Методическая разработка урока по русскому языку"Обобщение изученного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Методическая разработка урока по русскому языку "Обобщение изученного в 4классе", УМК «Начальная школа XXI века»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

4 класс

УМК «Начальная школа XXIвека»

Тема урока: Повторение и обобщение изученного в 4 классе.

                                       

                                              Строич Р.В.,

учитель начальных классов

МБОУ-СОШ №3 г.Аркадака

апрель 2014г.

Повторение изученного.

(Подготовка к мониторингу)

                       Урок - путешествие для учащихся 4 класса.

Цели урока:

образовательные: повторить и систематизировать  материал по фонетике и словообразованию, синтаксису и морфологии, орфографии и пунктуации, лексике  за курс начальной школы, вырабатывать умение практического применения полученных знаний - подготовка к итоговой аттестации за курс начальной школы;

развивающие: развивать речь, память, мышление, воображение, коммуникативность, познавательную активность, орфографическую зоркость учащихся;

воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе, создавать атмосферу комфортного доверительного общения.

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.

Урок- путешествие на остров Сокровищ.

Примененные педагогические технологии:

Технология деятельностного метода обучения, технология игрового обучения, информационно-коммуникационная, технология развивающего обучения, уровневой дифференциации.

Оборудование урока:

  • Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: С.В.Иванов и др.- М.: Вентана – Граф, 2010 (Начальная школа XXIвека).
  • Тесты ( MуТеstx), ноутбуки.
  • Сигнальные карточки.
  • Раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.  
  • М.П.Стерлигов. Толковый словарь для школьников. - М.: «Литера», 2010
  • Компьютер, мультимедийный проектор.
  •  Презентация.

Ход урока

I.Организационный момент. (Слайд №1)

Если ты стремишься к знаньям,

Проявляй свои старанья!

Будь умён и терпелив,

Жаждой знаний одержим!

II.Формулирование темы и целей урока. (Слайд№2)

-Сегодня мы не просто ученики, а мореплаватели. Я приглашаю вас в морское путешествие на таинственный остров Сокровищ. Посмотрите на слайд, загорелся маяк, а  что там написано… (разделы русского языка).

- Какие ассоциации у вас возникли?  (фонетика, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, орфография, словообразование ) Изучали мы с вами эти разделы? Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем делать? (Повторять…) - А зачем? ( Чтобы вспомнить изученный материал, подготовиться к мониторингу.)

 Сформулируйте тему, цели.    

- Отыскать сокровища будет нелегко. Придётся вспомнить все приобретённые знания по русскому языку.

-Как вы думаете, какие качества понадобятся в путешествии?

 (Знания и дружба помогут нам преодолеть все препятствия и найти клад. )

    Улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи (хлопки в ладоши с соседом по парте)

III.Работа по теме. Воспроизведение ранее изученных знаний и способов деятельности.

       Открываем бортовые журналы (тетради).

   1. -А  начинаем мы наше путешествие из порта «Алфавит» (Слайд №3)

Запиши строку, в которой слова расположены в алфавитном порядке.

                 1.якорь, экипаж, пассажир, корабль, волшебник

                2. корабль, якорь, волшебник, экипаж, пассажир

                3. волшебник, корабль, пассажир, экипаж, якорь

                4. экипаж, пассажир, корабль, волшебник, якорь   (взаимная проверка)

-Наш корабль удачно вышел в открытое море.

2. Работа в группах (карточка) Дельфины предлагают поработать в группах.

                Наш парус ветер подгоняет. (Слайд №4)

                Корабль скользит по ласковой волне.                

                Вон за бортом дельфин играет,

               Резвясь в прозрачной глубине.

Подчеркните слова, в которых звуков меньше, чем букв. Слова, в которых звуков больше, чем букв.

3.Коллективна работа. -Дельфины сообщают нам о приближении шторма. Чтобы не потерпеть кораблекрушение, необходимо правильно выполнить задание:

В каком ряду во всех словах нужно писать букву с в корне слова? ( интерактивная доска, веер букв)

1.полю…, коло…,  ука…ка

2.гры…ть , не …ти, берё…ка

3.ми…ка, покра…ка,  кара…ь

4.исче…. , пол…ти, до…ка

-Шторм закончился, мы продолжаем путешествие, выходим на палубу, любуемся морем…

4.Физминутка для глаз. (Звучит фонограмма № 2 шум моря.) Что вы увидели? А я заметила нефтяные пятна! Какую опасность они представляют? (гибнут птицы, рыбы, нарушается газообмен) Как убрать эти пятна? ( специальные «суда- губки». Они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают мусор, пластмассовые отходы.) Наш корабль превратится в «судно-губку», если мы правильно выполним следующее задание.

5.Работа по учебнику.

Упр. №3 с.136 (в парах) Прочитаем задание:

Упражнение №3. Выпиши предложения, связанные с морским путешествием.

Проверь, правильно ли поставлены знаки препинания. Если есть ошибки, исправь их.

Я беру лодку, и иду к реке.

Раздаётся звонок, и мама открывает дверь.

Океан бушевал и яхта дрожала.

Я поднял глаза и увидел белку.

-Я надеюсь, вы не будете выполнять упражнение с бухты-барахты. Что значит с бухты-барахты ? (Работа со словарем фразеологизмов.) (Ни с того ни с сего, необдуманно.)

Двое учащихся работают на доске. Остальные работают самостоятельно в тетрадях.

Дети задают работающим на доске дополнительные вопросы. (Самооценка.)

Дополнительно: индивидуальные карточки ( учащимся, которые уже выполнили задание)

 Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

а) Овладевать собой, успокаиваться - …

б) Усиленно думать над трудным вопросом - …

в) Хорошо запомнить - .....

-Объясните, лексическое значение слова яхта. Проверим наши предположения по «Толковому словарю».

               Яхта:1.Большая и лёгкая спортивная парусная лодка.

                         2.Небольшое судно для прогулок, спорта.

-Нефтяные пятна убраны! Морские жители благодарят вас за помощь и призывают беречь и охранять природу.

6.Домашнее задание (по выбору)

1.Упражнение №1 с.137 учебник (Списать текст. Вставить подходящие по смыслу союзы и, а, но. Поставить пропущенные запятые.)

2.Написать мини- сочинение о море. (-А кто из вас был на море? Поделитесь своими впечатлениями.)

-Наш замечательный экипаж может смело плыть к таинственному острову Сокровищ. 

7. Тестовая работа (индивидуальная работа)

-Ой! А впереди рифы! Чтобы наш корабль не попал на рифы, надо выполнить тесты . На ноутбуках работают …

Дополнительно: индивидуальные карточки ( раздаю тем учащимся, кто уже выполнил тест)

 С1. В слове топиться скрыты два слова, это глаголы 3-го лица единственного числа.       Они  произносятся и пишутся одинаково, но совершенно разные по лексическому  

       значению. Образуйте их. Для этого нужно убрать некоторые буквы. Объясните значение каждого слова.

-Прилив волны смыл части слов , нам необходимо восстановить их.

(Интерактивная  доска) Остальные учащиеся выполняют задание:

Распредели слова на группы в зависимости от состава слова.

  1. с приставкой ПРИ-    2) с приставкой РАЗ-

                      Какое слово не вошло ни в одну группу?

Разбросать, принести, разлюбить, примочка, разбить, присудить, разорить, разрисовать, присмотреть.

8.Музыкальная физминутка «Морская разноцветная» (Одеваем скафандры и опускаемся полюбоваться морскими обитателями)

9. Самостоятельная работа. - На горизонте появляется корабль. Это пираты. Чтобы избежать с ними столкновение, необходимо исправить ошибки. (Cлайд№5)

 ( Самостоятельная  работа на карточках)

Вадоёмы имеют бальшое зночение в природи и в жизне людей. Они украшают Землю, радуют нас сваей красотой…Вода –  источьник  жизне на Зимле.

Проверка, комментирование.

IV.Итог урока. Рефлексия. (Слайд №6)

-Мы избежали столкновения с пиратами. Ура! Наконец, показался остров. Причаливаем.

Ищем сокровища.  Но что это? В сундучке письмо. (Чтение письма )

Вы ищете клад – золотые монеты,

Но ваше богатство, поверьте, не в этом,

Вы этим богатством владеете, дети!

Ведь русский язык –

 Самый лучший на свете.

Он самый великий и самый богатый!

И много секретов хранит он, ребята!

Вы эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать!

Тогда очень грамотным станет ваш класс,

И русский язык станет другом для вас!  (Разделы русского языка)

-Так что, ребята, является сокровищем? (знания) Не зря говорят: «Знания – это богатство. Знания – это клад» -Молодцы! Клад найден! Как вы думаете, какое другое название имеет этот остров? (Остров Знаний. Остров Русского языка.)

-Чтобы закончить путешествие, надо подвести итог.- Какую цель ставили?

Оцените свою работу на уроке. Выбираем ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.

-  На зелёном сигнальном круге: «Дело мастера боится» (вы уверены в своих знаниях)  

На жёлтом: «Добрый разум не наживают разом» (Есть пробелы небольшие, надо ещё поработать) 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Повторение изученных орфограмм" (2 класс)

Урок составлен по программе "Гармония".  В разработке использован интересный подбор загадок о весне, задания для самостоятельной и групповой работы  с таблицами....

Методическая разработка урока по русскому языку "Закрепление написания изученных букв" 1 класс

Конспект урока был разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Открытый урок по русскому языку «Обобщение изученного о глаголе»

План - конспект открытого урока по русском уязыку "Обобщение изученного о глаголе"  и презентация к уроку...

Методическая разработка урока по русскому языку. Закрепление изученного материала по теме «Заглавная буква в именах собственных» во 2-ом классе

Данный урок можно использовать при закреплении темы "Заглавная буква в именах собственных" во 2-ом классе...

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе"

        Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе" является уроком обобщени...