -Молодцы! Клад найден! Как вы думаете, какое другое название имеет этот остров? (Остров Знаний. Остров Русского языка.)
-Чтобы закончить путешествие, надо подвести итог.- Какую цель ставили?
Оцените свою работу на уроке. Выбираем ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.
- На зелёном сигнальном круге: «Дело мастера боится» (вы уверены в своих знаниях)
На жёлтом: «Добрый разум не наживают разом» (Есть пробелы небольшие, надо ещё поработать)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Повторение изученных орфограмм" (2 класс)
Урок составлен по программе "Гармония". В разработке использован интересный подбор загадок о весне, задания для самостоятельной и групповой работы с таблицами....
Методическая разработка урока по русскому языку "Закрепление написания изученных букв" 1 класс
Конспект урока был разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"
Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...
Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"
Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...
Открытый урок по русскому языку «Обобщение изученного о глаголе»
План - конспект открытого урока по русском уязыку "Обобщение изученного о глаголе" и презентация к уроку...
Методическая разработка урока по русскому языку. Закрепление изученного материала по теме «Заглавная буква в именах собственных» во 2-ом классе
Данный урок можно использовать при закреплении темы "Заглавная буква в именах собственных" во 2-ом классе...
Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе"
Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе" является уроком обобщени...